В «Голден Стэйт» собрался самый психованный состав в истории
Высчитано в долларах.
В НБА не забалуешь.
Клубы лиги в прошлом сезоне выплатили игрокам 3 миллиарда в зарплатах за вычетом эскроу. Игроки выплатили лиге тоже 3 – только миллиона – в качестве штрафов. Да, это всего лишь 0,1% от совокупного заработка баскетболистов НБА (даже меньше, ведь эскроу вернулся в карман игроков), но в реальной жизни – довольно внушительная сумма: на эти деньги можно купить две тысячи iPhone X и замостить ими стены в туалете. Уверен, Гилберт Аренас сейчас раздумывает над таким предложением.
С каждым новым Коллективным соглашением лига продумывает все более суровые санкции – повышаются размеры штрафов, расширяются зоны их применения, более четко прописываются правила удалений и дисквалификаций. Практически ни один беспечный чих игроков не обходится без штрафа.
Получил технический фол – плати 2 тысячи, а если продолжишь их собирать, то цена каждого может и до 5 тысяч дорасти. Запостил какую-нибудь мерзость в соцсети – 10 тысяч. Публично раскритиковал судейство – 15 тысяч, а если не в первый раз, то еще больше. Не сдал тест на травку уже во второй раз – 25 тысяч. Нарушил прописанные клубом в личном контракте условия – плати столько, сколько пожелает клуб, и успеха тебе в арбитраже, если не согласен с таким штрафом. Владимир Радманович, однажды неосторожно прокатившийся на сноуборде и скрывший это от «Лейкерс», попал на 500 тысяч, когда правда о его травме всплыла.
Десятки тысяч за «технари» и ругань – карманная мелочь для миллионеров НБА, но они могут существенно бить по бюджету не самых богатых игроков. В 2017 году Дантэй Джонс подписал контракт с «Кливлендом» в самый последний день регулярного сезона – и получил по нему всего 9 с небольшим тысяч долларов. В плей-офф он получил 3 технических фола и заработал удаление с паркета – и штрафов накопилось на 9 тысяч. Учитывая, что ему еще подоходный налог предстояло выплатить с зарплаты, Дантэй остался в минусе.
(Леброн пообещал оплатить штрафы своего нищебро)
Баскетболистам с высокой зарплатой страшны не столько отдельные штрафы, сколько дисквалификации – ведь за каждую пропущенную игру они теряют по 1/145 от зарплаты (а если дисквалификация – более 20 матчей, то по 1/110). Самые большие удержания зарплаты в истории лиги:
3,17 млн Жоакима Ноа (дисквалификация на 20 матчей за допинг);
4,76 млн Аренаса (50 матчей, принес пушку в раздевалку);
4,99 млн Рона Артеста (73 матча+плейофф, полез драться с болельщиком на трибуну; после смены имени на Метту Уолд Писа он в будущем накопил еще на миллион удержанных долларов);
6,36 млн Лэтрелла Сприуэлла (68 матчей, душил тренера).
Лига не сразу увидела, насколько велика пропасть между простыми штрафами и дисквалификациями, но все-таки поняла, чем нужно запугивать. В 2011 году НБА ввела правило, которое устанавливало лимит технических замечаний на сезон. После шестнадцатого «технаря» игроку полагается пропустить матч, а потом еще один – после восемнадцатого, еще один – после двадцатого, и так далее. В плей-офф дисквалификация на игру возникает уже после седьмого технического замечания. Назвали это правило в честь самого экзальтированного и неуправляемого игрока НБА, рекордсмена по числу «технарей» за один сезон (41), по числу удалений в карьере (29) и по выплаченным штрафам (630 тысяч) – Рашида Уоллеса.
При этом Шиди умудрялся избегать длительных банов и потерял на них в сумме «всего лишь» 2,2 млн: самое долгое отстранение в его карьере составило 7 матчей – за то, что посоветовал скандальному арбитру Тиму Донахи (непечатное) его (непечатное) в (непечатное) на (непечатное) между (непечатное) (непечатное) (непечатное) суслик.
В сегодняшней лиге персонажей, подобных Рашиду, нет, особенно после завершения карьер Метты Уолд Писа, Мэтта Барнса и Стивена Джексона. Но все-таки еще остаются игроки с крайне нестабильными эмоциями и пристрастием к техническим замечаниям.
Совпадение или нет, но большинство из них собрались сейчас в составе действующих чемпионов – «Голден Стэйт Уорриорс».
Уже в прошлом году игроки ГСВ лидировали в лиге по удалениям (одного Кей-Ди выгоняли пять раз, чаще любого другого игрока за последние 15 лет) и были в топ-3 по техническим фолам. А теперь добавили в состав еще и Демаркуса Казинса, четырехкратного чемпиона лиги по «технарям» (2013, 2014, 2016, 2017). В прошлом сезоне Буги успел собрать 10 технических замечаний и два удаления всего за 48 матчей.
В итоге мы получаем банду с потрясающим и беспрецедентным «криминальным прошлым».
Игроки из текущего состава «Уорриорс» уже выплатили в казну НБА более 1,5 млн долларов в виде штрафов. Демаркус «Ненавижу арбитров и Майерса Ленарда» Казинс – лидер среди действующих игроков (опережает даже Дуайта, хотя у того карьера значительно длиннее), Дрэймонд «Ща как дам по яйцам» Грин – третий. Дюрэнт – в десятке.
Также среди игроков ГСВ есть энтузиаст спортивного швыряния капами Стеф Карри, буквально бодающийся с арбитрами Шон Ливингстон, вечно чем-то недовольный Андре Игудала. В такой атмосфере даже Клэй Томпсон, которого вроде бы вывести из себя не может даже ремонт в квартире соседей, успел поучаствовать в потасовке с ценником в 35 тысяч долларов.
Нынешний старт «Уорриорс» – официально самая оштрафованная пятерка в истории лиги, а ведь НБА повидала детройтских «Бэд Бойз», «Джейл Блейзерс» и тех разбойников из «Индианы», что пошли махаться с болельщиками. И вряд ли игроки «ГСВ» исправятся и начнут себя прилично вести в предстоящем сезоне. С каждым новым перстнем напряжение только растет – в принципе, таков закон НБА, из-за которого построение династий на целое десятилетие становится крайне трудным процессом с точки зрения психологии.
Единственная команда, которая как-то может поспорить с ГСВ за звание самого психованного клуба современной НБА – это «Вашингтон»: Дуайт Ховард как влитой вписывается в коллектив к Маркиффу Моррису (4-й среди действующих игроков по штрафам, 305 тысяч), Джону Уоллу (10-й, 223 тысячи), Брэдли Билу и Келли Убре (80 и 73 тыс.).
А теперь представьте, если «Уизардс» вдруг преобразятся, начнут не только ныть, злиться и толкаться, но еще и играть соответственно своему таланту и внезапно выиграют оставленную Леброном Восточную конференцию…
Кажется, мы только что нашли вариант, способный подогреть интерес к очередному финалу НБА с участием «Голден Стейт».
* * *
Все деньги, выплаченные в виде штрафов или удержанные из зарплаты игроков, идут на благотворительность – по 50% в фонды на выбор НБА и профсоюза.
Дополнительная литература:
ДеМаркус Казинс, Аллен Айверсон и еще 13 неуправляемых игроков НБА
20 легендарных драк между одноклубниками в баскетболе
Главный псих в истории НБА: Артест или Родман?
Фото: Gettyimages.ru/Gregory Shamus, Phil WalterЮ Rob Carr, Doug Benc, Tom Pidgeon
2) Штрафы не так уж и сильно отличались - за технарь до 99 года платили по 500 долларов, потом выросло до 1000, с 2011 - $2000. Другое дело, что в этом веке технические арбитры стали выписывать намного охотнее.
3) Даже тогда Детройт не так выделялся на общем фоне именно по багажу штрафов и замечаний, как вот этот набор из Казинса-Грина-Дюрэнта в сегодняшней лиге.
Но тихоней он никогда не был, еще в Окле копил технари (в 2014 разделил чемпионство с Казинсом, например, получив 16 штук).
Вы понимаете разницу между штрафом и удержанием зарплаты?