Навеянное финалом
Не знаю, готовится ли в Кливленде парад по поводу победы “Далласа” в чемпионате, но совершенно очевидно, что пищи для размышления эта финальная серия дала предостаточно. Хейтеры Леброна прекрасны в своей необъяснимой природой радости; ДеШоун Стивенсон начинает понимать, что значит быть чемпионом; немцы на радостях ставят Дирка Новицки в исторических списках выше Штеффи Граф (что, при всей любви к уроженцу Вюрцбюрга, несколько абсурдно). Одним словом, эффект велик.
Противостояние добра и зла – оставьте это Джорджу Лукасу. Обе команды составлены из баскетболистов, а не из сгустков положительной и отрицательной энергии, и давайте закроем эту глупую тему. Я хотел бы поговорить о другом.
Дирк Новицки заслужил чемпионство как никто другой. Его спектакли в заключительных четвертях по ходу этого плей-офф в моем воображаемом рейтинге обошли финальную сцену из “Профессионала” и вплотную приблизились к танцу Риты Хэйуорт в “Гильде”. Есть такие игроки, которым до смерти нужен этот чертов чемпионский перстень, и немец один из них. Когда Господь Бог давал талант этому не очень высокому в то время блондину, он сказал: “Дирк, я дарю тебе уникальный бросок, но чемпионство ты должен выиграть сам. Если ты не сделаешь этого, то так и останешься в людской памяти “мягким” европейцем”.
Нельзя не сравнить Дирка со Стивом Нэшем, тем более в такой момент, тем более в этом блоге. У них действительно много общего – от белого цвета кожи до уникальной параболы, рисуемой мячом в процессе полета. Сейчас в моде разговоры в стиле “а что, если бы?”. Если бы Нэш остался в “Далласе”, если бы Кьюбан дал ему адекватный контракт… Как мне кажется, начинать стоит с того, что именно в “Финиксе”, в этой системе, Стив стал тем, кем он сейчас является.
Стив Керр после финала заявил буквально следующее: “Они действительно очень похожи. Новицки, по большому счету – это семифутовая версия Нэша. Они оба чрезвычайно лояльны к своим командам, с ними все хотят играть, и они делают своих партнеров лучше. Когда Нэш выиграет чемпионство, он сделает это так же, как и Дирк. Он должен скрыться от прессы, уйти в раздевалку и побыть там некоторое время в одиночестве. Это будет величайший момент в истории. Поэтому я против обмена Стива. Пока он хочет играть в этой команде, он должен быть здесь. Именно с именем Стива у меня ассоциируется организация Санс. Трудно представить себе более подходящий пример для молодых игроков”.
Даже и не поспоришь, в последнее время Керр говорит разумные вещи. Но я все-таки попробую возразить.
Я сказал, что Дирк один из тех игроков, которым во что бы то ни стало нужно выиграть чемпионат, потому что он истинный спортсмен, один из тех людей, из которых делаются гвозди. В его глазах написано: “Я приехал сюда из самой воинственной страны в мире, чтобы взять Кубок Ларри О’Брайена. Это моя цель, и точка”.
Так вот, если Дирк – это великий спортсмен, то Нэш – социальное явление. В этом плане с ним можно сравнить только Шака и Баркли (правда, с натяжкой), и количество наград в данном случае не имеет значения. Конечно, сам Стив очень хочет выиграть чемпионат, в противном случае он был бы плохим и неамбициозным баскетболистом. Но мне всегда казалось, что Нэшу тесно в рамках одного вида спорта. Это настолько масштабная личность, его миссия столь разнообразна, что нельзя сводить все к завоеванию кольца, пусть даже и чемпионского.
Помимо этого, он выполняет особую, эстетическую роль в Лиге. Когда вы видите розу, вам хочется сравнить ее с чем-нибудь, повезти на какую-нибудь выставку, или же для восхищения ею вам достаточно великолепия и изящества этой розы? Не берусь судить, был ли выбор этой роли осознанным, но, попав к Д’Антони, Стив раскрыл все свои таланты, и, как кажется, ни о чем не жалеет. Впрочем, по-другому те Санс, которых Билл Симмонс назвал S.S.O.L. (аббревиатура знаменитой тактики Seven Seconds Or Less), играть просто не могли. На это есть две причины:
Лидер команды и главный идеолог весит всего 81 килограмм и чисто физически не способен играть в жесткой манере, с акцентом на защиту. Волей-неволей приходилось как-то выкручиваться и создавать гениальные атакующие полотнища.
Тренер. Несколько отвлекусь и приведу отрывок из книги Джека Маккалума “My season on the Bench with the Runnin’ and Gunnin’ Phoenix Suns” ( речь о сезоне 2005/2006, том самом). “Мне всегда казалось, что атакующие команды, такие, как Санс, не могут пройти далеко в плей-офф. Чем ближе финал, тем сильнее замедляется темп игры, тем самым, атакующие команды вынуждены играть в непривычном для себя стиле. Как следствие, это неизбежно ведет к поражению. Когда я поделился этими мыслями с Майком Д’Антони, он сказал следующее: “Тренеры слушают подобные вещи, начинают в них верить, а потом так и делают. Мне кажется, это неправильно, нужно прислушиваться к себе. Защита – не единственный путь к чемпионству. В конце концов, это не выгравировано ни на каком камне”. В тот момент привычная улыбка сошла с его лица, как будто кто-то в очередной раз неправильно произнес слово “брускетта” (традиционное центрально-итальянское простонародное блюдо) ”.
Не знаю, станет ли команда с такой игровой философией чемпионом. Пока что история говорит об обратном. Трудно идти против истории. Но дело-то не в этом, а в том, что таким командам не нужно выигрывать титулы, чтобы их помнили. Ведь Мэрилин Монро никогда не брала “Оскар”, а Йохан Кройф так и не стал чемпионом мира. Но их знают и любят все. А много ли среднестатистический человек может рассказать о Кэтрин Хепберн или Пауле Брайтнере?
Такие коллективы оставляют след в душе каждого, кто их помнит, и это не заменит ни одна строчка в спортивных летописях. С помощью защиты можно выиграть, но куда интереснее бросить вызов устоям и победить. Или нет. Результат не так важен. Болельщик простит его отсутствие, пока игра доставляет такое наслаждение.
Недавно Нэш сказал, что собирается играть еще три года. Не знаю, как вы, а я не представляю его сорокалетним и машущим полотенцем на скамейке условного “Майами”. Я уверен, что ему не нужен перстень до такой степени, чтобы он поступился собственными принципами и согласился на роль Гэри Пейтона, при всем уважении к последнему. Завершение карьеры баскетболиста для Стива (как в свое время для Кевина Джонсона) – это не конец основной главы жизни, а возможность начать что-то новое. Может, он еще и выиграет свой перстень, но если нет – он всегда может попросить его на время у Дирка.
Скорее » Я приехал в самую воинствующую страну в мире из некогда самой воинственной Германии»
Мало ли как всё может повернутся,у Стива еще есть шанс стать чемпионом.