Когда чуть -чуть не хватает до ПОБЕДЫ
Все спортсмены могут стать жертвами психологических ошибок и недостатков. Вместе с тем большинству из них знакомо чувство, когда все «идет как по маслу», без каких-либо усилий. Психические и эмоциональные компоненты очень часто превосходят физические и технические аспекты физической активности. В любом виде спорта успех (или неудача) спортсмена является результатом сочетания физических (сила, скорость, координация) и психических (концентрация, уверенность) способностей. Вам, наверное, знакомы следующие ситуации:
• вы покидаете игровое поле с чувством раздражения, проиграв игру, в которой должны были добиться успеха;
• вы не смогли справиться с волнением в критический момент соревнования; • вы испытываете угнетенное состояние, поскольку слишком медленно восстанавливаетесь после перенесенной травмы;
• у вас отсутствует мотивация или желание заниматься;
• ваши мысли во время соревнования «бродят неизвестно где»;
• вы расстраиваетесь из-за своего выступления и чувствуете себя подавленным.
По мнению большинства тренеров, спорт по меньшей мере на 50 % психическое явление. Тем не менее спортсмены по 10—20 ч в неделю занимаются различными физическими упражнениями, практически не уделяя никакого внимания психологической подготовке. В подавляющем большинстве соревнований успех или неудача спортсменов зависят от того, как они (а также соперники) выступают в определенный день. При относительно одинаковом уровне физической подготовленности победителем, как правило, становится спортсмен, обладающий лучшими психическими качествами. Понаблюдайте за своими результатами. В одни дни у вас все получается, в другие — все «валится из рук». Вы прекрасно осознаете, что не утратили своих физических качеств, это изменяются ваши психологические навыки.
Бытует мнение, что некоторые люди вступают в жизнь, имея полный комплект психологических умений и навыков, а также что чемпионами рождаются, а не становятся. В частности, считается, что такие выдающиеся спортсмены, как Штеффи Граф, Майкл Джордан и Уэйн Гретцки от Бога одарены психической устойчивостью и физическими данными. Это не совсем так. Несомненно, что все мы рождаемся с определенными физическими и психическими задатками, однако умения и навыки развиваются в зависимости от условий и опыта. Ни один великий спортсмен не смог бы стать великим, не проводя многие часы в спортивном зале или на игровой площадке, совершенствуя и оттачивая свое мастерство, свои физические способности и технику. Хотя некоторые спортсмены и обладают исключительными физическими данными, чтобы стать великими спортсменами, им все же приходится много и упорно работать, чтобы полностью раскрыть свои потенциальные возможности. Способности сохранять спокойствие в условиях сильнейшего возбуждения, сохранять концентрацию, несмотря на многие отвлекающие факторы, а также сохранять уверенность перед лицом неудачи — не являются врожденными. Это — умения, которые необходимо регулярно тренировать и развивать.
Как это делают там где необходимо подготовить бойца к выживанию?
"Когда соперники равны, результат может оказаться случайным. Надо быть на голову выше. Только тогда можно подавить, победить, уничтожить любого соперника. Я очень люблю своих ребят. Именно поэтому требовал с них то, чего никогда не мог сделать никто другой" - Анато́лий Влади́мирович Тара́сов (советский хоккеист, футболист и тренер по этим видам спорта. Заслуженный мастер спорта СССР (1949). Заслуженный тренер СССР «отец русского хоккея», в течение 9 лет подряд (1963—1971) сборная СССР по хоккею под их руководством становилась чемпионом во всех международных турнирах).
В связи с изложенным выше напрашивается вопрос: почему люди уделяют так мало времени развитию психологических умений? Существуют три основные причины, по которым большинство тренеров и спортсменов не уделяют должного внимания тренировке этих навыков.
Хотя какими то способами, рефлекторно, тренер наверняка пользуется, но часто, просто не знают как развивать психологические навыки. Например, некоторые тренеры обучают умению концентрироваться, выкрикивая: «Ты, в конце концов, сконцентрируешь свое внимание или нет?». Они предполагают, что спортсмен знает, как это делать. Или тренер говорит спортсмену «расслабся». Однако без соответствующей подготовки это очень трудно сделать. Тренер по легкой атлетике вряд ли будет ожидать, что бегун на 100 м успешно выступит на дистанции 440 м, если он не готовился на тренировках к выступлению на этой дистанции. Точно так же умение концентрировать внимание и расслабляться необходимо тренировать. Не правильно будет обвинять тренеров. К сожалению, большинство из них не владеют. методами обучения психологическим навыкам и развития их. Программы тренировок психологических умений закладывают научную основу эффективного развития этих качеств. Прикладная спортивная психология бурно развивается с 1980-х годов. Времена, когда тренеры говорили спортсменам: «Будь увереннее», «успокойся», «сконцентрируйся» и т.п., практически прошли. Мы знаем, что подобные советы требуют подходов с ориентацией на действие, обеспечивающих план получения психологических умений.
2. Нехватка или отсутствие времени
Тренеры очень часто сетуют на то, что у них не хватает времени даже отработать физические умения и навыки, не говоря уже о том, чтобы заняться тренировкой психологических умений. Вместе с тем спортсмены, потерпев неудачу в матче или соревновании, объясняют это так: «Я не сумел сконцентрироваться», «Я потерял уверенность» и т. п. Казалось бы, наставник, после того как их команды потерпели неудачу вследствие недостаточной концентрации, должны были бы найти время для отработки умения концентрироваться. Однако вместо этого они увеличивают продолжительность занятий, на которых спортсмены отрабатывают физические умения и навыки. В этой связи следует отметить: если вы считаете, что психологические умения и навыки играют важную роль, то вы найдете время для их развития.
3. Психологические умения рассматриваются как нечто постоянное, достаточное и работа над этим элементом – пустая трата времени.
Все еще существует целый ряд мифов в отношении использования методов развития психологических умений
Миф №1: Психологическая подготовка необходима только спортсменам, имеющим «проблемы». Многие люди ошибочно полагают, что все спортивные психологи работают со спортсменами, у которых имеются какие-либо психологические проблемы. Это неверно. Помощь психологов-клиницистов требуется всего около 10 % спортсменов. Большинству же спортсменов требуются консультации спортивных психологов-педагогов, которые занимаются развитием психологических умений, помогают стать хорошему спортсмену еще лучше и лучше..
Миф № 2: Тренировка психологических умений — только для спортсменов высокого уровня. В принципе, такая подготовка нужна для всех спортсменов, в том числе и , для особых категорий населения, в частности, для лиц с задержкой психического развития , с физическими недостатками.
Миф № 3: Многие люди ошибочно полагают, что спортивная психология обеспечивает быстрое решение психологических проблем. Иногда тренеры и спортсмены полагают, что научатся концентрировать внимание или оставаться спокойным в напряженной ситуации за одно-два занятия. На самом деле это требует времени и усилий и не является магическим средством, благодаря которому спортсмена среднего уровня можно сделать «звездой», тем не менее - помогает спортсменам раскрыть свои потенциальные возможности.
Миф № 4: Некоторые люди все еще считают, что спортивная психология — это своего рода «надувательство». Однако результаты многочисленных исследований, публикуемые в научных журналах, а также различные материалы, появляющиеся в прессе, свидетельствуют, что психологические умения и навыки действительно способствуют повышению результатов. Иногда люди ожидают быстрых результатов, но спортивная психология не является чудодейственным эликсиром. Специалисты в области физической культуры и спорта должны быть готовы к реальным результатам тренировки психологических умений и навыков.
Исследования с участием сильнейших спортсменов В ряде исследований, в которых сравнивали успешно и менее успешно выступающих спортсменов с точки зрения психологических навыков и умений, было установлено, что первые характеризуются более высокими уровнями концентрации и уверенности в себе, более высокой степенью ориентации на задание, а также более низкими уровнями тревожности (Williams, 1986). Успешно выступающие спортсмены характеризовались также более положительными мыслями и в большей степени использовали положительные идеомоторные акты с целью визуализации успеха. Кроме того, они более решительные и более обязательные, чем их менее успешно выступающие товарищи.
Таков уж спорт: любой, самый счастливый финиш - лишь предшественник очередного старта, причем прошлые победы, как бы значительны они ни были, не дают никаких дополнительных привилегий. Лев Яшин