7 мин.

По сценарию Куртинайтиса

«В конце концов он сделал это 13 мая 2011 года в городе Москве, на домашней площадке армейцев с видом на торговый центр «Старт», на Ходынское поле и на некогда славный футбольный стадион «Динамо». Впрочем, подозреваю, эта площадка ничего для него не значила», – так или примерно так мог начать свой роман «Колокол по Хэму» один из моих любимых писателей Дэн Симмонс, будь он в тот самый пасмурный пятничный майский вечер в УСК ЦСКА им. А.Я.Гомельского. Его бы там не было никогда, но сказано как-то пронзительно. И очень точно.

Он сделал это дважды. Сделал красиво. С интригой. Блестяще. Обыграл ЦСКА в финале. Единой лиги ВТБ. Тоже номинально будучи гостем. Но это уже прошлое. Хотя мы помним до сих пор. И восхищаемся.

Но то, как он сделал это 13 мая, да еще и в канун своего дня рождения, забудется не скоро. О нем будут говорить. Долго или не очень, но все равно будут. О матче и творцах этой победы. О Римасе Куртинайтисе. О Томасе Келати. О Сергее Моне. Обо всех желто-синих. О Лэнгфорде, жадно наблюдавшим за ходом поединка и радовавшимся как ребенке после финальной сирены, бросившемся на паркет обнимать одноклубников. О «Химках» в целом.

Кто-то возразит и скажет: «Небольшое достижение, обыграть ЦСКА всего на 1 очко, пусть и на его площадке». Пусть говорят. И возражают. В этом сезоне обыграть ЦСКА на его площадке в чемпионате БЕКО ПБЛ удавалось лишь УНИКСу (21 ноября 2010 года, 5 тур) и «Динамо» (12 февраля 2011 года, 13 тур). «Химки» стали третьими.

Стоит отдать должное и армейцам – умопомрачительное по траектории приземление мяча в кольцо после броска Холдена (или Воронцевича, да какая разница) и переведение матча в овертайм дорогого стоит. Они почти вытащили эту игру. Но почти не считается. Вы видели, что творилось на трибунах и в ложе прессы после этого броска? Какие эмоции испытали и болельщики желто-синих, и фанаты ЦСКА. Внутри что-то изменилось, возникли нехорошие мысли – в овертайме проиграем, не дотерпим. Слишком много отдано сил. Рауль на последнем издыхании, запыхавшийся Моня, трудяга Келати. Да все. Абсолютно все. И Лончар, и Планинич, досматривавшие матч со скамейки, но внесшие огромнейшие психологический вклад в победу. После игры Крешо скажет: «Я каждый год обыгрываю ЦСКА минимум один раз. Когда меня удалили, очень расстроился и переживал за парней, которые остались на паркете и доигрывали матч. Со скамейки крайне тяжело наблюдать за ходом поединка, ты буквально готов выскочить на паркет. Сегодня я потерял пять лет своей жизни за оставшиеся минуты, но эта победа дорогого стоит. Настроение у нас поднялось, после таких побед команда поднимается и психологически, и физически». Важные слова найдет Томас Келати: «Победа – победой, даже над ЦСКА, но нужно сохранять холодную голову и не поддаваться эмоциям – впереди тяжелые игры с «Локомотивом» и «Динамо», и малейшее послабление может выйти нам боком. Все зависит от нас самих». И, конечно, Сергей Моня: «Настоящие «Химки» – те, которые болельщики увидели после перерыва».

Но главное, чем запомнится эта встреча, и о чем еще долго будут говорить – как армейцы умудрились упустить преимущество в «+17» и в конечном итоге уступить? Ведь настрой на «Химки» у них всегда запредельный. Но дело даже не в этом. Что сказал Куртинайтис в раздевалке своим игрокам? Как такое возможно с ЦСКА на его площадке?

Лончар: «В перерыве тренер немного на нас прикрикнул, пожурил, сказал, что команда способна на большее, главное поверить в себя и свои силы. Игроки и сами все прекрасно понимали: слишком мягкая игра, отсутствие борьбы – все было не в нашу пользу».

Келати: «В перерыве тренер сказал, что мы играем медленно и нужно увеличить скорость, быстрее идти в прорыв».

Моня: «В перерыве тренер сказал, что мы играем очень плохо, терять нечего и надо сыграть лучше, быстрее двигаться. И мы его услышали. Наш рывок в начале третьей четверти могу лишь отчасти объяснить везением, а также тем, что забили трудные мячи».

Делаем вывод: в перерыве тренер поговорил по-мужски, накричал, придал сил и заставил поверить в себя. А это дорогого стоит. Его услышали. И победили. На последней секунде.

Считается, что со временем матч забывается, а в памяти остается лишь результат. Может быть, но, уверен, эту встречу помнить будут еще долго. Потому что прошла она по сценарию Куртинайтиса. Ни больше - не меньше.

Да, на этом матче был Тимофей Мозгов. Но это уже совсем другая история…

Вот они, мгновения этого матча:

Фото: Николай Кондаков