5 мин.

День драфта

 

Сэр Уинстон Черчилль говорил: "Одно из моих главных жизненных правил заключается в том, что я никогда не буду критиковать какую-либо военную операцию, если до ее начала публично не высказывал сомнения в целесообразности ее проведения". Разумно и мудро, правда? Задним числом можно оправдать все, что угодно, но для этого скорее требуется не наличие острого интеллекта, а желание покричать и умение заткнуть оппонента.

Очень легко, спустя годы, указывать руководству команды НБА на какие-то ошибки, просчеты в комплектовании коллектива. Некоторые из таких "косяков", действительно, очевидны практически всем уже во время их совершения (привет Отису Смиту), но вот, возьмем, к примеру, процедуру драфта. Драфт - один из символов американского профессионального спорта, гениальный метод справедливого уравнивания шансов. Вместе с тем, именно в это время зачастую принимаются решения, определяющие судьбу команды на следующее десятилетие. И как раз такие решения критиковать легче всего. На драфте можно не только выбрать игрока, но и обменять в этот же день. Порой такие "draft-day trades" оказываются удачными, порой нет. Опять-таки, не преследуя цель смешать с грязью никого из генеральных менеджеров и иных членов руководства, давайте с помощью Боба Янга из "Аризоны Репаблик" попробуем составить символическую сборную из игроков, обменянных сразу после их выбора на драфте. Тем более, что и повод имеется. К сожалению, грустный - недавно в Пуэрто-Рико умер участник одного из самых громких обменов подобного рода Роберт "Трактор" Трэйлор. Но обо всем по порядку.

Разыгрывающий: Рэйджон Рондо. Без участия "Финикса" обойтись было никак нельзя, но согласитесь, что это далеко не единственная сборная, в которую мог бы войти Рэйджон. В 2006 году, выбрав его под 21-м номером, руководство "Финикса" ничтоже сумняшеся решило отправить его вместе с Брайаном Грантом в "Бостон" в обмен на следующий выбор в первом раунде. Пик этот был потрачен на Руди Фернандеса, который, в свою очередь, в Аризоне тоже не задержался. В результате рокировки с "Портлендом" оранжево-фиолетвую майку надел нынешний дальнобойщик Хит Джеймс Джонс. Честно говоря, несмотря на кажущуюся промашку офиса Санс, я с трудом себе представляю Рондо в системе Д′Антони, особенно при наличии живых и здоровых Нэша и Барбосы. Скорость - да, но в членском билете разыгрывающего "Финикса" непременно должен быть пункт "хороший бросок". А напротив него жирная галочка. Иначе отказ в членстве. Да и потом, кем будет Рондо после ухода Большого Трио, нам еще только предстоит увидеть.

Атакующий защитник: Коби Брайант. Необходимо сразу внести ремарку, что этот обмен не был классическим "draft-day trade", так как для его подписания потребовалось 5 дней. Что ж, недостаток аутентичности сделки с лихвой перекрывается ее масштабностью. Боссы "Шарлотт Хорнетс", выбравшие Коби под 13-м номером, наверняка никак не могли взять в толк, что же в Калифорнии такого особенного нашли в 17-летнем пареньке, который мог подписать контракт только со своими родителями. Наверняка они понимали, что во всем этом есть какой-то подвох, но когда тебе предлагают отличного центрового Владе Диваца, соглашаться нужно обязательно. Таким образом, трейд состоялся, благодаря чему в НБА произошло несколько грандиозных историй с участием этого самовлюбленного парня и еще двух не последних людей в мировом баскетболе, о закате карьер которых вы можете прочитать здесь.

Легкий форвард: Скотти Пиппен.

Когда-то в американском городе Сиэтл была баскетбольная команда Суперсоникс. До того, как уступить свое место в Лиге пионеротряду из Оклахомы, в 1987 году им привалил большой мешок счастья и они выбрали под пятым номером будущего партнера Майкла Джордана по великой Династии. Проблема заключалась в том, что во время драфта о будущей карьере Пиппена менеджеры "Сиэтла" знали куда меньше, чем любая российская домохозяйка, случайно включившая через 10 лет канал РТР во время финальной серии "Юта" - "Чикаго". Поэтому они решили его обменять на гаитянина Олдена Полинайса, прибывшего из Италии и выбранного в том же году под 8-м номером. Что в этом бывшем игроке по-настоящему внушает (кроме роста в 211 сантиметров), так это список команд, в которых он играл.

Тяжелый форвард: Дирк Новицки.

Вот и пришло время анонсированного в начале статьи обмена. Тот драфт стал демонстрацией невероятного чутья на игроков тогдашнего тренера "Далласа" Дона Нельсона. Впрочем, Дирка хотел заполучить не только он, но и коуч "Бостона" Рик Питино, который уже после 45 минут тренировок с Новицки сравнил молодого немца с самим Лэрри Бердом и стал ждать церемонии драфта, чтобы выбрать будущего франчайз-игрока под десятым номером. Проблема заключалась в том, что Нельсон, у которого в кармане был шестой номер, не ждал, а успел договориться с руководством "Милуоки" и "Финикса". Сумасшедший Профессор хотел видеть у себя в команде Новицки и Нэша, Бакс - того самого Роберта Трэйлора, а Санс - Пэта Гарриди. После соответствующих обменов, Маверикс принимали в свой состав двух будущих MVP, а их незадачливые партнеры следующие несколько лет лишь задумчиво чесали затылки. "Финикс" свою, чуть было не ставшую роковой ошибку, исправил, а вот "Милуоки" так и остались с носом. Впрочем, не в последний раз.

Центровой: По Газоль.

Испанец, выбранный "Атлантой" по третьим номером, был обменян в "Ванкувер Гриззлис" на Шарифа Абдул-Рахима и 27 номер выбора на драфте того года. Впрочем, как мы знаем, это далеко не самая громкая сделка с участием Газоля Первого. Не верите - спросите у Грегга Поповича.

Если кому-то не нравится сам факт нахождения фамилии испанца рядом с амплуа, ассоциирущимся с Биллом Расселом и Уилтом Чемберленом, то можно вспомнить альтернативную историю Тайсона Чендлера. Нынешнему центровому "Далласа" несказанно повезло, потому что, Клипперс его хоть и выбрали под вторым номером, но тут же обменяли на Элтона Бренда в "Чикаго".

Неудивительно, что обмены звездных в будущем центровых в день драфта по своей эпичности и рядом не валялись с аналогичными сделками по игрокам других позиций. Элитный большой - небывалая редкость, и никто добровольно не откажется от шанса заполучить подобного игрока. Отсюда, кстати, и все эти случаи с Кваме Брауном, Хашимом Табитом, Дарко Миличичем и прочими.