Владимир Родионов: «Смешно слышать, что «Автодор» занижает бюджет»
В первой из двух частей откровенной беседы президент «Автодора» Владимир РОДИОНОВ прокомментировал последние подписания клуба, оценил итоги жеребьевки Лиги Чемпионов и шансы на выход в групповую стадию, рассказал о подготовке команды к чемпионату, трудностях в формировании состава и причинах назначения Сергея Мокина на пост главного тренера, обозначил планируемое число легионеров и задачи «Автодора» в предстоящем сезоне, а также поделился тем, как реагирует на острую критику в Интернете.
Владимир Евстафьевич, на пресс-конференции по итогам чемпионата на вопрос о количестве легионеров на сезон-2018/19 Вы озвучили цифру «5». Значит ли это, что иностранный костяк клуба уже полностью сформирован?
– С учетом сложившихся обстоятельств легионеров в «Автодоре» будет шестеро, причем все они укладываются в рамки утвержденного бюджета. Про то, что мы планируем приобрести максимум 5 легионеров, я говорил еще в конце мая, когда предполагалось, что удастся сохранить в составе не менее трех опытных российских игроков. Однако затем мы расстались с Шелекето и Клименко, который теперь должен сделать новый шаг в своем развитии в составе другого клуба. Надеемся, что в Казани у нашего воспитанника появится новая мотивация, и Артем сумеет выйти на более высокий уровень. Из ветеранов в «Автодоре» остался только Забелин, который наконец полностью восстановился и должен принести пользу команде в предстоящем сезоне. Из «Спартака-Приморье» взяли MVP Суперлиги Виктора Заряжко. Мы осознанно идем на риск и оставляем 4 места в заявке на каждый матч для нашей талантливой молодежи, чтобы дать ей возможность расти без ущерба для результата.
Маккензи Мур – один из сильнейших игроков чемпионата Греции, на которого претендовали многие топ-клубы. Как удалось заполучить в «Автодор» такого высококлассного баскетболиста?
– Подписание Мура считаю большим успехом нашей селекционной кампании. Это техничный, быстрый и универсальный баскетболист, способный эффективно действовать на позициях от первого до третьего номера. Полагаю, в «Автодоре» Маккензи сможет еще более ярко проявить себя и стать настоящим открытием Лиги ВТБ. Раз американский защитник согласился на те деньги, которые мы ему предложили, значит, видит для себя новый вызов в профессиональном плане и рассчитывает именно в саратовском клубе сделать резкий скачок в карьере по примеру Кларка, Миннерата, Фортсона и других. Среди завистников существует легенда, что бюджет «Автодора» на самом деле значительно выше того, что официально представляет наш клуб в Лигу ВТБ. Лично мне просто смешно это слышать! Мы всего лишь эффективно и грамотно распоряжаемся имеющимися ресурсами. Не секрет, что к нам охотно идут иностранные игроки даже на относительно невысокие по их меркам зарплаты, потому что наш клуб сделал себе имя. Ежегодно мы неизменно раскрываем и выводим на более высокий уровень как минимум одного–двух баскетболистов, делая из них настоящих «звезд». Таковы фундаментальные принципы нашей работы и нашей быстрой игры. К примеру, Кларк после успешного сезона в «Автодоре» перешел в клуб Евролиги и получил зарплату вдвое больше. В этом году никто из наших новичков не получает тех денег, которые, скажем, зарабатывал Кларк. За адекватную сумму мы взяли Маклина, который в свой дебютный после университета сезон хорошо зарекомендовал себя в «Парме». Рассчитываем, что в предстоящем чемпионате Трэ значительно прибавит. Очень довольны приобретением Кравиша, ставшего в «Цмоки-Минск» одним из открытий завершившегося чемпионата Лиги ВТБ. Большие надежды возлагаем на Голдена – участника «Матча Всех Звезд» чемпионата Франции, который вывел «Ле-Портель» в четвертьфинал Кубка ФИБА-Европа и вошел в символическую пятерку евротурнира. Из года в год мы целенаправленно подбираем игроков под свой стиль. «Автодор» традиционно продолжит демонстрировать фирменный зрелищный баскетбол. Не вижу причин менять современную эффективную систему с быстрым переходом и жесткой защитой, которая приносит результат, дарит удовольствие зрителям, а также позволяет игрокам стремительно раскрывать свой потенциал.
Что можете сказать о недавнем приобретении «Автодора» – американском форварде Перрине Бьюфорде?
– Бьюфорд молод, талантлив и амбициозен, обладает скоростью, броском и атлетизмом. Изначально мы видели в нем «чернорабочего», который должен в первую очередь брать щит и пахать в защите. В то же время американский форвард идеально подходит под наш стиль игры и имеет потенциал развиться в игрока уровня Евролиги вроде Брукса или Клайберна. Поэтому приняли решение подписать с Бьюфордом двухлетний контракт. Обратите внимание, в силу возраста и этапов карьеры у всех наших новичков есть колоссальная мотивация максимально полно раскрыть свои лучшие качества и заметно прибавить. Им всем по 24–26 лет, все они находятся в самом расцвете. К слову, старшим из легионеров – Муру и Голдену – всего 26.
На какую позицию планируете взять шестого иностранца?
– Это будет четвертый или пятый номер. Надеемся, что переговоры с потенциальным новичком завершатся подписанием контракта уже в ближайшие дни. Откровенно говоря, селекцию нам очень сильно осложнило необъяснимое решение ФИБА включить нас не в основную сетку Лиги Чемпионов, а только в 1-й раунд квалификации, хотя мы шли под первым номером среди российских клубов и справедливо рассчитывали на прямую путевку в групповую стадию.
С легионерами понятно. А с учетом лимита собираетесь ли приобрести кого-то еще из опытных российских игроков для глубины состава?
– Сейчас качественных отечественных баскетболистов на рынке объективно нет. Отвечу вопросом на вопрос: назовите хотя бы одного из доступных нам по бюджету россиян, которые смогли бы нас усилить?
Дело скорее в том, что «Автодор» в последние годы приучил болельщиков и специалистов к тому, что дарует «вторую молодость» опытным игрокам. Прекрасные тому примеры – Вздыхалкин, Колесников, Шелекето, которые свою лучшую игру в карьере демонстрировали именно в саратовском клубе…
– Возрастные баскетболисты могут и не выдержать нашего высокого темпа и интенсивности тренировочного процесса. Поэтому своей молодежи отводим 4 места в заявке, на которые у нас есть целая группа претендентов. Это и гиперталанты Михайловский, Квитковских и Петенев, не требующие представления. Есть подвижный и бегущий 19-летний центровой Муха ростом 211 см с огромным размахом рук и нацеленностью на блок-шоты, который способен в ротации достойно подменить «больших» на 3–4 минуты. Скажу больше, через несколько лет при должной работе над своим телом Николай способен дорасти до игрока сборной России. Очень рассчитываем на Макарова. Превосходными физическими данными обладает Барышев, который очень прилично выглядел в финале Первенства ДЮБЛ. Александру, как и Квитковских, необходимо раскрепоститься и начать действовать в контакте. Ведем со всеми нашими юниорами кропотливую работу, которая приносит свои плоды. Убежден, за предстоящий сезон все эти ребята настолько прибавят, что нам больше не потребуется искать в «основу» никого из россиян со стороны. Помимо вышеназванных, еще 3 человека будут на постоянной основе тренироваться вместе с главной командой, что поспособствует значительному прогрессу этих ребят.
Владимир Евстафьевич, так в чем же секрет эффективности системы подготовки молодых баскетболистов в «Автодоре»?
– Я не изобретаю велосипед. Необходимо давать молодежи вариться вместе с мужиками. Кстати, нашим игрокам «основы» тоже всегда было интересно соперничать с молодыми. Так, в прошлом сезоне они быстро приняли Михайловского с его высоким баскетбольным IQ. Когда американцы увидели, какие «данки» исполняет Петенев, сразу воскликнули: «О, это свой парень!» (смеется). Ведь представители игрового сообщества отлично видят и чувствуют, кто из молодых ребят по-настоящему горит желанием расти и прогрессировать, поскольку когда-то сами проходили этот путь. Сейчас 10 человек из резервных команд «Автодора» по потенциалу – игроки уровня Лиги ВТБ в будущем.
Болельщики в соцсетях скептически отнеслись к возвращению Сергея Мокина на пост главного тренера «Автодора». Какими были Ваши мотивы для данного назначения?
– На данный момент Мокин – оптимальная кандидатура на эту должность с учетом клубного бюджета, а также понимания и реализации Сергеем Александровичем философии быстрого баскетбола. Пока все лучшие результаты «Автодора» неразрывно связаны с его именем. Кроме того, именно Мокин на протяжении двух лет успешно работал с командой 2000 года рождения, ребята из которой теперь войдут в «основу». Ассистентами Сергея Александровича в тренерском штабе главной команды станут Владислав Коновалов, который успешно трудится в нашем клубе с 2016 года, а также 30-летний украинский специалист Дмитрий Болдаев, обладающий хорошей теоретической базой и прекрасным знанием английского. Владимир Анциферов, который также до мозга костей является приверженцем «автодоровского» стиля, возглавил молодежную команду. Еще один наш воспитанник Адаму будет главным тренером юношеской команды «Автодор-ДЮБЛ».
Владимир Евстафьевич, а как Вы сами реагируете на острую критику болельщиков в Интернете?
– Не хочу никого из них обидеть, но существует отдельная каста лиц, которые, что бы я ни сделал и какое бы решение ни принял, всегда будут критиковать. Когда же сталкиваешься с этими людьми лицом к лицу, начинаешь жестко и аргументированно отвечать, разъясняя свою позицию по пунктам, то их доводы заканчиваются, они куда-то теряются. Этим псевдо-болельщикам просто нужен повод до чего-то «докопаться». Пожалуйста, критикуйте, но неоспорим тот факт, что с учетом нашего бюджета «Автодор» и так каждый сезон прыгает выше головы, показывая результат и регулярно обыгрывая грандов. При этом наша молодежь – сильнейшая в России, а также достойно представляет нашу страну и регион на международной арене. Еще раз хочу поблагодарить губернатора Саратовской области Валерия Васильевича Радаева, который всегда нас поддерживает.
Прокомментируйте, пожалуйста, итоги жеребьевки Лиги Чемпионов для «Автодора». Насколько высоки шансы на попадание в групповую стадию?
– С нашим составом мы должны проходить квалификацию, если не вмешаются посторонние факторы. Сами знаете, что порой судьбу противостояния могут решить один–два свистка. Первые два раунда, убежден, преодолеем без проблем, хотя «Гронинген» совсем не подарок. А вот турецкие команды – это всегда загадка. Знаю, что на днях «Сакарья» подписала сильного 32-летнего защитника из НБА. В отличие от «Автодора», турки подойдут к решающим матчам с нами свежими, поскольку освобождены от участия в первых этапах отбора. В то же время у «Сакарьи» собирается абсолютно новая команда, и до 1 октября она будет лишена игровой практики в официальных встречах. На 70 процентов уверен, что мы должны проходить в групповую стадию.
Какие задачи будут поставлены перед «Автодором» на европейской и внутренней аренах?
– Мы всегда амбициозны. В Лиге ВТБ, если все сложится удачно, хотим подвинуть в таблице как минимум один из топ-клубов. В Европе задачи будут напрямую зависеть от нашего выступления в квалификации. Радует, что график отборочных матчей не такой плотный, как в минувшем сезоне. Двух дней перерыва между играми, полагаю, достаточно на восстановление. Не сомневаюсь, что в случае успешного прохождения квалификационного турнира сумеем шагнуть далеко и в регулярном сезоне Лиги Чемпионов. Не исключаю, что нам по силам выйти из группы и даже преодолеть один–два раунда плей-офф.
Расскажите, как команда будет готовиться к сезону?
– 1 августа на базе ФОК «Звездный» начался первый сбор с участием только российских игроков. 10 августа к ним присоединятся трое наших «сборников» Михайловский, Квитковских и Петенев. С 15 августа команда соберется в полном составе вместе с легионерами и будет тренироваться в Саратове. На конец августа запланированы несколько контрольных игр с клубами Суперлиги. В начале сентября «Автодор» отправится на основной сбор в Италию, где проведет около 6 товарищеских встреч с местными клубами. Прямиком оттуда вылетим на стартовый матч 1-го квалификационного раунда в Швейцарию. Как только расписание предсезонной подготовки и контрольных игр будет окончательно утверждено, мы опубликуем информацию на клубном сайте.