А умеем ли мы слушать???
При рассмотрении процесса общения тренера и спортсмена , чаще всего говорим о том что говорит наставник. Хотя около 40 % времени общения уходит на слушание (Sathre, Olson, Whithey, 1973). В этой связи следует отметить, что если писать и говорить люди учатся, то в отношении умения слушать они крайне редко получают хоть какую-нибудь подготовку. Существует несколько форм общения.
Активное слушание.
«Мои спортсмены могут прийти ко мне в любое время, когда захотят. Мои двери открыты для них всегда». «Наш тренер никогда нас не слушает. Все, что его интересует, — это рассказывать нам, что мы должны делать». Некоторые люди считают, что они предоставили другим все возможности, хотя на самом деле это не так. Люди чувствуют себя более спокойно, излагая мысли и чувства тому, кто хочет их выслушать. Умение слушать стимулирует свободный и открытый обмен идеями и чувствами. Если вы действительно хотите, чтобы люди пришли к вам и поделились своими радостями и тревогами, вы должны научиться их слушать. Наиболее эффективный способ научиться слушать других — это слушать активно. Активное слушание включает: внимание к главным и дополняющим моментам, признание и реагирование, обеспечение соответствующей обратной связи и обращение внимания на общий процесс общения. Активное слушание также включает несловесное общение, например, кивание головой, подтверждающее, что вы понимаете говорящего. Тот, кто слушает должен проявлять интерес к содержанию сообщения, а также к чувствам, выраженным в этом сообщении.
Активный слушатель довольно часто перефразирует сказанное собеседником: — «Посмотрим, правильно ли я понял. Ты сказал...» — «Ты мне говоришь, что...» Частью активного слушания является также постановка специфических вопросов, позволяющих человеку выразить свои чувства. Вот примеры постановки таких вопросов и перефразирования. Утверждение: «Я думаю о том, чтобы тренироваться не три раза в неделю, а пять, однако я не уверен, следует ли это делать уже сейчас». Вопрос: «Что ты от этого выиграешь или проиграешь?». Перефраза: «Такое чувство, будто ты разрываешься между желанием стать физически крепким и другими житейскими заботами». Перефразируя высказывания человека, вы тем самым показываете, что слушаете его и то, о чем он говорит, вам не безразлично. Очень часто это приводит к более открытому общению, поскольку говорящий ощущает, что вас действительно интересует то, о чем он говорит. Задавая вопросы, не используйте слово «почему», поскольку оно представляется оценочным. Розенфельд и Уилдер (Rosenfeld, Wilder, 1990) для улучшения способности активно слушать рекомендуют следующее:
Активное слушание способствует общению, поскольку говорящий ощущает, что его слушают, воспринимают и понимают то, о чем он говорит, а также обеспечивают соответствующую обратную связь
• Не путайте понятия «слышать» и «слушать». В первом случае человек просто воспринимает звуки, тогда как внимательное слушание представляет собой активный процесс. Слышать кого-то еще не означает слушать сообщение. Если вы ловите себя на том, что не слушаете собеседника, концентрируйте на нем свое внимание. • Подготовьтесь к слушанию психологически. Слушание иногда требует психологической подготовки. Например, перед важной дискуссией с кем-нибудь разработайте план общения, мысленно подготовьтесь к внимательному выслушиванию сообщения собеседника.

Поддерживающее слушание
Являясь поддерживающим слушателем, вы «сообщаете», что вы с говорящим и цените его сообщение. Ниже приводим некоторые рекомендации, касающиеся поддерживающего слушания.
1. Слушая, используйте поддерживающее поведение, которое свидетельствует о том, что говорящего признают, понимают и принимают.
Поведение поддерживающего слушания:
• описывает или характеризует поведение другого, а не оценивает или критикует его;
• сфокусировано на актуальных мыслях и чувствах;
• не подлежит оценке или воздействию;
• является эмпатичным, не индифферентным;
• всегда «открыто» для новых идей и перспектив.
Наряду с этими типами поведения используйте активные сопутствующие типы поведения, например, кивок головой.

2. Слушая, используйте конформные типы поведения. Эффективное общение во многом определяется тем, что ваш собеседник знает: вы участвуете в общении и понимаете его сообщение, даже если вы с ним не согласны. Если прерываете говорящего или не подтверждаете (словесно или несловесно) того, что он говорит, вы тем самым приводите его в замешательство. Используйте конформные и сопутствующие типы поведения, чтобы показать говорящему, что внимательно слушаете, воспринимаете и понимаете то, о чем он говорит.
3. Используйте словесные и несловесные типы поведения слушания. Несловесные типы, передающие интерес и внимание, включают:
• нахождение на расстоянии нескольких футов от собеседника;
• соответствующие жесты;
• обращение лицом друг к другу;
• сохранение открытых поз;
• неотведение взгляда от лица (глаз) собеседника.
Словесные типы поведения должны передавать сообщение о том, что вы воспринимаете и понимаете то, о чем говорит собеседник, и то, что он чувствует.

Осознанное слушание.
Вы должны знать, что люди по-разному реагируют на способ общения. Вот некоторые рекомендации как стать сознательным слушателем.
1. Будьте достаточно гибким. Не существует одной оптимальной стратегии слушания. В разных ситуациях используются разные стратегии (вспомните комбинированную модель). Одни просто любят говорить, при этом их мало интересует, понимает ли их слушатель. Другие дают вам время осмыслить сказанное, а также возможность осуществить обратную связь.
2. Будьте готовы к «помехам» и «сбоям» в общении. «Помехи» включают разговор других людей, мешающий вашему общению с каким-либо человеком. Например, тренерам и спортсменам часто приходится общаться под шум и гам зрителей. В этой связи целесообразно использовать различные несловесные сигналы. «Сбой» происходит, когда сообщение неправильно интерпретируется или принимается не тем человеком.
«СБОЙ» В ОБЩЕНИИ Эффективное общение зависит от умения и усилий обеих сторон. В «сбое» может быть виноват как отправитель, так и получатель сообщения. «Сбой», обусловленный отправителем Отправитель может плохо передать сообщение. Неопределенные сообщения неэффективны. Предположим, тренер говорит спортсмену, что если он будет и дальше так усердно тренироваться, то в начале сезона попадет в основной состав. В последующие несколько недель тренер ничего конкретного не говорит спортсмену, однако за два дня до начала сезона спортсмен с удивлением узнает, что он не попал в основной состав. В этом случае тренер должен был четко определить, что нужно для того, чтобы попасть в основной состав, а также обеспечить обратную связь.
Используйте активную и сопутствующую технику слушания, чтобы избежать «сбоя» в общении. К «сбою» в общении ведут также противоречивые сообщения. Нет ничего хуже, если сегодня вам говорят одно, а завтра — другое. Постоянство имеет большое значение для укрепления доверия и взаимопонимания. Например, если тренер во время тренировок всегда подбадривает подопечных, а во время игры резко их критикует, это приводит спортсменов в замешательство. Противоречия часто возникают вследствие несоответствия словесных и несловесных каналов общения. Преподаватель физического воспитания может словами подбадривать учащегося перед выполнением нового элемента, тогда как выражение его лица «говорит» о разочарованности и нетерпении. Противоречивое сообщение вызывает чувство беспокойства у принимающего.

Поэтому тренеры должны быть постоянны по отношению к каждому спортсмену в отдельности, а также ко всем в целом. Например, тренер говорит своей команде, что опоздавшие на тренировку не будут играть в следующем матче. В этом случае он должен выполнить свое обещание не только в отношении опоздавших на тренировку игроков второго состава, но и в отношении опоздавшей «звезды» команды. • никогда не упускайте случая похвалить спортсмена за правильное выполнение задания • всегда отвечайте на приветствия других — слово «привет» и улыбка наиболее легкий способ передачи положительных эмоций • если вы заявляете, что придерживаетесь «политики открытых дверей» в отношение своих спортсменов, покажите, что вы искренни • выражайте такую же степень сочувствия на поле, какую вы демонстрируете в раздевалке или офисе • будьте постоянны в отношении нарушителей дисциплины
Это не беда, что мы не слушаем, беда — что не слышим.