12 мин.

Главные интриги драфта НБА-2018

Драфт НБА уже сегодня ночью. Генменеджеры не спали несколько дней, болельщики приготовились радостно хлопать в ладоши и громко свистеть с презрением, новички погладили свои дорогущие приталенные костюмы (где ты, мой две тысячи третий?) и выбирают подходящую бабочку и почему-то кеды.

Все, что вы хотите знать о драфте вообще, по ссылке:

Драфт НБА для чайников

Все, что вы хотите знать конкретно о драфте-2018, будем разбирать прямо сейчас.

Видит ли «Финикс» франчайз-игрока в Деандре Эйтоне?

В сегодняшней НБА изменилась оценка центровых. Раньше ты был настолько крут, насколько крут твой самый высокий игрок – теперь от гигантов требуется в основном защищаться. Кто вот настоящий центровой в «Голден Стэйт»? А в «Кливленде»? Чем занят Капела в «Хьюстоне» или Гобер в «Юте»?

По факту в лиге сейчас есть три молодых бигмена-суперзвезды. Энтони Дэвис – элитный рим-протектор, который в младших классах школы вообще был разыгрывающим и потому на лету схватывал новые функции в НБА. Джоэл Эмбиид – уникальный природный талант, который также претендует на статус лучшего защитника лиги.

Получается, что раз Эйтон испытывает серьезные проблемы с защитой, то его карьерную траекторию лучше всего сравнивать с третьим – Карлом-Энтони Таунсом. Тем более что как и Таунс, свой год в колледже центровой в основном проводил на позиции тяжелого форварда. Но есть одно существенное отличие: если у Таунса нет никаких проблем с фундаментальными навыками, ведь его отец –тренер, и с 16 лет он уже играл в сборной у Калипари, то Эйтон начал заниматься баскетболом только в 12, а до того играл в соккер и на тубе. Каким именно элитным навыком Эйтон собирается завоевать лигу? Только не говорите, что игрой на тубе.

И если та же «Миннесота» вдруг вздумает махнуть Таунса в день драфта – «Финиксу» предстоит определиться, является ли Эйтон тем самым трансцедентным талантом, которого нужно брать первым номером и вокруг которого нужно строить клуб. Быть просто хорошим игроком недостаточно.

Каков потенциал Мо Бамбы и будет ли он выбран в топ-3?

Из всех новичков этого драфта на единорога больше всего смахивает 20-летний центровой Мохамед Бамба. В следующем году он сместит Руди Гобера с первой строчки по размаху рук – у 216-сантиметрового Бамбы он достигает 239 см. Ему не хватает всего пары сантиметров, чтобы данчить без прыжка. Он может открыть дверцу холодильника из другой комнаты, вкрутить лампочку без помощи лестницы  и обнять сразу 12 с половиной человек. Феноменальный парень.

Пускай вас не вводят в заблуждение имя игрока и его африканские физические атрибуты – Мо родился в Нью-Йорке и в отличие от Эмбиида и Янниса баскетболом начал интересоваться с шести лет. Так что это такой «одомашненный единорог». Ему пока не хватает массы, но плечи у него широченные уже сейчас, бегает он со скоростью защитников, благодаря длинным рукам ловит тонну подборов и ставит много блоков, и, наверное, самое приятное – у него не сломанная механика броска, так что в этом компоненте есть отличный задел для прогресса.

По слухам, сразу несколько клубов готовы подниматься на драфте за Бамбой. Мо перед драфтом занимался над броском с дистанции, работой с мячом на периметре и прочими вещами, которые должны отличить его от классического центрового. И если на преддрафтовых просмотрах он убедил, что станет не просто летающей палкой, а еще и эффективным бигменом новой формации в атаке, то его могут выбрать сразу же за Эйтоном.

Кто первым поверит в Трэя Янга?

Так же, как когда-то не котировался в топ-5 Стеф Карри, забыт в низу лотереи и Трэй Янг, первый игрок в истории NCAA с лидерством в сезоне как по очкам, так и по передачам. По словам одного ГМа НБА: «В правильной ситуации он будет показывать нереальную статистику. В неправильной станет бастом».

Многие лотерейные клубы не вслух признаются: нифига мы не правильная ситуация. Посади Трэя на скамейку, и он затухнет. Заставь его выкладываться в защите – и все начнут смеяться. Отбери у него мяч – и он перестанет быть таким эффективным, как в колледже.

В НБА ценится универсальность и мультипозиционность, всем требуются люди, способные приносить пользу в любой системе – потому что мало у кого эта система настолько стабильна, чтобы была роскошь выбирать игрока с определенными навыками. Для многих Трэй – лишь резвый джампшутер со странной техникой. Не один клуб пройдет мимо него на драфте. Кто-то все-таки выберет Янга, и от того, какая именно команда решит его взять, зависит почти все в карьере молодого разыгрывающего.

Правда ли «Кингз», «Гриззлис» и «Мэвс» готовы обменять свои пики?

Так говорят каждый год, но, похоже, в этот раз на драфте действительно будет много разменов пиками. Многие заинтригованы необычным обилием бигменов на драфте. Многие с помощью драфта планируют решать совсем иные задачи.

Например, в менеджменте «Далласа» уже лет 15 нет поклонников молодежи, при этом клуб уже второй сезон не выходит плей-офф, тратя впустую последние годы Дирка, так что «Мэвс» хочется усилиться здесь и сейчас, а не ждать, пока условный Бамба раскачается.

У «Кингз» обратная ситуация: молодых набрали уже столько, что места нет: Фокс, Мэйсон, Хилд, Богданович, Джексон, Лабиссьер, Джайлз, Коули-Стайн. Куда-то необходимо приткнуть и игрока, выбранного под вторым номером. А люди, претендующие на второй номер, отказываются приезжать на просмотр в клуб. При этом особенно сильно нужен легкий форвард, а таких в топе драфта мало – отсюда разговоры как про ранний выбор Портера в духе «Кингз», так и про вероятный обмен пика.

Хуже всего дела в «Мемфисе»: команда старая, дорогая, владелец кажется вообще подзабившим на судьбу клуба, тренер непонятный. Ни один Дончич не решит всех этих проблем. Бамба и Джексон, которые скорее всего останутся лучшими игроками к выбору «Мемфиса», даже не поделились своей медкартой с «Гриззлис», только бы те прошли мимо на драфте. «Мемфис» хочет разменять свой четвертый пик на более низкий – но в комплекте с этим требует взять жуткий контракт Чендлера Парсонса – еще 49 млн на два года.

Судя по количеству слухов на тему пика «Мемфиса», руководство команды решительно настроено использовать свой выбор на драфте для чистки платежки. Может быть, так и надо – ГМ «Гриззлис» Крис Уоллес последний раз правильно выбирал в первом раунде драфта в 2007 году.

Как низко упадет Лука Дончич?

Практически все эксперты признают Дончича лучшим игроком драфта. Но никто уже не сватает его под первым номером в «Финикс» с знакомому тренеру, а многие прогнозируют ему место вне топ-3.

По словам гуру драфт-экспертизы Джонатана Дживони, «хорошие команды обожают Дончича, плохие – ненавидят». Естественно, под самыми высокими номерами драфта обычно выбирают плохие команды. Клубы, у которых нет стабильного состава и топ-тренера, действительно боятся Дончича. Они не видели его на просмотрах (потому что Лука был занят в плей-офф испанского чемпионата), они не понимают, сможет ли он сразу набирать по 20 очков за игру и какую именно пользу принесет их молодым командам. А если принесет – то не слишком ли много (многие все еще планируют сливать дальше)?

Всякий генменеджер, опасающийся за свое рабочее место, скорее выберет Бэгли или Джарена Джексона. С них и спрос меньше. А потому некоторые команды, по словам того же Дживони, ставят Дончича аж восьмым в своих рейтингах – не по таланту и даже не по риску, но по нужности.

В итоге чемпион Евробаскета и Евролиги, лучший юниор мира внезапно может оказаться главным «стилом» драфта.

Насколько серьезны проблемы со спиной у Майкла Портера?

Сложнее всего предсказать, где в лотерее выберут Портера. Кто-то считает, что его может ухватить «Сакраменто» аж под вторым номером. Кто-то говорит, что на него нацелился «Кливленд» под своим восьмым пиком. Кто-то предполагает, что Портер вообще может вылететь из десятки.

Портер, который до колледжа считался первым-вторым игроком в стране, перенес неприятную операцию и почти не играл в Миссури (53 минуты за три игры). Это анти-Дончич: скаутские отчеты по нему полны пропусков, потому что совсем нет матчей для анализа, а большинство ГМов уже поняли, насколько обманчивы данные преддрафтовых просмотров. И самое неприятное – операцию Портеру делали на спине.

Это почти всегда тревожный сигнал. Вспомните Джареда Саллинджера, который прогнозировался в топ-10 в 2012 году, а ушел 21-м (и больную спину таки пришлось лечить в НБА, хотя вылетел из лиги он не из-за спины). Портер сам не добавляет уверенности – он загадочно отменил часть просмотров, сославшись потом на незначительные проблемы с бедром. Можно сказать точно, что без детального осмотра медкарты Портера ни одна команда не решится его брать.

Кто уйдет выше – Данте Дивинченцо или Грэйсон Аллен?

Оба взрослые, оба чемпионы в колледже, оба белые снайперы с коротким вингспаном, примерно одного роста и веса, оба могут быть отличными secondary-плеймейкерами. Аллен разнообразнее в атаке и поназойливее в защите, Дивинченцо мобильнее и лучше вписывается в командную защиту. Но в принципе это игроки одного уровня и с одинаковыми добродетелями. Только о Грэйсоне говорят еще со школы, а Дивинченцо объявился ниоткуда только полгода назад.

Почти все моки ставят обоих в конец первого раунда, но Данте – стабильно на 5-8 позиций выше. Почему так? Дивинченцо выбрал правильный момент для выхода на драфт. Он никогда не котировался в первом раунде – но стал чемпионом NCAA и лучшим игроком Финала четырех и сразу взлетел во всех моках экспертов и биг-бордах генменеджеров. Хороший отклик и от его преддрафтовых просмотров.

Грэйсон же как будто зря провел последний год в колледже, а то и два. Он практически не улучшил свою статистику, а это становится плохим сигналом для скаутов НБА – мол, расти ему больше некуда, потолок близко.

Есть ли россияне на драфте?

Нет. То есть, конечно, на драфте автоматически будут все россияне, родившиеся в 1996 году. Но даже в теории никто не возьмет Митусова из «Енисея», Гаврилова или Малейко из ЦСКА-2 или Писклова, Макеева или Афансьева из Суперлиги, даже если бы выбирали не 60, а 160 человек.

Впрочем, есть игроки из соседних с Россией стран, претендующие на выбор на драфте НБА.

Где выберут Святослава Михайлюка, Родиона Куруца, Иссуфа Санона и Арнольдаса Кулбоку?

В концовке второго раунда многие клубы берут уже не по принципу «лучший из доступных», а инвестируют свои пики в иностранцев, которых можно оставить на какое-то время в Европе и не тратить на них место в заявке, при этом сохраняя драфтовые права на них. Когда-то так в 1999 году «Сперс» выбрали Ману Джинобили и ждали его три года.

Поэтому у украинского выпускника Канзаса Михайлюка, его земляка Санона, выступающего в Словении, латвийского форварда «Барселоны» Куруца и литовского форварда «Капо-д’Орландо» Кулбоки есть хорошие шансы попасть в пятый-шестой десяток драфта.

Ведущие издания на данный момент дают им примерно такие места:

  Куруц Санон Михайлюк Кулбока
 DX/ESPN 34 42 58 59
 The Ringer 38 - - 46
 NBAdraft.net 47 50 45 59
 Sports Illustrated 45 39 59 58
 CBS Sports 39 56 - -
 Bleacher Report 40 49 56 -
 Sporting News 45 39 57 -

.

Практически точно кто-то задрафтует Куруца. Выбор остальных зависит от того, сколько команд предпочтет традиционный «драфт-энд-стэш» в Европе новой системе двусторонних контрактов с Лигой развития.

Зачем на драфт выходят худшие в своем роду Болл и Адетокумбо?

Будет большой сюрприз, если кто-то решит потратить пик на Лианджело Болла или Костаса Адетокумбо.

В каждом брате Янниса видят нового Янниса, но один – старший Танасис – уже не выдержал конкуренции в НБА и после пары игр в «Никс» уехал обратно в Европу. Танасиса при этом все-таки взяли на драфте. 20-летний Костас, невзрачно отбегавший один сезон в скромном университете Дэйтон, может заинтересовать разве что команду с перебором пиков второго раунда и готовую а-хрен-с-ним-рискнуть. На драфт он выходит сейчас, хотя мог еще три года играть в NCAA, – может быть, понял, что в универе ему все равно делать нечего и пора возвращаться в Грецию. Или жить в доме у Янниса в Милуоки и кайфовать от жизни, будучи братом миллионера.

Причины, по которым Лианджело (ну то есть Лавар) не отозвал свою кандидатуру, тоже не очень ясны. Он, конечно, не провалился в «Витаутасе», как его братец-школьник, но и восторгов не вызвал. В НБА тяжелый форвард ниже двух метров без элитных скиллов никому не нужен. А играть в основанной папашей Юниорской Баскетбольной Ассоциации можно было бы и без драфта НБА.

Случится ли ли обмен звезды?

Драфт – не только место, где выбирают новых звезд, но и отличный рынок для обмена уже состоявшихся. Пики всегда более ликвидны, чем выбранные под ними игроки, так что лучшим моментом для сделки считается именно день драфта. Так в прошлом году «Буллс» обменяли Джимми Батлера, например.

Проблема в том, что Тимофея Мозгова уже обменяли главная звезда на обмен в это межсезонье – Кавай Ленард. А главный претендент на него в этом году без высоких пиков. Это «Лейкерс» наконец пришел счет за подписание Стива Нэша: их 10-й пик транзитом через «Финикс» теперь в «Филадельфии».

«Филадельфия» – одна из тех команд, которая может включиться в обмен звезды на драфте, им очередной лотерейный пик не нужен, им нужен третий топ-игрок, и Кавай стал бы отличным дополнением к Эмбииду и Симмонсу. Вот только Коланджело не очень вовремя спалился в твиттере – и «Сиксерс» на драфт выходят без генерального менеджера. Не самый удачный момент.

У вечно торгующего Дэнни Эйнджа на драфте только 27-й номер – и своя собственная звезда, в теории доступная для обмена. Предложение по Каваю он обязательно сделает, но именно в день драфта есть другие заботы.

Другие команды вряд ли станут в день драфта бороться за Кавая, который станет свободным агентом в 2019 году. Без гарантии продления – а слабым командам он ее не даст – нет смысла менять молодого перспективного игрока на 4-летнем контракте на годичную аренду звезды. Вспомните, что Пола Джорджа в аналогичной ситуации в день драфта обменять не смогли; меняли уже позднее.

Тем не менее, драфт – это всегда интересно и непредсказуемо. Когда 30 генменеджеров собираются за один гигантский стол обменов и всем раздают множество фишек разного номинала, иначе быть просто не может.

Какие-то интриги драфта упущены? Какие-то интересные истории не рассказаны? Поделитесь ими в комментариях.

Фото: Gettyimages.ru/Ethan Miller; globallookpress.com/Juan Carlos Garcia Mate/Pacific Press; Gettyimages.ru/Sean M. Haffey