Ждут своего времени только те, для кого оно никогда не наступит …
Грегг Попович и Фил Джексон – два великих баскетбольных тренера. Фил, по всей видимости, уже закончил свою тренерскую карьеру. Поп еще стоит за штурвалом своего "корабля", но последняя финальная сирена для тренера Поповича прозвучит совсем скоро. Можно подводить итоги как в отношении одного, так и другого.Карьеры этих наставников по большей части проходили на наших глазах.
Результаты, которых добились эти парни со своими командами, формально различаются на порядок: у Фила – 11 чемпионских титулов в качестве главного тренера, у Поповича – 5. Вполне возможно, что за последние несколько лет в баскетболе Поп сможет приблизиться к Джексону на 1-2 победы в чемпионате, но принципиально на разницу в их регалиях это не повлияет. По количеству выигранных чемпионатов Фил опережает Грегга в 2 раза – разница весьма существенная.
Вряд ли Джексон настолько превосходит Попа своими тренерскими талантами, чтобы уйти так далеко вперед. Оба неоднократно демонстрировали свои профессиональные умения создавать чемпионские команды из самых разных исполнителей, что и является главным признаком тренерского мастерства. Но 11 перстней на одном мастерстве не возьмешь. Фил явно выделяется на фоне Грегга своим нечеловеческим везением. Поповичу тоже иногда улыбалась удача – как и большинству из нас, но не более того. Вот что они сами говорят о своей работе. Я позволил себе перемешать их цитаты. Потому что не принципиально, кто из этих специалстов сказал ту или иную фразу. Они делятся своими мудрыми мыслями и даже маленькая часть из их "кухни" будет для многих интересна...
Ты обязан идти в ногу со временем, потому что команды меняются, игроки приходят и уходят и соперники играют по другому. Я часто говорю, что я самый везучий тренер лиги, и все думают, что это простая болтовня, но это на самом деле так. Потому что в свое время с молодым Данканом мы нашли общий языкмы по настоящему открылись друг другу. Возможно в этом и есть вся суть.
Я просто считаю, что говорить игрокам неправду и пытаться манипулировать ими или вводить в заблуждение не имеет смысла.И это утомляет. Ты обязан помнить, что сказал на прошлой неделе. И на этой неделе я уже не могу что-то сделать, потому что уже это сделал ранее и нужно сделать что-то другое.Я просто пытаюсь быть с ними честным. А когда баскетболист знает, что ты за него переживаешь и верит, что ты поможешь ему стать лучше, то этот парень будет с тобой до конца.
Ведь я слегка ненормальный, время от времени теряю терпение и иногда позволяю себе ругаться и повышать голос. Они всё понимают и достаточно умны, чтобы видеть, что я за них переживаю, поэтому позволяют мне делать то, что я делаю.
Я хотел остановить карьеру девять лет назад. Но преданность партнеров оказывает огромный эффект и даёт тебе чувство доверия, она заставляет тебя полностью отдаться работе и не обращать внимание на всё остальное. Все находятся в одной лодке и плывут в одном направлении. Ни один игрок не захочет постоянно выслушивать упреки, а соперники рано или поздно научатся играть против вас. Со временем я понял, что чем больше говорю с игроками от чистого сердца, тем лучше они понимают меня и тем больше выгоды извлекают из моих слов.
Если ваша цель заключается в создании атмосферы гармонии и единства, нет никакого смысла жестко навязывать игрокам свою волю. Мой подход заключается в отношении к каждому баскетболисту как к личности, а не как к винтику в системе. Игрок должен сам понять, что особенного он способен привнести в игру за исключением очков и передач. Достаточно ли у него мужества? Устойчивости? Как он поведет себя в стрессовой ситуации? Многие из тех, с кем я работал, ничем не выделялись на бумаге, но в процессе работы над их ролью они вырастали в грозных чемпионов «забывших про свое эго и распределивших влияние как можно шире, не отказываясь при этом от возможности принять окончательное решение.
Если вы слишком ограничите своих игроков, то они будут тратить время на противодействие системе. Как и все мы, баскетболисты нуждаются в определенной структуре жизни, но также они требуют свободы для творческого самовыражения.
В игре меня привлекало то, что в нем каждый баскетболист играет важную роль, а также высокий уровень креативности в рамках четкой системы. Все пять баскетболистов должны быть полностью сосредоточены на игре — иначе система рухнет.
Многие тренеры с головой уходят в тактику, но я предпочитают следить за тем, чтобы мои игроки двигались в одном направлении и жили одной целью. Нет ничего важнее команды — все старания должны быть направлены на достижение главной цели. Когда игрок не выпячивает свою индивидуальность, его баскетбольные достоинства раскрываются наиболее полно.
Сейчас вы нечасто услышите слово „сострадание“ в раздевалке. Но я обнаружил, что добрые и заботливые слова могут иметь серьезное положительное влияние на отношения — даже если речь идет о баскетбольной команде.
С точки зрения тренера, Джексон давал игрокам свободу и шансы проявить себя, но иногда он использовал приемы, помогающие «разбудить игроков и повысить уровень их сознания». Фил пытался научить игроков как надо реагировать на незапланированные и неконтролируемые события.
Однажды мы с „Чикаго“ провели тренировку в полной тишине. В другой раз мы устроили небольшую потасовку в темноте. Мне нравится иногда заставить игроков недоумевать. Не для того, чтобы они почувствовали себя хуже, а чтобы подготовить их к неизбежному хаосу, который охватит их в момент выхода на площадку.
Джексон утверждает, что когда руководитель оторван от коллектива, рассчитывать можно только на краткосрочный успех. Короля играет свита. Данное утверждение как нельзя лучше подходит к баскетболу, где существует настоящий культ личности (в данном случае тренера). Однако довольно часто в тени остается целая группа специалистов, выполняющая всю черновую работу. Все же «розы» (как, впрочем, и «шипы») обычно достаются главному тренеру. Это логично, учитывая, что всю ответственность за результат несет именно главный тренер. Наша работа заключается в том, чтобы помочь Филу подготовить команду, и неважно кому достаются лавры. Мы удовлетворяемся самим фактом и полностью отдаем себя делу. Система баскетбола, которую мы практикуем, проста, но очень хороша. У нас нет координатора по нападению или защите, как в некоторых других командах. Мы просто анализируем небольшие отрезки игры, а Джексон складывает все вместе. Он официальный представитель нашего тренерского штаба. Иногда в обсуждениях я остаюсь молчаливым, потому что главный тренер нуждается в информации, но ему нужно время, чтобы все переварить. Если он слышит слишком много голосов, то может растеряться. Особенно если мы все говорим одно и то же. Не мудрствуйте. Главное довести дело до конца.
Работа тренера мне представляется созданием особенной ауры вокруг простейшей вещи — игры в баскетбол.
Я всегда старался делать так, чтобы игроки думали о чем-то кроме основ баскетбола. Более того, мы сами придумали ритуалы, которые превращали наши тренировки в священные обряды. Однажды, я обнаружил, что когда игроки сидят в тишине и синхронно дышат, это помогает им взаимодействовать на невербальном уровне куда эффективнее, чем при помощи слов. Один вздох — это одна мысль.
Не каждую проблему можно решить, просто приложив больше усилий, чем раньше. «Баскетбол — активный вид спорта, которым занимаются энергичные люди, готовые пойти на все ради достижения цели. Тем не менее, бывают случаи, когда наилучшим решением является бездействие.
Все-таки спорт — это не только победы. Я знаю, что мысль о выигрыше (или точнее, не допущении поражения) является контрпродуктивной — особенно когда она заставляет вас терять контроль над эмоциями. Самое правильное — играть в свою игру и иметь мужество, чтобы расти не только как личность, но и как баскетболист.
Более того, помешательство на победе — удел неудачников. Сильнее всего нужно заботиться о создании наилучших условий для успеха.
Учитесь у своего конкурента, потому что он будет учиться у вас. Джефф О'Лири