7 мин.

УГМК снова выиграл женскую Евролигу. Но скоро эта лавочка закроется

угмк

Новость о том, что УГМК выиграл Евролигу, на sports.ru появилась только на вторые сутки после самой победы только когда я, обычный пользователь сайта, предложил ее через пользовательские новости. Понятное дело, что это обычная невнимательность, но очень уж она получилась показательной.

Сразу становится очевидно, что всем плевать на то, что УГМК что-то выиграл. Я не завидую ни одному автору спортивного сайта, которому пришлось в кратчайшие сроки пришлось проникать в мир женского баскетбола и выдавливать из себя что-то по поводу того, что УГМК молодцы и поднимают престиж российского баскетбола.

Даже когда я читал про победу УГМК над курским «Динамо» в полуфинале Евролиги на других сайтах, то был забавно обращать внимание на опечатки и фактические ошибки в текстах. В очередной раз становилось очевидно, что эти публикации – исключительно для галочки.

364 дня в году никто не интересуется женским баскетболом и успехами УГМК, в медийном пространстве они не присутствуют. Женский баскетбол — это низшая форма баскетбола и вообще спорта, не заслуживающая внимания. Мне становится это очевидно, когда я вкладываю душу в текст про женскую НБА (которая меня привлекает в разы больше, чем мужская) и прекрасно вижу разницу в интересе к текстам про мужскую лигу и женскую благодаря внутренней статистике публикаций блога.

В этом году за ЖНБА будут следить больше из-за Вадеевой и Мусиной. Следить будут так же, как следили за чемпионшипом, когда там работал Слуцкий. Ведь как у нас это устроено – сначала был «Халл» Слуцкого, теперь стал «Витесс» Слуцкого, «Брюгге» Габулова и дальше по списку. Повторяется история про заголовки в духе «4 очка и 2 подбора Мозгова помогли «Бруклину» обыграть команду N в регулярном чемпионате НБА».

Интерес к женскому баскетболу – он такой, какой он есть. Нельзя обижаться на то, что никто про него пишут. Когда дают поводы – пишут. Просто поводы должны быть веские.

И вот УГМК выиграл Евролигу. И вроде бы повод веский, но тут палка о двух концах – те, кто не интересуются – те не интересуются. А те, кто интересуются, знают, что УГМК – это «мешок», позор и раздутая история.

УГМК – это клуб, который привлекает лучших игроков мира на деньги отечественной горно-металлургической компании. Лучшее в мире что угодно всегда стоит недешево, даже когда речь идет о женском баскетболе. И компании приходится сильно раскошеливаться, чтобы держать команду на привычном уровне одного из лучших клубов Европы.

УГМК (клуб) – это как родник кристально чистой воды посреди выжженной атомной войной постапокалиптической пустыни.

УГМК (клуб) – это очередная дурацкая российская история про вливания денег непонятно куда с вероятным вытеканием этих денег в чужие карманы.

УГМК тратит серьезные средства (по меркам женского баскетбола – средства космически-колоссального масштаба), чтобы держать марку передового клуба европейского женского баскетбола.

Только вот зачем?

В этой части текста надо вновь подчеркнуть тот очевидный факт, что россиянки принимают минимальное участие в победах российского клуба в главной лиге Европы.

Полуфинал Евролиги. УГМК – курское «Динамо». Ни одна из пяти россиянок в составе УГМК не набирает ни одного очка. Всего россиянки набирают 12 очков из 161, набранных в этой игре двумя командами. Артешина – 0 за 10 минут. Белякова – 0 за 7 минут. Беглова – 0 за 3 минуты. Мусина – 0 за 0 минут. В финале Евролиги – Белякова набирает 5 очков, а Беглова добавляет 3. 8 очков от россиянок в главной российской баскетбольной команде страны у женщин за два решающих матча.

***

Но рассуждения про очередной «денежной мешок» – это старая песня, в хаянии УГМК нет новой информации.

Новая информация – она о том, почему весь этот «бренд европейского уровня» скоро может вылететь в трубу.

Основа и фундамент успехов УГМК – привлечение игроков из женской НБА. Причем за такие деньги, какие в Америке по рыночным условиям им платить не могут. Сама Женская Ассоциация сейчас развивается по примеру мужской лиги 50-летней давности – игроки только-только пытаются начать качать права, профсоюзы обретают голос, а рекламные контракты начинают приносить стабильные доходы.

Так вот в 2019 году в ЖНБА намечается локаут. Текущее коллективное соглашение заканчивается в 2021 году, а одна из сторон может выйти из соглашения и начать переговоры по пересмотру условий существования лиги уже в 2019-м.

Когда истечет новое коллективное соглашение, профсоюз игроков будет бодаться за более выгодное распределение доходов лиги. По данным Forbes, сейчас доля игроков составляет примерно 20% (22,8 в прошлом году, годом ранее было чуть больше).

Не 50+%, как в мужской лиге, даже не близко.

Все помнят, как во время локаута в мужской лиге в 2011-м году все сильно спорили по поводу пары процентов BRI в одну или другую сторону. В ЖНБА в 2019-м все будет гораздо более драматично, поскольку есть шанс, что игроки встанут в позу, а на кону будет стоять сдвиг в 10 и более процентов доходов лиги. Если игроков смогут выторговать в свою пользу эти 10%, то средняя зарплата по лиге может вырасти на 100 тысяч долларов в год.

Средняя зарплата в женской НБА сейчас составляет 71 тысячу долларов. Лучшие игроки ЖНБА при всех бонусах могут претендовать на максимальную зарплату в размере 100-110 тысяч долларов за сезон. Для лучших игроков женского баскетбола эти цифры представляют собой примерно 1/10 от того, что они зарабатывают в Европе.

Та же Майя Мур в «Линкс» не получает максимальную зарплату и идет в финансовом отношении навстречу клубу. Отчасти из-за того, что львиную долю своего годового заработка она получает не в США. За нее женская НБА – принципиальная история, но не из-за денег. Играя в ЖНБА, она находится на виду у американской публики, у американских журналистов, медиа и спонсоров. Она находится в американском контексте. Скайлар Диггинс из «Далласа» из-за этого не уезжает в Европу принципиально, поскольку в свободное от баскетбольного сезона время она старается заработать как модель и посол различных товарных марок, активно работает с рекламодателями.

В ближайшие годы после локаута ЖНБА зарплаты могут вырасти кардинально. Даже после колоссальной победы профсоюза игроков в 2020-м году цифры, которые платят баскетболисткам в ЖНБА не будут сравнимы с европейскими зарплатами (и особенно китайскими). Все равно будет соблазн ехать за океан, но уже больше людей будут задумываться о том, нужно ли им ехать в чемпионаты Турции или России, чтобы заработать лишнюю денежку, играя круглый год. Или же они предпочтут максимизировать свои доходы успешными выступлениями в ЖНБА, где в перспективе после локаута большинство игроков смогут зарабатывать на уровне среднего американца с высоким доходом.

Forbes подсчитал, что если ЖНБА удастся выбить право на 50% доходов лиги, то средняя зарплата вырастет до $164 000. Лучшие игроки смогут получать 500-600 тысяч за сезон. А если зарплаты вырастут на 50-150%, но это будет означать постепенный отток американских баскетболисток и других ведущих женских игроков из Европы.

Если игроки топ-уровня смогут зарабатывать в женском НБА хотя бы 500 тысяч, а шкала для новичков будет начинаться хотя бы от 50 тысяч, то такие цифры уже будут гарантировать финансовое благополучие, и все больше игроков будут задаваться вопросом, а надо ли вообще ехать на чужбину ради заработка, если нас и тут неплохо кормят. В таком случае в ЖНБА будет все меньше ситуаций в духе австралийской центровой Лиз Кэмбедж, которая после двух сезонов переквалифицировалась в ди-джеи и уехала домой в Австралию.

Что все вышесказанное означает для УГМК? Никаких больше американок топ-уровня. (Примечание: Мне даже страшно представить, сколько они отгрузили Майе Мур, чтобы вытащить из-за океана одного из пяти лучших игроков мира посередине сезона на замену Таурази, да еще и в тот период, когда сама Мур изначально приняла решение вновь готовиться к сезону ЖНБА в США).

УГМК превратится тыкву. Платить будет некому или же придется платить по миллиону за второсортных легионерок.

Весь европейский женский баскетбол в таком случае превратится именно в то, во что сейчас превратился европейский баскетбол мужской. За последние 10 лет Евролига по отношению к НБА окончательно превратилась в лигу, где либо «доигрывают», либо зажигают те, кто в НБА не пригодился. В крайнем случае в Европе сейчас (Россия и Китай в данном контексте – тоже Европа) продолжают свое горестное существование совсем маргинальные персонажи типа Марбэри.

Все, кто будут подавать какие-то перспективы, будут уезжать в НБА. Если женская НБА сможет предложить хоть какую-то финансовую стабильность, то европейский женский баскетбол пойдет по тому же пути.

Локаут в ЖНБА может стать поводом для смены мышления внутри всей системы. Женская НБА – это престижно. Если бы это было не так, то Вадеева и Мусина не выставляли бы свои кандидатуры на драфт.

У мужской НБА есть два козыря в рукаве по сравнению с Европой – престиж и зарплата. У женской НБА пока есть только престиж. Когда появятся еще и заплаты, то чаша весов можно сильно склониться в пользу женской НБА. И не в пользу УГМК.

Фото: fiba.basketball; globallookpress.com/Jeff Wheeler/Star Tribune (2)