Погружение в сникер-культуру вместе с Габонской Гадюкой
Для тех, кто ленив, всегда рекомендуется обращаться за помощью к знающим мира сего. Круче Дмитрия "Габонской Гадюки" Егорова трудно представить. Главный редактор журналов К.Е.Д. и Sneaker Freaker, судья Versus, основатель Fidelio Punch Club и просто хороший человек цельный час рассказывал об этом направлении уличной культуры, в основном касаясь баскетбольной части. Я же делал умное лицо, периодически различая знакомые слова.
- Дима, в чем «радость» менять кроссовки каждый день? Вот ты, например, как часто надеваешь разные?
- Ну начнем с того, что кроссовки давно превратились в целый мир. Я лично каждые два дня стараюсь надевать новые. И причина не в том, что таким образом я хочу себя показать. Частая смена обуви продлевает ей жизнь.
Прикол же вот в чем. Кроссовки становятся своего рода разменной монетой для тех, кто понимает их цену. Например, кто-то собирает кроссовки модели Х, а ему попалась модель У. Она ему не принципиальна, поэтому ее можно обменять. Такая позиция отличается от обычного маркета, где есть деньги. Максимально просто это реализовано в названии известной фирмы FUBU – "For Us – By Us". Получается своего рода замкнутая и самодостаточная система.
Конечно, приятно, когда приходят люди, которых никто в тусовке не знает, и покупает 13-ые «джорданы» по вполне приятной цене. Очень часто приходят люди возрастом за 40 лет и ищут не самые популярные модели.
- Можно ли говорить, что это фетиш?
- Нет, я бы назвал это субкультурой, а, может быть, и целой культурой. Кто-то обменивается монетами или расплачивается монетами, мы обмениваемся или расплачиваемся кроссами. Это не хорошо и не плохо, просто так есть.
- Насколько рынок кроссовок удовлетворяет запросы этих кроссовкоборов?
- Кедоголовых (прим. подобным термином пользуются читатели журнала К.Е.Д.).
- Да, кедоголовых.
- Можно сказать, что процентов на 80-90. Россия сейчас встроена в эту систему. Если раньше люди переживали, что нельзя будет купить те или иные кроссовки, то сейчас такого практически нет. В России вполне можно достать любую модель по цене ритейла, а раньше у перекупщиков приходилось брать за 2 или 3 цены.
- Сейчас нет той ситуации, когда в России товар стоит на порядок дороже, чем в Европе?
- В целом, такого нет, более того, иногда иностранцы говорят, что у нас некоторый ритейл дешевле, чем у них. Однако это разовые моменты. Ценообразование в России несколько иное. Поэтому ритейлеры долго не держат низкую цену, им это невыгодно. Все считают, что, например, в США все дешевле. Это не совсем так, там цена складывается иначе, чем в России. НДС там высчитывается по-другому и в зависимости от каждого штата. Поэтому многие марки в интернет-магазинах продаются только на территорию штатов. Например, на одном крупном сайте кроссовки New Balance не продают за пределы США.
- Как сейчас обстоят дела с баскетбольными моделями в России?
- Я поставлю оценку между «посредственно» и «хорошо».
- Так, а что за градация такая? Какое направление тогда «очень хорошо» и «отлично»?
- Я думаю, что беговые кроссовки. Они очень хорошо прокачиваются. Баскетбольные магазины можно по пальцам пересчитать: FunkyDunky, «Магазин Стритбол», SaintShoes в Санкт-Петербурге, был еще небольшой в Москве один. За пределами этого вряд ли можно найти что-либо достойное.
Есть еще отделы баскетбола в крупных магазинах Nike, аdidas, но выбор там весьма небольшой и самый ходовой в основном.
- В чем причины такой оценки с твоей стороны?
- Скажем так, что баскетбол – не самый массовый вид спорта. Он, конечно, вполне доступен, но не настолько, чтобы говорить о повсеместности.
В стритбол, например, ты будешь играть не более пяти месяцев в году. В залах не все всегда могут себе позволить играть круглогодично.
С бегом все немного иначе: вышел и побежал. Пересеченная местность, дороги, залы, стадионы, по центру Москвы даже бегают. Даже в футбол становится очень удобно играть: полно коробок во дворах, плюс и зимой проще играть, чем в баскетбол.
Добавлю сюда откровенно недостаточную пропаганду баскетбола. Есть люди, которые много делают на благо стритбола. Грунис, например, но этого все-таки недостаточно.
Опять же надо учитывать, что я не самый большой специалист по баскетболу. Были у нас выставки «Экспобаскет», то есть и тут развитие определенное есть.
- Ну твою степень погруженности можно легко проверить. Какие ты знаешь баскетбольные клубы в России?
- Ну, ЦСКА. В Питере был "Спартак".
- Ну клуба давно нет на повестке дня, там "Зенит сейчас. "Спартак" в очередной раз возрождается.
- В Краснодаре знаю "Локомотив". "Химки" подмосковные знаю. Наверняка есть АК "Барс" в Казани.
- "Уникс" он называется.
- Да, точно, очень известный ранее был клуб. Ну вот, пожалуй, и все.
- Вот ты говоришь, что меняешь кроссы каждые два дня, но в баскетбол наверняка там неправильно делать. Ну и ты, пардон, их меняешь "для красоты", а в баскетбол несколько иначе подразумевается.
- Вот именно! Когда я меняю кроссы, я продлеваю срок их эксплуатации: они не залеживаются, не сохнут. В баскетболе главное совсем другое, в баскетболе нет универсальных кроссовок. Возьмем, например, кроссовки Curry IV. Если ты играешь условно, как Карри, то они тебе безумно подходят. Но если ты на другой позиции, то, как пишут в обзорах, тебе они абсолютно не подойдут. Я видел ногу Карри, с которой и лепили кроссы, она тоже не самая обычная. Надо помнить, что в баскетболе все очень индивидуально, поэтому и выбор резко сужается.
В беге все проще: натянул и побежал. И то с большим количеством условностей. Моя жена из Минска, она в детстве занималась бегом. Так вот она рассказывала, в чем они там бегали!
- Тапочки?
- Ну почти... Лидская обувная фабрика. Но при всем при этом она показывала результаты в этой обуви такие, что понимаешь, что не всегда дело в обуви.
- Насколько уместно ходить в специализированной обуви по улице: например, в баскетбольных, в обуви для футзала, фитнеса?
- Я адепт того, чтобы люди именно так и делали. Те кроссовки, которые сейчас считаются крутыми, раньше были сугубо игровыми. "Джорданы" первые или двенадцатые, в них ходили по улицам только потому, что в них играл Майкл и они выглядели классными с экрана. Самые смелые люди уже тогда их носили.
Сейчас же хочется, чтобы, кроме технологичности, над которой все больше работают, были сугубо отличительные фишечки. Такие были у "гиперданков" и "гиперфьюзов". Они не несли никакого функционала, но дизайнеры решили, что "так будет красивше".
Или леброновские серии, посвященные периоду "Майами". У нас есть парень, который летал во Флориду только для того, чтобы купить пару из этой серии.
Лично я из каждой поездки стараюсь привезти пару чего-то, ну другие магнитики привозят. И эта прекрасная память о том или ином месте.
Проблема в том, что, на мой взгляд, сейчас не так много красивых баскетбольных кроссовок. Те же "четвертые Curry, которые низкие, очень классные для повседневной ходьбы. Или "пятые" Curry, которых пока нет в России, тоже выглядят очень интересно.
Серия Деррика Роуза - не самая интересная. Мне кажется, что они совсем не для ходьбы. У Ирвинга очень классные для ходьбы. Леброновские я лично очень люблю. У Коби приятная серия.
Мне очень нравится, когда перевыпускают кроссовки, например, "первые" Коби. Баскетбольные или околобаскетбольные люди помнят, как они играли еще в этих кроссах. Для людей, которые не знакомы с баскетболом, подобные "новинки" кажутся очень свежими и интересными.
Когда первые "гиперданки" переиздали, я задал интересный вопрос любителям баскетбольной обуви: "Насколько далеко ушла баскетбольная "мысль" в кроссовках?" Кто-то говорит, что очень ушла, но большинство говорит, что принципиально нового ничего не придумано.
У моего оператора камера, которой 15 лет, выдает картинку лучше, чем многие современные аппараты. Он находит какие-то объективы, которые также вышли не в этом десятилетии. Вполне вероятно, что и баскетболист может найти "самые удобные" для себя кроссовки среди давно забытых.
- Почему Reebok не смог "реализоваться" в баскетболе?
- Ну я бы так не сказал. Reebok с недавних пор часть adidas. У них четкое распределение по видам спорта, баскетбол "ушел" к adidas. Последние баскетбольные у Reebok, если я не ошибаюсь, - попытка переосмысления серии Pump с Яо Мином. Они были прикольные.
- Puma так и не зашла в баскетбол. Причины?
- Клайд Фрейзер бы с тобой не согласился!
- Ну Фрейзер - это 70-71 год!
- Мне кажется, что в какой-то момент Puma перестала вкладывать в баскетбол деньги, что и стало причиной остановки развития этого направления. Баскетбол - это всегда технологии и наука.
Сейчас же "войти" в рынок очень сложно. Тут, кроме adidas, Nike и не давно добавившегося Under Armour, есть Anta и Li-Ning, которые точно никуда не уйдут.
- Сталкивался ли ты с обувью Anta, лицом которой в баскетболе является Клей Томпсон?
- Я лично ничего особенного про них не знаю, но все спрашивают, сколько ему платят за то, что он играет в этих кроссовках. К Li-Ning у меня, кроме уважения, ничего другого нет. Они очень давно на рынке, у них отличная история. Я был в их магазине в Гонконге и скажу, что он очень классный. Думаю, что со временем они могут во что-то превратиться, а вот про Anta так не думаю.
- Обувь Peak Вам попадалась?
- Ну не сказал бы... Китайцы, конечно, молодцы, но должно пройти определенное время. Правильно Влади спел: "Все приходит с опытом". Одно дело собирать технику под руководством седых дядек из Калифорнии, которые уже десятки лет ее собирают. Другое же - собирать с нуля и по собственному вдохновению. Это как жарить блин впервые, хотя видел только, как их жарит мама. И это в лучшем случае!
Кихачиро Онитсука (прим. - основатель Asics) так же начинал в свое время, делая обувь, не понимая ничего ни в баскетболе, ни в самой обуви. Он долго и упорно шел к тому, чтобы создать крутую обувь. У него была идея сделать крутую обувь, которая продается. Есть ли такая идея у "китайцев", я не знаю. Не хочу наговаривать на них в данном случае, но сам недостаточно много о них знаю.
- Наверняка ты помнишь историю компании And1. Чего им не хватило?
- Ответ прост: идея исчерпала себя. Какие у них были прорывные идеи? У них все было хорошо с маркетингом, все было хорошо с дизайном. Дальше что?
Tai Chi - одна из вершин мысли баскетбольной, но многие скажут, что играть в них было невозможно.
То же самое можно сказать и про фирму Dada. Блин, ребята, ну не сможете вы конкурировать с всеми этими "подушками", нитками и баллонами.
Просто вставить баллон - любой китаец сможет, а вот куда вставить - далеко не все могут!
Возможно, они не сумели в нужный момент "продаться" что ли кому-то из гигантов. Например, той же Puma.
А так они, конечно, молодцы, сверкнули ярко. У K1X приблизительно такая же история. В них, если я не ошибаюсь, играл Рон Артест. Они вовремя поняли, что не могут тягаться с монстрами, выбрав правильную стратегию на рынке. And1 не смогли вовремя диверсифицироваться, но во всех американских журналах того времени у этой компании самые положительные отзывы.
- Какая из именных моделей самая крутая?
- "Утюжки" Коби.
- Да ладно!
- Да, именно. Я знаю, что играть в них было не очень удобно, но сложно представить что-то более крутое. На тот момент это было очень свежо и смело.
Еще выделю Shaqnosis Шакила. Когда они вышли, то параллельно вышла 16-битная игра Shaq Fu. И там на этих пикселях были видны эти кросы. Я знаю, что крупные игроки очень лестные отзывы о них оставляли.
- Какая эволюция ждет "джорданы"?
- По моему мнению, им сейчас сложно идти вперед. Все-таки Jordan Brand ассоциируются с Майклом. Nike подписывает много разных игроков, а JB как-то остановился в прогрессе. Имя сыграло очень большую роль, имя превратилось в отдельный крупный брэнд, хотя я помню, когда говорили, что Шак и его кроссовки - это лучшее. В итоге Джордан получил глобальный брэнд, а Шак - нет.
Все продолжиться, но все-таки затишье есть определенное. Nike быстрее будет двигаться, так как они опять сотрудничают с НБА.
- Что будет с линией Коби?
- Думаю, что нас ждут много ретро-кроссовок.
- А новые мысли?
- Как тебе сказать... После ухода Джордана самыми классными стали "двадцать третьи". Наверняка это связано с сакральностью числа. Таким же образом, может быть, и "двадцать четвертые" "брайанты" будут отличными.
Все-таки я думаю, что будет много выпусков ретро. В свое время Nike перевыпустили подошву Free, которая мне кажется одной из лучших. Люди видели их потенциал, поэтому их переиздавали. Сейчас же Flyknit всех победил.
- Как будет вести себя ЛеБрон со своей обувью?
- Будет жить и процветать, пока у ЛеБрона такой вес, тем более, что у него несколько разветвлений. У его кроссовок дизайн приятный, чем-то напоминает кроссовки Баркли. Посмотрим, что будет дальше.
- adidas что надо менять?
- На мой взгляд, все брэнды проходят некую цикличность в своем развитии. Надо работать дальше. У них есть набор игроков: Роуз, Уолл, этот бородатый дядька. Надо чуть-чуть больше внимания уделять дизайну.
Даже Under Armour, который изначально рассматривался как "исподнее", стал работать над дизайном. Когда Карри делал 4-ую модель, то он лично принимал участие в форме, так как хотел добавить красоты.
Возможно, adidas нужен некий визионер, который видит красоту.
- Сколько должны стоить кроссовки для ходьбы и для баскетбола?
- Наверное, от 3000 для ходьбы и от 5000 для баскетбола.
Нашел видео, посвященное 10-летию магазина Sneaker Head. В нем приняли участие известные люди нашего и того времени (Таш Саркисян, L'One, Дмитрий Егоров, Вова Веселов и прочие спецы по сникер-культуре). Оказалось, что очень неплохой экскурс в историю этой субкультуры.
Думал еще спросить про BrandBlack, но посчитал, что совсем уж малораспространенная марка.