Молодость - недостаток, который быстро проходит
В раннем возрасте основным мотивом занятий у школьников является желание играть в баскетбол, повышать свои физические способности, соревноваться. Постепенно, занятия спортом становится важной частью жизни молодого человека. Очень сложно игроку удержаться на высоком уровне результатов, остаться в мире с родителями, тренерами, соперниками и партнерами по команде. Меняются ценности, отношение к жизни, к окружающим. Проблема становится наиболее острой в период перехода баскетболиста из одной возрастной категории в другую. Спортсмен, как никто другой жаждет быть лучшим во всем, быть первым, ищет возможности для реализации своей цели. Спорт постепенно отфильтровывает слабые звенья. Остаются только сильные игроки. Каждый спортсмен - эгоист по натуре. Безусловно, в командных видах спорта спортсмен учится жить в коллективе, невольно начинает думать не только о себе, заботиться о товарищах. Он живет в собственном мире постоянных тренировок и соревнований, команда заменяет семью; а тренеры, массажисты, психологи - родителей. Это реальный мир со своими атрибутами, ритуалами, правилами. Конечно, нет гарантии, что возможно, данный спортсмен станет в дальнейшем профессионалом. Только подготовка спортсмена к участию в соревнованиях – это одно, а подготовка молодого человека к работе, профессии спортсмена – это несколько другое. Это более разнообразный, многосторонний процесс. В 16-17 лет баскетболисты уже пытаются осознанно, целенаправленно изменять мотивацию при занятиях спортом, у них происходит перестройка мотива «потребности в игре», на мотив занятий баскетболом как «работа», «профессиональная карьера». Тем более, что уже в возрасте 16-17 лет по российскому законодательству, возможно заключение профессионального контракта с родителями баскетболистов этого возраста. Так что же за подводные рифы ждут молодого спортсмена во взрослой жизни?
Чаще всего, в первую очередь, в профессиональную команду попадают более талантливые ребята. После своей молодежной команды, где у них было своя позиция в группе, понятные отношения с тренером. Они попадают во взрослую команду, где нужно выйти из зоны комфорта, где снова необходимо бороться за место под солнцем. И это тот момент, когда большой спорт теряет перспективную молодежь. Вот несколько реальных проблем, с которыми сталкиваются молодые игроки, попадая в профессиональные команды. Конечно, можно спорить о важности той или иной причины, тем более что все они чаще всего взаимосвязаны..
Итак, одни из самых важных :
- низкий уровень подготовки и неумение работать самостоятельно (прежде всего проблемы с умением получать информацию от тренерского штаба в разной форме, способность ее проанализировать и отработать на дополнительных индивидуальных занятиях).
- понимание своей роли в команде и умение ролевого исполнения игровых функций. (ограниченное время на игровых тренировках и играх, за которое необходимо показать свои возможности и доказать свою нужность команде).
- коммуникация с тренерским составом (часто знание иностранных языков) и со старшими игроками. ( быть честным, самокритичным, не бояться задавать вопросы и стараться старательно выполнять игровые задания). - потеря мотивации : а) удовлетворение результатом спортивным ( само попадание во взрослую команду может быть пределом мечтаний) и финансовым ( часто, в совсем молодом возрасте игроки получают совершенно неадекватные, и не соответствующие его реальному уровню деньги, что отвлекает от самого важного – работе над собой) б) разочарование своим уровнем физическим и техническим (реакция на первые неудачи) в) психологические составляющие общения со старшими игроками. – отсутствие готовности (или неспособность) к конкурентной борьбе за место в составе ( в молодежной команде – лидер, во взрослой- аутсайдер и ждущий помощи от всех, а она - ограниченна).
- потеря или неспособность к самоконтролю ( несоблюдение спортивного режима и рационального питания) . -тренерский штаб сориентирован на результат, а не на развитие игроков (это хорошо когда в клубе есть тренер работающий с молодыми спортсменами)
- решение руководства искусственно предоставлять место в составе ( пропадает желание бороться за место в составе у игрока и вызывает негативную реакцию у партнеров по команде)…. И т.д и т.п.
Так как же сделать так, что бы мы ни теряли столько перспективной молодежи для спорта высших достижений, вкладывая в воспитание игроков огромные суммы и множество времени. По моему мнению, нужно, прежде всего, понимание кого мы хотим воспитать. Т.е. важны модельные характеристики подготовленности баскетболистов, среди которых: антропометрические данные, показатели физической и технической подготовленности, психологическая составляющая с учетом требований предъявляемых к современным профессионалам, разных игровых функций. Их разработка должна проводиться с учетом данных о лучших зарубежных спортсменах, т.к. эти зарубежные игроки являются конкурентами на российском спортивном «рынке». Важно знакомить игроков в пред-профессиональном возрасте с понятием профессионализма в спорте. Готовить к профессии баскетболиста-профессионала, учить основам специфики и норм условий их работы. Углубленное изучение иностранного языка (английского) – также важнейший раздел подготовки баскетболиста к профессиональной деятельности. Недостаточное знание английского языка может стать одним из факторов, не позволяющих осуществить успешную карьеру профессионального спортсмена. Особое значение – помощь баскетболистам овладеть методикой самоконтроля здоровья и физического состояния, основами диетологии, профилактики травматизма. Без здоровья не возможен профессионализм. Требования к уровню подобных знаний в серьезных клубах намного выше, чем при подготовке молодых спортсменов. Это объясняется тем, что спортсменам- профессионалам приходится много готовиться самостоятельно и у них очень напряженный соревновательный сезон, что довольно часто приводит к травмам и заболеваниям. Выполнение этих требований вызывает наибольшие трудности у молодых спортсменов, т.к. особенности российской системы школьного и семейного воспитания проявляются в формировании у них повышенной инфантильности, не готовности жить и работать в условиях высокой самостоятельности, конкуренции. Молодые спортсмены должны четко представлять, что баскетболисты-профессионалы сами отвечают за свою физическую форму. Например, на первую командную тренировку должны являться готовыми к предстоящему сезону. И это совсем - совсем другая жизнь.
Европейские баскетбольные школы уже несколько лет начали работать именно в этом направлении. Появилось большое количество отличных игроков из стран где нет баскетбольных традиций. Множество молодых тренеров, используя разные возможности (интернет, тренерские семинары, летние лагеря и турниры) находят пути продуктивной работы с молодыми игроками. Именно воспитывая, и подготавливая их к профессии баскетболист - профессионал.
Быть профессионалом во всем! Каталонцы (Барселона) всегда выходят на поле отутюженными до такой степени, что о стрелки на их трусах можно порезаться.