Правила жизни Фила Джексона
Фото: REUTERS/Albert Gea
Когда я был молодым, меня определили в священники. Я и мои братья участвовали в официальной церемонии, в ходе которой нас подготовили к будущему служению Господу. Мама любила подчеркивать, что ни один из нас так и не стал священником. Но я бы хотел сказать: «Ты знаешь, мой приход составляют пятнадцать человек». Моя команда – это и есть мой приход. В этом заключается мое проповедничество.
Отец был руководителем церквей в штате Монтана. Он не сомневался в своих убеждениях. Для него очень хорошо подходит термин «истинный христианин». Он из тех, кто подставит вторую щеку. Отец действительно был человеком добра и мира. Думаю, моя основа, равно как и мое поведение, во многом сформировались под его влиянием.
Когда мама проповедовала, то превращалась в огонь и серу. Мама была умной – с помощью интеллекта она открывала великие истины. А еще она любила соревноваться – мама была капитаном баскетбольной команды.
Был момент в моей жизни – я отыграл пятнадцать лет за «Нью-Йорк» и «Нью-Джерси» – когда чувствовал, что если бы ни провел те три или четыре месяца в лагере в Монтане, то не смог бы по-настоящему связать себя с корнями, с тем духом, который является глубинной частью меня.
Дети. Они всегда будут оставаться детьми. Шишка на голове – довольно серьезная проблема, когда у вас шестимесячный ребенок. А если чаду исполнилось шестнадцать лет, возникают иные сложности, например, с алкоголем. Вы обязаны найти способ помочь им преодолеть жизненные трудности, не будучи при этом властным тираном.
Мой наставник, товарищ и коллега Текс Винтер часто повторяет: «Ты успешен только в ту минуту, когда триумфально завершил некое большое начинание».
Если бы я был Биллом Расселлом, одиннадцатикратным чемпионом НБА с пятью званиями MVP, то, возможно, моя самооценка претерпела бы некоторые изменения.
Майкл Джордан? Что больше всего поражает в подобных героях, так это удивительное количество энергии и гордости, что они привносят в свои выступления. У них есть абсолютное чувство уверенности, выходящее за рамки ощущения неудачи – получается, боязнь неудачи не мешает им выполнять свою работу. Майкл – величайший атлет из тех, что я когда-либо видел. Он превзошел все возможные ожидания.
Я не хочу, чтобы это прозвучало как обвинение в адрес определенных групп населения, но некоторые в нашем обществе действительно страдают ослабленной концентрацией внимания и, вероятно, не в последнюю очередь это объясняется нескончаемым потоком рэп-музыки, что звучит в их ушах.
Думаю, стоит обратить внимание на то, что игроки носят вышедшую из тюремных стен одежду и вообще на бандитский аспект баскетбола, который пришел вместе с хип-хопом в последние семь или восемь лет.
Заниматься спортом – это нечто инстинктивное, оргазмическое. Если хотите стать хорошим атлетом, вы не должны рефлексировать.
В отличие от футбола с его стандартными ходами, баскетбол, подобно джазу, представляет собой чистую импровизацию. Если кто-то смазал ноту, то товарищ должен заполнить пустоту, поддержать коллектив.
Как и сама жизнь, баскетбол беспорядочен и непредсказуем. Он ведет вас по своему пути, что бы вы ни делали, пытаясь контролировать процесс. Фокус в том, чтобы переживать каждый миг с ясным умом и открытым сердцем. Когда поймете это, баскетбол – и жизнь – позаботятся о вас.
Баскетбол – это спорт, представляющий из себя тонкое переплетение игроков, с максимальной скоростью движущихся к точке, где они могут думать и двигаться как одно целое.
В баскетболе – как и в жизни – истинная радость присутствует в каждом моменте, а не только тогда, когда все идет по вашему плану.
Хорошие команды становились великими, когда их игроки начинали доверять другу другу настолько, что могли сменить «Я» на «Мы».
Любовь – вот сила, воспламеняющая дух и превращающая команду в единое целое.
Вы не можете мотивировать игроков разговорами. Нельзя научить конкурентоспособности.
Рик знает, что мы называем его «наследник Адельман»? (перед серией плей-офф с «Сакраменто» Фил Джексон, известный приверженностью к необычным способам мотивации, показал «озерникам» фильм «Американская история Икс» и проводил аналогии между Риком Адельманом с Адольфом Гитлером – прим. автора).
«Сакраменто» вышел на игру с агрессивным настроем. Теперь я даже не знаю, должна ли поощряться агрессивность в баскетболе. Крис Уэббер бегал по площадке и бил всех по голове.
Это было повторение Мюнхена 72 года… Я называю такое «восемь человек в защите». Судьи убили нас.
От судейских решений воняет. Собственно, мы этого ждали. Но чтобы так сильно...
Судьи не справились со своими обязанностями. Я знаю, что они испытывают большое давление, работая в Далласе, потому что Марк делает специальные обзоры и отправляет их в лигу.
Не смог бы работать у Марка Кьюбана. Тут все слишком злобные. Я пас.
Я бы не прочь как-нибудь выпить водки с Прохоровым.
Я из того поколения, которое верит в карму. Если ты хорошо выполняешь мицвот, ты можешь уберечь себя от неприятных вещей. Как вы думаете, Дональд Стерлинг достаточно хорошо выполнял мицвот?
Большие мальчики не плачут. Если вы все-таки делаете это, идите в туалет, где вас никто не увидит.
Мы тут пытаемся приспособиться к жизни без Шака. Ну и наслаждаемся этим тоже.
На самом деле, Байнэму ничего и делать-то не надо. Не нужно набирать очки. Если вы болельщик, то, конечно, считаете, что ему нужно забивать. Но если вы понимаете игру, то легко увидите, что когда Брайант проходит под кольцо, защитник не может бросить Байнэма, потому что, если он так сделает, то Эндрю наберет легкие очки. Мы побеждаем с разницей в 20 баллов, играя как команда, а это самое важное.
В начале года часто говорил своим помощникам: «Слава богу, что у нас такая скамейка, которая всегда горит желанием выйти и надрать кому-нибудь задницу».
Мы не стремимся к тому, чтобы Кобе забивал 50, 30 или 80 очков. Мы стараемся сделать так, чтобы он был на одной волне со всеми. Наши игроки должны объединить свои таланты.
Если бы я сейчас набирал команду, то взял бы Дуайта Ховарда, а не ЛеБрона Джеймса, Дуэйна Уэйда или Криса Пола.
Некоторые думают, что я никогда не приму команду, не имеющую шансов выиграть чемпионат. Это одно из основных заблуждений, связанных со мной. Поймите, успех можно измерить различными способами. В любом случае, я всегда ищу для себя новый вызов.
Многие люди предпочитают интерпретировать текущий период в моей жизни как испытание. Я же вижу его как вызов.
Я с воодушевлением откликаюсь на вызовы. В моей профессии нет большего вызова, чем выигрыш чемпионского титула.
Идеальный способ выиграть чемпионат? Постепенно, шаг за шагом.
Да, победа сладка, но она совсем необязательно облегчает вашу жизнь в следующем сезоне и даже на следующий день.
Вероятно, я просто не смогу принять 60 поражений за сезон в качестве тренера. Это такой пограничный опыт. На протяжении всей моей карьеры, даже будучи игроком, я имел дело с побеждающими командами, и, кажется, это стало частью меня. Кто-то может посмеяться над моими словами, кто-то возмутится. Но это так.
Конечно, победа важна для меня. Но что приносит мне истинное наслаждение, так это чувство полной вовлеченности в то, что я делаю.
Думаю, суть тренерской деятельности заключается в том, что вы должны быть уверены в том, что делаете. Необходимо заставить игроков, в частности лидеров, верить в то, чего вы пытаетесь достичь на баскетбольной площадке.
Лучшее, что есть в баскетболе – для тех людей, которые участвуют в процессе изнутри – это возвращение в аэропорт на автобусе после того как вы выиграли матч на площадке противника. Был очень тяжелый поединок. Желательно плей-офф. И вот это ощущение, появляющееся у вас – все вместе, единым коллективом, добыли важную победу на территории врага – самое большее, что только можно испытать.
Сложно сказать, что я буду делать, когда закончу тренировать. Люди говорят, дескать, ты должен устроить грандиозный тур с лекциями, писать книги. Я рассмотрю эти варианты.
По-моему, я был очень сдержан в высказываниях, старался смягчить свои комментарии. Но вдруг появляется лига и бьет по тебе. Если бы речь шла о 10 долларах, меня бы это все равно беспокоило. Меня даже штрафы за нарушение правил парковки беспокоят.
Для нас, людей высокого роста, крайне важно, чтобы тазобедренный сустав и колени образовывали прямой угол, когда мы садимся. Вот откуда начинаются все эти проблемы со спиной и ногами у больших парней.
Ваши проблемы никогда не прекращаются. Они просто изменяются.
Дочь босса сказала мне, мол, если что-то пойдет не так, я могу взять выходной день.
Я никогда не стремился быть парнем за сценой, манипулятором, строителем франчайза, так сказать.
Всегда держу сознание открытым, а сердце готовым к состраданию.
Мудрость всегда превосходит силу.
Я отдал тело и ум, но сохранил душу.
Если встретите одинокого Будду – дайте ему мяч.
Есть высказывание, которое я очень люблю. Хотел прикрепить его магнитом к холодильнику, но у холодильника стеклянная дверца, так что прилепил к маленькой доске объявлений, что у меня есть. Звучит оно так: «Нет Дзен-мастера, есть только Дзен».
Выбрав Фила Джексона, вы выбираете настоящего победителя. Победа – это то, что я могу обеспечить.
Это действительно мой последний сезон в лиге.
При подготовке материала использованы цитаты из книг Фила Джексона «Sacred Hoops» и «The Last Season», интервью газетам «Riverside Press-Enterprise», «The Los Angeles Times», сайтам NBA.com, ESPN.com, sportsillustrated.cnn.com, FanHouse.com, а также агентству AP.
Великий.
ХИТ ЗАПОМИНАЙТЕ!!!
«Я бы не прочь как-нибудь выпить водки с Прохоровым.» СМЕШНО!!!