13 мин.

Мой любимый клуб НБА хочет подписать Леброна. Как ему это сделать?

Мы уже соскучились по Леброну-свободному агенту, правда? В 2014-м он вышел на рынок и сменил «Майами» на «Кливленд», но там стал подписывать годичные контракты, поэтому был свободным агентом и в 2015-м, и в 2016-м, и лишь прошлое лето все-таки провел с действующим контрактом.

Сейчас Джеймсу предстоит совершенно другая задача – отказаться от института свободного агентства на ближайшие 4-5 лет.

Леброн, будучи вице-президентом профсоюза игроков, не просто так продавливал правило «over-38» в новом Коллективном соглашении между лигой и профсоюзом: этим летом он еще сможет подписать 5-летний максимальный контракт с «Кэвс» (с другими – только на 4 года). А вот через год он будет ограничен только 4-летним, так что Леброн уже сейчас заинтересован в максималке до 2023-го, он не извлечет никакой выгоды из ожидания.

Этот максимальный контракт – мы предполагаем потолок зарплат на следующий сезон в районе 101-102 млн – составит около 205 млн на 5 лет. Это примерно столько же, сколько Джеймс заработал за всю предыдущую карьеру, и это выведет его в исторические лидеры по заработку в НБА с большим отрывом.

Но подпишет ли он этот контракт с «Кэвс»? А если нет – то куда отправится? Не у всех претендентов на Леброна есть 35-36 млн в платежке на его вербовку. Впрочем, место в зарплатной ведомости – не единственный способ пригласить Джеймса.

Разберем их все.

«Хьюстон»

Контракт в 2018/19: текущий, 35,6 млн/1 год

Основные задачи:

  • Договориться с Леброном и «Кэвс» до выхода на рынок свободных агентов и сделать это не очень палевно.

  • Продлить Криса Пола на пять лет.

  • Найти в платежке в 2018/19 побольше зарплат для обмена.

«Хьюстон» стал называться в числе основных фаворитов на Леброна еще летом. Теперь разговоры только усиливаются. Претендент на титул, две суперзвезды в составе, одна из которых – близкий друг самого Короля Крис Пол, – идеальная рабочая платформа для перехода Джеймса.

Примерно таким же способом, как «Рокетс» заполучили Пола, они и должны будут завлекать Леброна. У «Рокетс» нет места в платежке на Джеймса, если только не отказываться от продления Пола (а это как бы уничтожает весь смысл), но генеральный менеджер клуба Дэрил Мори всегда был горазд на выдумки. В прошлом году он договорился с «Клипперс» и Крисом Полом, что тот не выходит на рынок свободных агентов, а использует опцию продления контракта с ЛАК на сезон, а затем две команды устраивают обмен. И все это должно было пройти без видимых контактов между «Хьюстоном» и представителями Пола – потому что технически вести такие переговоры с игроком нелегально.

Теперь «Рокетс» настраиваются на такую же процедуру, только она пройдет сложнее. Опция Леброна на следующий сезон составляет 35,6 млн, и для обмена «Хьюстону» нужно будет отдать минимум 28,6 млн зарплат.

Самый простой для публики и самый сложный вариант для Мори – построить свое предложение на Райане Андерсоне. За текущий сезон Мори понял, что его контракт (еще 42 млн на 2 года) не удается сбыть в другой клуб малой ценой, и даже два низких пика первого раунда могут не взять с таким огромным контрактом. Поэтому уже сейчас менеджмент «Рокетс» разрабатывает другой вариант.

Специально под теоретический обмен Леброна «Хьюстон» подписал Тима Куотермэна на контракт до 2019-го – его зарплата может стать частью того пакета, что будут предлагать «Кливленду» (или третьим сторонам, которые согласятся участвовать в такой сделке). Эрик Гордон, Пи Джей Такер, Нене, Онауку, а также зарплаты Чжоу Ци и Куотермэна, после того как их гарантируют, составят 29,6 млн. Этот пакет подходит и по общей стоимости зарплат, и по качеству (если добавить в него драфтпик). У «Хьюстона» при этом остаются права Берда на Аризу и ограниченно свободный агент Капела.

Но «Хьюстон» может еще лучше исхитриться – если вместо Такера (или даже Гордона) включит в обмен Аризу по схеме «сайн-энд-трейд» (контракт должен быть минимум на три года, только первый полностью гарантированный, нужно согласие игрока). Сам «Кливленд» вряд ли захочет Аризу – как минимум потому, что получение игрока по СЭТу возводит над клубом жесткий потолок, а у «Кэвс» и без Леброна полно зарплат в платежке – но можно найти третью сторону, которая возьмет на себя новый контракт Тревора за драфтпик.

Наконец, не нужно забывать об изобретательности Дэрила Мори. У него есть права на трех очень интересных задрафтованных европейцев – Айзейю Хартенштайна, Алессандро Джентиле и самого Серхио Юля (Юйя, Льюля, Ллюлля, зовите его как хотите). Мори может в начале межсезонья подписать одного из них на контракт в районе 5,3 млн – и в августе, спустя 30 дней после подписания у него появится право использовать этот контракт в обмене.

Наскрести нужны зарплаты «Хьюстон» может – самыми разными способами. Все упирается в желание Леброна – и в не меньшей степени «Кливленда».

Через полгода после обмена Леброн будет иметь право продлиться на максимальный контракт с новой командой.

«Филадельфия»

Контракт в 2018/19: 152 млн/4 года

Основные задачи:

  • Обменять или выкупить Джеррида Бэйлесса и Джастина Андерсона.

  • Продлить Редика на сумму не более 4,5 млн в год.

  • Пообещать вложиться в еще одну звезду в обмене.

«Филадельфия» долгое время была «темной лошадкой» в гонке за Леброна, но концовка сезона показывает, что окрас этой лошадки на самом деле не темнее цвета кожи Бена Симмонса. У «Сиксерс» большое преимущество перед остальными: они играют на Востоке, где нет ни ГСВ, ни «Хьюстона», ни Поповича, ни бешеных черепашек в плей-офф до финала. И хотя им понадобится еще больше снайперов под систему с Леброном и Симмонсом, они молоды, будут только прогрессировать, а еще могут предложить Леброну такой контракт, какой он захочет, не теряя никого из текущего состава.

У «Филадельфии» на следующий сезон прогнозируется до 30 млн под потолком зарплат – чуть меньше, чем нужно на Леброна, но необходимая разница достигается отчислением Джеррида Бэйлесса и расписыванием остатка его зарплаты на три следующих года. Только один основной игрок становится свободным агентом – Джей Джей Редик – но выплата ему 23 млн в этом сезоне является индикатором того, что в следующем году он готов пойти на значительные уступки (в счет «аванса»).

Если Леброн даст свое согласие на переход в «Филадельфию», клубу наверняка придется взять пример с «Кэвс»-2014 и обменять нескольких неключевых молодых игроков (Фульц, Шарич, подписанный выбор на драфте-2018 от «Лейкерс»). Если представить, что это будет Кавай...

Ох.

«Лейкерс»

Контракт в 2018/19: 152 млн/4 года

Основные задачи:

  • Подписать еще одного звездного игрока.

  • Отчислить Луола Денга по «стретчу».

  • Набрать как можно больше ветеранов в состав.

У «Лейкерс» – самая свободная платежка, почти 60 млн до потолка зарплат. Но есть огромное отличие от «Филадельфии» – отсутствие реальных звезд в составе. Леброн будет играть с детьми в Лос-Анджелесе – но только это будут его собственные дети в его доме на побережье, а не неопытная молодежь «Лейкерс». А на паркете НБА ему нужны сильные партнеры. Поэтому первостепенная задача – найти «приманку»: подписать Пола Джорджа, или Демаркуса Казинса, или выменять Кавая Ленарда.

Но такой шаг (кроме обмена Кавая) отрежет от свободного места в платежке больше половины, и на максималку Леброну места уже не будет. Контракт Луола Денга (37 млн до 2020-го) никто на себя в обмене не возьмет, придется отчислять и расписывать. Базовый вариант: разделить эти 37 млн на 5 лет, так в платежке на 2018-й будет на 10 млн больше. Продвинутый вариант: сначала продлить Денга на негарантированные три сезона до 2023 года, а потом сразу отчислить его и расписать зарплату. Так в платежке появится еще больше места, потому что от зарплаты Денга останется всего около 3,5 млн – но только эти 3,5 млн будут висеть там каждый сезон до 2029 (две тысячи двадцать девятого) года. К тому моменту в Лос-Анджелесе даже летняя Олимпиада уже пройдет.

И да, CBA-гик внутри меня в тайне надеется именно на такой вариант, чтобы написать текст про все нюансы отчисления Денга.

Фронт-офис ЛАЛ дает сигналы, что им больше интересно межсезонье-2019. Посмотрим, каков их план на самом деле.

«Майами»

Контракт в 2018/19: 152 млн/4 года

Основные задачи:

  • Скинуть из платежки один дорогой контракт.

  • Найти третью сторону для сделки с «Кэвс».

  • Продлить Уэйда.

Четыре года назад Леброн уже «бросил» команду Пэта Райли, поэтому «Хит» максимально заинтересованы в долгосрочном партнерстве с человеком, который принес им два титула в начале 2010-х. Место на прямое подписание Леброна освободить невозможно. Идея с «хьюстонским» вариантом не понравится Пэту Райли, привыкшему к длинным контрактам.

Поэтому «Майами» нужно договориться с «Кливлендом» о сайн-энд-трейде Леброна, прямо как 8 лет назад, но если тогда это нужно было игроку для более удобного контракта, то теперь это нужно команде – для гарантии того, что Джеймс никуда не уйдет через год.

Первая загвоздка: последний сайн-энд-трейд, который отличался по суммам/срокам от простого подписания свободного агента – это как раз тот СЭТ Леброна, в 2011-м новое Коллективное соглашение НБА откорректировало правила, поэтому для самого Джеймса СЭТ не несет выгоды перед обычным переходом в другой клуб.

Вторая загвоздка: СЭТ возводит над клубом жесткий потолок, который ожидается в районе 127 млн в следующем году. Жесткий потолок нельзя ни на секунду превышать ни на цент, а в «Хит» уже сейчас 120 млн в платежке.

«Хит» нужно будет отдать более 30 млн зарплат в обмене Леброна, причем вряд ли какой-то из их дорогих контрактов понравится «Кэвс». Идеальный вариант – что кто-то третий позарится на Хассана Уайтсайда и его 52 млн за следующие два года, тогда «Майами» нужно будет оформить все это как трехстороннюю сделку, скинуть куда-то еще один контракт вместе со своим драфтпиком-2019 – и только тогда максимальный контракт Леброна влезет в сайн-энд-трейд под жесткий потолок.

Но в жестком потолке есть и некоторый косвенный плюс для «Хит» – это хотя бы на год искусствено ограничит траты на игроков и налог на роскошь, потому что менеджмент будет предлагать всем заинтересованным ветеранам исключительно минималки, приговаривая «мы бы дали вам побольше, да вот жесткий потолок давит, просто не имеем права». Максималка Леброна будет расти быстрее, чем потолок зарплат НБА, так что хотя бы в первые годы стоит задуматься о цене такого перехода.

«Майами» придется очень сильно помухлевать (легально, конечно) с обменами, чтобы обеспечить возвращение Леброна в команду на длительный срок.

«Сан-Антонио»

Контракт в 2018/19: 130 млн/4 года

Основные задачи:

  • Не обменивать Кавая.

  • Абсолютно точно не обменивать Кавая.

  • Убедить Леброна подписаться на меньшие деньги.

В своей потрясающей карьере у Леброна не было одного: великого тренера. У Майкла и Кобе был Фил, у Мэджика и Карима – Райли, у Шака были они оба, у Расселла – Ауэрбах, у Уилта и Уэста – Шерман, у Данкана – Попович. А у Леброна не было никого лучше Споэльстры, отсюда и вечные шутки про Леброна-тренера.

И поскольку Попович – единственный из представленных, кто еще работает, это становится интересным рекрутинговым преимуществом «Сперс».

Проблема «Сан-Антонио» – в том, что у них слишком мало даже теоретических возможностей подписать Леброна на максималку. Расчистить место под потолком они смогут, только если выкупят Газоля, Грин и Гэй откажутся от опции на следующий сезон (с чего бы им это делать), а кто-то позарится на контракт Пэтти Миллса; вариант с обменом по схеме «Крис Пол» не заинтересует «Кэвс» – САС не наберут необходимые для обмена 28,6 млн зарплат. Сценарий с сайн-энд-трейдом и жестким потолком сложен по всем параметрам.

Максимальная сумма, которую САС могут предложить Леброну с учетом отчисления Пау и обменов истекающих контрактов Дэнни Грина и Руди Гэя – 30 млн. Это не 35 млн максималки, но другие варианты не вписываются в арифметику потолка зарплат.

«Голден Стэйт»

Контракт в 2018/19: текущий, 35,6 млн/1 год

Крайне маловероятно, но технически возможно. Про это был отдельный пост.

«Кливленд»

Контракт в 2018/19: 205 млн/5 лет

Основные задачи:

  • Дать Леброну пятилетний максимальный контракт.

  • Дать Леброну право вето на обмен.

  • Продать клуб другому владельцу.

От «Кливленда» вроде бы не требуется ничего особенного: они предлагают самый большой контракт, который Леброн не может получить больше нигде, и прописывают там его право вето на обмен (которое по правилам могут дать только они и «Хит»). Больше никаких приятных дополнений в контрактах НБА не предусмотрено, так что обещание сделать Леброна совладельцем клуба по окончании карьеры может быть только на словах в непубличном разговоре.

Но при этом «Кэвс» обязаны сделать ситуацию комфортной для Джеймса, потому что только из-за денег он здесь не останется. И корень всех проблем – во владельце клуба Дэне Гилберте.

В 2014-м Леброн хотел продавить смену власти при возвращении в «Кэвс» – чтобы ненавистный ему Гилберт обменялся клубами с владельцем «Пистонс» (сам Гилберт – детройтец). Не удалось, но теперь у Дэна есть чемпионский перстень, стоимость клуба измеряется несколькими миллиардами, так что шанс продавить продажу «Кэвс» другому лицу у Леброна чуть выше.

Потому что без него стоимость «Кливленда» будет снижаться, и под «шантажом» суперзвезды Гилберт может сдаться. Этим летом мы можем увидеть не только интересные обмены и переходы игроков, но даже интересный обмен и переход клуба. В НБА не стоит ничему удивляться.

Что нужно сделать другим клубам для приглашения Леброна?

«Даллас»: прикинуться более молодежным вариантом «Сан-Антонио».

«Нью-Йорк»: напомнить Леброну, что он никогда не играл на таком крупном рынке.

«Бруклин»: вернуть Джея-Зи в совладельцы, нанять тренером кого-то из свиты Леброна, подписать всех его друзей.

«Клипперс»: покраситься в желто-фиолетовые цвета, отсудить у «Лейкерс» название.

«Оклахома-Сити»: пообещать отдать Джеймсу все трипл-даблы.

«Вашингтон»: последовать примеру Уолла и всей командой перейти к агенту Леброна Ричу Полу.

«Торонто»: прорекламировать тот факт, что у них президент – не Трамп.

«Портленд»: убедить, что будущее за составами с тремя плеймейкерами.

«Новый Орлеан»: убедить, что будущее за составами с тремя центровыми.

«Бостон»: убедить, что будущее за составами с тремя здоровыми игроками.

«Милуоки»: пообещать, что Яннис сменит фамилию «Адетокумбо» на «Леброн».

«Миннесота»: стать теплее.

«Чикаго»: вернуть в обращение номер Майкла Джордана.

«Шарлотт»: вернуть на паркет Майкла Джордана.

«Индиана», «Атланта», «Орландо», «Финикс», «Детройт», «Мемфис», «Денвер», «Юта»: перебить конкурентов за услуги лучшего в мире гипнотизера.

«Сакраменто»: надеяться, что остальные 29 команд покинут НБА.

Все контракты и платежные ведомости НБА

Фото: Gettyimages.ru/Jason Miller, Mitchell Leff, Harry How, Ezra Shaw; REUTERS/Jasen Vinlove-USA TODAY Sports