«Летом буду сажать помидоры». Капитан «Самары» Алексей Голяхов — о спорах с судьями, Владимире Родионове и «Сахалине»
Капитан «Самары» Алексей Голяхов рассказал о причинах возвращения в родной город, подвел итоги регулярного чемпионата Суперлиги, а также вспомнил выступление за «Автодор» и крушение «Сахалина». Про «баззеры» и разговоры с судьями здесь тоже есть.
- Ты не раз признавался, что у тебя и раньше были предложения от «Самары». Но вернулся в родной город только в прошлом году. Почему не получалось раньше?
- Были различные обстоятельства. И ребенок маленький — переезжать с ним было бы тяжело. Но главная причина — мне хотелось работать с Эдуардом Сандлером (президент и главный тренер «Спартака-Приморье», создатель и главный тренер баскетбольной команды ПСК «Сахалин» — прим. авт.). И когда не стало возможности с ним работать, тогда я и принял предложение из Самары. Да и команду на Сахалине некоторые товарищи, скажем так, уничтожили. А предложение «Самары» было четкое и конкретное. Немаловажную роль сыграло и то, что это мой родной город. Вот поэтому и согласился.
- Какой период за этот год был самым трудным?
- Наверное, конец ноября и начало декабря. У команды пошел спад, плюс Линас получил травму, а он для нас очень важный игрок. И было тяжело пройти этот период. Ты понимаешь, что у тебя и физический спад, и морально ты уже «наелся» — ведь в прошлом сезоне не было такого количества игр, а сейчас они идут одна за другой. Поначалу, конечно, мы радовались: о, здорово, играть лучше, чем тренироваться. А потом поняли, что и тренироваться-то тоже обязательно нужно: не хватает «физики», ты сам это чувствуешь, особенно, если много играешь. Но мы справились, смогли преодолеть этот период. Переломной стала, наверное, игра перед Новым годом с ЦСКА-2: мы выиграли ее ментально, на морально-волевых. Все были друг за друга, сплотились... Выиграли этот матч, а потом были выходные, Новый год — мы немного разгрузились, и пошли вверх. То есть тот матч стал неким толчком.
- В итоге команда выдала 17 побед подряд...
- На самом деле, мы этой серии даже не придавали никакого значения. Не было никакого давления. Выиграли одну игру, вторую, третью — и пошло-пошло... Но говорить никто об этом не говорил. И поражение от «Спартака-Приморье» мы восприняли нормально. Надеюсь, каждый из нас вынес из этого поражения что-то для себя: кто-то немного сбил «корону», кто-то понял, в чем ему нужно прибавить... Хотя прибавлять, конечно, нужно нам всем. И поражение не было воспринято болезненно: к тому моменту мы уже выполнили свою задачу, выиграли регулярку. Плей-офф? Мы всегда максималисты. Плюс президент клуба поставил перед нами задачу: выйти в финал. Мы будем идти от игры к игре, но с пониманием того, куда мы идем.
- У тебя уже есть, причем недавний, чемпионский опыт. «Сахалин» два года назад доминировал в регулярке, а потом и в плей-офф. Есть какой-то «секрет» чемпионства? Как не расслабиться и сохранить пойманный ритм?
- Здесь главное — понимание того, что регулярка все, в прошлом, она не показатель того, кто является фаворитом. Это специалисты пишут, что такая-то команда — фаворит, по игре или по каким-то другим причинам. В плей-офф все может поменяться. И «Самара» знает такие случаи (В сезоне-2014/2015 «Самара» стала победителем регулярки, но уже в четвертьфинале уступила «Спартаку-Приморье» — прим. авт.). В первую очередь, сейчас нужно работать, отдавать всего себя баскетболу, может быть даже в ущерб семье или каким-то делам. Тренироваться и быть единым коллективом: если ты как кулак — тебя тяжело сбить с пути. А «секрета» как такового нет.
Все достигается через работу, через труд. Карма — она все-таки есть. И если отдаешь всего себя — тебе это обязательно вернется. Яркий пример здесь — прошлогодний «Сахалин»: с тем, что творилось внутри коллектива, даже не непосредственно команды, а организации в целом, со сменой тренеров и прочим — могу честно сказать, что если бы мы обыграли в четвертьфинале «Иркут», то это было бы попросту нечестно по отношению к баскетболу и тому же «Иркуту».
«Тренер спросил, как меня зовут. Отвечаю: «Хорошо!». Литовец – в Самаре
- Многие, кстати, отмечают неожиданный провал «Иркута» на финише нынешней регулярки, когда команда упустила верную, казалось бы, путевку в плей-офф. А что для тебя стало неожиданностью в этом сезоне?
- «Иркуту» просто не хватило игроков. Алимджан Федюшин весь сезон тянул ребят. Вроде бы и Александр Анисимов тоже лидер команды, но он то не играл, то играл, а Алик вообще играл феноменально, пропустил, по-моему, всего одну или две игры и тащил команду на себе. В какой-то момент они расслабились, это первое. И не поддержали своего лидера, не нашлось человека, который тоже мог бы взять игру на себя.
Что еще удивило — это игра «Зенита-Фарм» и «Спартака». Удивило неприятно. Да, я понимаю, что молодые ребята где-то проигрывают нам в «физике», где-то в тактике, в понимании баскетбола. Но, слушайте, проигрывать в желании?! Это для меня вообще нонсенс. Есть же и другой пример — ЦСКА-2. Они точно так же во многом нам уступают — но они бьются! Они многие матчи в начале сезона выиграли именно за счет желания: они бились, старались. Некоторые команды не воспринимали их всерьез. Когда вышел человек и дает тебе отпор, а ты к этому не готов — ты проигрываешь. Поэтому две питерские команды меня разочаровали. Не должны молодые игроки себя так показывать.
- Чего ожидать в четвертьфинале от МБА? У «Самары» были некоторые проблемы с этой командой, игры давались непросто.
- История с МБА у меня идет давно, с того же «Сахалина». Это агрессивная команда, которая постоянно играет в давление и бежит-бежит-бежит... Даже если ты ведешь с ними 30 очков — ты не можешь расслабиться, потому что МБА не останавливается, не перестает играть. Это им и помогает, но иногда и мешает. Что нужно нам? У нас явно сильнее передняя линия. Если мы сыграем в свою игру, отдадим мяч под кольцо — думаю, вряд ли у москвичей будут какие-то шансы.
- Позади полгода непростой регулярки, в плей-офф тоже график напряженный. Сил у команды хватит? Все-таки у нас немало достаточно возрастных игроков...
- А куда деваться? Здесь все в равных условиях, любая команда. У нас еще достаточно ровный состав, есть равноценная замена, мы можем иногда дать чуть меньше поиграть лидерам. «Новосибирску»-то вообще приходится несладко («Новосибирск» из-за травм лидеров практически весь сезон отыграл в восемь человек — прим. авт.) И ты весь сезон работаешь, закладываешь фундамент, чтобы выдать максимум в эти полтора месяца. Будем отдавать все силы!
- Рискнешь сделать прогноз на плей-офф?
- Неблагодарное дело — давать эти прогнозы. Все будет зависеть от везения, от травм, не дай бог, даже, может быть, и от судейства. Я не говорю, что кто-то кому-то будет подсуживать — есть же разные стили судейства: кому-то дадут побороться, кому-то нет. Это тоже может повлиять.
- Раз уж заговорили о судействе. Ты нередко очень эмоционально общаешься с арбитрами — даже складывается впечатление, что буквально напрашиваешься на «технарь»...
- Может быть, это со стороны и выглядит чересчур эмоциональным, но я же не высказываю им в грубой форме. Я понимаю, что судья — тоже человек. Могу защищать своих ребят. Или просто сказать: посмотрите получше этот эпизод. Ведь бывает такое, что игрок да, сфолил, но до этого его толкнули в спину, судья этого не заметил, а игрок по инерции в кого-то врезался — и ему дают фол. И я могу на это обратить их внимание. Вот такой я. Кто-то с судьями вообще не разговаривает — а я вот такой...
- Тебе по ходу регулярки удалось забить несколько «баззеров». В чем твой личный секрет? Это уверенность в себе или попросту везение — раз за разом попадать чуть ли не с центра площадки?
- Наверное, везение. Но это ведь и отдача за то, что я делаю на тренировках и в играх. Если я работаю — удача должна мне улыбаться. Опять же, карма: позитивная энергия, которая есть — вот она в этом и выплескивается.
- Мы уже не раз упоминали «Сахалин». С какими чувствами вспоминаешь тот проект? Начинал он солидно, но очень быстро развалился...
- Почему «развалился»? Развалил-то его один человек... Пришел — и развалил. Но вообще у меня от «Сахалина» только положительные эмоции. Это я не беру вторые полгода второго сезона. В первом сезоне команда была как семья. Так получилось, что мало кто снимал квартиры, большинство игроков жили на базе — и помимо тренировок, помимо баскетбола мы постоянно, каждый день общались друг с другом. Хотя дружба дружбой, а когда мы выходили на площадку, выходили на тренировку — никто никого не жалел. Понятно, что никакой грубости не было — была жесткая мужская борьба. И тренерский штаб у нас был очень сильный.
И вообще команда была суперпрофессиональной. Я не был в ЦСКА или «Химках», но, конечно, примерно знаю, как там обстоят дела. И «Сахалин» по профессионализму был на очень высоком уровне. Наверняка команда была бы в первой пятерке и в Единой лиге ВТБ. Именно по профессионализму, по отношению к делу.
- Там все держалось, если мы говорим конкретно о баскетбольной команде, только на Эдуарде Сандлере? Не стало в команде его — не стало и команды?
- Почему же? Он выстроил такую вертикаль, в которой каждый знал свое место и свою работу. Администратор, главный тренер, второй тренер — все знали, за что они отвечают. Сандлера убрали — но все это осталось, вся структура была выстроена, просто нужно было не мешать людям работать. А пришел Алексей Ан, человек со стороны — и начал всем подсказывать, что и как делать, что не делать. Все было налажено, ты просто приди и руководи. Тем более, у команды уже есть победная история.
У команды был сумасшедший для Суперлиги бюджет, но начались такие моменты... Не скажу, что они с самого начала сезона стали откровенно влиять на игру, но это те мелочи, которые все равно сказываются. Например, нам перестали лишний раз давать зал, паркет стали стелить непосредственно перед матчами. Приходишь на тренировку — грязный паркет, грязные щиты... Неприятно же, когда к тебе приходят гости — а у тебя дома грязные окна, везде пылища... Или с болельщиками... Раньше со стороны трибуны убирали стекла с хоккейной коробки, чтобы болельщики и команда были ближе друг к другу — а потом перестали убирать, видимо, решили, что это лишняя трата денег. И болельщики писали: что поисходит, ведь невозможно смотреть баскетбол за стеклом! Мы их реально не слышали.
Начали дергать тренера... Я понимаю, что мы выступали с перепадами, но у нас и не было задачи быть первыми в регулярке. Но человек, всю жизнь занимавшийся хоккеем, начал нам что-то рассказывать про качество игры! Как это возможно?! Потом он привел своего генерального менеджера, своего тренера... И стало понятно, что мы вообще ничего не добьемся. На «Финал четырех» Кубка мы еще поехали, скажем так, на старом багаже, а дальше — все... (В сезоне-2016/2017 «Сахалин» стал вторым в Кубке России, а в чемпионате вылетел уже в четвертьфинале, и затем проиграл все три матча утешительного «Кубка РФБ» — прим. авт.).
- Про Сандлера... Когда ты в январе 2015 года переходил из «Спартака-Приморье» в «Автодор», в его комментариях была нескрываемая обида. Потом вы с ним этот момент как-то обсуждали?
- Конечно, потом встретились, поговорили... Это были эмоции. Но и я сейчас могу сказать, что совершил тогда откровенную ошибку, поддавшись на разговор с Владимиром Родионовым, который обещал мне, что я буду играть, а по факту оказалось, что главный тренер даже и не знал о моем приглашении. Я приехал в Саратов подписывать контракт, встретил в офисе Сергея Мокина — а он: «О, Лёха, привет! А ты что здесь делаешь?» И это не шутка. Потом летом мы встретились с Сандлером, поговорили, нашли понимание по поводу того, что произошло, и решили, что наши отношения должны продолжиться.
- В Саратов ты переезжал в статусе едва ли не главной звезды Суперлиги, но в «Автодоре» практически не играл. Это показатель разницы в уровнях Единой лиги и Суперлиги?
- Да нет, какой показатель... Во-первых, в «Автодоре» меня начали ставить первым номером, а первого номера там играл Кортни Фортсон. Он играл по 37 минут и сам себе делал замены. Это реально так, он говорил: «Я пойду на замену» или «Я не пойду на замену»... И у меня не было шанса. Получилось так, что Лёха Вздыхалкин получил травму — через неделю-другую, как я приехал, то есть я был еще в форме. Я сыграл в Еврокубке, набрал, если не ошибаюсь, 16 очков, потом еще один матч неплохо отыграл — и все, Лёха выздоровел, и я снова сел на банку. У меня была задача — быстро вывести мяч за середину и отдать его, все. Как можно себя показать, так играя? Плюс, если вернуться к вопросу о профессионализме, «Автодор» тогда был на уровне, наверное, Суперлиги-2. Тогда. Сейчас не знаю, может быть, все изменилось к лучшему.
- Болельщики знают тебя как капитана и лидера команды. А как ты проводишь время вне площадки?
- Поскольку мы часто бываем в разъездах, все свободное время я провожу с семьей, стараюсь как можно больше быть дома. В прошлом году мы с супругой приобрели дачу, у нас было первое «дачное» лето. И нам очень понравилось: мы поняли, что, видимо, стареем и нас тянет к земле (смеется). Поэтому предстоящим летом планируем заняться благоустройством, построим баню и будем сажать помидоры... Где гуляем в городе? Мы, если честно, в центр так и не выбрались. Живем мы на 5-й просеке, здесь есть озеро — так что ребенку есть, где разгуляться.
- Вернувшись в прошлом году в Самару, на какие изменения в городе ты обратил внимание в первую очередь?
- Я же все равно приезжал в Самару, и сказать, что что-то раз — и поменялось, не могу. Хотя, например, когда я уезжал, того района, где я сейчас живу, рядом с «МТЛ Ареной», вообще не было — только поля... Город, конечно, становится лучше. Правда, дороги вот, например, вообще не поменялись. Как и любой другой большой город, Самара развивается. Единственное, могу отметить как спортсмен: нет хорошего универсального зала. «МТЛ Арена» — один такой большой зал на город, и она не вмещает всех желающих. Городу нужен большой спорткомплекс. Сейчас его вроде бы начали строить на месте старого Дворца спорта, но когда еще это будет...
- Что можешь пожелать болельщикам перед плей-офф?
- Я уже говорил в одном из интервью в начале сезона, и сейчас повторюсь: ребята, не нужно смотреть баскетбол по телевизору — приходите и смотрите его в зале! Это намного круче. Желаю всем придти и поддержать свои любимые команды. Здорово играть, когда болельщики поддерживают свою команду. Даже если они болеют против тебя. Полный зал, энергия — это очень круто!
Фото: БК «Самара»