8 мин.

Бросок ценой в 30 миллионов

  Недавно я с удивлением обнаружил, что до сих пор не написал ни одной статьи, посвященной Ченнингу Фраю. Учитывая важность этого баскетболиста для “Финикса”, не могу назвать это ничем иным, кроме как грандиозным упущением с моей стороны. Что ж, пора начинать исправляться.

 Начну, наверное, со статистики. Баскетбольные болельщики, в большинстве своем, любят цифры и числа ничуть не меньше учителей арифметики. Я, если честно, отношусь к статистике достаточно скептически, но в случае с Ченнингом ее дозированное использование не будет пустой тратой времени. 

 6 – место Фрая среди всех игроков Лиги по общему числу выброшенных трехочковых за игру. Выше только будущий участник конкурса дальнобойщиков Дорелл Райт, экс-аризонец Джейсон Ричардсон, Ману со своими скромными 35-ю процентами попадания, хрупкий профессор снайперских наук Кевин Мартин, а также Стивен Джексон, тренирующийся с Его Воздушеством. Впрочем, что тут рассказывать, вы все можете увидеть сами.     

На этой таблице представлены различия между Фраем - скамеечником и Фраем – стартером, домашним Фраем и выездным, а также влияние Ченнинга на итоговый результат команды.   

Как мы видим, хорошая игра восьмого номера практически гарантирует победу “Финикса”. Если не верите - спросите хотя бы у Кевина Гарнетта. Фрай был чрезвычайно важен для атаки Санс и до трейда им. Отиса Смита, а после ухода Ричардсона, под которого было заточено большинство комбинаций аризонцев, он стал и вовсе незаменимым игроком. Вся эта пред- и постновогодняя череда поражений была обусловлена не тем, что в команду пришли плохие игроки вместо хороших, а в том, что “Финикс” просто не знал, как набирать очки. Кстати, проблема эта еще долго будет преследовать Санс. Ведь что, в сущности, есть в арсенале у подопечных Джентри?

  • ·         Первый и самый действенный вариант – “дайте мячик Стиву, он разберется”. В Библии “ран-энд-гана”, представляющей собой блокнот Майка Д’Антони, перешедший впоследствии к Элвину Джентри (разумеется, минуя Терри Портера), сказано: “Сначала был Стив”.

  • ·         Знаменитые “пик-н-роллы”, которые становятся все менее знаменитыми, учитывая то, что Марчин и особенно Робин, мягко говоря, не самые ловкие люди на планете. Кстати, только мне кажется, что татуировка на руке Гортата смотрится так же убого, как Амундсон с распущенными волосами и в пиджаке?

  • ·         Изоляция. Да, с приходом Картера Санс начали гораздо чаще играть так называемое “айзо”. Если раньше этим баловался только Хилл, сейчас в стартовой пятерке команды набралось уже два любителя подобного стиля игры. Частота использования изоляций не является какой-то догмой и зависит от конкретного соперника. Например, если в спаренных матчах с “Голден Стэйтом” Грант отвел душу на несчастном Монте Эллисе, то против Кириленко и других более серьезных оппонентов он атаковал уже не столь часто. Картеру, по большому счету, плевать, с кем соперничать, тот самый печально известный “шот-селекшн” никуда не делся. Кстати, пару слов о Винсе. За почти два месяца его выступлений в составе “Финикса” можно было в очередной раз убедиться, что он игрок высокого уровня. Не хуже Ричардсона, а, говоря откровенно, во многом даже лучше. Проблема в том, что он в команде появился недавно и никаких комбинаций “под него” еще не разыгрывается, поэтому ему приходится набирать очки в одиночку. Не знаю уж, к счастью или, к сожалению, но на дворе сейчас не начало XXI века, так что получается с переменным успехом.

  • ·         Быстрые отрывы. Ну а куда без них?

  • ·         Вот мы и добрались до героя заметки. Стив настолько гениален, что сумел внушить страх почти всем своим соперникам. Ввиду этого, “маленького” игрока, оказывающегося против канадца, страхует “большой”, чтобы постараться помешать Нэшу в наборе легких очков. В результате же Ченнинг остается совсем один и всеми забытый на трехочковой дуге. Дальнейшее же является исключительно делом техники: периферийное зрение разыгрывающего – удобная передача – бросок. Когда этот самый бросок, что называется, “идет”, Санс, как уже было отмечено выше, получают огромное преимущество перед соперником. Его уже начинают бояться и стараются не оставлять в гордом одиночестве, зная, что Фрай так и будет стрелять с точностью героев “спагетти-вестернов”. Благодаря этому большую свободу действий получают другие игроки.*

  Проблема заключается в том, что ни один из этих вариантов, кроме, пожалуй, первого, нельзя назвать “верняковым” способом набора очков. Но, во-первых, Нэшу уже 37 лет, а во-вторых, если он будет решать концовки в одиночку, то он уже не будет Стивом Нэшем. Если раньше можно было просто отдать мяч Амаре или же воспользоваться тем, что на него отвлечено внимание соперников, то сейчас такого игрока в команде нет. Именно поэтому Санс так часто проигрывают уже, казалось бы, победные матчи. Ну и из-за небольшой заторможенности Джентри, конечно, но это, как говорил Усач из “Нежной Ирмы”, “совсем другая история”. 

 Хотя, раз уже я упомянул имя нашего главного тренера, то в качестве небольшого лирического отступления  хотелось бы похвалить  его за укрепление оборонительных порядков команды. В сравнении с тем ужасом, который творился в первой половине сезона, сейчас защиту Санс уже можно именовать обороной уровня команды НБА.

   

  К Ченнингу эта похвала относится в наименьшей степени, поскольку при игре на своей половине площадки он по-прежнему является “якорем” для “Финикса”. Периодически в нем просыпается мастер подстраховки и блок-шотов, но общая картина по-прежнему остается неудовлетворительной. Его обыгрывают и в лоу-посте, на ведении, он не успевает переместиться из краски и помешать открытому среднему броску. 27 лет, все-таки, навряд ли он когда-нибудь изменится. Может быть, это произойдет в том случае, если ряды Санс пополнит элитный защитник, который не даст Фраю валять дурака, но такой вариант развития событий, давайте будем реалистами, маловероятен. Хотя, кто знает, что будет после ухода Нэша…  Вдруг Баркли действительно станет генменеджером и будет выстраивать оборонительно направленный коллектив? 

  Вообще, данная ситуация не лишена комизма. Семифутовый парень, почти не атакующий из “краски”, собирающий шесть подборов за игру, с трудом понимающий, как нужно защищаться, и не умеющий играть в “клатче”, является одним из важнейших игроков в команде, претендующий на попадание в плей-офф. It’s Phoenix, baby. 

 В заключение хотелось бы опубликовать перевод небольшого интервью Ченнинга, данного им уважаемой и любимой Arizona Republic. 

В: Как твой сын Хендрикс?

О: Он растет. Он любит ползать и находиться в движении, поэтому он очень доволен, когда его ставят на ноги и начинают имитировать ходьбу. Ему лишь четыре месяца, все-таки.

В:Что изменилось с его появлением?

О: Когда я прихожу домой, он всегда рад мне, независимо от того, как закончился матч. Это привело меня к еще большему пониманию, что баскетбол – это всего лишь игра. Я стараюсь действовать с максимальной самоотдачей не только потому, что ношу майку “Финикса”,но и потому, что знаю – сын смотрит на меня. Я хочу, чтобы он видел своего отца, попадающего с трехочковой дистанции, забивающего слэм-данк или забирающего подбор. Я хочу, чтобы он знал – я делаю все, что в моих силах.

В: Расскажи, как ты познакомился со своей женой?

О: Мы познакомились через нашего общего знакомого, который является моим лучшим другом. Это был мой первый день в Портленде, и мы вместе пошли на обед. Это была расслабляющая атмосфера, именно в такие моменты я могу проявить себя с лучшей стороны. Еще мне всегда помогает моя честность, так случилось и тогда. Когда я представился, она сказала, что не смотрит баскетбол, поэтому не представляет, кто я такой. Я тоже не знал, кто она и разговор получился веселым и непосредственным.

В: Как обстоят дела у твоих собачек?

О: К сожалению, Мильтон, мой английский бульдог умер в начале этого года, и мы все по нему очень сильно скучаем. С другим бульдогом – Лили- все в порядке. Забавно наблюдать, как они играют с моим сыном. Иногда, когда Хендрикс смотрит на Лили, мне кажется, будто он спрашивает: “Что это вообще такое?”Он вообще любит исследовать окружающий его мир.

В: Что ты собираешься делать после того, как закончишь баскетбольную карьеру?

О: Мне бы хотелось стать школьным тренером, но я также очень люблю преподавать. Мне нравится вся концепция религии, и я не имею ничего против перспективы стать профессором богословия. Кто знает, как сложится жизнь? У меня есть много возможностей, связанных с баскетболом. Я могу быть владельцем ресторана. Я люблю еду, посещаю множество ресторанов, поэтому я знаю, что будет работать, а что нет. Да мало ли кем я могу стать, все равно сейчас никто не сможет ответить на этот вопрос! Я могу быть, например,… серфером.

В: Ты забросил свой блог на channingfrye.com?

О: Честно говоря, очень сложно вести его по ходу сезона. Немного обидно, но что делать? Иногда я появляюсь на своем сайте, и мне задают очень странные вопросы, что-то вроде: “Что лучше – Hangover или Old School? Плавленый сыр или чеддер?” Слушай, ну это же смешно.

В: Ты все еще занимаешься благотворительностью?

О: Я устраиваю турнир по “кикболлу” 23 июля этого года в Портленде. Для детей, естественно. Постараюсь посмотреть, какова возможность организовать что-нибудь подобное в Финиксе. Я люблю делать добрые дела, но, к сожалению, сейчас у меня не так много времени для благотворительности.

В: Ты все еще наслаждаешься тем, что играешь в родном для себя месте?

О: Да, это прекрасно. Я вырос здесь и сейчас я нашел себя в этом месте. Пусть здесь меня часто критикуют, меня это не смущает. Конечно, я люблю хвалебные отзывы, но это спорт. Сегодня тебя ненавидят, завтра эти же люди готовы носить тебя на руках. Чем старше ты становишься, тем спокойнее воспринимаешь такое положение вещей. Как бы то ни было, факт выступлений в родном городе влияет на меня исключительно положительно.  

P.S. * - конечно, существуют варианты и с выводом на бросок, как средний, так и дальний, других снайперов, благо недостатка в них Санс не испытывают.