5 мин.

Точка концентрации лежит между злостью и безмятежностью

Очень часто тренера пользуются термином концентрация – не хватает концентрации, благодаря концентрации и т.п. Но при опросе игроков оказывается, что понятия о концентрации очень общие. А иногда просто то что когда она (концентрация) есть это хорошо, а когда ее нет – это плохо.    

Если мы заглянем например в «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Чудинова А.Н., 1910   то видим  КОНЦЕНТРАЦИЯ (от лат. konche - сосредоточие). Соединение в одном пункте, сосредоточение; сгущение, уплотнение . Конечно же, нас не интересуют смеси и жидкости, а вот сосредоточение это то, что объясняет суть концентрации, как способность направлять свое внимание, в соответствии со своей волей. Это означает, контроль внимания , контроль за выполнением задания . Это возможность сосредоточить внимание на одном предмете, объекте или мысли, и в то же время исключить из виду все остальные  мысли, идеи, чувства и ощущения.                                                                                                                                                                                                                    

Большинство людей не умеют  контролировать свое внимание, сосредоточить внимание только на одном предмете в течение длительного времени. Не могут командовать своим умом, чтобы сосредоточиться, когда  хотят. Тем не менее, концентрация не является редкой деятельностью. Для космонавта это качество является актуальным и даже жизненно важным по той причине, что цена ошибки космонавта очень высока. Он не имеет права ошибаться — как и сапер, как хирург , от концентрации которого зависит жизнь пациентов да и просто водитель автомобиля ,секундная расслабленность, потеря внимания которого может стоить жизни участнику дорожного движения. Спортсмены конечно  не саперы, но  высокая концентрация это их хлеб и необходимо постоянно работать над этим качеством. В чем сила концентрации в спорте? В игровых видах спорта: футбол, хоккей, волейбол — от концентрации зависит включенность и настрой на победу. В циклических видах: бег, лыжи, велосипед, плавание — умение преодолевать усталость и не расслабляться ни на секунду. В творческих видах: гимнастика, фигурное катание, акробатика — это мастерство абсолютно точных движений своего тела. А от чего зависит успех в шахматах, очевидно даже ребенку. Самая показательная иллюстрация силы концентрации в спорте — это вратарь, например, в футболе. Сколько раз за матч вратарь касается мяча? Очень немного — можно сосчитать на пальцах рук. Сколько времени за весь матч он держит в руках мяч? Всего лишь около двух минут. Так значит, ему можно за остальные 88 минут вычесть зарплату? Нет, доблесть вратаря не во владении мячом, и даже не в длине рук и не в мощности прыжка — а в стопроцентной концентрации внимания. Его задача быть все 90 минут матча полностью сконцентрированным на ситуации, на положении мяча, пасах и комбинациях противников, перемещениях футболистов.

Как бы вратаря не отвлекали закрывающие обзор противники, орущие болельщики, а также собственные проблемы, мастерство голкипера — это полная концентрация внимания. Секундная расслабленность и потеря концентрации ведет к задержке при реагировании на мяч, неточным движениям, проигрышу — и обесцениванию труда всей команды. В историю спорта входят не только великие победы, но и обидные проигрыши из-за выпавшего из рук мяча. Это происходит почти каждый день, почти все используют, но это скорее спонтанные и неконтролируемые способности.  Замечали, что дети  не слышат, когда  играют?  Они становятся полностью погруженными в свою игру, почти не обращая внимания на все остальное.  Когда  читаете книгу, очень интересную и не слышите, как люди кричали или звали вас по  имени. Не обращаете внимания на свое окружение и теряете чувство времени. То же самое происходит, когда  пишете важное письмо, смотрите фильм или игру . Даже когда  занимаетесь  любой другой деятельностью, которую любите делать, когда интересно и приятно. Это показывает, что состояние концентрированного внимания возможно. Тем не менее, истинная концентрация иная. Это более сознательный и предполагаемый процесс. Возможность свободно сосредоточить свое внимание, когда  хотите, на любые темы, в течение определенного периода времени, а не только в течение нескольких секунд. Это способность сосредоточить внимание не только на приятных действиях, которые  любите, но и там, где   скучно и неинтересно то, что нужно делать.

Наверное, все в нашей жизни зависит от концентрации внимания. Известно, что на чем мы фиксируемся, то и реализуется в нашей жизни. Находим мы только то, что ищем. Все в нашей жизни создается дважды — сначала в уме, потом в реальности. Люди с негативным мышлением разумом находятся в постоянных проблемах — и в результате питают, поддерживают и выращивают эти проблемы своей энергией. Люди с позитивным мышлением — привлекают удачу, успех и формируют свою реальность. Способность к высокой концентрации предоставляет человеку возможность выполнить гораздо больший объем своей работы ! Более того, высокая сосредоточенность позволяет работать не только с большим количеством, но и с гораздо лучшим качеством. Приходится признать, что высокая личная эффективность невозможна без полной концентрации внимания на своей задаче. Эмоции, как и любое беспокойство значительно мешают управляемой концентрации внимания. Полагаю, вы хорошо знаете на себе, что в возбужденном состоянии человек не способен ни на чем сосредоточиться. Сильное волнение при публичном выступлении лишает человека остатков памяти. Раздражение блокирует конструктивное мышление. Стрессовое состояние лишает человека способности владеть собой. Душевная или физическая боль мешает человеку выполнять даже повседневные дела. Только в уравновешенном состоянии мы полностью способны направлять фокус внимания без потерь на отвлекающие факторы. Ну и конечно, если игрок знает что, он должен сделать, понимает, как это сделать, используя свои профессиональные навыки, не обращая внимания на внешние помехи, по моему мнению, и является  концентрацией, о которой говорят тренера своим подопечным.

Однажды великий мастер стрельбы из лука выбирал себе учеников. Он повесил перед начинающими стрелками на дерево мишень и спросил — что вы видите? Один сказал: — Я вижу дерево и мишень на нем. Второй сказал: — А я вижу дерево, птиц на ветках, облака на небе. А третий сказал: — А я не могу ничего видеть, кроме мишени... И учитель произнес: — Только такой человек может стать попадающим в цель!