Самые старые игроки в истории НБА
Винсу Картеру – 41. Он все еще играет и ставит сверху.
НБА становится моложе – или, по крайней мере, не стареет. Все больше первокурсников бросают колледж и выставляются на драфт в 19, все быстрее растет доверие тренеров к молодым игрокам, все чаще европейцы пробуют свои силы еще до наступления пика в своей игре (Теодосич в эту волну не попал). Если 90-е были ренессансом «стариков», и средний возраст НБА приближался к 28 годам, то c 2005-го он колеблется в пределах 26,5-26,8 лет.
Тем не менее, в лиге сейчас играет сразу три человека, которым перевалило за 40 – половина всех случаев за последние 10 лет. В таком возрасте уже принято тренировать – работающему с «Лейкерс» Люку Уолтону – 37, и.о. тренера в «Мемфисе» Бикерстаффу – 38, до сорока начали работать с командами НБА также Споэльстра, Стивенс, Лю, Йергер, Вогель, Макмиллан, Джентри и даже Док Риверс (это треть всех действующих главных тренеров лиги).
Но не все готовы так рано переодеться из игровой формы в деловой костюм и взять в руки тактический планшет вместо баскетбольного мяча. Сорокалетние Ману Джинобили и Джейсон Терри вошли в компанию старожилов, в которой также состоят такие великие игроки, как Тим Данкан, Джейсон Кидд, Стив Нэш, Мэлоун со Стоктоном и, конечно же, двойник Майкла Джордана, игравший за «Вашингтон Уизардс».
Но Винс Картер, которому четыре дня назад исполнился 41 год, а позавчера он вышел за «Сакраменто» против «Сан-Антонио» и набрал 21 очко, попадает в совсем эксклюзивный клуб баскетбольных мафусаилов.
41-летних (и старше) баскетболистов в истории НБА можно пересчитать по пальцам двух рук (или ног). Этим мы сейчас и займемся.
Самый старый:
Нэт Хики
45 лет и 363 дня
Нэт Хики был звездой… в 1920-е и 1930-е. Тогда в баскетбол играли в клетках, площадкой мог служить зал для танцев или пожарная часть, а главной силой в спорте были не лиги, а команды-гастролеры. За одну из таких, «Ориджинал Селтикс» (включенную целиком как организацию в Зал славы баскетбола) и провел 11 лет Хики, прежде чем команда прекрастила выступления из-за оттока спортсменов на войну в 1942 году.
После войны Хики перешел на работу тренера, сменил четыре места работы за четыре года – и на каждом находил возможность выпустить себя самого на паркет. Последним работодателем в его неудачной тренерской карьере были «Провиденс Стимроллерс» из Баскетбольной Ассоциации Америки (так называлась НБА в первые три сезона) – худшая команда в истории лиги. Понимая, что ничто не спасет ужасный сезон, Хики решил сделать себе подарок на день рождения, и за три дня до 46-летия вышел на площадку, а потом еще и на следующий вечер. И хотя он не попал ни один из своих шести бросков (2 очка набрал со штрафной линии), он добился трех поставленных целей. Во-первых, размялся. Во-вторых, в следующей игре его подопечные смогут даже победить – одна из всего 6 побед в том сезоне «Провиденса», так что «встряска состава» помогла.
Ну и в третьих, Нэт Хики видимо навсегда остался в истории как самый старый баскетболист за все время существования НБА.
На самом деле самый старый*:
* если вы тоже не верите африканским документам
Дикембе Мутомбо
~ 42 года и 300 дней
Здоровье и выносливость этого великана не знает аналогов. Официально Дикембе – четвертый самый возрастной игрок в истории, а также самый старый:
кто сыграл 30 минут в матче;
кто набрал 15 подборов в матче;
кто поставил 4 блокшота;
кто сделал дабл-дабл.
Все это произошло в одной и той же игре сезона 2008/09, в которой «Хьюстон» дал отдохнуть Яо Мину перед плей-офф. Дикембе решил вспомнить юность и так мощно заблокировал 19-летнего Энтони Рэндольфа, что тот уже тогда стал задумываться о словенском паспорте.
А как долго Мутомбо пришлось перебирать воспоминания в памяти, чтобы найти там юность, никто не знает. По документам Дикембе Мутомбо Мполондо Мукамба Жан-Жак Вамутомбо родился в 1966-м – но мы прекрасно понимаем ненадежность африканских ЗАГСов.
Дикембе никогда не зацикливался на своем возрасте, поэтому хотел продолжать играть до бесконечности – лишь травма колена заставила его остановиться.
Самый неприкаянный:
Кевин Уиллис
44 года и 224 дня
Когда Кевин Уиллис перешел в «Торонто», это казалось идеальным местом для завершения карьеры – баскетболист по прозвищу «Ти-Рекс» (из-за слишком коротких для его роста рук) обязан был уйти игроком «Рэпторз» в 2002 году, в возрасте39 лет, когда заканчивался его контракт.
Но неожиданно его обменяли в «Денвер», а потом и в «Хьюстон». Уиллис расстроился, что под конец карьеры его кидают в клубы, неспособные одержать и 30 побед в сезоне, и в 2002-м подписался на минимальный контракт с «Сан-Антонио». Так в 40 лет он выиграл свой первый титул в карьере, подменяя Робинсона и Данкана. Отличный момент, чтобы уйти на пенсию одновременно с Адмиралом, так?
Нет, Кевин остается еще на один сезон. Пора уходить? Не пора, надо подписать еще годичный контракт с «Атлантой». В форме «Хоукс» Уиллис провел первые 10 лет своей карьеры, и нужно было закольцевать ее, завершив в 42 года в «родном» клубе. Ему даже специально выделили матч против «Буллз» в конце сезона, чтобы он вышел в старте на домашнем паркете и заслужил скудные овации полупустых трибун (в «Атланте» тогда вообще никто не ходил на баскетбол). Идеальная точка,
Да, прошлое предложение намеренно оканчивается не точкой, а запятой – через два года после прощального матча Уиллис возобновил карьеру в «Далласе». На целых пять совершенно бесполезных игр; в плей-офф, где «Мэвс» сенсационно уступили восьмым сеянным «Уорриорз» в первом раунде, он ни разу даже не был включен в заявку.
И Уиллис вернулся к тому, что последние 15 лет получалось у него лучше баскетбола, – портняжному делу.
Самый чемпионский:
Роберт Пэриш
43 года и 254 дня
Четыре сезона в колледже были вычеркнуты из всех справочников из-за санкций NCAA, первые несколько лет в НБА прошли незаметно… Наверное, поэтому Роберт «Вождь» Пэриш никак не мог наиграться – как будто первые 7-8 лет в баскетболе он потерял. Он был самым старым из бостонской «Большой Троицы», но не только ушел из клуба на год позже Макхэйла и на два – Берда, но и остался в лиге еще на три года. В последний из тех трех сезонов он подписался в «Чикаго» – чтобы выиграть свой четвертый перстень.
«Буллз» времен второго «три-пита» были чудовищно старой командой – за 30 было Джордану, Пиппену, Родману, Харперу, Керру. Но «быки» добавляли в состав еще и убер-ветеранов: в первый сезон это был 40-летний Джеймс Эдвардс со своими фу-манчу-усами, в последний – весельчак Джо Клайн. Между ними, в 1997-м, и получил свой билет на первый ряд шоу Джордана Роберт Пэриш.
И завершил карьеру так, как подобает настоящему Вождю – победой в лиге.
Самый случайный:
Чарльз Джонс
41 год и 30 дней
Чарльз Джонс родился в баскетбольной семье: трое его братьев играли в НБА. Старший, Уилберт, играл на Матче звезд АБА и стал там чемпионом. Второй, Колдуэлл, дважды лидировал в АБА по блок-шотам, также ездил на Матч звезд, затем провел больше 1000 матчей в НБА, а также известен как человек, на которого «Хьюстон» обменял в «Филадельфию» Мозеса Мэлоуна. Третий, Мэйджор, не снискал большого успеха в высших лигах, но зато был выбран выше всех своих братьев на драфте НБА – 20-м.
Чарльз был младшим и, пожалуй, наименее талантливым из братьев. Но очень усердным. После нескольких лет в низших лигах, во Франции, даже во втором итальянском дивизионе он все-таки дождался приглашения от НБА и дебютировал там в 27. Он занимает последнее место в истории по средней результативности за минуту среди всех, кто сыграл хотя бы 500 матче в НБА. Все верно, в атаке Джонс был даже хуже, чем Манут Бол.
И тем не менее он как-то продержался в лиге 15 лет. В 1995 он подписал десятидневный контракт с «Рокетс» в конце сезона, провел 3 игры в «регулярке», но целых 19 – в плей-офф. «Хьюстон» неожиданно стал чемпионом второй раз подряд, победив «Орландо» Шака, и Джонса оставили словно в роли талисмана – в итоге четыре года он числился игроком клуба, почти не появляясь на паркете.
За эти четыре года он всего 16 раз набирал очки в матче при личном рекорде результативности в 6 очков. Свою последнюю игру он символично провел без единого броска по кольцу.
Самый преданный:
Джон Стоктон
41 год и 35 дней
Как мы видим, доиграть (или создать видимость доигрывания) до преклонного возраста в энергосберегающем режиме, завершая карьеру на время или просиживая штаны на дальнем конце скамейки запасных, не так уж и невозможно. Главное – найти подходящую команду и сохранить мотивацию.
Но Джон Стоктон пропустил всего 22 игры за всю свою карьеру: 4 в сезоне 89/90 и 18 – в сезоне 97/98. Начиная с декабря 1997 года, когда ему уже было 35 лет и 257 дней, он провел 433 игры подряд – в том возрасте, в котором подавляющее большинство его коллег уже вообще не играет.
И ушел из НБА Сток совсем не потому, что не справлялся с более молодыми соперниками (даже в 41 год он все еще был в топ-5 всей НБА по передачам и в топ-10 – по перехватам), а потому что скучал по своей семье. Но и оставался в игре он так долго, потому что считал «Юту» своей второй семьей – отказывался от перехода в другой клуб с лучшими финансовыми условиями или более явными чемпионскими амбициями.
Самый напрасный:
Боб Кузи
41 год и 150 дней
Первый великий разыгрывающий в баскетболе завершил карьеру в 34, выиграв свой шестой чемпионский титул с «Селтикс». Последовавшая работа в студенческом баскетболе его разочаровала своими правилами рекрутинга и постоянным давлением со стороны болельщиков – и когда ему поступило предложение вернуться в НБА в качестве тренера «Цинциннати Ройалз», он его принял. Тем более что ему полагалась самая большая зарплата среди всех тренеров лиги.
Проблема была в том, что тренер «Цинциннати» не должен был побеждать – да и состав к тому не располагал. Он должен был лишь ладить с Оскаром и привлекать зрителей на трибуны – так было с предшественником Кузи, экс-тренером университета Цинциннати и местной легендой Эдом Джукером.
Для выполнения первой задачи Кузи «исполнил Нэта Хики» и стал изредка выходить на паркет сам – всего набралось 34 минуты за 7 игр, за которые он успел сделать 5 очков и раздать 10 ассистов. Зрительский интерес к команде на некоторое время вырос.
Но вот отношения с Робертсоном не сложились. Оскар привык управлять командой сам и точно не был настроен на цирк с играющим тренером. Через год один великий разыгрывающий отправился в «Милуоки» выигрывать титул вместе с Лью Элсиндором (который вскоре сменит имя на «Карим Абдул-Джаббар»), а другой завершил карьеру во второй раз – уже навсегда.
Самый звездный:
Карим Абдул-Джаббар
42 года и 6 дней
«Друзья и одноклубники считают, что я заключил сделку с дьяволом. Но все дело в йоге».
Йога – одна из причин, почему Кариму удавалось не просто долго играть после 30, но и играть на высочайшем уровне. Другая – предпочтения в обуви: даже когда в 80-е уже почти вся лига перешла на высокие кроссовки, Карим продолжал носить низкие, «жертвуя» голеностопами ради снижения нагрузок на колени.
Но йога и кроссовки не смогли бы продлить карьеру Карима, если бы он сам не отточил свой уникальный стиль игры – минимум ускорений, максимум «скайхуков», отсутствие необходимости постоянно толкаться под кольцом. Адаптировавшись под бегущий «Шоутайм» Мэджика и атакуя вторым темпом последние 7-8 лет своей карьеры, Абдул-Джаббар избежал серьезных травм, что особенно удивительно при его тощей, долговязой антропометрии и жесточайшей рубке в годы его карьеры.
В 38 лет Карим стал Самым ценным игроком финальной серии НБА! Он также старейший игрок, который был вызван на Матч всех звезд, старейший, кто играл в финале НБА – причем этот рекорд он установил еще в 1984 году, а потом поднимал его все выше и выше в 1985, 1987, 1988 и 1989.
Самый нью-йоркский:
Херб Уильямс
41 год и 129 дней
Карьера Херба отлично делится на две непохожие половины: в первой он был основным центровым «Индианы» и «Далласа», но за 11 лет провел в плей-офф всего 7 матчей. Во второй он 7 лет (с перерывом на 1 игру в «Торонто») был третьим центром «Никс», играл по 5-10 минут за матч (и то не всегда), но зато занес в резюме целых 50 игр в плей-офф и стал автором особенного достижения. За последние 45 лет «Никс» всего два раза выходили в финал НБА, в 1994-м уступили «Хьюстону», в 1999-м – «Сан-Антонио». Единственным игроком, кто поучаствовал в обеих сериях, является не Юинг (тот порвал ахилл в финале Востока-99), а именно многолетний сменщик Юинга – Херб.
Уильямс также остается одним из немногих, кто в отдельно взятом сезоне провел больше матчей в плей-офф, чем в регулярном сезоне – в свой последний год в НБА он всего 6 раз играл в «регулярке», зато 8 раз появлялся на площадке в ПО-1999.
В общей сложности за семь лет в «Никс» Херб провел 3024 минуты на паркете – Патрик Юинг в лучшие годы проводил столько за один сезон.
Самый свеженький:
Винс Картер
41 год и 4 дня
Лет эдак 15 назад, когда он еще играл в «Торонто», в Винсе видели атлетик-фрика, который будет насиловать лигу своими мощными данками, но обязательно сгорит годам к 33-34 из-за проблем с коленями (которые таки проявились, но не оборвали карьеру Картера). Ваши симпатии влияли на общую оценку его уровня: кто-то видел в нем нового Джордана с трехочковым броском, кто-то – мусорную звезду, которая не может справиться с давлением важнейшего момента в своей карьере.
Но никто не мог представить, что Винсенити в 2018-м все еще будет играть в НБА, бить рекорды долгожительства и выступать за команду, в которой пять человек еще даже не родились, когда Винс уже играл за университет Северной Каролины. Он прошел путь от звания чемпиона по слэмданкам (2000, второй сезон в лиге) до награды лучшему одноклубнику НБА (2016). Многие игроки лиги росли не то что на трансляциях игр Винса – на ретро-нарезках его лучших моментов. А теперь выходят с ним на один паркет.
И когда он выдает такие матчи, как против «Сперс», хочется сказать: Винс, не останавливайся. Играй до 50.
Фото: REUTERS/Nick Turchiaro-USA TODAY Sports, Lucy Nicholson ; Gettyimages.ru/Jed Jacobsohn, Stephen Dun, Mike Powell, Otto Greule Jr