Решение
Оказалась ли ссора между Дероном Вильямсом и Джерри Слоуном той последней каплей, которая заставила Слоуна уйти в отставку?
Да. Но нет.
Никто не способен сказать Джерри Слоуну, что ему пора уходить. За недели, месяцы, годы до этого он знал, когда придет его время. Все великие знают.
Именно поэтому последнее годы Слоун подписывал только годичные соглашения с «Ютой», имея возможность как вернуться, так и уйти в любой момент по своему желанию. Каждое лето Слоун уезжал на свою ферму в Маклинсборо и решал для себя, достаточно ли у него еще топлива в баках для очередного подъема в гору, чтобы попытаться заполучить ускользающий два десятка лет титул – сначала остановленный «Лейкерс» Мэджика, потом «быками» Майкла, потом Кобе и Шаком, а затем «шпорами» Тима. И он всегда возвращался для очередного штурма.
Бак оказался почти пуст в четверг. И 68-летний Слоун решил, что 23 года на скамейке Юты для него достаточно.
Были ли у него столкновения с Уильямсом? Безусловно.
Слоун был проклятием разыгрывающих, требуя от них игры по своим схемам, обратных заслонов так, как он считал нужным. Но трудно поверить, что такой крутой и воинственный тренер, как Слоун – который несколько раз выбрасывал Грега Остертага со скамейки за пререкания; который дрался с покойным Нормом ван Лиером на арене и в коридоре в 60-х, когда Слоун был в Балтиморе; который регулярно называл свою команду словами, которые нельзя тут писать – избегал бы драки, в которой считал себя правым.
Скорее Слоун посчитал зловещим предзнаменованием то, что он может проиграть эту схватку с Уильямсом, чье недовольство было очевидно всем, кто с ним говорил, если тот решит не играть в Солт-Лейк-Сити в 2012 году, когда станет свободным агентом. Его выпад в сторону Слоуна несколько недель назад «Юта играла по одним и тем же схемам 23 года. С чего бы их менять сейчас?» четко показал его отношение к схемам нападения «Джаз».
Но было бы слишком примитивно утверждать, что одна стычка в раздевалке оказалась ключевой.
Уильямс не только был раздражен Слоуном, он был недоволен так же менеджментом «Джаз» в течение года, начиная с обмена своего друга Ронни Брюэра в «Мемфис» на выбор на драфте 2010 вместо продления соглашения с ним. Уильямс понимал, что Карлос Бузер одной ногой уже за порогом, но потеря Кайла Корвера и Уэсли Мэтьюза его по-настоящему задела. Попытка спасти межсезонье приобретением Эла Джефферсона была способна только частично удовлетворить звездного разыгрывающего. У Эла ушло полсезона на изучение нападения «Джаз», и целостность атаки в итоге оказалась нарушена.
А часы в Юте продолжали тикать, отсчитывая секунды до приближающегося 2012 года, придавая мнению Уильямса все больше и больше веса.
И Слоун это тоже понимал. И если есть одна характеристика, описывающая Джерри Слоуна, то это беспредельная лояльность команде, которая поддерживала его все эти годы, когда временами раздавался хор голосов, вещающих, что его время ушло, и «Юте» нужна свежая кровь на мостике. И если бы его присутствие хоть как-либо мешало удержать Уильямса в команде, он бы немедленно выпрыгнул сам, не дожидаясь толчка.
Джаз начали сезон вяло, но невероятные победы в концовках, в которых «Юта» превосходила дефицит более 10 очков в 12 играх, маскировали проблемы привыкания игроков друг к другу.
В прошлом месяце защитник Раджа Белл сказал мне, что проблема Юты в том, что она медленно выходит из обороны и не бежит вперед, и защитники должны двигать мяч вперед быстрее.
«Если мы сразу начинаем бежать, это создает хороший задел, – сказал Белл. – Потом мы всегда можем заново запрячь и перейти к позиционке, начав кормить своих лошадей в «краске», снизив темп. Но, думаю, очень важно для нас поддерживать тот темп первой четверти, который заставляет нас бежать. Думаю, «большие» проделывают хорошую работу. Больше всего это зависит от защитников, игроков с мячом, которые должны двигать его вперед. А «большие» обычно следуют примеру. Если ты медленно идешь в нападение, «больших» все устраивает и так. Но если ты туда бежишь, то «большие» следуют примеру и бегут вместе с тобой, быстро разбираясь, что им делать. Так что, ответственность целиком на нас».
Я спросил Уильямса об этой теории.
«Я стараюсь, двигать мяч, блин», – тогда ответил Вильямс. - Я пытаюсь это делать. Это то, что я хочу делать».
И больше ничего.
Но я верю Слоуну, когда он сказал, что у него уже нет прежней энергии, как когда-то. И для него это достаточный повод для ухода. Он всегда был профессионал профессионалов, но он никогда не вел себя так, будто умнее, чем на самом деле, и не собирался быть в баскетболе вечно. Он уловил суть тридцать лет тому, когда по завершении игровой карьеры в 1977 принял приглашение на должность тренера команды Университета Эвансвилля, своей альма-матер. Но он передумал и чуть позже в том же году, декабре 1977, вся команда и тренерский состав погибли в авиакатастрофе. Так что, хотя Слоун и требовал от команды максимальной выкладки, он понимал, что проигрыш не есть смерть. По-настоящему.
Когда я впервые стал освещать лигу, я попал на первую же игру Слоуна в Солт-Лейк-Сити в 1988-м. Никто не мог перепить Слоуна. Он сидел в баре со своим ассистентом Филом Джонсоном и часами травил байки, одна смешнее другой. Слоун был, что называется, очаровательным пьяницей. И он частенько бывал пьян. Несколько лет назад он завязал с алкоголем и сигаретами без особого шума. Одной из причин было желание сменить жизненные приоритеты. Победа никогда не поглощала его настолько, как стремление к победе, но даже это не было для него самым главным в его поздние тренерские годы.
Что для него было важно – это проведенное время со своей женой Бобби, с которой они прожили 41 год. В 1997 году ей поставили диагноз рак груди, с которым она боролась, отправив рак в стадию ремиссии на 6 лет. Слоун не был уверен, что будет в состоянии тренировать эти годы, и каждый раз Бобби отправляла его штурмовать гору. К сожалению, Бобби умерла в 2004 году. Так что, нет, проигрыш «Лейкерс» с сиреной не сведет Слоуна с ума (с тех пор Джерри женился второй раз и по всему счастлив в браке).
Когда в 2009 году Слоуна ввели в Зал Славы, его речь не была так заметна, как речь Майкла Джордана, или так же смешна, как у Джона Стоктона. Это был список благодарностей от парня, который никогда не думал, что особенно талантлив, хотя и был таким – Слоун сказал, что в школе было больше игроков лучше его, включая многих девочек. Слоун, редко демонстрирующий эмоции на публике, заплакал: «Это довольно сложно для меня и не особенно хорошо получается, но, похоже, с чего-то надо начинать».
Так что, человек вроде Слоуна, который был близок к рекорду Дона Нельсона с 1221 победой, мог уйти быстро и легко, не размышляя ни секунды. Может быть, он прыгнул, не дожидаясь толчка. Принимая во внимание, кодекс молчания, присущий «Джаз», мы нескоро еще узнаем истинную историю. Но единичного конфликта с разыгрывающим – одного из сотен, которые были за все свои годы – было бы недостаточно, чтобы сбросить одного и самых жестчайших тренеров, когда-либо появлявшихся в НБА. Может быть, как сказал Джерри Слоун, тренировать – удел молодых, а он уже не молод. Возможно, просто пришло его время. Великие знают, когда приходит их время, до того, как понимаем это мы.
Текст: Дэвид Олдридж
Век живи...
PS вместе с авторской принадлежностью в конце мне кажется надо указывать прямую ссылку.
PPS в любом случае спасибо,плюсанул