7 мин.

Игроки «Кэвз» возмущены, что Леброн шакалит передачи. Это правда?

«Кливленд Кардашьянс» напоминают о себе.

Согласно Cleveland.com, игроки «Кливленда» после поражения от «Торонто» «ворчали из-за того, что Джеймс замедляет движение мяча и расстается с ним лишь тогда, когда видит передачу».

В этом ворчании «зашит» намек на то, что Леброн делает это, чтобы повысить свои статистические показатели. В ущерб командной игре.

За подобные открытия не требуют мзды, но все же. Анонимные жалобы «кардашьянов» поднимают три небезынтересных вопроса.

1. Набивает ли действительно Леброн статистику?

Здесь есть два ответа.

Простой – да, конечно. Так же, как и любой игрок НБА.

В принципе, это не приветствуется, но все знают, что игроки ходят к судейскому столику, чтобы справиться о текущем положении дел.

А некоторые даже говорят об этом вслух.

Сложный ответ – нет.

Леброну это не нужно. Сама система нападения имени Леброна построена таким образом, чтобы он был ориентирован на под-трипл-дабл.

Когда-то давно, когда Джеймс только пришел в лигу, Пол Сайлас пробовал его в качестве разыгрывающего, но быстро разочаровался – новичок был слишком медленным и не мог ничего создавать.

Но года с 2011-го Джеймс все больше превращался в игрока, не просто доминирующего на мяче, а концентрирующего в своих руках всю инициативу в нападении. В предыдущих сезонах он как бы делил контроль над атакой с номинальными разыгрывающими, в этом рядом с ним нет никого сколько-нибудь авторитетного, поэтому он мяч окончательно узурпировал.

Леброн очень любит держать мяч в руках. Он умудрился и прошлогодний очень высокий показатель в 4,37 секунды за касание увеличить до самого высокого в лиге – 4,89 секунды за касание.

И все, кто смотрит матчи «Кливленда», знают, что «дыхание» нападения «Кэвз» – это и есть «дыхание» Леброна: он задает ритм, любит выдерживать длительные паузы, инициирует большую часть владений проходами/пик-н-роллами, стягивает защитников на себя и почти всегда, если отдает передачу, то делает это как бы с благословением на последующий бросок.

Он на втором месте по «потенциальным передачам» и в данный момент идет на личный рекорд по числу передач в среднем за сезон (8,8).

 

Именно поэтому практически невозможно понять, где лежит грань между работой на статистику и «чистым» механизмом леброноцентричного нападения.

Так исторически сложилось, что лучшее нападение – это то, которое построено вокруг организационных качеств Джеймса. Оно может выглядеть примитивно и предсказуемо, оно построено на бесконечных «изоляциях», оно превращает всех вокруг Леброна в ролевых игроков, но оно всегда работает. В прошлом сезоне, даже на фоне снежной лавины с западной побережья, «Кливленд» умудрился показать лучшую атаку в истории плей-офф.

В этом году и без Кайри Ирвинга они остаются в топ-5 в НБА.

Есть и еще один момент.

Леброн – один из многих лидеров в НБА, кто любит подолгу стучать мячом о паркет и комбинировать в уме.

Но это скорее говорит о том, что Джеймс – контроль-фрик (что так и есть) и хочет влиять на все, что происходит на паркете, превращать остальную команду в свое прямое продолжение. Именно для этих целей он и воссоздал систему «Хит» в другом месте. Есть большая вероятность того, что если он не дает кому-то передачу, то просто потому, что не доверяет ему в данный момент.

Среди похожих на него в этом аспекте игры коллег есть те, которых считают «статистическими читерами» (Расселл Уэстбрук), а есть те, кого не считают (Крис Пол и Джеймс Харден). Вот только негативные оценки такого стиля очень субъективны: «единоличника» Уэстбрука обожали все его партнеры самого читерского сезона в истории, приводимого в пример «point-god»’а Криса Пола всегда недолюбливали другие лидеры «Клипперс».

Различие между такими игроками проводят не их интеллектуальные особенности, а готовность партнеров мириться с подобным проявлением «индивидуализма».

И раньше в командах Леброна всегда в этом смысле было спокойно.  

2. Кто из партнеров мог возмущаться?

Открыто свою позицию выразил Айзейя Томас, который только что вернулся и еще не привык к кливлендским порядкам.

Но он высказался без упоминания персоналий, даже если и понятно, о ком речь:

«В нападении мы очень много играем один на один, мяч постоянно залипает… Мы не играем друг за друга ни в защите, ни в атаке».

Самого же ворчуна определить не так сложно. Если посмотреть матчи «Кливленда» в этом сезоне, то легко понять, что у Джей Ар Смита нету в нападении вообще никакой роли. И именно ему Джеймс предпочитает мяч не давать вообще, даже когда такая возможность вроде бы налицо.

Смит уже и раньше признавался, что играть с Леброном ему не очень интересно.

Когда его перевели в резерв на старте сезона, он так и сказал.

«Мне гораздо больше нравится играть с резервистами. Я больше руковожу атакой, больше отдаю передач, гораздо больше могу возиться с мячом, а не просто стою в углу и жду, когда меня заметят».

В этом и была одна из проблем, связанных с демаршем Ирвинга. После того как Кайри посчитал, что заслуживает лучшей доли и первым высказал сомнение в том, что с Леброном так уж приятно играть, подобные мысли начали приходить и в другие головы.

Иногда Смит мяч получает, и нападение «Кэвз» выглядит иначе.

3. Почему эта тема возникла именно сейчас?

Нападение – это ни разу не проблема для «Кливленда», чем бы там Джеймс ни занимался.

Леброн генерирует 27,1 очка + 8,8 передачи, тащит на себе пятую атаку лиги и делает все, чтобы она была еще мощнее, но упирается в недостаток квалифицированных помощников. Пока рядом с Харденом устраивают конкурс трехочковых, Джеймс вынужден смотреть, как Джей Краудер постоянно наступает на линию, Джей Ар Смит и Тристан Томпсон теряют квалификацию, а остальные лечатся.

Но даже со всеми проблемами «Кливленд» – в тройке по количеству трехочковых и на седьмом месте по их реализации.

Тут вопрос скорее философский.

Стив Керр всегда выступал против зацикленности на пик-н-роллах Карри-Грин, а потом Карри-Дюрэнт. Его помощники полагались на самые эффективные комбинации в баскетболе в его отсутствие, но сам тренер, любящий все усложнять, неизменно повторял, что это превращает остальную команду в статистов. И роль статиста в атаке рано или поздно переходит в роль статиста в защите.

У «Кэвз» 29-я защита в НБА. Хуже только «Сакраменто», то есть – никого хуже нет.

Причины, стоящие за таким падением, понятны: отсутствие стоппера на периметре, отсутствие рим-протектора под щитом, множество людей, которые не хотят выкладываться в защите на этой стадии сезона, множество людей, которые не могут выкладываться в защите при всем желании, проигранный щит, отсутствие тренировок.

Но кто-то внутри «Кэвз» объясняет собственную безалаберность тем, что у них нет роли в нападении. Когда идет борьба за титул, а Леброн сражается с великими прошлого, они могут потерпеть, но в середине января – когда до весны еще так долго, а мяч упорно не дают – видимо, нет. И по-человечески это вполне естественно. Психология подобного восприятия вполне прозрачна, и потому все тренеры-победители всегда были зациклены на том, чтобы каждый в команде ощущал свою принадлежность и не выпадал. Ментальность 3&D, вроде бы такая незатейливая, оказывается не таким уж распространенным явлением.

Леброн и сам об этом знает.

Фото: REUTERS/Ken Blaze/USA TODAY Sports