Пасы-шлепки Йокича, Оладипо как лучший защитник на Востоке и вечный Дирк. Неделя в НБА
Оригинал – Зак Лоу, ESPN
Всех с началом второй половины сезона!
1. Ренессанс Дирка
Дирк Новицки вернулся и является одной из главных причин резвости «Мэвс», выигравших 12 встреч из последних 25. Трудно вспомнить игроков, которые могли оставаться столь эффективными, даже испытывая такие проблемы не то что с бегом, но и с обычной ходьбой. Серьезно, последите за Дирком во время его стартовых отрезков в каждой половине, и вы увидите, как он украдкой делает приседания и другую гимнастику для колен, когда оказывается вдали от игровых действий.
С тех пор как окончился тот неудачный период в начале сезона с тремя победами за восемнадцать игр, Дирк в среднем набирает 14 очков за игру, максимально приблизившись к линейке 50/40/90. Еще раз, он еле двигается. При этом команды все еще вынуждены перестраивать свою защиту на пик-н-роллах, потому что он заставляет считаться со своим броском. С ним придется оставаться одному из гардов, или на него придется выскакивать третьему игроку, которому придется оставлять своего визави открытым – в общем, что угодно, лишь бы не дать Новицки запустить еще одну «радугу».
Заслоны от Новицки остаются одним самых действенных орудий. «Мэверикс» набирают по 1.18 очка за владение, в котором Дирк ставит заслон для владеющего мячом игрока, 7-й результат среди мастеров этого компонента, уступая лишь Зазе, Леброну, Люку Бэббитту, Ченнингу Фраю, Джордану Беллу и Дрэймонду Грину, согласно Second Spectrum (для ясности: трое из «Уорриорс», лучший игрок лиги, бигмен из команды лучшего игрока лиги и каким-то боком Люк Бэббитт). Только Марк Газоль, Робин Лопез и Деандре Джордан поставили больше заслонов, чем немецкий ветеран.
Он даже снова начал отвоевывать пространство вблизи вражеской штрафной линии после застенчивого начала сезона. «Даллас» набирает 1.32 очка за каждое владение, где Дирк атаковал из пост-апа, четвертый показатель среди игроков, выполнивших как минимум 50 пост-апов, по данным Second Spectrum.
Новицки является ключевым элементом чокнутой пятерки смерти «Мэвс»: Дирк, Йоги Феррелл, Джей Джей Бареа, Девин Харрис и Дуайт Пауэлл все еще крушат соперников на неприличные 19 очков за 100 владений. Ну а когда наступают решающие отрезки игры, то Дирк рад лишний раз отдохнуть на скамейке, когда Рику Карлайлу нужна хорошая защита или «Мэвс» имеют преимущество в счёте.
Дирк – навсегда.
2. Нытье на тему бросков в мусорное время
Первым отметился Майк Буденхольцер, выразивший свое, эмм, возмущение из-за данка О Джи Ануноби, который сделал перехват и умчался от преследователей за 17 секунд до конца при 11-очковом преимуществе «Торонто» над «Атлантой» две недели назад (Буденхольцер потом принес извинения). Затем, в среду, Дэмиан Лиллард высказал Крису Полу за то, что тот реализовал передачу Тревора Аризы на открытое кольцо, при разнице в 7 очков в пользу «Хьюстона» за 15 секунд до конца.
Хватит ныть! Это НБА! Если хочешь, чтобы твое кольцо не атаковали, то начни защищаться и перестань терять мяч! Сфоли в конце концов!
В этом нет ничего грязного и непристойного. Буденхольцер хочет, чтобы в мусорные минуты его команда бежала в атаку с тем же рвением, а «Торонто» просто стояли и смотрели на них. Ануноби отзащищался, перехватил мяч, увидел момент для прохода. Дайте новичку немного покуражиться. Он же не начал выпендриваться после своего данка, просто довел отрыв до ума.
«Хьюстон» вообще вел только 7 очков, в эпизоде с лэй-апом Пола. Невероятные камбэки, ну или почти камбэки – раз за разом случаются в НБА. Если ты ведешь чуть менее 10 очков, а до конца игры осталось всего 20 секунд, то ты заслужил право делать то, что тебе заблагорассудиться. Пол, как и Ануноби, не выделывался.
Совсем другое дело, если бы эти парни хотели задеть чье-нибудь самолюбие или унизить сломленного оппонента. Пол и Ануноби выполнили обычные баскетбольные действия. Было бы куда более странно, если бы Ануноби совершил разворот на 180 градусов и дожидался окончания оставшихся секунд.
3. Шлепки Николы Йокича
Пас в касание в баскетболе – это умение, подвластное лишь игрокам с высоким игровым интеллектом и определенной дерзостью. Этот компонент требует мгновенного анализа обстановки: как возможная передача изменит геометрию атаки и какие трещины она вызовет в защите соперника.
Йокич – лучший пасующий бигмен со времен Арвидаса Сабониса – обладает пасом, напоминающим жесткий удар дубиной, и эта способность делает его абсолютно уникальным среди действующих баскетболистов:
Ему только успели сделать передачу, а он уже подстраивается под летящий к нему мяч, чтобы в касание отбить его Мэйсону Пламли.
Лэрри Берд обладал, наверное, самым лучшим пасом в касание в истории баскетбола. Он иногда маскировал свои передачи под простое ведение; он бил мяч в пол, готовясь для того, чтобы отшвырнуть его одно касание, когда он вернется ему в руку. Сабонис, Мэджик Джонсон, Джейсон Кидд, Тони Кукоч, Владе Дивац и еще несколько фамилий приходят на ум, когда пытаешься вспомнить лучших в этом компоненте.
Но даже у Лэрри Берда большинство пасов в касание выполнялись в волейбольной манере двумя руками, в то время как Йокич просто бьет мяч одной рукой.
Как многие гении, Йокич часто играет досадой и нервозностью. Он не может ждать, когда ему доставят мяч, даже если никто из партнеров не понимает почему. В каждой игре вы можете видеть Йокича, который держит мяч в районе штрафной линии и кивает в направлении открывшейся линии для передачи, с утонченностью Крамера из «Сайнфелд»: «ИДИ СЮДА! СЕЙЧАС ЖЕ! КАК ТЫ НЕ ВИДИШЬ ТОГО, ЧТО ВИЖУ Я?!»
В Йокиче все еще виден немалый потенциал к развитию. Его не назовешь классическим франчайз-игроком. Он совершает всего 12 бросков за игру и слегка уменьшил количество касаний мяча по сравнению с предыдущим сезоном. Он почти всю игру занимается тем, что маячит между соперниками в поиске партнеров по команде. Хочется ему крикнуть: «В ПРОШЛОМ СЕЗОНЕ ТЫ РЕАЛИЗОВЫВАЛ 60% ВЛАДЕНИЙ СПИНОЙ К КОЛЬЦУ! ПОЧЕМУ Я ТЕБЯ ТАМ НЕ ВИЖУ?»
Но есть более важные компоненты, которыми Йокич уже овладел. Он понимает – как на площадке, так и в вопросах внутренней химии коллектива – как важно создавать правильную среду для своих партнеров по команде. Даже те пасы, которые не становятся результативными, но имеют небольшой шанс превратиться в них, несут скрытую пользу. Йокич всегда делает правильные пасы, и даже если они выбивают атаку из ритма, то 3-4 пасами позже она все равно заканчивается хорошим броском «Денвера». Потяните другой рычаг, и атака приобретет совершенно другой вид.
Он лидирует среди всех бигменов по «хоккейным» ассистам, совсем немного опережая Дрэймонда Грина. Йокич – практически противоположность Кристапса Порзингиса, единорога, с которым его так часто сравнивают. Порзингис в основном бросает и набирает очки, и делает это с приемлемой эффективностью. Кристапс может управлять игрой в важнейшие моменты, и его не нужно упрашивать бороться за подборы.
Но латыш слишком редко пасует. Кто из них двоих лучше в атаке? Сложно сказать, но ваш ответ скорее всего будет продиктован вашими баскетбольными предпочтениями (в защите, очевидно, Порзингис далеко впереди).
У «Денвера» сейчас небольшой спад. Они могут поэкспериментировать с использованием Йокича под кольцом в новой, более агрессивной манере, во время сегодняшнего матча против «Мемфиса» и стилистического двойника Йокича – Марка Газоля.
4. Ненужный восклицательный знак в Майами
Кое-что я не замечал, пока не посетил Майами на прошлой неделе: все три их баннера имеют восклицательный знак после слова «чемпионы».
Обычно мне нравится «пляжный китч», но вот это выглядит как-то недостойно – «Хит» не какая-нибудь местечковая команда. Знаки препинания заканчивают предложения, а слово «чемпионы» вполне себе самодостаточное и не требует лишних добавлений.
5. Когда Родни Худ включает голову
Иногда включаешь игру «Юты», смотришь на Худа и понимаешь, что он выглядит как настоящая суперзвезда – поливает трешками и заваливает мягкие, олдскульные флотеры левой рукой. Он заставляет тебя забыть все те игры, где он попадает 2 из 7, пытаясь забросить какую-нибудь тяжеленую попытку со средней.
Всего 11% бросков Худа совершаются вблизи кольца (в радиусе 1,2 м) – худший показатель в карьере, а также этот показатель отправляет его в число 9% худших вингов лиги в этом компоненте, согласно Cleaning The Glass. Его склонность форсировать броски мешает ему демонстрировать игру в пас, а также получать фолы вблизи кольца. Ты не сможешь сыграть драйв-н-кик, если ты прекращаешь проход до того, как партнер открылся. Худ набирает меньше двух ассистов за игру – крошечный показатель для винга, который так часто возится с мячом.
Он способен на большее. Когда он совершает дополнительный проход внутрь краски соперника, Худ открывает больше вариантов и хитро доставляет мяч выгодно расположившимся игрокам его команды:
Вы можете видеть, как он делает паузу, чтобы обдумать свой любимый флотер, прежде чем сделать более эффективное действие. Худ уже вышел на 39% из-за дуги. Он работает в защите, и он достаточно крупный, чтобы наказывать игроков меньших размеров в «краске». Это дополнительное ведение – недостающий компонент.
6. Виктор Оладипо на максимальных оборотах
Всегда интересно смотреть за тем, как игрок с мячом реагирует на то, что после пик-н-ролла бигмэн противника начинает отступать в свою краску. Кто-то с радостью бросает с ведения. Кто-то предпочитает флотеры. Кто-то останавливается на линии штрафных бросков, чтобы оценить обстановку.
А есть Оладипо, который будет использовать открывшийся коридор как линию для разгона, в наглую оббегая больших оппонентов:
Оладипо весь текущий сезон проводит с постоянным рвением. Тренеры и менеджеры часто говорят, что самое сложное в буднях звезды – основное препятствие – это регулярная демонстрация цифр, подтверждающих твой статус. Набрал сегодня 30 очков? Шикарно. Нам нужно, чтобы ты повторил это завтра, а затем и в последующей игре.
Оладипо лишь два раза в этом сезоне набирал менее 15 очков. Соперники уничтожают «Индиану», когда Оладипо садится отдыхать; «Пэйсерс» идут 0-5 в играх, в которых Виктор отсутствует.
Кайри Ирвинг лидирует в голосовании на Матч Всех Звезд среди бэккорта от Восточной Конференции, и если вы попросите сотню болельщиков назвать лучшего гарда на Востоке, то, уверяю вас, 75 из них назовут либо Ирвинга, либо Демара Дерозана. Статистически они все выглядят очень похоже, но если учитывать игру в защите, то Оладипо выглядит даже выгодней. Парень должен попадать на Матч Всех Звезд.
7. Карис Леверт упаковывает подарки
Статистика Леверта начиная с 22 ноября в пересчете на 36 минут: 17.5 очков при 47% с игры, включая 43% из-за дуги, а также очень впечатляющие 6.5 результативных передач. Результаты наконец улучшились и позволяют наверстать упущенное в первом отрезке сезона.
Леверт первое время выглядел растерянным, когда травмы Д’Анджело Расселла и Джереми Лина сделали его запасным разыгрывающим. Он все еще подвержен потерям, а мания загнать себя в угол, из которого нельзя выбраться, никуда не пропала.
Но у него отлично получается раскачивать защитников своим дриблингом со сменой направлений движения, в результате чего он раздает отличные проникающие передачи:
У него отличная «химия» с Джарреттом Алленом: Леверт ассистировал Аллену 28 раз, больше чем кому-либо из одноклубников. Никто из «Нетс» даже близко не приблизился к нему в вопросе передач на Аллена. Спенсер Динуидди, имеющий второй лучший результат, отдал всего 9 ассистов. Выборки по совместно сыгранным минутам немного сгладят этот разрыв, но уже сейчас очевидно, у Леверта и Аллена есть взаимопонимание.
8. «Шарлотт» без Кембы Уокера и Николя Батюма (снова)
Я ненавижу это по двум причинам: потому что «Хорнетс» все еще практикуют это и потому что Батюм играет как-то не очень, и временами кажется, что его отсутствие не сильно вредит «Шарлотт» – особенно если учитывать, что в последней выездной серии отлично себя проявили игроки скамейки.
Но с тех пор как Батюм вернулся, оппоненты переигрывают «Шарлотт» на более чем 13 очков за 100 владений, когда оба основных плеймейкера вместе оказываются на скамейке. И каким-то образом, Стивен Сайлас ухитряется варьировать полностью запасными формациями, давая им откуп аж по 11 минут за игру.
Эти пятерки не могут давать нападение уровня НБА, если только Фрэнк Камински не устраивает дождь из необычно большого числа дальних попаданий и крученных флотеров. Параллельно с этим мы можем наблюдать броски Джонни О’Брайанта и проходы Майкла Картера-Уильямса, которые напрямую угрожают целостности конструкции щита (Картер-Уильямс имеет всего 27.6% с игры!)
Батюм пока сам не свой, и невольно задаешься вопросом, смог бы он тащить на себе эти тяжелые минуты с запасными игроками. Он совершает лишь 9.7 броска за игру и редко выходит на линию штрафных. Батюм задействуется лишь в 17% владений «Хорнетс», худший показатель в пост-Портлендский период его карьеры – непростительно низкие цифры для игрока с почти максималкой, не являющимся заточенным под блок-шоты центровым.
Батюм, как это раньше было в «Блейзерс», стал четвертой опцией для команды, в то время как команде нужна жизнеспособная вторая («Шарлотт» действительно не хватает Коди Зеллера). Будем надеяться, что это лишь отголоски травмы локтя в начале этого сезона.
Следующие 7 из 8 игр «Шарлотт» проведут дома. Сейчас или никогда. Они уже проиграли первую домашнюю игру этой серии «Мэвс» в среду, а ведь техасцы проводили вторую игру за два дня. «Хорнетс» не показывают игру, предвещающую серию положительных результатов. Возможно, возвращение Стива Клиффорда сможет их расшевелить (прим. переводчика – сегодня ночью была повержена «Юта» 99:88).
9. Трехочковые из-за щита
Я не уверен, что обычные люди могут оценить сумасшедшую снайперскую точность лучших шутеров НБА. Чтобы попасть из самого угла, им приходится направлять мяч в корзину так, что он практически касается щита. Некоторые броски пролетают прямо над углом щита, прежде чем добраться до кольца. Разница между идеальным щелчком сетки и разочаровывающим ударом об дужку равна всего нескольким сантиметрам.
Просто взгляните на это:
Этот бросок не был засчитан, потому что Кайл Корвер заступил за линию. Знаете, что? Засчитывайте в любом случае. Да это просто бросок из игры в К-О-З-Л-А, совершенный в условиях давления игры НБА. Такие броски нужно засчитывать, если даже подошва целиком ушла за линию.
Можно ли использовать эти снайперские способности в других видах спорта? Сможет ли Кайл Корвер стать лучником олимпийского уровня, если посвятит себя этому спорту? Может, стоит попробовать поучаствовать в соревнованиях по стрельбе по движущимся мишеням?
10. Гигантские заслоны для Бена Симмонса
Если игрок с мячом, разыгрывающий пик-н-ролл, не имеет броска, то защитники со спокойной душой будут оббегать заслоны «снизу», не боясь поплатиться за это. Но Симмонс достаточно быстр, чтобы выигрывать забег до обратной стороны заслона. При этом он настолько силен, что не замечает контакт плечо в плечо с отбегающим к своему кольцу защитником и спокойно конвертирует проход в очки.
Однако все равно будут вечера, когда тактика соперников глушит нападение твоей команды. Бретт Браун держит в рукаве несколько приемов, включая гигантский пик-н-ролл с двойным заслоном, который Док Риверс популяризировал, будучи тренером «Бостона», используя эту комбинацию для праймового Рэджона Рондо:
Риверс называет это «45», скомбинировав номера позиций бигменов, ставящих заслон – центра и мощного форварда. Этот прием практиковался им и в «Клипперс» для Криса Пола. Это крайне сложная задача для любого защитника – пробежать сквозь толпу из 4 человек и в конце встретить разогнавшегося Симмонса.
Симмонс – очень необычный игрок. Огромный пойнт-кто-то без броска, с ходу встраивающийся в самую трудную лигу мира. При пик-н-роллах он пытается найти правильный баланс между набором очков и снабжением пасами открывшихся партнеров, ныне находясь где-то посередине (вот кто уж точно не посередине, так это Кармело Энтони. Лидер НБА по использованию бросков, после использования заслонов, согласно Second Spectrum).
В то же время, игра спиной к кольцу вызвала больше проблем, чем ожидалось, тем более что разыгрывающие так часто остаются его держать в защите. Учитывая его потрясающие способности в компоненте розыгрыша, Симмонс может вырасти в диспетчера под кольцом, против которого просто невозможно обороняться из-за разницы в размерах.
Но это требует терпения. Симмонс атакует с эффективностью 41.2%, находясь спиной к кольцу, при этом имея высокий процент потерь, согласно Synergy Sports. «Фила» набирает лишь 0.53 очка за владение с использованием пост-апов Симмонса – худший показатель в лиге с большим пугающим отрывом, согласно Synergy Sports (визуально эти цифры немного занижают реальные способности, но они все еще красноречиво указывают на проблему в его игре).
Независимо от этого, он уже сейчас входит в десятку лучших пасующих лиги – резкий, разносторонний атлет, имеющий возможность защищаться против любой из пяти позиций. #TrustTheProcess
Фото: REUTERS/Jerome Miron/USA TODAY Sports; Gettyimages.ru/Christian Petersen