Скрытая проблема «Бостона» и цветущий гений Леброна. Неделя в НБА
Оригинал – Зак Лоу, ESPN
Мы ловим кураж, и в этом обзоре аж 11 пунктов.
1. Боевитые «Селтикс» и одна вырисовывающаяся проблема
Примерно за 6 минут 45 секунд до конца победной игры против «Юты» в среду (третьей победы к ряду для обескровленных травмами «Селтикс» за 8 дней, да еще и над крепкими претендентами на плей-офф от Западной Конференции) «Джаз» начали играть в несвойственный для себя баскетбол, заточенный под вывод Донована Митчелла из угла, в то время как страхующие защитники должны были быть отвлечены ложными маневрами.
Гершон Ябуселе – «Танцующий мишка», редко используемый резервист – прочитал комбинацию, проигнорировал западню, пронесся от линии штрафного броска и чуть не прибил Митчелла под кольцом. Ябуселе сфолил, но даже не в этом дело: то что он вообще оказался рядом символизирует, как умно и жестко «Бостон» может играть в условиях отсутствия половины ротации, включая (в этой игре) их троих лучших игроков.
«Бостон» становится настоящим кошмаром для своих соперников, когда площадке находятся Терри Розир и Эл Хорфорд. Розир расцвел на позиции Кайри Ирвинга и не боится бросать трешки в самые ответственные моменты игры. Он голоден до подборов. Брэд Стивенс иногда использует Розира в комбинации с Шейном Ларкином, и это сочетание имеет определенный успех.
Джейсон Тэйтум и Джейлен Браун стали больше практиковаться в розыгрыше в отсутствие Ирвинга, что не сильно отразилось на командной эффективности. «Бостон» – очень серьезная команда, и они играют с минимальным количеством ошибок на обеих сторонах площадки, даже в выездных играх. Они готовы работать, чтобы становиться лучше.
Но каким бы хорошим не был этот рывок, он маскирует аспект игры, который вызывает опасения: «Бостон» без Ирвинга частенько выдает отрезки без попаданий с игры, и они почти ничего не могут забросить из-под кольца. Лишь 32% бросков идут из трехсекундной зоны, пятый худший процент в лиге, и эти цифры становятся абсолютно худшими, когда «Бостон» играет без Кайри, согласно Cleaning The Glass (большая часть попыток переносится на среднюю дистанцию). Только «Портленд» атакует из-под кольца с худшим процентом.
«Селтикс» набирают мало дополнительных очков; они бросают штрафные и делают подборы в нападении на уровне ниже среднего. Без Ирвинга (и недооцененного умения двигать мяч Маркуса Смарта), их возможности по набору очков кажутся недостаточными для суровых условий плей-офф, где защиты соперников станут на порядок зубастей (скорее всего, в соперники им достанется «Майами Хит», страдающие той же бедой, но имеющие лучшее распределение бросков, и их нападение, кажется, совершает рывок каждую весну).
Но эта серия была великолепна, в ней было много нерва, это были игры, которые было интересно смотреть. Ну и говоря о награде Лучшему Тренеру Года – этот рывок по сути закрыл все вопросы по кандидатуре Брэда Стивенса.
2. У Леброна все на ладони
Никто не может защищаться против «Кливленд Кавальерс», когда они окружают Леброна четырьмя снайперами. Нападение «Кливленда» в этом составе прекрасно в своей абсолютной мощи, но попадания идут настолько легко, что мы не замечаем верх гроссмейстерского мастерства Леброна. Он ищет все новых и новых вызовов.
Выходит небросающий центр – Тристан Томпсон, Лэрри Нэнс или Анте Жижич. Когда Леброн держит мяч на краю, устраивая устрашающую прелюдию для соперника, защитник, играющий против того самого центрового, невольно начнет отступать назад, чтобы забаррикадировать Джеймсу путь под кольцо. Это именно тот момент, когда Леброн приступает к работе.
И вот это первое же перемещение оставляет центра «Кэвс» открытым. Третий защитник, как правило держащий шутера, оставит визави, чтобы не дать условному Томпсону, получить закидушку от лидера «Кливленда». Леброн же на самом деле даже не концентрируется на первых двух защитниках. Его цель – его жертва – этот третий парень. Если Леброн вынудит сделать его лишний шаг в сторону центрового, то пиши пропало; Леброн мгновенно откинет мяч на открытого шутера прежде чем защита заподозрит неладное:
Иногда он делает ложный показ этой же передачи, заставляя защиту переключиться на угрозу с периметра, а затем отправляет аллей-уп своему центру. Некоторые из его самых искусных работ пришлись на Финал-2016, венец карьеры Леброна, включивший в себя несколько подобных пасов-забросов между защитниками «Голден Стэйт», которые буквально застывали в нерешительности.
Если оборона соперника предусмотрит обе опции, это будет означать, что они, скорее всего не отправили достаточную помощь для противостояния Джеймсу. Как только он заметит это, то перейдет в атакующий режим и спровоцирует необходимые размены, начав расшатывать их построения на дриблинге.
Леброн – лучший генератор угловых трехочковых в истории. Это следствие его «всевидящего» размера, немолодых лет в эпоху трехочковой революции, и самое главное, его редкого гения. В 33, в его пятнадцатый сезон, этот гений продолжает расцветать. Даже не пытайтесь возражать. Просто наслаждайтесь.
3. Снова и опять-таки. Маргинализация Тони Снелла
Уверенность Снелла имеет свойство колебаться. В неудачные дни он пропускает открытые трешки и начинает ведение с робостью, которая подрывает сам смысл дриблинга. Он используется лишь в 10.6% владений «Милуоки Бакс», и такие низкие цифры выглядят просто невероятно для подвижного игрока периметра. Совсем неясно, осознает ли он, что он может пытаться подобрать мяч или, скажем, заработать фолы.
Но желание двух тренеров – Джейсона Кидда и нынешнего Джо Пранти – усадить Снелла на скамейку и затем сократить его минуты, вызывает беспокойство. Кидд поменял Снелла в стартовой пятерке на Малкольма Брогдона. На прошлой неделе Пранти поменял его на Джейсона Терри, прежде чем вернуть Снелла в ротацию в четверг, и Снелл сыграл 13 и менее минут в трех из пяти последних игр «Милуоки».
Когда Снелл находится в форме, он является идеальным дополнением к Яннису Адетокумбо, Эрику Бледсоу и Крису Миддлтону в старте команды. Он защищается на трех позициях, а его процент из-за дуги равен аж 41, что прекрасно расчищает Адетокумбо линию для прохода. Ему не нужен мяч.
Такие же сильные стороны принесут куда меньше пользы со скамейки, когда команде нужно больше двигать мяч – даже со здоровым Джабари Паркером. Терри – древность. Брогдон – хороший снайпер и умелый постановщик заслонов для Адетокумбо, но большая часть его умений накладывается на умения большого трио «Бакс».
Пранти – исполняющий обязанности главного тренера команды, занимающей восьмую строчку. У него нету времени на слабости Снелла.
Но непонятная роль Снелла – нездоровый момент для «Милуоки» в долго- и краткосрочной перспективе. Лучшая версия этой команды «Бакс», а может и образца следующего сезона, предусматривает место для Снелла в качестве 3&D игрока стартовой пятерки. Обеим сторонам нужно усилить старания по поиску Снелла нужного образца.
4. Эммануэль Мудиай вне системы
Мудиай наконец воспрял духом в последних двух играх, но наблюдать за ним после его перехода в «Нью-Йорк Никс» было охренительно трудно.
Все эти годы он тыкал броски, бегая вокруг кольца, что привело к определенной пугливости при розыгрыше пик-н-ролла. У него развилась плохая привычка получать преимущество, проходить заслон и отдавать это преимущество назад:
Начиная с момента, когда Мудиай ловит Горана Драгича на бедро, худшим исходом, кроме выброшенного на трибуны мяча, является отступление назад для кирпича средней дальности.
В защиту Мудиая хочется сказать, что эта слабость присуща всем молодым разыгрывающим. Кайри Ирвинг часто грешил этим в своих первых двух сезонах – скорее из-за надменности, нежели из-за неуверенности – и Д’Анджело Расселл испытывает ту же склонность сейчас. Но Мудиаю стоит вернуть уверенность в его завершающую фазу и продолжать свое развитие, отталкиваясь от этого умения.
Выступая в НБА, Мудиай в основном был ужасен – командир танка высшего ранга. Но где-то внутри скрывается очень интересный игрок. Он отлично показал себя в статичных бросках из-за дуги в прошлом сезоне. Он достаточно крупный и быстрый, чтобы добираться до той части площадки, которой ему захочется, а его видение площадки бежит впереди принятия решений. Он реализует 68% из-под кольца после переезда в Нью-Йорк – исправляя свою (уродливую) карьерную статистику. В «Денвере» все хвалили его за тактическую гибкость.
Он играет на фоне импровизирующей, сливающей команды. Создайте некоторую стабильность, и он сможет вырасти во что-нибудь осмысленное.
5. Когнитивный маечный диссонанс
Традиционалисты должны принять тот факт, что Nike и NBA уничтожили обычай, согласно которому домашняя команда носит белые цвета. Все кончено.
Я не возражаю. Большинство темных маек выглядят намного интереснее. Разве вам не понравится, если «Бостон Селтикс» и «Чикаго Буллс» будут носить зеленый и красный соответственно каждую игру? Когда ни одна команда не облачена в белый, цвет против цвета обычно выглядит прикольно.
Один минус: возникает когнитивный диссонанс, когда два коллектива с схожими командными цветами сталкиваются в очном противостоянии и выездная команда надевает белую форму. Такая ситуация вызвала сбой в моем мозге во вторник, когда «Чикаго» были одеты в белую форму с красным орнаментом в Хьюстоне – где местные «Рокетс» некогда играли в весьма похожем варианте. Команда в белом может сделать какую-нибудь глупость, толпа поаплодирует им, и некий сектор моего подсознания просто сойдет с ума.
Надеюсь, я не один столкнулся с этим чувством? Пожалуйста, скажите, что я не одинок.
6. Апатичный Вуч
Обычные работяги могут быть средними защитниками, если они обладают достаточным умом и постоянно играют с отдачей. Никола Вучевич приблизился к этому определению в прошлом сезоне. Однако он не перенес успех в этот сезон. Вучевич обороняется со странной апатией. Он не страхует при разменах или подходит к этому делу с такой ленцой и неохотой, что соперники буквально не чувствуют сопротивления выходя на очередной лэй-ап.
Вражеские шутеры попадают две трети своих бросков из-под кольца с Вучевичем поблизости, седьмой с конца результат среди 64 центровых из основной ротации команд лиги, согласно NBA.com. Он пытается закрыть линии передач при защите от пик-н-ролла, вместо того чтобы работать ногами и поддерживать баланс. Слишком часто он вообще выпадает из игровых эпизодов. Когда соперник вытягивает Вучевича на защиту от пик-н-ролла, оборона «Орландо» буквально превращается в проходной двор, согласно данным Second Spectrum.
Складывается ощущение, что 6 лет поражений под начинанием четырех разных тренеров – и ухудшение процента его попаданий – подорвали его веру в лучшее. Это очень человеческий момент. Большинство игроков в таких ситуациях начинают проклинать все и вся, отравлять атмосферу раздевалке и давать внешним факторам влиять на их игру.
Вучевич может быть куда лучше, чем он есть сейчас. Будем надеяться, что он напомнит о себе в следующем.
7. Джо Харрис в проходах
Прогресс Харриса – это одна из самых счастливых историй в лиге. Два года назад «Кливленд» скинул его в «Орландо», чтобы получить место в ростере. В «Орландо» он также не задержался и подписал соглашение с «Нетс».
В прошлом сезоне они выстроили для Харриса модель развития а-ля Кайл Корвер и дали зеленый свет. Он подтвердил, что способен справляться с ролью снайпера на дуге, а также показал колючую защиту, удивляя тем самым своих оппонентов, считавших Джо легкой добычей.
Команды теперь стараются не давать Харрису пространства на периметре, и он сумел использовать это обстоятельство в свою пользу посредством проходов. Ему не нужно даже дергать соперников ложными движениями, и он прекрасно это понимает:
Харрис совершает порядка 8.5 проходов за 100 владений, увеличив показатель с шести в прошлом сезоне, и он завершает свои проходы, умело варьируя агрессию и спокойствие. Если на него выскакивает подстраховка, он знает куда должна направиться следующая передача. «Нетс» набирают почти 1.25 очка за владение после прохода Джо, находясь по этому показателю в первых трех десятках среди более чем 300 игроков, совершивших наибольшее количество проходов, по данным Second Spectrum.
Что касается его статистики по пик-н-роллам, то она еще лучше. «Бруклин» набирает по 1.14 очка за владение, когда Харрис бросает или отдает под бросок после использования заслона. Это лучший показатель среди всех болл-хендлеров (прим. пер.: среди тех игроков, которые разыгрывают пик-н-ролл с мячом в руках) – ЛУЧШИЙ! – использовавших как минимум 75 заслонов, по данным Second Spectrum. Он удвоил свои цифры по трешкам с ведения, по сравнению с предыдущим сезоном.
Харрис не является игроком, играющим на манер Джеймса Хардена – искусного кукловода, пронзающего защиту, даже не сдвигаясь с места. «Нетс» часто дают ему разыгрывать атаку, но только после того как он выбежит из глубины и получит передачу, а там его уже будет ждать заслон, с которым Джо хорошо умеет обращаться. В общем, цифры показывают, что он совершил невероятный рывок. Хороший пример эволюции игрока не в самых благоприятных условиях.
Харрис – работяга, и «Нетс» делают шажок на пути к титулу одной из лучших лабораторий по развитию игроков в лиге. Харрис готовится урвать жирненький контракт.
8. Драган Бендер подает признаки жизни
Умная работа ног и хорошее понимание игры – это все круто, но чтобы быть продуктивным игроком в НБА, тебе вообще-то нужно делать что-нибудь на площадке. Бендер потратил большую часть своей недолгой карьеры в НБА, не делая по большому счету ничего. В начале марта он стал первым игроком с 2012 года, который сыграл 36 минут в игре, где он не бросал вообще или делал максимум один бросок, при этом не заработав ни единого штрафного.
Бендеру 20. Он пропустил почти половину дебютного сезона. Наверное, нечестно ждать от него чего-то. Но с другой стороны, четвертый номер драфта – даже в 20-летнем возрасте – должен пробовать и пытаться. Хорошие новости: Бендер стал периодически показывать резвую игру в короткий пас, дополняя ее обманными движениями, дающими ему новые пространства для игры:
(Да, он промахнулся. Но он только учится. Но зато вы хотя бы удостоверились, что он присутствует на паркете.)
Полностью сформировавшаяся версия Бендера – игрок, который играет в боеспособном коллективе НБА в начале 2020-х – будет выглядеть примерно так: основной бигмен, умеющий бросать, совершать проходы к кольцу, пасовать и при необходимости начинать атаки. Он даже начал осваивать маневр с ложной короткой передачей, после которой он находит пасом другого партнера на дуге и сразу бежит ставить для него заслон:
Это классическое движение для изобретательных бигменов вроде Марка Газоля, Николы Йокича или Бориса Диао. Начиная с первой декады февраля Бендер ставит по 26 заслонов за 100 владений, увеличив этот показатель с 18 до этого, Second Spectrum следит и за ним. С одной стороны, эти цифры стали следствием пропажи Тайсона Чендлера (эй, народ, кто-нибудь видел Чендлера? Может он в парикмахерской?), но это также можно назвать развитием молодежи, когда ты усаживаешь ветеранов на скамейку в надежде слить побольше игр.
«Финикс Санс» все еще не определились на какой позиции они будут использовать Бендера и какой набор партнеров по фронткорту ему необходим (тандем Бендер-Маркиз Крисс – это настоящая катастрофа), но эти вспышки игры дают надежду на хорошее будущее для талантливого парня.
9. Изысканный флотер Джастина Джексона
Если «Сакраменто Кингс» не получат своего нового лидера на этом драфте – а они ухудшили свои шансы несколькими положительными результатами – им понадобится, чтобы кто-нибудь из группы Де’Аарон Фокс/Бадди Хилд/Уилли Коли-Стайн/Богдан Богданович/Скал Лабиссьер сделал мощный скачок в развитии в ближайшие 3-4 года. Они все неплохи индивидуально, но предстоит еще долгий путь, чтобы скомпоновать этих молодых ребят в серьезный коллектив.
Легко забыть про Джастина Джексона. Ему 23, у него нет внушительного атлетизма, как у некоторых парней. Он стал выпадать из ротации на определенные отрезки, хотя начинал сезон в качестве стартового игрока.
Но за последние два месяца он стал заслуживать внимания и наблюдения, что уже является маленькой победой для «Кингс». Он попал 17 из 45 с трехочковой линии в марте, сохранив надежду на то, что он может вырасти в стабильного снайпера с дальней дистанции. Он хорошо двигается в защите и ему не откажешь в старании.
А еще в его арсенале есть изящный флотер – ключевое оружие для парней, которым тяжело пробиваться через бегемотов под кольцом:
Это выглядит неуклюже, но это работает. Он бросает кучу подобных флотеров и попадает 44% из них, согласно Cleaning The Glass – очень чистенький показатель. Вы вряд ли сможете построить нападение на двухочковом, залетающим в 44% случаев, но это отличное оружие в ограниченные секунды атаки, а также в моменты ступора у команды.
10. Монтрез Харрелл в узком пространстве
Харрелл имеет способность крутиться и проскальзывать в тесном пространстве под кольцом и завершать атаки быстрым лэй-апом до того, как блокирующий защитник успеет оторваться от паркета. Он забивает 53% попыток из изоляций под кольцом, один из лучших процентов в лиге. Его вращения в лицевой линии практически летальны для защиты:
Плюс ко всему, Харрелл любит быстрые открывания в районе штрафной линии, после которых он ловит мяч в движении и мягко выполняет короткие флотеры и раннеры. Ему не нужно много пространства, чтобы порхать по «краске», и это позволяет Доку Риверсу экспериментировать, ставя одновременно с ним других верзил – Деандре Джордана, Уилли Рида (до того, как его обменяли в «Детройт») и танцующего Бобана Марьяновича. Эти дуэты в совокупности имеют разницу +1 за более чем 300 минут на площадке – не так много, но достаточно хорошо, чтобы использовать такие сочетания в замученной травмами команде, которой иногда просто нужно выиграть время.
«Клипперс» с Харреллом имеют лучшую разницу, чем без него. Харрелл попадает 64% бросков с игры. Его энергетика заразительна. Один из полезных элементов компенсации за выброшенного Криса Пола.
11. Брэндон Пол и пингвиньи забавы
ОК, Брэндон!
Я не знаю, видел ли я когда-нибудь двойной нырок за мячом. Кара Лоусон, отжигающая в свой первый сезон в качестве ведущего ТВ-аналитика «Вашингтона», сказала тоже самое во время трансляции. Очки за изобретательность!
Фото: REUTERS/Winslow Townson/USA TODAY Sports, David Butler II/USA TODAY Sports
Как-то раз приземлился подбородком неудачно в паркет и из-за неправильного прикуса сколол один из передних зубов. Зуб восстановил, но через полгода ситуация повторилась. Так что забил на зуб, выглядит и так неплохо, но в следующий мой перфоманс разбил себе подбородок. В порыве игры не заметил, встал дальше продолжать, но ребята сказали, что я заливаю паркет кровью и отказались)
Так что достаточно опасная привычка.