«Тренер спросил, как меня зовут. Отвечаю: «Хорошо!». Литовец – в Самаре
Литовский защитник «Самары» Линас Лекавичус побывал в эфире радио «Комсомольская правда в Самаре» (98,2 FM) и рассказал о начале карьеры в США, об особенностях нынешнего сезона Суперлиги и том, чем его привлекает Самара.
Линас Лекавичус. Защитник. Род. 29 ноября 1984 г. Рост 186 см.
Старший брат защитника «Панатинаикоса» и сборной Литвы Лукаса Лекавичуса.
Начал карьеру в США, где выступал за команды The Miller School (Вирджиния, 2000-2003) и «The American Eagles» (American University, Вашингтон, чемпионат NCAA, 2003-2007).
Выступал за команды: «Сакалай» (Литва, 2007/2008), «Сумыхимпром» (Украина, 2008/2009), «Днепр» (Украина, 2009/2010), «Университет-Югра» (2010-2013 и 2016/2017), «Польфарма» (Польша, 2013/2014), «Алтайбаскет» (2014-2015), «Витаутас» (Литва, 2015), «Дзукия» (Литва, 2016).
В составе сборной Литвы — серебряный призер чемпионата мира U18 (2003) и бронзовый призер чемпионата Европы U20 (2004). В составе сборной Литвы принимал участие в Global Games — международном турнире старших школьников (2003).
Чемпион Суперлиги (2017). Серебряный призер Суперлиги (2011, 2012, 2013).
С лета 2017 г. — в БК «Самара».
Кстати, в январе 2015-го, когда Линас играл за «Алтайбаскет», мы с ним уже делали интервью для блога: «В России баскетболу не хватает рекламы и маркетинга». Линас Лекавичус – о Суперлиге и российском баскетболе в целом
Линас Лекавичус (в центре) в студии радио «Комсомольская правда в Самаре»:
- Ты много лет играешь в России, поиграл в США, Польше, на Украине, в родной Литве... Чем отличается, на твой взгляд, баскетбол в Самаре?
– Есть некоторые аспекты, в которых Самара имеет преимущество. Например, здесь я вижу молодежь, которая очень старается себя проявить, я вижу баскетбольную пирамиду — это структура, которая развивается в правильном направлении. И здесь у Самары есть преимущество. В других городах, в которых я играл, такой структуры нет. Или она есть, но не такая развитая, как здесь — так, например, обстоит в Сургуте, где я играл прежде. А в Польше я даже и не слышал, что есть своя молодежь: там была только основная команда, и все. То же самое и на Украине.
- Что еще можешь отметить в Самаре? Болельщиков?
– Да, болельщики в Самаре прекрасные. Они приходят на каждый матч. Даже когда мы играли предсезонные матчи — они приходили и очень искренне за нас болели. Я получаю от этого очень большое удовольстие. Что особенно важно: я вижу на трибунах игроков наших младших команд, юношеской и молодежной, которые приходят вместе с тренерами — это правильный подход. Что нужно сделать, чтобы болельщиков было еще больше? Наверное, чаще выигрывать, выиграть чемпионат. Почему не полюбить команду, которая стала чемпионом? Если мы будем хорошо работать и выиграем — люди оценят нашу работу.
- А как ты оказался в Самаре? Были ли у тебя летом другие предложения? И, если были, почему ты выбрал наше?
– У меня было три варианта: остаться в Сургуте, уехать в Литву или перейти в Самару. Я взял бумагу, написал все плюсы и минусы каждого из вариантов. И оказалось, что у Самары было больше плюсов, чем, например, у Сургута. В Сургуте мы провели успешный сезон, но там были проблемы с финансированием, и я не был уверен в будущем команды. У меня родился ребенок, поэтому я хотел стабильности. «Самара» — амбициозная команда, здесь каждый год хотят выигрывать. Да и с погодой немного лучше, думаю, для моей семьи здесь будет лучше. Мы обсудили все с женой — и выбрали Самару. И я не жалею о этом выборе.
- Неужели не тянет на родину, в Литву?
– Как сказать... Ведь по завершении карьеры, а она у спортсменов не очень длинная, я могу жить в Литве еще хоть сорок лет (смеется). Хотелось пожить в других странах, узнать их культуру.
- Как тебе сам город?
– Самара мне очень нравится. Мы сюда приехали в августе, тренировались на пляже — все очень красиво. Я знаю, что в городе идет реконструкция, делают дороги и вообще готовятся к чемпионату мира по футболу.
- Сам не собираешься сходить на матчи чемпионата?
– Пока об этом даже не думал. Футбол мне, честно говоря, не очень сильно нравится. Другие виды спорта? Не могу сказать, что я за чем-то еще слежу. Ни один из них мне не нравится так, как баскетбол. Баскетбол для меня — это жизнь.
- А НБА? Есть ли команда, за которой ты особенно внимательно следишь? Или игрок?
– Мне нравятся возрастные игроки, которые играют уже много лет. Я смотрю на них — и удивляюсь: как можно так долго играть? Это, например, Ману Джинобили, которому уже 40 лет. Или Стив Нэш, который провел отличную и долгую карьеру. Или Тим Данкан, игравший за мою любимую команду, «Сан-Антонио». Отыграть столько лет, столько матчей — это что-то невероятное!.. Подсматриваю ли у них какие-то «секреты»? Я знаю, что тот же Данкан ничем, кроме баскетбола, особо и не занимался, сконцентрировался только на нем. И главное — настрой на каждую игру, подготовка. Если ты готовишься к каждой игре — можешь проиграть долго.
- Ты начинал карьеру в США, где тоже есть своя структура: школа — университет — профи. В чем ее преимущество?
– В том, что там ты можешь полностью сконцентрироваться на баскетболе. Если ты отыграл два-три года за основную команду в школе — приезжают скауты, которые на тебя смотрят. И у тебя есть возможность поступить в университет, играть и бесплатно учиться, полностью сконцентрировавшись на баскетболе.
- Опыт, который ты приобрел в США, потом помог тебе построить карьеру в Европе?
– Думаю, после университета я стал немного спокойнее. Я получил образование в бизнес-школе, получил диплом бизнес-менеджера, выучил язык — и уже знал: если у меня что-то не получится с баскетболом, будет и другой вариант, я смогу найти другую работу. И сейчас я спокойно играю: вдруг травма — у меня есть «запасной» вариант.
- Тренировки у «Самары» чем-то отличаются от тренировок в твоих прежних командах?
– В прошлом сезоне я играл в Сургуте, где была возрастная команда. И мы определяли нагрузки: кому побольше, кому поменьше. И так отыграли весь сезон. Нужно смотреть, какой состав у команды. Иногда бывает, что в команде много иностранцев — и тогда тренер требует что-то другое, дает другие упражнения. А в «Самаре» мы все молодые, быстрые, физически чувствуем себя хорошо, поэтому и работаем много.
- Лучший результат «Самары» в Суперлиге — четвертое место. Но ты сам весной отпраздновал чемпионство с «Университетом-Югра». Какие секреты, компоненты чемпионского ДНК ты можешь передать (или уже передаешь) нашей команде?
– Нынешний сезон очень длинный, мы сыграем много игр. И думаю, если будут такие игры, которые мы проведем плохо и проиграем — не нужно из-за них переживать. В «Самаре», как мне кажется, слишком сильно переживают из-за поражений. Месяц назад мы проиграли ЦСКА-2. Да, мы сыграли неудачно, может быть, не хватило настроя, хотя можно придумать миллион причин — на самом же деле мы просто сыграли плохо. И очень переживали из-за этого поражения. Но поражения еще будут, в них нет ничего страшного. Нужно лишь извлечь из них пользу, чтобы выиграть следующие матчи. Иначе можно перегореть, как уже, думаю, было с «Самарой» в прежние сезоны, когда у игроков постоянно сидела в голове необходимость выигрывать, мысли о победах и чемпионстве. Бывают моменты, когда ты не можешь сыграть хорошо и проигрываешь — в этом нет ничего страшного. Главное — настроиться на плей-офф и там уже взять свое и выиграть.
- Перед началом нынешнего сезона в команде обсуждали задачу выиграть чемпионат?
– Мы постоянно об этом думаем. И я не хочу, чтобы это стало нам врагом, чтобы мысли о чемпионстве давили на нас. Нужно просто играть и получать удовольствие. Работай на каждой тренировке — и победы придут.
- В игровом плане команде нужно в чем-то прибавлять?
– Даже не знаю, в чем именно нам нужно прибавлять. Каждый раз мы играем против нового соперника, настраиваемся на новую команду. Если соперник играет в медленный баскетбол — ты стараешься играть быстро, выбирая такой темп, который будет ему неудобен. Если же наоборот, соперник играет быстро — ты замедляешь игру, чтобы он побольше работал в защите. Каждая игра складывается по-новому. И пока я не могу сказать, что нам еще нужен какой-то элемент. Пока мы на правильном пути, все складывается хорошо, а значит, наша система работает.
- Для тебя лично какой баскетбол больше подходит — быстрый или позиционный?
– Мне больше нравится быстрый баскетбол. Думаю, и зрителям его смотреть интереснее. Я знаю, как мы работаем на тренировках, и уверен, что именно такой баскетбол подходит нашей команде: ребята молодые, физически сильные — почемы бы так не играть? Но я уже много лет играю, поэтому в каждом матче могу с первых минут понять, как именно будет играть соперник и в защите, и в нападении. Это дает тебе возможность перестроиться и выиграть.
- А адаптация к жизни в России как долго у тебя проходила?
– До того, как приехать в Россию, я два года играл на Украине. Правда, в команде там было много иностранцев, мы разговаривали по-английски и по-литовски, поэтому русский язык я выучил совсем мало. И когда приехал в Сургут, со мной произошел смешной случай. Тренер спросил, как меня зовут. А я даже не понял, чего он от меня хочет. Отвечаю: «Хорошо!» — и все в раздевалке засмеялись. Но потихоньку-потихоньку начал разговаривать... Ребята что-то мне объясняют, я им что-то в ответ... И адаптация заняла примерно полгода.
- Сейчас в Суперлиге ты ощущаешь себя легионером? Или ты уже «свой»?
– Наверное, я всегда буду ощущать себя легионером. От меня ждут, что я буду играть хорошо, а команда будет выигрывать. Это нормально. И я не хочу избегать этого — такова жизнь.
- Что можешь пожелать юным, только начинающим баскетболистам и их родителям?
– Хочу пожелать им, чтобы они приходили на игры, чтобы родители привозили их на игры. Да, конечно, и домашние дела важны и нужно ими заниматься. Но надо приходить и на игры. Чтобы дети не сидели за компьютером, а посмотрели хороший матч, получили какие-то эмоции и потом захотели сами заниматься спортом. Это самое главное.
- Что тебе дал баскетбол в личном плане?
– Многое: возможность путешествовать по миру, получить образование, выучить язык, приобрести многих друзей и понять их культуру. Для меня это очень многое значит. В плане характера? В жизни я очень спокойный человек. Но во мне столько энергии, что выход на площадку — это единственный способ ее выплеснуть. Баскетбол — это прекрасная интеллектуальная и при этом физическая игра: здесь нужно думать самому и находить взаимодействие с другими, выполняя какие-то физические «упражнения».
- Думал ли ты над продолжением карьеры? И как надолго хотел бы остаться в Самаре?
– В Самаре мне очень нравится и хотелось бы остаться здесь надолго. Но здесь уже все будет зависеть от моего физического состояния: как я буду себя чувствовать, не получу ли каких-то травм — это самое главное. А играть хочется еще долго.
Фото: БК «Самара»