15 мин.

Главный псих в истории НБА: Артест или Родман?

13 ноября исполнилось 38 лет такому персонажу и бывшему игроку НБА как Метта Уорлд Пис, который раньше носил имя Рон Артест.

Или же 38 лет исполнилось Рону Артесту, который в какой-то момент сменил имя на Метта Уорлд Пис?

Это очень важный момент, и позже вы поймете почему. Давайте разбираться.

Как бы ни звали этого человека, его можно поздравить с 38-летием. В день рождения принято оглядываться назад на достижения именинника, а также желать ему всяческих благ в дальнейшем. Что ждет Рона/Метту в будущем? Ну, сейчас он занимает должность ответственного за развитие игроков в фарм-клубе «Лейкерс» в G-лиге (которая ранее была известная как D-лига или Лига Развития). Скорее всего, Рон и Метта дружно однажды дорастут до позиции ассистента главного тренера сначала в G-лиге, а затем, возможно, попробует себя и в самой Ассоциации. С Роном и Меттой никогда нельзя предполагать наверняка поскольку слишком уж они непредсказуемо всегда себя вели.

Рон и Метта всегда ассоциировались с разнообразными эксцентричными громкими событиями, будь то невинный, но привлекающий внимание выбритый на голове узор или же участие в главной драке в истории НБА. По количеству и резонансу скандалов и выходок с Меттой и Роном может поспорить разве что Деннис Родман.

По такому поводу давайте сравним топ-15 громких и странных историй с участием каждого из этих товарищей.

Рон/Метта

1.Еще в молодости был участником игры на уличной площадке, по итогам которой человека убили ножкой от стола.

2. По ходу выступлений за «Буллс» попытался устроиться на работу в компанию по продаже электроники, чтобы иметь возможность воспользоваться корпоративной скидкой на товары.

3. Однажды пришел на тренировку «Пэйсерз» в банном халате, а в 2010-м году заявился на «Шоу Джимми Киммела» по случаю чемпионства «Лейкерс» в одних трусах.

4. Подался в рэперы и записал альбом под названием «My World».

5. Выбрил на голове название своего музыкального бренда «Tru Warier».

6. Перед началом сезона 2004/05 заявил, что устал от продвижения своего рэп-альбом и запросил месяц отдыха от игр. Получил в итоге две игры дисквалификации от Рика Карлайла, тогдашнего тренера «Пэйсерс».

7. После окончания финальной серии 2008 года между «Селтикс» и «Лейкерс» зашел в раздевалку к «Лос-Анджелесу», нашел Кобе в душе и сказал, что может помочь ему выиграть титул (и ведь помог, но два года спустя).

8. Признался, что пил коньяк «Хеннесси» в перерывах игр за «Чикаго».

9. Поблагодарил своего психиатра в интервью после победы в чемпионате.

10. Играл в чемпионате Китая в кроссовках в форме плюшевых панд и обещал сменить имя на «Друг Панд».

11. Сломал Джордану пару ребер

В 2001 году Артест играл за «Чикаго», а Джордан готовился к возвращению в «Вашингтон».

«Летом 2001 года, дело было в зале в Чикаго. Рэпер Ар Келли там иногда бывал, Джордан и Баркли периодически заглядывали. Ну, и куча других игроков НБА. Играли жестче, чем в НБА – это мне было по душе. Джордан пытался затолкать меня в посте, а я сопротивлялся изо всех сил. Он явно нацелился на бросок и прихватил меня рукой. Я попытался не дать ему бросить и случайно заехать ему локтем в грудь. Оказалось, я сломал ему пару ребер», – утверждает сам Артсет.

Другие свидетели утверждают, что Джордан по привычке вербально по полной унижал своих оппонентов, и, забив через Антуана Уокера из «Селтикс», сказал тому приготовиться к четырем поражениям от «Уизардс» в сезоне. Потом на Джордана переключился Артест, который не стал мириться с длинным языком Его Воздушества и дал Майклу сначала с локтя в живот, а потом ещё и кулаком в лицо для полноты картины.

Сам Артест позже признавался, что очень сожалел о произошедшем, поскольку эта травма не позволила Джордану полноценно подготовиться к сезону. По словам Артеста, Майкл в 2001 году выглядел так бодро, что мог бы набирать по 35 очков за игру.

12. Врезал локтем Хардену

В апреле 2012 года в игре против «Оклахомы» Метта зарядил Хардену локтем по голове, за что получил неспортивный второй степени и тут же был удален с площадки. Харден получил сотрясение, а Метта – дисквалификацию на семь игр, в результате чего он пропустил не только последнюю игру «Лейкерс» сезона, но и несколько матчей плей-офф.

13. Взял в «Лейкерс» 37-й номер в честь 37 недель, которые альбом Майкла Джексона «Thriller» возглавлял американские хит-парады.

14. Продал свой первый и единственный чемпионский перстень за 500 тысяч долларов (в качестве благотворительности).

Родман

Тут я даже далеко ходить не стал, а взял информацию из замечательного текста Кирилла Свиридова «25 самых экстравагантных выходок Денниса Родмана до поездки в Северную Корею».

1. Расплакался после блок-шоту Оладжувону (а также при подписании первого контракта в НБА, в ходе церемонии вручения приза Лучшему защитнику и при введении в Зал славы).

2. Признался, что лишился девственности в 20 лет с проституткой.

3. Заявил, что Лэрри Берда «переоценивают», так как он «белый».

4. Получил дисквалификацию на одну игру и 10 тысяч за стычку со Стоктоном.

5. В 96-м появился на шоу «Новости недели» полностью обнаженным, позднее появился на The Tonight Show в кожаной юбке и готическом пальто.

6. Попал три трехочковых подряд, чтобы обеспечить болельщикам бесплатные тако.

7. Специально проигрывал деньги в Лас-Вегасе.

8. Представил свою первую книгу в свадебном платье и вроде как даже женился сам на себе, а вторую книгу Деннис Родман представил в гробу.

9. Перед игрой финальной серии 98-го отправился на матч по реслингу с Халком Хоганом.

10. Создал сайт rodmantv.com, который в прямом эфире транслировал вечеринки из его калифорнийского особняка.

11. В 1997 году Родман снялся вместе с Жаном-Клодом Ван Даммом в фильме «Double Team». Родман получил три «Золотых малины» за свою игру.

12. Основал баскетбольную лигу стриптизерш.

13. Занимался сексом в прямом эфире радио.

14. Подружился с Ким-Чен Ыном.

Как по мне, по итогам 14 пунктов в борьбе за звание главного чудика НБА однозначно выигрывает Родман. Парочка дисквалификаций, неудачная карьера рэпера/актера и конфронтации с оппонентами/партнерами есть у обоих, но при этом Родман местами творил совсем уж невероятную дичь особенно по части переодеваний и скандальных появлений на публике, которую обсасывали не только профильные спортивные журналисты, но жёлтые газеты. К тому же Родман продолжает оставаться на плаву в заголовках таблоидов даже после окончания игровой карьеры, а Метта как-то залёг на дно.

Победа Родмана? Нет, 15-й пункт ставит все с ног голову. Самый страшный грех Родмана ни в какое сравнение не идёт с трагедией всей карьеры Артеста.

Деннис, №15. Ударил ногой оператора на лицевой линии за что получил 11 игр дисквалификации.

Рон/Метта, №15. Участник самой громкой драки в истории НБА. 86 игр дисквалификации, потеря примерно 7 миллионов в зарплате.

С одной стороны, Метта и Рон мгновенно вырываются вперед. С другой стороны, даже драка с болельщиками «Пистонс» на трибунах не позволяет сместить Родмана с трона главного фрика в истории НБА.

Потому что между ними была ясная разница.

Кто был более сумасшедшим? Игроком – Артест. Человеком – Родман.

Артест был главным психом в НБА. Резюме Артест/Уорлд Писа по большей части состоит из подвигов на площадке.

Родман сходил с ума за ее пределами. Именно поэтому он сейчас продолжает выходить на новые орбиты безумия.

Образ Родмана идеально сформулировали в фильме «Люди в черном» (—Позвони Деннису Родману, он с их планеты. — Родман? Ты шутишь! — Нет. — И не маскируется!) Когда смотришь на Денниса, создается впечатление, что он реально какой-то пришелец. Артест же был скорее свирепым псом, неспособным сдерживать свои эмоции.

Именно эта разница позволяет объяснить тот факт, почему Метта ближе к концу карьеры немного остепенился, в то время как Родман становился все более сюрреалистичным персонажем. Именно эта разница объясняет тот факт, что Кобе и Метта стали друзьями, в то время как Джордан и Пиппен даже не общались с Родманом.

(А если кто-то скажет, что Майкл и Скотти затаили на Дениса обиду еще с времен противостояния с «Детройтом», то я напомню, что Артест в период выступлений за «Хьюстон» в серии плей-офф в 2008 году тоже нехило зарубился с Брайантом телесно и словесно, вынудил Кобе получить неспортивный фол, а «Хьюстон» затащил будущих чемпионов в семь игр).

С другой стороны, Родман был трудоголиком, которого можно было в пять утра застать в тренажерном зале и который собирает 15-20 подборов после ночной пьянки. Артест, в свою очередь, попросил отпуск из-за рэп-альбома и перед одним из сезонов за «Лейкерс» появился в тренировочном лагере с лишним весом. Родман изображал трансвестита – Артест бил людей кулаками и локтями.

Не поймите меня неправильно, Родман тоже не был божьим одуванчиков и тоже особенно в период «плохих парней» из Детройта вышвыривал игроков соперника на трибуны, рисовал фолы и применял другие нечестные приемчики. Но он всегда казался при этом гораздо более целостной личностью, которая понимает свою ответственность перед командой и четко разграничивает скандальные выходки от баскетбола. Родман получил элитное баскетбольное образование от Чака Дэйли, и даже решив однажды быть, как он сам выражался «красочной персоной», Родман никогда не нес своих тараканов ни в раздевалку, ни на игры.

Родман был цельным. А Рон/Метта?

Ходят слухи, что Артест/Уорлд Пис страдает от биполярного расстройства. Это многое бы объяснило. Но что если он жил не с «биполярочкой», а с расстройством множественной личности? Ну знаете, как в фильмах «Сплит» или «Бойцовский клуб»? Что если Рон Артест и Метта Уорлд Пис всю жизнь дерутся за душу одного человека? Что если Рон был доктором Джекиллом, а Метта – мистером Хайдом? Жил-был себе Ронни Артест, который под влиянием детской травмы расщепился надвое и с тех пор был вынужден делить тело вместе с Меттой – воплощением сумасбродства, который решает вопросы насилием, тем самым как бы защищая Рона?

Может, в тот роковой вечер 19 ноября 2004 года на арене «Пэлас оф Оберн-Хиллс» под влиянием агрессии со стороны противников и нелестных слов от болельщиков наружу вылез именно Метта и отправился дубасить на трибуны первого попавшегося на глаза человека в форме «Пистонс»?

Ведь знаете, что спросил Рон Артест, когда наконец взял разум под свой контроль и понял, что же он натворил?

Как рассказывает Стивен Джексон: «После всей этой заварушки мы добрались, наконец, до раздевалки. Мы сидели там с Роном и Джамалом Тинсли, когда Артест спросил: «Как думаете, у нас будут неприятности после всего этого?» Я слегка охренел и ответил: «Неприятности?! Твою мать, Рон, да мы вообще счастливчики, что до сих пор нас не уволили!»

Так что Метта хотел как лучше, но получилось как всегда. С тех пор Рон Артест ассоциируется именно с тем, что натворил Метта. В каком-то смысле, Метта победил. В итоге он сменил имя и стал доминирующей личностью.

Но возникает вопрос, который я хотел обсудить изначально.

Каким игроком мог бы быть Рон Артест, если бы он мог и дальше существовать в мире с Меттой?

Если вам не по душе вся эта притянутая за уши фантастическая хрень с раздвоением личности, то перефразирую чуть более приземленно: Каким игроком мог бы стать Рон Артест, если бы держал в узде свою темную сторону?

И совсем банальный вариант: а что, если бы Артест не полез в 2004-м на трибуны в Детройте и не поставил жирное пятно на всей своей репутации?

Для ответа на эти вопросы нужно вспомнить, каким игроком был Рон Артест.

Его сложно сравнить с кем-то из действующих игроков, поэтому попытаемся собрать его, как монстра Франкенштейна, из нескольких кусочков.

Физически Артест на пике в 2004 году был похож на Дрэймонда Грина с той разницей, что Грин больше играет под кольцом и хорошо страхует, а по части игры на периметре явно находится не в той же категории, что и Артест. Артест играл в защите с высокой самоотдачей и не давал спуску ни единому сопернику. Вот взгляните, как он защищался против Джордана в 2002-м году:

У Артеста было одно из лучших сочетаний работы ног и рук в истории при игре в защите. Он сидел в ногах на периметре с любым даже самым подвижным игроком и при этом умудрялся активно работать руками, чем постоянно давил на нервы соперникам. Артест стал Оборонительным игроком года при живых и здоровых Бене Уоллесе, Данкане, Гарнетте, Боуэне, Даге Кристи и Маркусе Кэмби.

Поздним Артестом в «Лейкерс» заменили Тревора Аризу, но с Артестом в молодости такой трюк бы не прошел. Артест в прайме был чудовищно силен и весил фунтов на 30-35 (примерно 13-15 кг) больше, чем Ариза или Тони Аллен. Из-за своего немного квадратного телосложения (которое в поздние годы стало более заметным), даже молодого Артеста нельзя было назвать самым изящным игроком. Он всегда двигался немного топорно и играл в защите не так плавно, как, например, Кавай Леонард, но брал свое желанием (как Патрик Беверли), а также умом и работоспособностью (как Шон Баттье).

В нападении Артест был типичным игроком середины нулевых, в том смысле что даже если он набирал 20 очков за игру, то это были не самые эффективные по современным меркам 20 очков за игру. Стабильного дальнего в период выступлений за «Чикаго» и «Индиану» у него толком не было, поэтому он приносил пользу другими способами – популярными в начале века бросками с дальней-средней (метров с пяти-шести) дистанции, а также игрой через «пост».

Свой самый эффективный сезон Артест провел в 2009 году в «Хьюстоне» – 17+5+3+1,5 перехвата за 35 минут за игру. И все это при 5,6 трешках за игру и почти идентичном проценте реализации двухочковых и трехочковых бросков (40,2 против 39,9). Мог бы Артест стать подобным игроком лет на пять раньше, если бы его карьера развивалась более органично?

Так ведь он им и стал! Да, это всего семь игр, но вы даже не представляете, насколько бодро Артест начал сезон-2004/05. Больше 20 очков в 6 играх (24,6 в среднем), почти два перехвата за игру, рекордные цифры по подборам и проценту реализации. А все это при феноменальной нагрузке – больше 41 минуты в среднем за игру. Смог бы Артест сохранить такие цифры до конца сезона? Конечно, нет. Это все равно что пророчить «Бостону» место в финале, давать Яннису MVP и называть Эмбида новым Оладжувоном по итогам первого месяца регулярного чемпионата. Но это все же дает некое представление о том, что потенциал для роста у Артеста был.

Но Метта все испортил.

Если бы не драка, каким бы мы запомнили Рона Артеста? «Индиана»-2004 Рика Карлайла, на секундочку, выиграла 61 игру в «регулярке» и зарубилась с будущими чемпионами («Пистонс») в финале конференции. Как по мне, так «Пэйсерс» оказали «Детройту» большее сопротивление, нежели «Лейкерс» в финале.

«Индиана» была глубокой, сбалансированной командой, у которой год спустя с приходом Стивен Джексона стало сразу три игрока, способных набирать 20+ очков совершенно разными способами. Джермейн О’Нил был эталонным мощным форвардом той эпохи в духе «20+10+2,5 блок-шота», и даже с ворохом дисквалификаций после драки они закончили год на 5-м месте по пропущенным очкам за игру.

У «Индианы» был реальный шанс на чемпионство в эру 90 владений за игру. И Метта сильно подсобил «Пистонс», выскочив на трибуны «Пэласа» всего через 5 дней после своего 25-го дня рождения. А ведь мог бы быть второй опцией в чемпионской команде.

В связи с этим у меня возникает желание пофантазировать еще на одну тему.

А что, если бы Артест в 2002-м году оказался не в «Индиане», а в «Детройте»?

«Пистонс» проигрывают «Селтикс» во втором раунде плей-офф-2002 (1-4). Джо Дюмарс вызванивает руководство «Буллс» и предлагает, скажем, Клифорда Робинсона, Дану Барроса и 23-й пик на драфте 2002 года за Артеста и пик второго раунда драфта-2003. Не знаю, зачем это «Чикаго», но, допустим, они хотят окружить Джея Уильямса матерыми ветеранами, которые на расрстояние пушечного выстрела не подпустят его к мотоциклам.

Далее Думарс проворачивает все те же сумасшедшие сделки, что и в реальности и в итоге получает спустя два года состав Биллапс-Хэмилтон-Артест-Уоллесы. Смогла бы эта команда взять не один чемпионат, а два, если бы в финале-2005 в судьбоносном пятом матче Роберта Орри держал не абы кто, а топ-5 игроков в лиге по защите Рон Артест? Смогла бы эта династия «плохих парней 2.0» просуществовать чуть дольше, если бы в 2006 году Шака бы взял на себя БигБен, а за Уэйдом бы по пятам ходил не Тэйшоун Принс (хотя он тоже был классным защитником), а более зубастый Артест?

Потенциально «Пистонс» могли претендовать на три-пит в середине нулевых при таком раскладе. Артест мог бы в правильном окружении выжигать периметр в защите, брать на себя игроком 1-4 позиции и стать завсегдатаем оборонительных сборных.

Прямо как Родман.

Но что-то мне подсказывает, что Рону Артесту было на судьбе написано стать тем человеком, который сломает четвертую стену матча НБА и получит самую продолжительную дисквалификацию в истории. Что-то мне подсказывает, что Метта внутри Рона рано или поздно должен был вырваться на свободу.

Чтобы сделать Артеста главным психом в НБА.

Фото: Gettyimages.ru/Kevin C. Cox, Brian Bahr/Allsport; REUTERS/Peter Morgan, KCNA; Gettyimages.ru/Kevork Djansezian, Ronald Martinez, Andy Lyons