«Если я и задену соперника бородой — это будет приятнее, чем если я заеду ему локтем». Главный бородач Суперлиги
Центровой «Самары» Александр Савенков рассказывает о чемпионстве в Сургуте и ожиданиях от нового сезона Суперлиги, историческом образовании и нацеленности на подбор, а также о спортивном долголетии и решении отпустить бороду.
Александр Савенков. Центровой. Род. 4 сентября 1982 г. Рост 205 см. Мастер спорта. Выступал за вторую и основную команды «Союза» (Заречный, 2002-2004), «Нептунас» (Литва, 2004/2005), «Сибирьтелеком-Локомотив» (Новосибирск, 2005/2006), «Университет-Югра» (2006-2009 и 2012-2017), «Локомотив-Кубань» (2009/2010), «Спартак-Приморье» (2010-2012). Двукратный чемпион Суперлиги (2011 и 2017). Серебряный призер Суперлиги (2013, 2014). Финалист Кубка России (2012). Включен в символическую пятерку чемпионата Суперлиги-2016/2017. С лета 2017 г. — в БК «Самара».
- В своем предыдущем клубе, «Университете-Югра», ты провел в общей сложности девять лет. Для российского баскетбола случай исключительный. Как так получилось?
– Все началось в 2006 году, когда я впервые попал в Сургут. Так бывает: попадаешь в команду — и чувствуешь, что тебя все устраивает, к тому же у меня было полное взаимопонимание с тренером, мы нашли с ним общий язык, общее понимание игры. И поэтому куда-то уходить, что-то менять... Вот если бы что-то не устраивало, что-то не получалось — тогда в этом был бы смысл. От добра добра не ищут — поэтому я и не искал какие-то другие варианты.
- При этом Сургут, даже на расстоянии, не кажется городом, где хочется задержаться так надолго. Как тебе, выросшему в южном Волгограде, там жилось?
– На первый взгляд, Сургут — это что-то пугающее. Но когда там живешь — ничего, потихоньку обживаешься. И это ведь работа — не отдых, не какие-то увеселительные мероприятия, поэтому отодвигаешь погоду и прочие подобные условия на второй план. Где-то было тяжело — но свои плюсы и минусы есть везде. И в целом меня в Сургуте все устраивало.
- Никола Лепоевич, другой многолетний лидер «Университета-Югра», осел в Сургуте по тем же причинам?
– Думаю, да. Наверное, он увидел, что в Сургуте всегда ставят перед собой высокие цели. А хорошему игроку всегда приятно играть в амбициозной команде, претендующей на чемпионство. Если ты приехал в команду, получаешь хорошие деньги, но у команды нет серьезных задач — как по мне, то это даже не очень интересно. Ну, отбегал ты сезон, заработал деньги — но удовлетворения не получил. Мотивация всегда должна быть основополагающей. И в Сургуте как раз всегда ставили перед собой самые высокие цели — чемпионство. Уверен, это стало одной из причин, почему Лепоевич так долго там играет. Секрет его результативности? Считаю, в плане игры все идет от взаимопонимания с тренером. Если есть доверие тренера, какой-то карт-бланш — то почему бы не забивать помногу? Если тренер доверяет, а игрок хорошего уровня, как Никола — он будет много забивать, оправдывая возлагаемые на него надежды.
- В Сургуте всегда собирают крепкую команду, которая традиционно считается одним из фаворитов Суперлиги. Было время, когда она четыре года подряд доходила до финала. Но выиграть чемпионство получилось только в прошлом сезоне. Почему?
– Я тоже об этом думал. Состав у нас всегда был боевой. И мы всегда выкладывались на максимуме. Но каждый раз чего-то не хватало. И серебряные медали, и «бронза» были обидны. А вот в прошлом сезоне все сложилось. Хотя в клубе была довольно плачевная финансовая ситуация — но, может быть, и это как-то сказалось в лучшую сторону. Нужно отдать должное ребятам: никто не опустил руки, мы еще больше сплотились и довели дело до «золота».
- Сергей Ольхов — очень эмоциональный тренер. Со стороны он производит неоднозначное впечатление. На тренировках он ведет себя иначе, нежели на играх? Или тоже может позволить себе что-то экспрессивное?
– Тренер он эмоциональный, но без этого никак. И на тренировках, и в играх он должен себя так вести — почему нет?.. Он знает меру: когда нужно прикрикнуть, когда успокоить, когда лично переговорить с игроком — считаю, именно так и должен вести себя тренер. Заставлять, мотивировать — такая эмоциональность не повредит... Просто к каждому нужен свой подход.
- Как тебе после стольких лет в Сургуте живется в Самаре?
– Все идет отлично. Мне очень нравится город, да и в команде хорошие взаимоотношения. Я здесь первый год, но такое ощущение, что живу в Самаре уже много лет. А процесс втягивания в новый сезон, адаптация к команде тем и хороши, что проходят практически незаметно. И я, и Линас Лекавичус, перейдя из «Университета-Югра» в «Самару», даже не заметили никаких сложностей в том, что сейчас мы в новой команде. Уже есть общее понимание во взаимодействии с тренером, хотя оно, конечно, сразу не придет, а будет нарабатываться по ходу сезона, вплоть до его завершения.
- Один из первых выездов в составе «Самары» — в ближайшие выходные как раз в Сургут. Для тебя предстоящий матч будет особенным?
– Столько лет провел в «Университете-Югра» — конечно, и зал, и болельщики там уже «родные». И пусть сейчас я приеду в Сургут уже с новой командой — какая-то часть меня все равно осталась там. Будет приятно туда вернуться.
- Не удивлен таким стартом сургутян — три поражения подряд?
– В команде очень сложная финансовая ситуация — из-за этого не удалось вовремя начать сборы и укомплектоваться так, как нужно. Но, думаю, ребята руки не опустят и будут, как и всегда, биться в каждом матче. Иногда неприятности с финансами, как я уже говорил, даже помогают команде сплотиться. Команда в Сургуте сильная, пусть она и стартовала не так, как от нее ждали. Но мы и в прошлом году начали сезон с трех поражений — поэтому в матчах с «Университетом-Югра» не стоит расслабляться и думать, что соперник станет легкой добычей.
Неубедительный чемпион, корейские «гастроли» и 40-летний дебютант — итоги первых недель Суперлиги
- Чем еще, на твой взгляд, интересен нынешний чемпионат?
– До начала сезона оценить команды было сложно. Казалось, какие-то команды по набору игроков будут уступать — но уже первые игры преподнесли немало сюрпризов. Поэтому, думаю, чемпионат будет непредсказуемым. Особенно ближе к концу сезона. Игр будет много, сейчас добавили еще один круг, поэтому что-то предугадать еще сложнее: кто-то может выстрелить на старте чемпионата, кто-то, наоборот, наберет форму ближе к финишу. Тем и интереснее: не сразу понятно, кто в итоге окажется на верхушке таблицы, а кто будет внизу.
- Ваш с Линасом переход в «Самару» дает многим основания называть команду одним из главных фаворитов сезона...
– Приятно слышать, что именно мы являемся таким фактором (смеется). Но «Самара» всегда была сильна, всегда входила в топ. Но ей всегда где-то немного не везло. Как и Сургуту — команда всегда стремилась к «золоту», но не могла его выиграть 13 лет. Но сейчас «Самара» нацелена только на победу, только на чемпионство. Конкуренты? Всегда стабильно играет «Новосибирск», бьются ребята из «Спартака-Приморье»... Безусловно, Ревда... Но вообще в числе претендов на медали и чемпионство могут оказаться многие команды.
- У тебя самого есть какие-то личные «дуэли» с центровыми соперников?
– Я никогда не ставил себе целью какие-либо «дуэли». Я всегда стараюсь сыграть полезно. Необязательно набрать больше очков, чем мой оппонент, самое главное — выполнить установку тренера, отработать в защите и забить свои броски. То есть как раз сыграть полезно — для меня это всегда было основным фактором, а вовсе не игра на статистику. Пусть ты ничего не забьешь сам, но команда выиграет — это лучше, чем если ты наберешь 30 очков или выиграешь «дуэль» у другого центрового, а команда проиграет. Вообще же из «коллег» могу отметить, например, Сергея Караулова, Алексея Курцевича или Максима Кривошеева, который также хорошо играет на позиции центрового — будет интересно еще раз с ними встретиться и сыграть против них.
- При этом ты много лет входишь в число лучших по подборам. И можешь за игру собрать 25 подборов, как два года назад в матче против «Самары». За счет чего тебе это удается?
– У меня всегда, еще начиная с первых матчей на профессиональном уровне, была заряженность и нацеленность именно на подбор, стремление найти какие-то дополнительные возможности. Если не стоять, опустив руки, а постоянно находиться в движении — всегда можно будет подобрать чуть больше. Должна быть внутренняя мотивация — в этом, думаю, и есть мой «секрет».
- Когда смотришь матчи, последняя мысль, которая может прийти в голову — твой возраст. А потом открываешь профайл — «35 лет»... Ты сам как ощущаешь свой возраст?
– В любом профессиональном спорте травмы и прочие неприятности постепенно накапливаются и с возрастом все больше дают о себе знать. Нужно больше следить за собой — ты знаешь свое тело и знаешь, чему стоит уделить больше внимания, скажем, на разминке или в тренажерном зале, чтобы укрепить проблемные места. А травмы и боль — от них никуда не уйти, они будут всегда. Как говорил Арвидас Сабонис: «Если ты проснулся утром и у тебя ничего не болит, значит, ты умер». А насчет долголетия... Сколько тебе отведено — столько ты и отыграешь, особо думать об этом не надо. Следи за собой, играй, отдавайся весь...
- Ты придерживаешься какого-то особого распорядка дня или режима питания?
– Особого режима питания у меня нет. А распорядок дня у нас задается тренировочным процессом. Больше восстанавливаться, больше отдыхать — вот и все «секреты». Если есть возможность, можно заниматься плаванием. Или, как здесь в Самаре, сходить в сауну. На разминке же я стараюсь делать упражнения комплексно. Больше всего уделяю внимания растяжке — именно она дает эластичность мышцам. Причем стараюсь делать ее до тренировки, хотя у нас и на разминке в ходе тренировки есть растяжка — чтобы еще до разминки и мышцы уже были эластичны, и суставы были разогреты. Это также, думаю, позволит продлить спортивную карьеру.
- У тебя не самое обычное для спортсмена образование — преподаватель истории. Почему не юрист или, например, тренер?
– Я начинал учиться в Волгограде, в Волгоградском государственном университете. Там был факультет международных отношений со своей баскетбольной командой. История мне нравилась еще со школы, а тут и студенческая команда на факультете — поэтому я пошел изучать историю международных отношений. Но так получилось, что я проучился год, и в Волгограде исчезла профессиональная команда — «Динамо-Автодор». Мне пришлось брат академический отпуск и я год отыграл в Ростове. Прошел год — а в Волгограде в плане профессионального баскетбола ничего не изменилось. Я уехал играть в Заречный и перевелся в Пензенский педагогический университет. Там, к сожалению, специальность была просто «История». В итоге обучение я заканчивал как «преподаватель истории».
- Какой исторический период или исторический персонаж тебе ближе и интереснее всего?
– Мне в целом нравится история. Любая информация — хоть по археологии, хоть по истории Древней Греции и Древнего Рима, хоть по современности — все впитывается, все нравится. Что-то конкретное я не выделял — просто к этому расположена душа. Читал обо всем, что проходили по программе, может быть, даже не заостряя на этом внимания, просто мне было это интересно.
- И все-таки? Кого из исторических деятелей ты, скажем, поставил бы в пример современным политикам?
– Современным политикам можно много кого в пример поставить (смеется). Хотя в истории есть, конечно, и негативные персонажи. Из истории Древней Руси мне всегда нравился Александр Невский. Он был не просто полководцем, а по-настоящему несгибаемым человеком, глубоко верующим. От него чувствовалась некая сила — поэтому к нему и тянулись самые разные люди, и военные, и простолюдины. Вот такие личности мне симпатичны.
- Пока по специальности ты не работал — а в будущем не планируешь?
– Если честно, даже не задумывался пока об этом: все мысли только о спорте. Хотя, может быть, когда-нибудь и придется достать диплом с полки.
- Человека такого роста и с такой солидной бородой дети, наверное, попросту испугаются... Откуда, кстати, она?
– Да как-то просто захотел попробовать отрастить бороду. Одно время в команде в Сургуте было шесть человек с бородами, у кого-то больше, у кого-то меньше. Мне с бородой понравилось — вот и решил пока ее оставить. Конечно, я за ней ухживаю: и стригу, и в барбершопы хожу — там ребята показывали, что можно делать с бородой самостоятельно, если нет времени ходить к ним. И, к слову, ничего сложного в уходе за бородой нет — я все могу делать в домашних условиях.
- А что может тебя сейчас заставить побриться? Может быть такое, что ты просыпаешься утром — и решаешь прямо сейчас все сбрить?
– Таких резких и спонтанных порывов у меня не бывает. Борода же и появилась у меня не спонтанно: я думал, думал, начал постепенно ее отпускать, сначала небольшую, а затем все больше и больше. Поэтому не думаю, что может произойти что-то такое, чтобы я вдруг решился резко ее сбрить. На спор? Я вообще человек не азартный и редко спорю. Да и не суеверный, чтобы обещать побриться в случае чемпионства.
- В игре борода не мешает?
– Я об этом сам задумывался, когда у меня ее не было. А сейчас могу сказать, что совершенно не мешает. Соперники? Думаю, если я их и задену бородой — это будет приятнее, чем если я заеду им локтем. Так что от них пока тоже никаких жалоб не слышал.
Фото: БК «Самара»
П.с. можно с Линасом пообщаться, с предыдущего интервью прошло уже, без малого, три года!