Зарубежное образование в области спортивного менеджмента, или как я получал свой MBA
Каждый человек, на мой взгляд, должен стремиться к тому, чтобы заниматься в жизни тем делом, которое не просто приносит прибыль или занимает время, но, в первую очередь, человеку интересно и приносит удовольствие. Для меня таким делом всегда был спорт. Причем, речь не шла лишь о конкретном виде спорта или об исключительно игровой части тех видов спорта, которые мне нравились. Менеджмент, управление клубами или спортивными организациями – вот, что привлекало и притягивало меня.
К сожалению, в те времена, когда окончил школу и собирался поступать в университет, в России не было высшего образования, связанного со спортом. Да и после, до 2004 года, в нашей стране спортивный менеджмент в качестве обучающей программы для подготовки будущих специалистов-менеджеров отсутствовал. Наконец, на базе ГУУ в Москве запустили специализацию «Менеджмент в игровых видах спорта». Я, честно признаться, заинтересовался данной специализацией, но решил присмотреться к тому, что меня, собственно, волновало больше всего – дальнейшая деятельность выпускников. К сожалению, какой-либо информации о серьезной карьере, которая ожидала их, я не получил. В настоящий момент на сайте самой специализации висит список ее выпускников, которые в ряде случаев занимают очень интересные, на мой взгляд, позиции в российских спортивных организациях. При этом, правда, в анкетах очень большого числа выпускников настоящая работа не указана, что, по всей видимости, означает, что эти выпускники не получили достойных предложений в области спорта. В общем, на тот момент я решил, что российское образование в области спорта не даст мне необходимых знаний и возможностей для будущей карьеры.
На протяжении 7 лет после окончания университета (я закончил ГУ-ВШЭ с красным дипломом) я работал в фармацевтической и страховой отраслях. Аналитическая работа, которой я в основном занимался, не была мне неприятна. Но хотелось другого. Отчаянно хотелось все же пробиться в спортивный бизнес. Летом 2009 года мне пришла в голову идея посмотреть, как обстоит дело с образованием в области спортивного менеджмента за рубежом. В целом, ситуация оказалась далеко не столь идеальной, как мне представлялось в свое время. Безусловно, я не ожидал увидеть подобную специализацию в Гарварде или Кембридже. Однако, и в бизнес-школах, которые были в числе лидеров, она также не наблюдалась. В Европе и в США мне удалось найти лишь несколько бизнес-школ, которые предлагали получить степень MBA в области спортивного менеджмента. В связи с рядом семейных проблем, к моему сожалению, отпала возможность обучения в США, несмотря на то, что, на мой взгляд, именно там присутствует наибольшее количество возможностей дальнейшего построения карьеры в спортивном бизнесе. Впрочем, и Европа давала немало вариантов для обучения. Одним из таких вариантов было обучение в Ливерпуле, но мне хотелось получить образование в более широкой сфере, а там предлагался MBA исключительно в области футбольного менеджмента. Присутствовали еще ряд вариантов в Кельне, Ковентри, ряде других городов, куда я, собственно, и отправлял запрос. Наиболее быстро отреагировал Европейский Университет, а точнее его кампус в Барселоне. Со мной связалась россиянка, которая является менеджером по маркетингу данного кампуса Европейского университета. Ее рассказ произвел на меня благоприятное впечатление, что, собственно, стало базисом для моего поступления на MBA именно в Европейский университет.
Итак, в январе 2010 года я оказался в Барселоне, и впервые в жизни мне предстояло провести год вне дома, в другой стране. Но прежде чем рассказать о самом годе обучения, я бы хотел рассказать об университете и его программах. Европейский университет был основан в 1973 году. Этот университет сочетает в себе как обучение по специальностям в рамках бакалавриата, так и бизнес-школу, дающую образование и диплом MBA. Кампусы университета в настоящий момент присутствуют в более чем десяти странах Европы и Азии. Все обучение в университете ведется на английском языке. В любой из стран, где присутствует кампус Европейского университета, преподавание ведется не только преподавателями из данной страны, но и представителями других национальностей. Более того, подавляющее большинство преподавателей одновременно являются профессионалами, работающими в различных крупных компаниях, а преподающих исключительно для собственного удовольствия (как хобби). В рамках MBA присутствует выбор из 10 специальностей, как довольно часто встречающихся в других бизнес-школах, так и более редких, как спортивный менеджмент. При наличии желания присутствует возможность смены кампуса после окончания любого триместра, поскольку все обучение ведется по одинаковой общей программе для всех кампусов. Для поступления на обучение по программе MBA присутствует ряд критериев, которые, впрочем, менее серьезны, чем подобные критерии, которые мне приходилось видеть для американских бизнес-школ. Обучение проходит на протяжении одного года в рамках трех триместров. Во время двух из них преподавание ведется по ряду общих дисциплин, таких как менеджмент, финансы, маркетинг, управление человеческими ресурсами и др. Обучение очень сильно основано на практике – в качестве примеров постоянно используются кейсы. В качестве домашних заданий, в основном, необходимо писать эссе или решать те же кейсы. Наконец, в третьем триместре студенты расходятся по тем направлениям, которые они выбрали в рамках специализации. Здесь уже преподаются специфические предметы. При этом в течение первой недели данного триместра у студентов есть возможность смены выбранного направления при наличии желания. Начинать учебу студенты могут с любого из триместров. После окончания всех трех триместров каждый студент должен защитить диплом по теме, связанной с его специализацией.
Первым триместром для меня оказался второй триместр по счету. То есть со мной учились как студенты, которые уже закончили один или два триместра, так и те, кто только приехал в Барселону. В качестве основных предметов этого триместра нам преподавались финансы, микро- и макроэкономика, управление человеческими ресурсами, управление информационными системами и стратегический менеджмент. Дополнительно проводился ряд семинаров по другим предметам. Первое, что бросилось в глаза, это готовность административного отдела университета решать любые вопросы студентов в кратчайшие сроки. Безусловно, частично это связано с небольшим количеством студентов в целом, но при этом важен результат, а не его причина. Вторым основным моментом стало наличие командной работы во всех, без исключения, предметах. Причем, командное задание являлось одной из важнейших составляющих итоговой оценки. Последняя, в свою очередь, была составлена из 4-5 частей, и финальный экзамен далеко не всегда имел самый большой вес. Преподаватели старались делить студентов на группы, состоящие из различных национальностей, что позволяло использовать в групповой работе опыт, полученный в разных странах и культурах. Безусловно, в рамках моей учебы в бакалавриате, я сталкивался практически со всеми вышеуказанными предметами в той или иной степени, но обучение на английском языке плюс то, что я окончил университет за 8 лет до обучения на MBA, сказалось на определенной сложности обучения на начальном этапе. К счастью, все было преодолено успешно, и первая сессия была сдана с высокими результатами.
Весенний триместр был самым важным. Именно в этом триместре нам должны были преподавать предметы, связанные с нашей специализацией. Незадолго до того, как мы должны были начинать, я разговорился с сербом, который закончил бакалавриат в том же Европейском Университете. Он был очень скептически настроен относительно выбранной мной специальности, так как преподаватели, которые работали на ней до этого года, по его мнению, были низкого уровня. Я вполне мог доверять этому человеку, особенно с учетом того, что он сам из спортивной/управленческой семьи. Его отец, Ранко Стоич, бывший вратарь сборной Югославии по футболу, а ныне владелец ФК «Рад» и один из известных агентов на футбольном рынке. Впрочем, я беспокоился понапрасну. Как оказалось, именно в этом году Университету удалось пригласить для нашего обучения более чем достойных преподавателей. Итак, обо всем по порядку. В рамках триместра у нас были 4 постоянных предмета, которые преподавались еженедельно в определенный день по 4 часа. Пятый день был посвящен различным дисциплинам, которые менялись каждые 2 недели.
Первым по счету предметом стало для нас «Спонсорство в спорте». Для преподавания был приглашен англичанин Гэвейн Дэйвис, который является вице-президентом агентства IMG, отвечающим за теннис и футбол (естественно, не всего агентства, а его испанской ветви). Гэвейн имеет 10-летний опыт работы в отрасли, и, естественно, его опыт, которым он делился с нами, неоценим. Помимо занятий в классе, когда Гэвейн на основе различных примеров проходил с нами основные моменты спонсорства в области спорта, у нас были и практические занятия, как например визит на ежегодный теннисный турнир, где мы могли увидеть, как спонсорские права реализуются на практике. Еженедельно нам необходимо было готовить презентации на различные темы, а финальным аккордом стала большая презентация, в рамках которой каждому студенту был назначен «спонсор», для которого мы должны были найти подходящий по статусу и специфике турнир/команду/организацию, и от ее имени сделать «спонсору» спонсорское предложение.
Следующий предмет назывался «Организация спортивных мероприятий». Нашим преподавателем был австриец Пол Фреденспранг. Пол также обладает уникальным опытом, так как принимал участие в организации уже 3 Олимпийских игр – в Сиднее, Солт-Лейк-Сити и Турине. В настоящий момент Пол является консультантом Российского оргкомитета (если я не ошибаюсь – по транспортным вопросам). В рамках данного предмета мы также затронули практически все основные темы организации крупных спортивных мероприятий. Еженедельно мы готовили эссе по вопросам кейс-стади, предлагаемых Полом. Пол также устроил нам практическое занятие – мы смогли прослушать лекцию от организаторов чемпионата Европы по легкой атлетике и побывать непосредственно на стадионе, где чемпионат должен был пройти. В качестве экзамена нам было предложено подготовить командный проект, связанный с возможной организацией зимней Олимпиады в Барселоне.
«Финансовый менеджмент в спорте» оказался единственным, пожалуй, предметом, который вел не профессионал, а внештатный консультант по финансам, который, впрочем, уже не первый год преподавал в данном университете. В рамках курса мы рассмотрели как финансовые ведомости футбольных клубов, так и крупных компаний, специализирующихся на продаже спортивной одежды и оборудования, фитнесс-клубов и т.д. Особое внимание мы уделили анализу финансовой активности немецких футбольных клубов, в частности «Боруссии» (Дортмунд). Нас ждал обычный экзамен, направленный на анализ понимания финансовых показателей и их специфики для спортивных организаций.
Наконец, последним «постоянным» предметом был «Спортивный маркетинг». Здесь нам особо повезло, так как нас ждал не просто профессионал, а профессионал, работающий в лучшем, на мой взгляд, футбольном клубе мира – ФК «Барселона». Омар Беррада, который уже в течение 6 лет работает в этой команде, на настоящий момент является менеджером по спонсорству. Помимо изучения маркетинговой политики самого клуба мы затронули ряд теоретических аспектов, а также кейсы, связанные с различными клубами и организациями, такими, как НБА, например. Каждый кейс требовал от нас написания эссе, а для финальной презентации Омар предложил нам подготовить маркетинговый план на ближайшие пять лет для одного из ведущих европейских футбольных клубов. Нам также удалось посетить офис ФК «Барселона» для знакомства с работой маркетингового отдела на практике.
В качестве «сменных» предметов нам были предложены такие, как «Спортивная психология», «Веб 2.0 в спорте», «Инновации в спорте» и ряд других. К моему удивлению, даже для 1-2 занятий по ним для нас пригласили профессионалов. Не вдаваясь в подробности скажу, что, например, одним из них был бывший руководитель «Суперлиги Формулы» (чемпионата по автогонкам, участие в котором принимают машины, представляющие известные футбольные клубы), а ныне делегат УЕФА Тьерри де Баккер.
Результаты мои были очень неплохими (GPA=3,7), но, если честно, я даже расстроился, когда триместр закончился. Несмотря на то, что как раз начался ЧМ по футболу, несмотря на предстоящее свидание с семьей после долгого перерыва, мне очень хотелось продолжать получать всевозможные знания по дисциплинам, связанным с управленческой деятельностью в спорте. Увы, но на этом специализация все же закончилась. Хотя впереди еще ждал последний триместр и работа над дипломом.
О последнем триместре расскажу кратко. Несмотря на то, что университет представляет все так, словно начинать можно в любом из триместров, безусловно, удобнее начинать именно в октябре. С чем это связано? Просто те предметы, которые даются в осеннем триместре, связаны со следующим триместром. Например, в рамках «Количественных методов бизнеса» (а проще говоря – статистики) нам дали небольшое введение в финансы, которое естественно, помогает при изучении финансов. В рамках «Навыков менеджмента» (или «Лидерства») нам предложили материалы, которые явно должны были пригодиться при изучении «Стратегического менеджмента». Впрочем, сам триместр оказался наиболее сложным из всех, если учитывать исключительно загруженность и наполнение предметов. В очередной раз нас ждали командные проекты и различного рода еженедельные эссе по всем предметам. Более того, в последнем триместре одним из проектов стало создание видео, связанное с различными аспектами организационного поведения, которое, по моей инициативе, было сделано на основе деятельности спортивных организаций. Наконец, последняя сессия была сдана в декабре и, собственно, встал вопрос «Что же дальше?».
А дальше, естественно, двумя основными моментами являются написание диплома и поиск работы. Увы, первая часть продвигается куда легче, чем вторая. Мне бы очень хотелось найти работу в российском спорте. Особенно учитывая то, что именно в нашей стране в скором будущем, пройдут два таких знаменательных события, как Олимпийские игры и чемпионат мира по футболу. Однако, на данный момент в ответ на мое резюме, отправленное в различные спортивные организации (да и в Оргкомитет Олимпиады), я получаю лишь «полную тишину». Мне не хотелось бы думать, что без наличия «связей» в данных организациях, попасть туда даже с моим образованием да и с наличием опыта (пусть и не в спорте), не будет возможным. Мне на самом деле хочется развиваться и помогать развитию спорта в нашей стране, а не за рубежом. Однако, если отправленные мной резюме находят хоть какой-либо отклик (пока, увы, не устраивающий меня) за рубежом, то в России, как создается впечатление на настоящий момент, я особо никому не нужен. Но, естественно, других вариантов, кроме как направлять резюме, у меня нет. В любом случае, нахожусь в поисках работы, а параллельно пишу диплом. Раскрывать его тему пока не буду, но, надеюсь, читателям моего блога он будет особенно интересен.
Напоследок, предложу вашему вниманию небольшое интервью, взятое у меня летом, после окончания выпускной церемонии, в которой я принимал участие, собственно, «авансом», так как мне предстоял еще один триместр.
Пристраиваться я никуда не собираюсь. Я собираюсь найти хорошую работу. У меня немалый опыт уже. Так что, слово «пристроишься» здесь совершенно не к месту.
Вообще, думаю, пристроишься куда-нибудь менеджером и без блата, но вряд ли в спорт.
Ну и менеджмент в России весьма на убогом уровне. Если даже в США школьный чемпионат раскручен куда круче нашей главной лиги...((( Ну и соответственно наш школьный спорт лишь на голом интузиазме спортсменов.