Баскетбол ищет болельщиков
Аналогов этого праздника в России нет ни в футболе, ни в хоккее. Уникальна и деловая конференция, которая прошла в рамках «Экспо-Баскета». По сравнению с прошлым годом она стала гораздо масштабнее – два полных дня вместо одного плюс большая панельная дискуссия в субботу.
#здесьбаскетбольнаяиндустрия Запись трансляции всех трех дней деловой программы «Экспо-Баскета 2017»
Президент Российской федерации баскетбола Андрей Кириленко в статусе хозяина «Экспо-Баскета» успевает все. Он осматривает выставку, общается с представителями клубов, региональных федераций и различных фирм и с простыми болельщиками. Он представляет новый состав сборной России и напутствует участников многочисленных турниров. И, конечно, он слушает спикеров конференции «Баскетбольная индустрия России» и сам выступает на ней. Такой запас энергии позволяет надеяться, что «лучшая игра с мячом» будет успешно развиваться.
«До недавнего времени в федеральный стандарт даже не был включен баскетбольный мяч, как ни странно. Мы это исправили» Андрей Кириленко.
У федерации, восстановленной всего два года назад буквально с нуля, уже есть некоторые успехи – как организационные, так и спортивные. Но проблем по-прежнему много. Кириленко признает это и надеется, что найти пути решения поможет в том числе общение профессионалов в рамках «Экспо-Баскета». Кстати, работа РФБ над ошибками была заметна и на самой выставке. В этот раз на ней появился шатер с магазином федерации. В «Баскет Лавке» можно было купить форму сборной, сувениры, футболки с оригинальными рисунками и даже спиннеры.
В спорте активная работа требуется не только развивающимся организациям. Даже самые успешные клубы, лиги и федерации должны постоянно искать новые способы привлечения болельщиков и рекламодателей. Это подтвердил директор по партнерским программам Евролиги Кимон Стефос. Главный баскетбольный турнир Европы в последний год заметно увеличил свои доходы, но не собирается успокаиваться на достигнутом
«Индустрия постоянно меняется, и если мы не будем меняться вместе с ним, то в будущем нас ожидает ожесточенная борьба. Но новые вызовы – это и новые возможности» Кимон Стефос.
Главный вызов нынешнего времени – правильная работа с данными. В качестве образца Стефос привел такие компании, как Facebook, Google и Amazon, которые знают о своих пользователях все. И рассказал, что пару месяцев назад переговоры Евролиги о спонсорском контракте с крупным производителем автомобилей закончились на вопросе «Сколько из ваших зрителей думают о приобретении машины в ближайшие полгода?»
Все презентации «Экспо-Баскет 2017» Скачать бесплатно, без смс и регистрации
В то же время борьба за внимание людей становится все более сложной. Речь идет о считанных минутах, для получения которых необходимо учитывать новые привычки. Например, весь контент обязательно должен подходить для просмотра на мобильном устройстве. Даже при съемках видео для клубного канала необходимо выбирать те планы и ракурсы, которые будут хорошо смотреться на маленьком экране.
Хорошая новость заключается в том, что в целом потребление контента растет.
О том, какие именно видео способны привлечь новую аудиторию, рассказал Вадим Бабешкин, создавший коммерчески успешный канал о прыжках в воду. Его сильно удивило, что сейчас в Youtube нет ни одного по-настоящему популярного российского баскетбольного канала. Основная проблема: аудитории не очень интересен «профессиональный» (ориентированный на людей, хорошо разбирающихся в предмете) контент. Вадим пошагово рассказал, как предлагать зрителям действительно востребованные истории, набрать первых подписчиков и начать зарабатывать на своих роликах.
«Все ниши в баскетболе – детская, женская, лайфстайл, обучающая – не заняты» Вадим Бабешкин
К сожалению, нехватка аудитории в российском баскетболе заметна не только в сети, но и на трибунах. Это подтвердили исследования, представленные главой Havas Sports & Entertainment Россия Марией Гавриловой и руководителем кафедры спортивного менеджмента МФПУ Синергия Валерием Гореликовым. На баскетбол в России ходят хуже, чем на футбол и хоккей. Приятное исключение – пермская «Парма», несмотря на всего одну победу в сезоне, собиравшая в среднем на каждом матче более 5 тыс. зрителей. Неплохая посещаемость у «Локомотива-Кубани» и «Зенита». А вот бессменный чемпион страны ЦСКА за последние три года лишь раз попал в пятерку самых посещаемых клуба Единой лиги ВТБ, хотя порог входа в топ-5 постоянно снижается.
42% – средняя заполняемость арен Единой лиги ВТБ в сезоне-2016/17. Это лучший показатель за последние три сезона
Клубы проблему признают, это видно по маркетинговым программам, которые на конференции «Баскетбольная индустрия России» презентовали «Химки», «УНИКС» и «Локомотив-Кубань». Краснодарцы привлекли особое внимание, разработав фирменный стиль для целого сезона. Весь ближайший год «Локомотив» будет использовать тему супергероев. В рамках проекта «Основной состав» для каждого игрока команды разработан специальный образ. Матчи будут подаваться в виде противостояний со злодеями, а после Нового года планируется выпуск двух журналов с комиксами по мотивам реальных событий.
Естественно, продолжена супергеройская тема будет и в продукции и мероприятиях клуба. Запланирован даже выпуск специальных фигурок. Тем более выяснилось, что проверенное производство, поставлявшее подобные игрушки по всей стране, до сих пор работает под Геленджиком.
«Концепция героя, героизация спортсменов должна быть основной в российском спорте» Денис Лагутин
Охота за новыми болельщиками – как реальными, так и виртуальными – не означает, что с существующими работать не обязательно. Это ценный актив, который надо беречь и развивать. Помочь клубам Единой лиги ВТБ организовать маркетинговую работу призван «Индекс баскетбола», разработанный группой под руководством Антона Любавина. После сотен интервью с посетителями матчей были выявлены архетипы болельщиков, сформулированы их основные пожелания, а главное – разработана большая математическая модель, позволяющая отслеживать эффективность каждого маркетингового приема, его влияние на удовлетворенность посетителей.
Таких данных в российском баскетболе еще не было. Это ценнейшая информация, хотя и ей, конечно, надо правильно воспользоваться. Разработчики «Индекса» предложили пример оригинальной рекламной кампании: продвигать баскетбол как идеальный вариант развлечения, способствующего сохранению крепких семейных отношений.
Идея спорная, но никто не мешает клубам придумать свои подходы к зрителям. Главное – знать своих поклонников и понимать, что им нужно.
Продолжение следует.Во второй части репортажа – реклама, которая притягивает спонсоров, большой бизнес за пределами профессионального спорта, подсчет каждого броска и каждого зрителя и ключевые способы заработка на бренде.
Три дня баскетбола в одной галерее Лучшие фотографии конференции «Баскетбольная индусрия России»
Текст: Дмитрий Христич шеф-редактор СБК