16 мин.

«Истинное презрение». История битвы «Никс» – «Хит» образца 1997 года. Часть 3

Оригинал – Кэти Бейкер, The Ringer.

Часть 1 на sports.ru

Часть 2 на sports.ru

Глава 5: «Здесь действует несложный закон»

В окружении всех технических фолов, удалений и дисквалификаций, «Хит» выиграли пятую игру со счетом 96-81. «Тренер Райли подстрекал своих игроков к драке», сказал Уильямс после игры. «Очень жаль, что виновная сторона не понесет наказания». Райли выстрелил в ответ: «Я не был одним из игроков, которые пытались перешагнуть через одного из моих игроков», сказал он репортерам. «Не я тренировал Чарли Уорда, который подрезал ноги Пи Джея Брауна». В то время, как весь баскетбольный мир ждал, когда лига осуществит свое правосудие, болельщики «Никс» надеялись, что всему можно найти правильное толкование.

Франсеса: Сначала я думал «Боже, эти парни настолько глупы? Они получат то, что заслуживают». Но чем больше мы спорили в эфире, чем больше фанаты вливались в дискуссию, тем больше мне казалось, что должен быть какой-то здравый смысл. Да, Юинг вышел на паркет. Но у него не было никаких намерений, у него не было намерения участвовать во всем этом хаосе.

Уайз: Все, о чем мы могли думать: «Они не дисквалифицируют Патрика Юинга». Да, они могут дисквалифицировать парочку других ребят, но они не сделают этого с Патриком Юингом.

Граник: Я огромный поклонник Патрика, как игрока и как личности, но Патрик не «просто» перешагнул боковую линию. Наше правило касается ухода со скамейки запасных, и он сделал это весьма четко.

Уайз: Если Дэвид Стерн не доказал более ничего, то по крайней мере он дал понять, что ему все равно, выиграет ли «Нью-Йорк» еще один титул.

Ван Ганди: Решение было понятным и окончательным.

Граник: Последнее, что бы мы желали сделать – это отстранить от игр звездного игрока команды – но понимаете, если бы мы этого не сделали, то потом вопросы так или иначе возникали бы постоянно.

Ван Ганди: Все было довольно честно до тех пор, пока через два года в похожей ситуации не отменили дисквалификацию Моурнинга. В те годы лига довольно быстро и спокойно дисквалифицировала тех, кого хотела, и конечно же, некоторые наши ребята этого заслужили. Но не Патрик Юинг.

«Моя работа была в вершении правосудия, нравилось мне это или нет» – Джед Ракофф, судья Южного округа Нью-Йорка.

На следующее утро после игры исполнительный директор НБА Род Торн объявил о дисквалификациях: Браун – на две игры; и пятерка игроков «Никс» – Уорд, Юинг, Хьюстон, Джонсон и Старкс – на одну игру каждый.

Аданде: Я был в офисе Washington Post, когда пришло это указание сверху. Как мы узнали? Это была другая эпоха. Не знаю, отправили ли нам это по электронной почте, или позвонили по телефону. Даже может быть прислали факс.

Эрни Грюнфельд (ГМ «Никс») в интервью репортерам после объявления дисквалификации: Я разочарован этим решением, в особенности тем, что оно относится к Чарли Уорду, ведь он был жестко брошен на пол игроком, который на выше его на 30 см и тяжелее на 34 кг.

Джон Старкс (защитник «Никс»), в интервью: У меня нет никакого сожаления по поводу содеянного, потому что мы были там ради нашего товарища по команде. Если бы мне пришлось повторить все это, я бы сделал то же самое.

Франсеса: Преступление не заслуживало наказания, а боль от наказания не уйдет никогда.

Так как «Никс» необходимо было иметь в составе хотя бы 9 игроков, решение было слегка скорректировано: За исключением Уорда и Брауна, зачинщиков драки, дисквалификация будет растянута на оставшиеся игры по алфавитному порядку. Уорд, Юинг, и Хьюстон не выйдут в шестой игре, а Джонсон и Старкс останутся «отдыхать» в случае седьмой игры.

Брин: Если бы его звали Патрик Зюинг, то он бы сыграл в шестой игре.

Ведомый исполнительным директором Билли Хантером и адвокатом Джеффри Кесслером, профсоюз игроков НБА запросил судебный запрет у федерального суда в день шестого матча. Желая отсрочить дисквалификацию, профсоюз утверждал, что каждый случай должен быть рассмотрен третейским судьей, и до тех пор игроки должны иметь возможность выйти на паркет. Дело было заслушано судьей Джедом Ракоффом.

Билли Хантер (исполнительный директор профсоюза игроков НБА): Как союз, в данной ситуации мы не хотели выбирать, кто из игроков прав, а кто – нет.

Джед Ракофф (судья Южного округа Нью-Йорка): Я зашел в свою контору, и одна из моих клерков, чей муж был очень преданным фанатом «Никс», сказала, что игроки собираются подать иск с требованием отменить решение комиссионера, и ее муж сказал ей, что надеется, что дело придет ко мне – и если так, то он верит, что его жена сможет убедить меня занять правильную сторону.

Граник: Мы пытались сделать это правило максимально ясным: речь шла о том, что вы не должны даже покидать скамейку запасных, но к сожалению, Юинг это сделал.

Джеффри Кесслер (адвокат профсоюза игроков), выступая в суде: Если дисквалификации вступят в силу сегодня, а через неделю окажется, что Патрик Юинг должен был играть, и Аллан Хьюстон должен был играть сегодня вечером, а «Никс» проиграют игру и проиграют серию – изменится ход истории лиги – и никто не сможет вернуть все обратно.

«Преступление не заслуживало наказания, а боль от наказания не уйдет никогда» – Майк Франсеса, комментатор радио WFAN.

Ракофф: Здесь действует несложный закон. Они должны были показать, чтобы приостановить дисквалификацию, что они понесут непоправимый вред. В сложившихся обстоятельствах это было довольно легко, потому что все это явно повлияло на ход плей-офф. Но вторая вещь, в которой они в конечном счете не преуспели, это то, что они смогут победить в арбитраже.

В 5:15 вечера пятницы, 16 мая, за несколько часов до стартового вбрасывания мяча, Ракофф – будучи сам фанатом «Никс» – вынес свой вердикт. «Хотя этот суд и достаточно предвзят, чтобы желать победы «Никс» в каждом мачте каждой серии плей-офф», сказал он, «нельзя себе представить, что так будет». Он встал на сторону лиги, оставив дисквалификации в силе, и Браун, который прилетел в Нью-Йорк на случай, если их все-таки отменят, отправился обратно в Майами. Кесслеру пришлось принести недобрые вести Юингу.

Кесслер обращаясь к студентам Юридической школы Коламбии в 2009: Это было как подозвать близкого родственника и сказать, что кто-то умер.

Юинг, в интервью после седьмой игры: Я чувствовал, что они ограбили меня. Они лишили меня великолепной возможности.

Ракофф: У меня есть три дочери, которые в ту пору были подростками, у них были бойфренды, который серьезно болели за «Никс», и когда я позвонил жене, она сказала: «О да, я знаю обо всем. И твои дочери сказали, что лучше тебе не приходить домой сегодня вечером».

Глава 6: «Я помню, что сидел там с ужасным предчувствием»

Команды вернулись в Мэдисон Сквер Гарден в рамках шестой игры серии, без Брауна со стороны «Майами» и без Уорда, Юинга и Хьюстона со стороны «Никс». Тем не менее, к концу первой четверти «Нью-Йорк» вели с 10-очковым отрывом.

Брин: Люди всегда спрашивают, «Когда в МСГ было громче всего?» Ответ далеко не один, это и четырехочковая атака от Ларри Джонсона или данк Джона Старкса в игре с «Буллс». Но громче всего было перед шестой игрой «Никс» – «Хит».

Фиорентино: Мы лучше всех в лиге играли в гостях; мы выиграли 32 игры не дома. Так что у «Хит» все же были неплохие шансы.

Брин: Видеооператоры сделали потрясающую работу. Весь тот сезон на экране арены крутилась тема, что-то вроде «12 человек, одна миссия».

Уайз: На табло было огромное сообщение, «Все девять!».

Брин: Белые буквы на черном экране гласили «девять человек, одна миссия», каждый раз, как вспоминаю об этом, мурашки идут по коже.

Брукс: Я помню, как думал, «Все что нам нужно сделать – выиграть эту игру, и дальше мы встретимся с «Буллс».

Уайз: МСГ просто вспыхнул, это был сумасшедший вечер, составы были жесткими, они вышли как гангстеры.

Брин: Я никогда не слышал, чтобы зрители до матча были настолько неистовыми, они очень сильно вдохновляли свою команду.

Уайз: Я заметил, как жена и дочь Грюнфельда выкрикивают «Райли отстой!».

   

«Хит», подпитанные 28-ю очками Моурнинга и 20-кой от Хардауэя, неуклонно отбились и повели в счете в четвертой четверти, а парочка кинжальных трехочковых Дэна Марли в концовке не дала «Никс» приблизиться. «Хит» выиграли игру в гостях, 95-90, и серия отправилась в Майами на седьмую игру, где «Никс» должны были играть без Джонсона и Старкса.

Уоллес: Мне кажется, я подвел свою команду. Я не играл так хорошо, как хотел бы. Дэн Марли забил дальний трехочковый через меня.

Ван Ганди: Мы думали, что побеждаем. Все, на чем мы были сосредоточены – это хорошая игра, и представьте себе – мы играли хорошо, а они – еще лучше.

Фиорентино: Самой крутой момент серии пришелся на шестую игру в Нью-Йорке. Они хотели забить лейап в отрыве, но Айк Остин возник ниоткуда и заблокировал бросок. И с тем блоком у нас возник правильный импульс, и мы победили.

Ракофф: Конечно, я смотрел игру тем вечером, и было удивительно, как хорошо «Никс» справляются без своих ключевых игроков. Моей работой было вершить закон, нравится мне это или нет.

Франсеса: Седьмая игра была днем, в воскресенье. Я помню, что сидел там и наблюдал за игрой с ужасным предчувствием.

Уоллес: Седьмая игра стала битвой на истощение. Мне кажется, Патрик Юинг не получил достаточной помощи от нас.

Аданде: Юинг в седьмой игре казался беспомощным, он был там, и казалось, что ему никто не помогает, как будто все сговорились против него. Он во многом был очень трагичной фигурой НБА 90-х годов.

«Майами» совершили хороший рывок на старте, 18-0. «Никс» не смогли ничего противопоставить Хардауэю, который в итоге набрал 38 очков. В течение игры «Никс» не смогли сократить отставание больше, чем до 8 очков, и им пришлось играть мучительные минуты в концовке, зная, что их комфортный счет в серии 3-1 и ожидаемое противостояние с «Буллс» растворяются в тумане. Юинг завершил игру с 37-ю очками и 17-ю подборами. «Да, ну хотя бы один парень играл сегодня», пробормотал его агент, Дэвид Фальк. Аллан Хьюстон рыдал в раздевалке «Никс».

«Всегда чувствуешь немного сожаления, ведь все могло пойти по-другому, если бы я сделал то, что должно, и убедился, что скамейка сидит смирно» – главный тренер «Никс» Джефф Ван Ганди.

Райли, после седьмого матча: Я знаю, что это все неприятно для «Никс». Я их не виню. Все, что произошло, перевернуло все вещи вверх дном.

Уайз: Мне казалось, что я нахожусь в раздевалке школьной команды. Я вел колонку о школьном спорте в Сакраменто, и все это было похоже на последнюю игру четверокурсников, когда они знают, что больше не сыграют вместе, и что у них в жизни больше не будет игры важнее этой.

Райли, после седьмого матча: Я два года живу с этим дерьмом типа «Райли отстой». Сейчас я – счастливая крыса. ОК? Я счастливая крыса.

Уоллес: Я как сейчас помню тренера Ван Ганди после поражения в седьмом матче, сидящим позади автобуса и двигающим по земле маленькие камешки. Это выглядело безумно, вроде «Хорошо, а какой розыгрыш сработал бы лучше?» Настолько он был удручен поражением.

Ван Ганди: Мы выиграли три из четырех серий с «Хит» [с 1997 по 2000 годы], но наша лучшая команда, и самая здоровая команда, была именно в первый год. Всегда чувствуешь немного сожаления, ведь все могло пойти по-другому, если бы я сделал то, что должно, и убедился, что скамейка сидит смирно.

Глава 7: «Это действительно был спектакль в четырех актах»

Отвечая на вопрос после поражения в седьмой игре, считал ли он этот состав «Никс» лучшим своим шансом на титул, Юинг ответил: «Я определенно думал так». «Майами Хит» проиграли «Чикаго» в пяти матчах, «Быки» отправились в Финал и победили «Юту Джаз» в серии, которая включила в себя известную «Игру с гриппом». И хотя «Нью-Йорк» был довольно успешным в последующие сезоны, с победы над «Хит» в 2000 году команда выиграла только одну серию плей-офф.

Фиорентино: Кажется, в ту эпоху никто не смог бы обыграть Джордана в серии плей-офф.

МакКарти: Мне было так больно, ведь я уже видел нас там, что даже не смотрел серию между «Майами» и «Чикаго».

Брукс: В моей игровой карьере есть несколько моментов, которые я буду помнить всегда. Мой первый год, в «Филадельфии». Победа в чемпионате в 1994 году с «Хьюстоном» …в серии против «Нью-Йорка». И еще одним моментом, который так и не произошел, должна была стать серия в финале конференции против «Чикаго Буллс». Вокруг этого должна была «крутиться» остальная часть карьеры.

Ван Ганди: Некоторые думают, что в том году мы были на равных с «Чикаго». Это какая-то ревизионистская история. ОК, мы всегда играли хорошо против них в регулярном сезоне. Но, момент истины, вы бы смогли обыграть команду Джордана в прайме четыре раза?

Согласно Чекеттсу из The New York Times, владелец «Никс» Джеймс Долан появился в тренировочном лагере «Никс» в Чарльстоне, Южная Каролина, в конце лета 1997 года, и дал всем понять, что он чувствует о том, что произошло в плей-офф.

Чеккетс: Он сказал, что драка в Майами стоила нам чемпионства. Если это случится снова, каждый будет нести персональную ответственность.

И это случилось снова. «Никс» и «Хит» встречались в плей-офф еще трижды в течение следующих трех сезонов. В декабре 1997 Юинг сломал запястье и пропустил большую часть сезона и игр на вылет, но «Никс» все равно победили «Хит» в противостоянии в первом раунде, которое запомнится еще одной рукопашной схваткой, в которой Ван Ганди повис на ноге Моурнинга.

Ван Ганди: Знаете, люди спрашивают меня об этом эпизоде, и честно – я не пытаюсь быть забавным – но я понимаю, почему некоторые преступники приводят в свое оправдание факт временного помешательства. Действительно, я почти ничего не помню. Они говорят, «О чем ты вообще думал?», но очевидно, что я не думал вообще. Я схватился за ногу Моурнинга, потому что он такой сильный и большой, но еще Ларри Джонсон случайно слегка ударил меня, так что я был немного ошеломлен.

Франсеса: Ван Ганди стал народным героем. Этот маленький парень, ростом 175 сантиметров, выглядящий, как офисный работник в метро с газетой подмышкой – и он висит на ноге Зо. Этот эпизод сделал Джеффа популярным.

Перед локаутным сезоном 1998-99 года, «Нью-Йорк» обменял Старкса и Оукли на Латрелла Спрюэлла и Маркуса Кэмби, двумя трейдами. Эта команда прошла весь свой путь до Финала НБА благодаря случайному отскоку: за секунду до конца пятой и последней игры первого раунда с «Хит», флоатер от Хьюстона попрыгал по дужке кольца, но в итоге упал, куда надо, принеся «Никс» победу на первой сеяной командой. «Нью-Йорк» одолеет «Майами» еще раз весной 2000, выиграв на последних секундах седьмой игры. Это был последний сезон Юинга с командой, официальный конец эры.

Уильямс: В плей-офф очень интересно. Я имею ввиду, это всегда набор ситуаций. Например, в пятой игре все ваши стартовые игроки сидят на скамейке, а резервисты играют. Или мяч забавно отскочет.

Хантер: Пятая игра изменила баланс сил всей серии. Я думаю, если бы всего этого не случилось, «Никс» могли бы замахнуться и на чемпионство в том году.

Франсеса: Много игр сводится к отскоку, к броску, или к драке, или к свистку, или к фолу. Вот что делает их такими захватывающими.

Уильямс: Аллан Хьюстон бросил, мяч попрыгал на кольце и упал туда, отправив «Никс» бороться за чемпионство в Сан-Антонио. Так что все это случайность. Никогда не знаешь, какой стороной к тебе повернется мяч.

Аданде: Если вспоминать об этих встречах – драка в пятой игре и драка Зо-Ларри в 1998 с Ван Ганди, висящем на лодыжке – вот что первое приходит на ум. Из баскетбольной составляющей в памяти останется только бросок Аллана Хьюстона, да и тот был некрасивым; он несколько раз попрыгал по кольцу. Этот баскетбол не был красивым.

Франсеса: Первый год был самым болезненным, но в итоге эта серия оказалась спектаклем в четырех действиях. Это было просто невероятно, и та интенсивность игры – по этому действительно скучаешь.

Ван Ганди: Я действительно думаю, что у нас в том году был отличный шанс, как и в 1993. Но воображение и то, что происходит в реальности – совершенно разные вещи. Но это была бы серия всей нашей жизни.

После поражения в шестой игре серии 2000 года Пэт Райли охарактеризовал противостояние между «Никс» и «Хит» как «один большой смертельный захват двух команд». Ни один не мог освободиться из рук другого. «Хит» были в восторге от камбэка 1997 года, но почти десятилетие они не могли достичь чего-то большего. «Никс» три года подряд огорчали «Майами», но вопросы в стиле «что, если?» из пятой игры 1997 года до сих пор преследуют их. Что, если бы Уорд просто наблюдал за попаданием Хардауэя штрафного броска? Что, если бы Остин не совершил тот блок в шестой игре? Что, если бы фамилией Патрика была Зюинг? Что, если это действительно была команда, которая каким-то образом могла победить Пиппена, Родмана и Джордана?

«Хит» выиграли чемпионат в 2006 году; «Никс», начиная с 2002 года, не попали в плей-офф 8 из 9 возможных раз. В 2012 году старые соперники снова встретились в первом раунде плей-офф, но это было далеким эхом старых времен. «Хит» выиграли в пяти матчах на пути к титулу 2012 года, и снова стали чемпионами в 2013.

Райли, в интервью Hartford Courant перед серией 2000 года: Должны ли мы победить их, чтобы преодолеть ментальную преграду? Или чтобы сделать мою жизнь лучше? Или для обеспечения моего душевного спокойствия, когда мне будет 65 лет, чтобы крепче спалось? Нет. Я уже давно выше всего этого.

Виндерман: Все опять свелось к «Никс». Эта серия не закончилась до того момента, как «Хит» стали чемпионами в 2006 году, и Райли смог окончательно отрезать этот шнур – сделать с «Майами» то, что ему не удалось сделать в «Нью-Йорке».

Фиорентино: Что было немного странным, когда мы играли с «Никс» во второй сезон Леброна – мы выиграли первые три игры, две в «Майами», одну в «Нью-Йорке», и они выиграли в четвертом матче.

Франсеса: «Никс» владели этим городом. Сейчас все так, будто франшиза спит в криокапсуле под температурой 200 градусов ниже нуля вот уже в течение 15 лет. 

Спасибо за внимание!

Фото: Gettyimages.ru/Eliot Schechter (1), Andy Lyons/Allsport