14 мин.

«Мне по**й! Я играю лучше, чем ты!». Сью Бёрд, которую мы не знаем

вап

Сью Бёрд впервые рассказывает о своей личной жизни, о трудностях в карьере профессионального спортсмена, и как она становилась заводилой.

***

Прекрасным летним днём Сью Бёрд встретилась с журналисткой ESPN Мишель Вопел в Куин Энн, одном из районов Сиэтла. Сью пила органический кофе, была в футболке с принтом «Femme Forever», джинсы и белые кеды. Неважно, что носила баскетболистка – будь то её форма или футболка с джинсами – она всегда выглядела отлично. Одежда не имела отношения к одному из самых важнейших дней в жизни Сью. Это станет самым откровенным интервью для баскетболистки за всю её профессиональную карьеру.

***

Сейчас Сью Бёрд является самым возрастным игроком в WNBA. Баскетболистке – 36, это её 15-й сезон в лиге и в «Сиэтл Шторм». Сью говорит, что она никогда раньше не была в лучшей форме, чем сейчас, и еще очень рано говорить о завершении карьеры. Про её достижения уже можно говорить – легендарно: два титула NCAA с «Коннектикут Хаскис»; два титула WNBA c «Сиэтлом»; четыре олимпийские медали за сборную США; три золотые медали чемпионатов мира; и четыре титула женской Евролиги, когда она выступала за клубы из России.

В этом июле американка в десятый раз сыграет в Матче всех звезд WNBA. Бёрд выступит за команду Западана родной арене в Сиэтле. Она – лучший партнёр по команде, она – любимица болельщиков от восточного берега до западного; эта баскетболистка с хвостиком больше, чем просто лицо франшизы. Все любят Сью Бёрд. Но только близкие друзья и родственники знают её по-настоящему. Она всегда тщательно и вдумчиво отвечала на многочисленные вопросы журналистов еще с тех пор как была подростком. И обычный режим для Сью во время интервью: осторожный.

Суин Кэш долгое время играла со Сью в американской сборной и «Сиэтл Шторм» и так рассказывает о своей подруге и партнёру по команде:

– Сью никогда не участвовала в спорах. Она не говорила о некоторых вещах журналистам… А сейчас, когда вы говорите с ней о равенстве, сексизме, расизме или о каких-то других вещах, она даст своё видение этого. Я люблю и уважаю её за это.

Действительно, сейчас Бёрд больше говорит от сердца, о её опыте и взгляда, её правде. Девчонка из Лонг-Айленда, которая стала женщина, путешествуя по всему миру, теперь имеет свою собственную точку зрения.

– У неё просто такой стиль. Она не наскучивает, когда говорит. Мне нужно тоже над этим поработать, - рассказала о своей девушке Меган Рапино в интервью ESPN. Рапино и Бёрд начали встречаться в прошлом году, об этом знали только близкие.

Сью никогда прежде не делилась такими подробностями из своей личной жизни. В её семье и среди близких друзей баскетболистка «вышла из шкафа» много лет назад, перед тем как началась её профессиональная карьера в «Сиэтл Шторм».

fds

– Я – лесбиянка. Меган – моя девушка. Это не секрет для людей, которые меня знают. И мне не кажется, что я жила не своей жизнью. Есть мнение, что если ты не говоришь об этом, значит, ты скрываешь это, как будто это секрет. Но я никогда не скрывала этого.

Почему Сью Бёрд говорит об этом именно сейчас?

– Это случается, когда случается, потому что ты чувствуешь, что это нужно сделать сейчас. Я понимала людей, которые говорили мне сделать это раньше, но это было не то время для меня. Я должна быть честна. Это только мой путь.

Сью Бёрд поняла, что она лесбиянка во время учебы в университете Коннектикута, но «никто не говорил об этом, когда я была в старшей школе и потом в колледже». Она и Дайана Таурази не общались на эту тему за время обучения, вплоть до совместной работы в России в середине 2000-х.

Конечно, у меня было целое приключение впереди – у каждого такое есть в жизни. Я думаю, что самой тяжелой частью остается быть публично открытым о своей личной жизни. Мне не хочется быть темой для обсуждения и сплетен.

Бёрд знает, что люди будут обсуждать её взаимоотношения с Рапино, которая долгое время является активисткой ЛГБТК+, и именно деятельность Меган пробудила Сью заговорить сейчас.

– На самом деле нет ничего общего с Меган и моим желанием заговорить о том, что я чувствую. Это было то, к чему я шла в течение длительного времени.

Перед Рио-2016 американские спортсмены заполняли опросники на тему «25 вещей, которые ты не знаешь об олимпийцах». Каждый олимпиец давал свои варианты 25-ти неизвестных фактов о себе. Сью – провалила этот опросник.

– В последнем пункте хотела написать: я – лесбиянка. И тогда я этого не сделала. Просто струсила.

Чуть позже Сью подслушала разговор репортера и баскетболистки сборной США, которая совсем недавно совершила каминг-аут. Бёрд была удивлена спокойствию и беззаботности Елены Делле Донн, которая так обыденно рассказывала обо всём журналисту.

– Знаешь, я чуть не сказала, «Да, что тут такого. Я – лесбиянка, но какая разница?». Это был еще один правильный момент, когда я не смогла совершенно ничего сказать.

Но она знала, что в конечном счете она сможет это сделать. Сью нравится, что WNBAв последние годы освещает месяц гордости ЛГБТК+ и охватывает фанатов.

– Игроки могут влиять на людей, особенно на молодежь. Лига сейчас соответствует, я думаю, нужным условиям поддержки. Гомофобия вредит развитию WNBA, так же как расизм и сексизм. Для NBA основная проблема заключается в расизме, у нас – расизм, сексизм и гомофобия.

dsa

Меган Рапино на пять лет младше Бёрд, с 2012 года футболистка выступает за клуб из Сиэтла. Несмотря на это, девушки встретились только в прошлом году. Американские футболистки завершили выступление на Олимпиаде-2016 раньше, чем ожидалось, поэтому Рапино имела возможность посетить соревнования по другим видам спорта в солнечной Бразилии. В конце концов, Бёрд и Рапино начали общаться.

– У нас много общего и так получилось. Я шучу, что она для меня первый человек, к которому я обратилась бы за советом. Сью довольно-таки рассудительна.

В прошлом году Рапино привлекла внимание к своей персоне, когда во время исполнения национального гимна Соединенных Штатов стояла на коленях в поддержку протеста квотербека Колина Каперника против расового неравенства. Меган Рапино утверждает, что важно «выходить из шкафа», потому что это поможет многим молодым людям чувствовать себя увереннее.

– Меган очень эмоционально воспринимает такие вещи. Я никогда не чувствовала призванием, если это слово конечно подходит. Спокойно проживая жизнь, не вырываясь вперед. Но я никогда не чувствовала, что это всё сделало меня менее нормальной.

Рапино говорит, что у Сью Бёрд такие же взгляды на жизнь и убеждения как и у нее самой, только баскетболистка всё же мыслит немного иначе.

– Важно создать пространство для спортсменов и для людей в общем, которые не хотят, чтобы к ним было приковано излишнее внимание, хоть они и популярны. Важно дать человеку возможность быть тем, кем ему удобно быть.

Дайте время для Сью Бёрд. Как она может описать себя и сможет ли она выйти из своей зоны комфорта?

– Я могу быть тихой и немножко стеснительной. Я делаю первые шаги, чтобы часть экстраверта из меня вышла наружу.

dsd

Брэд Барнетт видел всестороннюю Сью. Лучший друг Сью Бёрд, выросший вместе с ней в Сайоссете, в 30-ти к востоку от Манхэттена. Брэд и Сью родились с разницей в 13 дней в октябре 1980 года, а их старшие сестры были товарищами по баскетбольной команде.

«Приключения Брэда и Сью» вскоре начались… За исключением небольшого перерыва между 4-или-5 годами: Барнетт был так шокирован, увидев, что его короткостриженый приятель, постоянно носивший джинсы, был одет в платье.

– Я сказал, что не буду больше с ней играть, ведь, она девчонка!

Они прошли через все невзгоды вместе, включая развод родителей Сью в старшей школе, её травмы и сомнения, которые она могла разделить только с Брэдом. Вы не найдете большего фаната Сью Бёрд, чем Барнетта. Естественно, они еще и безжалостные соперники, пытающиеся перещеголять друг друга в подарках к дням рождения. Барнетт признал, что Сью победила, когда прислала ему поющую телеграмму.

В возрасте семи лет Сью Бёрд попала в школьную команду по бегу к отцу Барнетта.

– Мой отец всегда любит рассказывать одну историю. После забега Сью стояла и смотрела на девочку, которая выиграла, будто хотела её укусить. Сама же Сью говорила отцу, что она этого делать совсем не собиралась. Но отец сказал, что Сьюзи всегда выглядит так, когда проигрывает. Он сказал, что она сделает что-то совершенно удивительное. Она любила бороться, даже когда была совсем юной.

Хёршэл Бёрд, отец Сью, утверждает, что умение дочери радоваться жизни и и вращаться не только в спортивной среде, продлили её карьеру профессиональной баскетболистки. Он помнит, как позвонили из тренерского штаба «Коннектикут Хаскис» и сказали о травме колена новичка Сью Бёрд в сезоне-1998/1999.

– Они сказали, что она не выглядит расстроенной, что она контактирует с партнерами по команде и живет своей жизнью, когда будто бы ничего не случилось. Тренеры волновались по этому поводу. Они считали, что она переживает это слишком хорошо. Сью всегда умела себя держать на безопасном расстоянии от психологического или физического выгорания. Она ломала нос раз пять, наверное? У нее было десять операций. Я жду, когда она скажет, что слишком стара, но мне кажется, что не дождусь.

Бёрд считает, что «баланс» у нее наследственное от её мамы Нэнси. Есть факт, который весьма характерен для Сью. Она показывает людям только, что на её взгляд им нужно видеть.

Однажды тренер «Дью Блю Дэвилс», Майк Кржижевски, сказал Сью Бёрд: «Лучшие игроки считают само собой разумеющимся фактом, что они психологически должны всегда быть в порядке, даже когда они не в порядке».

– И я подумала, да, эти люди могут получить со стороны и им будет всё равно. На самом деле мне нравится, когда остальным плевать на меня. Я могу позаботиться о себе сама. Возможно, что вы никогда не узнаете, что в моей жизни случилось что-то плохое. Просто я такой человек.

Сью Бёрд: холодная, спокойная, невозмутимая – неважно, что за ситуация. Однако, как отмечает она же «ломаются все, просто кто-то прячет это получше других».

Перед Олимпийскими играми в Лондоне в 2012 году умер муж её мамы.

– Он не растил меня. Они не встречались, когда я была в колледже. Но он был в моей жизни. И является очень важной частью жизни моей мамы.

Сью была на похоронах, успела съездить на Олимпиаду и вернуться в новый сезон WNBA.

– Мне было грустно, но я всё время жонглировала «всё хорошо», «ОК» и т.д. Никто ничего не узнал.

Первая игра в сезоне показала Сью, что ей нужен отдых. Она – сломалась.

– Все в команде сказали, что я заболела. Правда в том, что я улетела домой. Всё, что я пережила за этот месяц, накопилось и взорвалось в один момент. Моя батарея была разряжена.

Пару месяцев спустя Сью Бёрд решила пропустить сезон-2013 в WNBA.

asd

Сьюзан Боршар, бывшая баскетболистка Стэнфорда, ставшая физиотерапевтом, помогала восстанавливаться Сью. Начиная от диет и тренировок, заканчивая составлением режимов сна, но баскетболистка вела себя уклончиво.

– Я считала, что быть в хорошей форме, это само собой. Еще я слышала разговоры, что я уже не первой свежести и моё время спортсменки на исходе.

Сезон-2014 Сью Бёрд провела под девизом «Чувствую себя, как дерьмо». Тогда пришло время обратиться к Боршар. Бёрд и Боршар вместе создали план по восстановлению: диета, упражнения, план отдыха – всё это Сью выполняла беспрекословно. В 2014 году Сью встретилась еще с одним важным вопросом: стоит ли оставаться в Сиэтле? «Сиэтл Шторм» вовсю перестраивали команду. Бёрд и Лорен Джексон, пара, которую их бывший тренер называл «Джоном Стоктоном и Карлом Мэлоуном с титулами», выиграли два чемпионских перстня в 2004 и 2010. Несмотря на то, что Джексон официально завершила карьеру только в прошлом году, австралийка перестала выступать на должном уровне спустя два года после последнего титула «Сиэтл Шторм». В 2014 году клуб впервые за 11 лет не попал в плей-офф, а Брайан Аглер заключил контракт с «Лос-Анджелес Спаркс».

После сезона-2015 впереди для Сью Бёрд замаячила вероятность стать свободным агентом. Она начала рассматривать варианты окончания баскетбольной карьеры в другом месте. Этим местом вполне мог бы стать «Нью-Йорк Либерти», поблизости с семьей. На тот момент у Сью был также дом в Коннектикуте, рядом с домом сестры.

Может ли твоё сердце принадлежать двум местам сразу? Двум местам, которые находятся друг от друга на расстоянии 2,900 миль? Может. Для Бёрд есть два «дома». Лонг-Айленд – там, где она выросла. Сиэтл – там, где она по-настоящему стала взрослой.

Но если было когда-нибудь время, когда любовная история Сью Бёрд и Сиэтла могла бы завершиться, то это было именно тот момент.

Этого не случилось. Две квинтэссенции качества удержали Бёрд в «Сиэтл Шторм»: верность и оптимизм. Она искала советы у тех, кому могла доверять. Если они предположили, что шанс заработать титул есть только в каком-нибудь другом месте, то «Я всегда хотела защищать «Шторм». Я помогла построить это. Детям хорошо расти за белым заборчиком, да? Так вот мой белый заборчик в баскетболе – оставаться в одной франшизе.

da

В феврале 2016 года Сью Бёрд подписала контракт с «Сиэтл Шторм». В этом же году на клуб выбрал Брианну Стюарт под первым пиком, а еще годом ранее защитника Джуэл Лойд под первым номером. Стюарт и Лойд выиграли приз лучшему новичку года и сейчас являются будущим для «Шторм».

– Я хочу выиграть еще один чемпионский перстень, но дело было не в победе. Речь шла об осмысленном баскетболе. Я верила, что смогу сделать это для команды.

Лорен Джексон: «Она дипломатичная, чуткая и невероятно умная. Ой, а я не говорила, что она всегда права? Ты не можешь спорить с этой женщиной».

В прошлом году, пройдя квалификационные отборы к Олимпиаде, Бёрд провела один из своих лучших сезонов. Сью всё еще в строю, но она знает, что это не будет продолжаться вечно. Когда-нибудь нужно будет уйти, или на ТВ, или начать тренерскую карьеру, или что-то совершенно иное.

Дженни Бусэк, тренер «Сиэтл Шторм»:

– У нее есть много разных вариантов. И когда она проверит каждый вариант, откроет каждую коробочку, то она выберет стоящую опцию для продолжения своей карьеры.

Алиша Валаванис, генеральный менеджер «Сиэтл Шторм»:

– У неё походка, как у игрока, ставшего главным во франшизе, который в состоянии тянуть всю команду к победе. Люди говорят, что у нее лицо франшизы. Но на самом деле важно, что она огромная часть её души.

Как игрок и лидер Сью старается держать команду в позитивном настроении, такой инстинкт выработался у нее еще в Коннектикуте. Тренер Джино Ауриемма, отвел её в сторону и сказал, если с командой пойдёт что-то не так, это будет её вина. Это случилось после того, как она пропустила большую часть своего дебютного сезона с травмой колена.

В этом заключается гений Ауриеммы. Он сделал Сью ответственной за всё, потому что знал, чем больше возложишь на нее, тем больше она сможет сделать.

– Тренер Ауриемма всегда говорил, что баскетбол – это не игра «как», это игра «когда». Ты хочешь добраться до какой-то определенной цели, типа WNBA, где все что-то умеют делать. Но есть люди, когда знают, когда делать – в нужное время – вот где великие игроки отделяются от общей массы.

fds

– Это как всё в жизни: ты выбираешь свои битвы. Я не всегда делала это верно. Я могу рассказать истории о том времени, когда я должна была бы быть более агрессивной, но вместо этого, я избегала любых моментов, которые могли бы создать потенциальный конфликт в команде. Бывают времена, когда ты должен забыть что-то и двигаться вперед. Этому учатся. Эти тонкости жизни приходят с опытом. Не думаю, что я сказала бы такое в 22 года.

Всё же партнёры по команде всегда слышали её. Дайана Таурази: «Я могу сказать тебе поставить заслон, но если я тебе не нравлюсь, иди к чёрту!», – когда Сью говорит, ты просто хочешь сделать это для нее».

В этом сезоне Бёрд в среднем набирает 10.8 очков и 6.9 результативных передач за «Сиэтл Шторм». Сью на пути, чтобы побить достижение Тиши Пеничейро, осталось набрать всего лишь 64 передачи. За то, что Бёрд может «убить» игру соперника своим броском, болельщики прозвали её Сью «Умрите, с**ки! (англ. Die, bitches!») Бёрд.

Я был свидетелем этого в течении семи лет, - рассказывает Брайан Аглер. – Все те моменты, когда она забивала важные броски на линии штрафных или в самый разгар матча, все те моменты были легендарными.