Данкан, Де Коло и еще 11 имен, которых вы не ожидали увидеть в платежках НБА
Самые странные строчки в зарплатных ведомостях в 2017 году.
В платежках НБА полно денег: от минимальной зарплаты новичка в 815 тысяч до рекордного соглашения Карри, которое принесет ему 34,7 млн в этот сезон и еще 166 млн – в последующие четыре. Здесь есть и скидочные контракты Дюрэнта и Криса Пола, и дикие переплаты Тиму Хардуэю и Соломону Хиллу. Здесь есть первый номер драфта Маркелл Фульц, который в свой дебютный сезон получит меньше, чем Кристиано Фелисио, и 40-летний Винс Картер, который получит больше, чем Си Джей Майлз. Здесь есть по три «максималки» в «Мемфисе» и «Вашингтоне» (всего одна в ГСВ), а в «Финиксе» никто не получает и 15 млн в год. Здесь Тимофей Мозгов – самый высокооплачиваемый игрок своего клуба.
Но еще здесь есть куча имен, которые вы совсем не ожидали увидеть.
Место, «Миннесота» – 815 615
Окей, это не совсем имя. Резко преобразившаяся «Миннесота» привлекла в состав Батлера, Тига, Гибсона, Кроуфорда и новичка Пэттона – но все равно со всеми контрактами не добралась до минимального лимита в 12 человек в платежной ведомости. Пока в клубе только 11 человек на контрактах (и это считая еще официально не подписанного Кроуфорда), недобор учитывается под потолком зарплат по минимальной ставке контракта новичка. Конечно, эти деньги никому не выплачиваются, но если клубу прямо сейчас нужно место под потолком зарплат на подписание свободного агента, этого места у них будет на 815 тысяч меньше.
Пол Пирс, Карлос Дельфино, Мирослав Радулица, Джордан Фармар, все – «Клипперс» – от 252 042 до 1 096 080
Беззаботные (до плей-офф) «Клипперс» никогда не боялись потратить деньги на ненужных игроков, а затем их отчислить. Так к 2017 году у них накопилось сразу четыре «мертвых» контракта. Для Стива Баллмера налог на роскошь с этих лишних зарплат – карманные расходы, поэтому Док Риверс беспорядочно выкупал тех игроков, которые ему не нужны. И все бы ничего, да вот только в этом сезоне над ЛАК появился жесткий потолок из-за подписания Галлинари, оформленного по схеме «сайн-энд-трейд», и до этого потолка остается не так много пространства. И мертвые 2,5 миллиона в платежке совсем не помогают текущей ситуации в клубе – ведь их ни обменять, ни списать, ни даже повторно отчислить.
Петтери Копонен, «Даллас» – 1 394 520 (кэпхолд)
В 2007 году «Портленд» поднялся на драфте, чтобы выбрать Петтери Копонена под последним пиком первого раунда. В 2011 году права на Копонена обменяли в «Даллас» на 57-й номер драфта и право выбрать Тангуя (Таргуя?) Нгомбо, конголезца с катарским паспортом и неправильной датой рождения в документах, из-за которой он фактически не имел быть права выбранным на том драфте. Замечательная работа «Портленда».
Все это время Копонен теплился в Европе, а права на него, как на любого неподписанного игрока из первого раунда, каждое лето висели в платежках «Портленда», затем «Далласа», пока в офис лиги не приходило официальное письмо, что финн не будет играть за клуб в этом сезоне. Так произойдет и в этом году, когда «Далласу» понадобится дополнительное место под потолком зарплат. За 10 лет номинальная сумма «кэпхолда» за права на Копонена выросла с 750 тысяч до почти что полутора миллионов. И будет расти, пока Петтери не закончит карьеру. Или не переберется в НБА.
Шон Мэрион, «Кливленд» – 1 471 382 (кэпхолд)
Пока команда находится над потолком зарплат, ей нет смысла аннулировать права Берда на свободных агентов, даже закончивших карьеру. Лишняя бумажная волокита со всеми этими кэпхолдами (суммами, по которым в платежке учитываются свободные агенты), которые ни на что не влияют. «Бостон» так когда-то годами держал у себя кэпхолды за Шака, Марбери, Финли, Крстича и даже Дэйну Барроса – он завершил карьеру в 2004, а списан из платежки только 11 лет спустя, когда понадобилось место под потолком.
В последние три межсезонья потолок скакал так, что едва находились команды, остававшиеся все время над ним. Но «Кэвз» после возвращения ЛеБрона – исключение из правил. И у них до сих пор есть права на Шона Мэриона, которые – если бы вдруг «Кливленд» падал ниже потолка – отнимали бы полтора миллиона от места под потолком.
Лэрри Сэндерс, «Милуоки» – 1 865 546
По новому 44-миллионному контракту с «Бакс» центровой, художник и энтузиаст легких наркотиков Лэрри Сэндерс успел отыграть 27 матчей в 2014 году, прежде чем разочароваться в баскетболе. Это примерно 8% от того количества игр, на которое рассчитывали в руководстве «Бакс» когда выписывали такой большой (по тем временам) контракт.
Клуб и игрок договорились о выкупе контракта (снова напомним – он вступил в силу всего за несколько месяцев до того) – не за 8% от всей суммы, конечно, но с существенной скидкой. Сэндерс все равно получил примерно 24 млн от положенных 44, а в платежке «Бакс» до 2022 года теперь красуется ежегодная сумма в 1,87 млн долларов.
Тим Данкан, «Сан-Антонио» – 1 881 250
Когда игрок НБА добровольно завершает карьеру, клуб может дисквалифицировать его и удержать всю зарплату – и если лига и профсоюз будут не против, то и аннулировать контракт. Но так редко поступают, и уж тем более «Сперс» не собирались ругаться с Данканом и требовать возврата вложенных средств. Когда Тимми ушел на пенсию, у него оставался еще год по контракту – чуть более 5,5 млн. САС просто отчислили легенду, выплатили заслуженные деньги, а по правилам «стретча» его зарплату расписали на три года в равных суммах.
Тим уже отдыхает, а в финансовых ведомостях НБА будет еще два года. Хоть какое-то напоминание о легендарных временах.
Нандо Де Коло, «Торонто» – 1 901 900 (квалификационное предложение)
В 2014 году «Сперс» обменяли Де Коло в «Торонто», где его контракт истек. И с 2014 года каждое межсезонье «Рэпторс» исправно выдают французу квалификационное предложение, делают его ограниченно свободным агентом, выжидают весь сезон, в течение которого никто не предлагает ему контракта, а затем повторяют все по новой.
«Торонто», функционирующему над потолком зарплат, это ничего не стоит, зато если Нандо решит по примеру Теодосича прибыть в НБА, у «Рэпторз» будет право повторить любой контракт от других команд и оставить игрока у себя. А у самого Де Коло будет как минимум гарантированный годичный контракт на 1,9 млн от «Рэпторз».
Андерсон Варежао, «Портленд» – 1 984 005
Полтора года назад «Кливленд» скинул массивный контракт Варежао на выкуп в «Портленд», добавив к обмену пик первого раунда-2017 (превратился в Калеба Свэнигана). «Блейзерс» решили отчислить бразильца и расписать его будущую зарплату на 5 лет – получилось почти по 2 млн за сезон. Мелочь, подумали в ПТБ и стали подписывать всех подряд – Амину, Дэвиса, Тернера, продлевать Макколлума на макс, Харклесса, Ленарда, повторять дикое предложение Крэббу от «Нетс»…
И внезапно эти 2 млн до 2021 стали мешать клубу. Но поделать с ними ничего уже нельзя.
Для справки: при текущей платежке из-за списанного контракта Варежао «Портленд» заплатит налога на роскошь на 7 млн долларов больше, чем должны были бы без этого мертвого груза.
Фран Васкес, «Орландо» – 3 057 240 (кэпхолд)
История Франа Васкеса дублирует историю Копонена – с тем отличием, что сумма в два раза больше, шансов перебраться в НБА вообще никаких, а тянется эта волокита с 2005, когда центрового выбрали на драфте под 11-м номером.
Решение испанца остаться дома стало сюрпризом для «Орландо». Теперь каждое лето кэпхолд за Франа возвращается в платежку «Мэджик» и напоминает болельщикам флоридцев, какая замечательная звезда созревает в Европе. Васкесу 34 – еще пара годков и будет готов к дебюту в НБА.
Джош Смит, «Детройт» – 5 331 729
В 2013 году Джош Смит вписался в 54-миллионное соглашение с «Детройтом» – но не вписался во фронткорт клуба, где были Драммонд и Монро.
В 2014 году Стэн Ван Ганди стал тренером и президентом «Детройта». Президент СВГ поверил в то, что тренер СВГ сможет преобразить Смита, и не стал обменивать его в «Сакраменто» на более дешевые и короткие контракты.
Всего через полгода Ван Ганди с фразой «мы сдвигаем свои приоритеты» отчислил Джоша Смита. В середине сезона. Без выкупа. Расписав его зарплату до 2020.
Вероятно, расчет был на то, что новое Коллективное соглашение в 2017 году будет иметь тот же пункт, что и два предыдущих в 2005 и 2011 – правило амнистии. По этому правилу каждый клуб имел однократное право списать из платежки один контракт – действующий или отчисленный. Только вот фигня – амнистию вводили тогда, когда потолок падал, чтобы команды не становились заложниками контрактов, заключенных при прошлом CBA. Сейчас потолок не то что не падает – он летит с пятой космической скоростью.
Но все эти полеты проходят мимо «Детройта», ведь до 2020 года их потолок зарплат – на 5,3 млн ниже, чем у всех других команд. Потому что они неразумно отчислили Джоша Смита, контракт которого должен был бы сейчас уже истечь.
Дерон Уильямс, «Бруклин» – 5 474 787
Единственная команда, у которой в платежке больше «мертвых» денег, чем у «Пистонс» – это «Бруклин Нетс» Михаила Прохорова. Провальный менеджмент Билли Кинга давно позади, новое руководство с Шоном Марксом во главе делает предельно логичные и адекватные шаги по перестройке команды без высоких драфтпиков, но еще три года в платежке будет висеть наследие Кинга – контракт Дерона Уильямса.
Еще раз напомните – зачем контракт Дерона нужно было расписывать на 5 лет, вместо того чтобы расплатиться в полной сумме за два года – в 15/16 и 16/17?
А, ну да, чтобы иметь возможность подписать Барньяни, Ларкина и Эллингтона и не влезть при этом в налог на роскошь, который Прохорову надоело платить.
В 2019 году «Бруклин» наконец-то получит свой высокий пик на драфте после пяти лет долгов перед другими клубами. Удивительно, но это случится даже раньше, чем из зарплатной ведомости клуба уйдет выкупленный Билли Кингом контракт Дерона Уильямса.
Все контракты и платежные ведомости НБА
Фото: Gettyimages.ru/Harry How, Kevin C. Cox, Andy Lyons, Mike Ehrmann, Alex Goodlett
Время расставляет по своим местам.