13 мин.

«Истинное презрение». История битвы «Никс» – «Хит» образца 1997 года. Часть 1

Оригинал – Кэти Бейкер, The Ringer.

Если будете долго-долго смотреть в зеркало, то вскоре начнете ненавидеть то, что видите в нем. «Нью-Йорк Никс» и «Майами Хит» конца 90-х годов были плюющимися друг в друга отражениями, у каждого был свой центровой из Джорджтауна, растрепанный брат Ван Ганди, и общая философия, взращенная на учениях Пэта Райли. Команды были одинаково опытными и упрямыми, полные физически развитых бойцов, которые избивали друг друга до низко результативного забвения при очных встречах. А встречались они очень часто: в течение четырех сезонов подряд, 20 лет назад, эти достойные противники встречались в плей-офф каждую весну в противостоянии, которое было похоже на бой с отражением. 

Это была брутальная, бесшабашная стычка. Игроки ныряли за уходящим мячом, играли чрезвычайно грубо, и с таким же усердием затаивали обиду. Там были и игры разума, и смачные удары по корпусу, дружба и ссоры, удачные броски и Roundball Rock. Там было прошлое Пэта Райли («Никс», которых он вывел в Финал 1994), его настоящее и будущее («Хит», управление которыми он принял в 1995, после бурного отъезда из Нью-Йорка, который включил в себя путешествие в Грецию, отставку по факсу, конфликт с лигой, и круизный корабль под названием «Воображение»). В основе соперничества лежало такое скупое, озлобленное уважение, которое может произрасти только из взаимного желания уничтожить друг друга. Из тех четырех встреч в плей-офф «Никс» выиграли три, включая апсет в первом раунде 1999 года, когда «Хит» были первыми на Востоке. Но также была и проигранная серия в мае 1997 года.

Двадцать лет назад, во втором раунде плей-офф, рутинные броски «Майами» со штрафной линии в мусорное время во время разгромной пятой игры вызвали странную драку, приведшую к удалениям и даже судебному разбирательству, и в результате «Хит» смогли выиграть серию со счета 1-3. Исход некоторых игр решает отскок, каких-то – удачно поставленный заслон. Эту серию, да и последующие, определил штрафной бросок.

Глава 1: «Он был Главной Акулой»

Сейчас это все далекая история, но два десятилетия назад о «Нью-Йорк Никс» можно было сказать две вещи: Они выиграют около 50 игр за сезон, и они точно будут играть в баскетбол в середине мая. В период с 1992 по 1997 года команда опустилась ниже отметки в 50 побед всего один раз, как раз в год после ухода Райли. Изнурительные физические баталии в плей-офф – против «Буллс» Джордана, или «Пейсерс» Реджи – были ежесезонной весенней нормой в Мэдисон Сквер Гарден.

Примечание: все заголовки относятся ко времени плей-офф НБА сезона 1997 года.

Майк Франсеса (радиостанция WFAN): Кажется, что каждый уикэнд в мае, по воскресеньям, в Мэдисон Сквер Гардене была игра. Моя матушка тогда была еще жива, и я, кажется, пропускал День Матери восемь лет подряд. Она все говорила: «Ты идешь на игру «Никс» в плей-офф?»

Д.А.Аданде (репортер НБА, Washington Post): То, что Райли сделал с «Никс», приведя команду в Финал 1994 года, не имея при этом достаточно игровых ресурсов – это, вероятно, было его величайшим достижением в качестве тренера.

Франсеса: «Никс» владели этим городом. Они были хозяевами. Они были Темой №1 всех новостей.

Под руководством Райли, «Никс» проиграли «Чикаго» в финале конференции в шести играх в 1993, а в 1994 проиграли в семи «Хьюстону» в Финале НБА. Но к лету 1995 года Райли – разочарованный чрезмерным надзором в организации «Никс», соблазнившись обещанием «Майами Хит» о громадной свободе управления – отправил факс о своей отставке и уехал в отпуск в Грецию. Этот шаг привел к официальным обвинениям в адрес «Майами», и к соглашению, по которому «Хит» отдали «Никс» выбор в первом раунде драфта 1996 года и миллион баксов.

Айра Виндерман (репортер колонки Heat beat, Sun Sentinel): Пэт Райли хотел открытого баскетбола, где ему не надо будет беспокоиться о собраниях руководителей МСГ, и он получил, что хотел. Он нашел партнера в лице Микки Арисона.

Дэйв Чекеттс (президент Мэдисон Сквер Гарден), на пресс-конференции, в день отставки Райли: Он хотел быть собственником. Хотел автономии. Он хотел много того, чего мы не могли ему дать.

Пэт Райли (тренер и президент «Хит»), в интервью New York Daily News в 1995 году: Мне надоело, что меня используют, игнорируют, что мною манипулируют, что мне обещают, угрожают, и, в конце концов, я устал о того, что кое-кто не держит слова.

Расс Граник (заместитель комиссионера НБА): «Майами» вели переговоры с Пэтом, когда тот еще имел контракт с «Никс». Я не припомню похожей ситуации.

Виндерман: Микки Арисон был готов потратить миллион долларов на штраф, он был готов отказаться от выбора в первом раунде драфта в пользу «Никс», так что все понимали, что назревает нечто крупное…потому что Пэт Райли не стал бы затевать все это, имея какие-то второстепенные цели.

Тони Фиорентино (ассистент тренера «Хит»): Это один из самых великих союзов в истории профессионального спорта, Арисон и Райли.

Райли на какое-то время стал Врагом №1 в Нью-Йорке. («Посвистим Пэту-Крысе!», гласил один из заголовков New York Post до первого возвращения Райли в МСГ в декабре 1995 года; фанат с плакатом «БЕНЕДИКТ РАЙЛИ» (прим. пер. – по аналогии с Бенедиктом Арнольдом, генералом времен войны за независимость США, прославился в боях на стороне американских повстанцев, но позже перешёл на сторону Великобритании. Многими считается как героем, так и предателем, продавшим страну за деньги) Первый сезон «Никс» без Райли вышел трудным, короткое правление Дона Нельсона разделило игроков и болельщиков. (Решение посадить на скамейку любимца фанатов Джона Старкса не добавило Нельсону всенародной любви.) За 23 игры до окончания регулярного сезона Нельсон был уволен, а Джефф Ван Ганди, многолетний ассистент Райли, был назначен главным тренером. «Никс» попали в плей-офф, но в межсезонье нуждались в определенных изменениях. Тем временем Райли, стремился оставить свой след в «Майами», франшизе, которая в основном была весьма посредственной с момента вступления в лигу в 1988 году. Он начал формировать команду, которая выглядела чертовски похожа на ту, которую он только что покинул.

Фиорентино: Мы были франшизой, которая просто существовала. Мы никуда особо не стремились, особо не старались. И как только Райли «вступил на борт», он начал создавать команду, которая имела законное право именоваться франшизой.

Виндерман: Это был натуральный сброд в первый сезон, не стиль Райли, не игроки Райли.

«Мне показалось, что я нахожусь в школьной спортивной раздевалке...Они знали, что у них в жизни больше не будет настолько важной игры» – Майк Уайз, New York Times.

Фиорентино: Он получил работу в сентябре. В ноябре мы заполучили Алонзо Моурнинга. Пару месяцев спустя, в феврале, он совершил большой обмен ради Тима Хардауэя.

Виндерман: Это было далеко не Шоутайм «Лейкерс», это было больше из серии «схвати-и-забери», подход «Нью-Йорк Никс». И когда он получил Алонзо Моурнинга, Пи Джея Брауна и еще парочку игроков, стало понятно, что он продолжает исповедовать этот стиль.

Майк Уайз (репортер колонки «Никс», The New York Times): «Никс» Райли были группой хулиганов, готовой выбить из вас все дерьмо.

Виндерман: Он пытался перевезти, если можно так выразиться, жесткость Нью-Йорка на берега Южной Флориды.

Уолтер МакКарти (форвард-новичок «Нью-Йорк Никс»): Рик Питино, в колледже [Кентукки], если я не делал подбор в нападении, или не ставил блок, или если меня толкали в игре, или что-то еще, всегда говорил: «Если когда-нибудь тебе придется играть против «Нью-Йорк Никс» – Чарльза Оукли и прочих – лучше бы тебе ударить кого-нибудь».

Франсеса: Пэт Райли – действительно суровый парень из Скенектади (небольшой город в штате Нью-Йорк – прим.пер.).  Он – не Шоутайм, текила санрайз, Курт Рассел, Мел Гибсон. В Лос-Анджелесе он построил образ Гордона Гекко, сотрудничая с Каримом и Мэджиком, превратившись из парня, который был запасным игроком, в парня, который стал суперзвездой-секс-символом в костюме от Армани.

Уайз: Эта история о том, как он сблизился с Майклом Дугласом – мне кажется, все это имеет смысл, поскольку все называли его Гордоном Гекко. Райли превратил это место в резервуар с акулами, а он был самой главной акулой.

Райли, выступая на пресс-конференции на круизном корабле, объявляя о начале работы с «Хит»: Множество людей в Нью-Йорке считают, что я бросил их, но это не так. Это было дело принципа.

Франсеса: Он привнес в «Нью-Йорк» костюмы от Армани и стрижку Гордона Гекко, но также верно, что обе команды получили от него простой, рабочий менталитет: нет подбора – нет титула; нет крови – нет фола; никто спокойно не зайдет в нашу зону.

С момента приходу в лигу «Хит» ни разу не достигали показателя в 50 побед за сезон. В первый год с Райли они выиграли 42 игры, попали в плей-офф, и проиграли «Чикаго» в первом раунде; второй сезон с Райли они закончили с показателем 61-21. 32 победы пришлись на гостевые матчи, в какой-то момент «Хит» имели серию из 14-ти гостевых побед подряд. Райли был назван Тренером Года.

Фиорентино: Я помню наше шестиматчевое турне по Западному побережью, когда репортер спросил Райли, «Какой исход этой серии матчей вас устроит? 5-1? 4-2?» И Райли ответил, «Я хочу выиграть все матчи». И мы победили во всех. И я помню, как Алонзо Моурнинг, сидя рядом со мной, сказал? «Вот почему я его люблю».

Глава 2: «Чикаго всегда было у вас в мыслях»

Летом 1996 года, генеральный менеджер «Никс» Эрни Грюнфельд приобрел трех ключевых игроков за один день. Грюнфельд надеялся, что новички Аллан Хьюстон, Ларри Джонсон и Крис Чайлдс сделают команду моложе, и создадут крепкое ядро вокруг Патрика Юинга, что даст «Никс» легитимные шансы на чемпионство. «Нет никакой гарантии, что «Никс» будут достаточно хороши, чтобы свергнуть «Чикаго Буллс» с престола в следующем сезоне», писал Клифтон Браун в The New York Times, «но шансы «Нью-Йорка» значительно увеличились». Уже имея четыре чемпионских перстня на пальцах, и еще два в будущем, «Буллс» были золотым стандартом, финальным боссом и белым китом лиги.

Джефф Ван Ганди (главный тренер «Никс»): Если вы играли в ту эпоху, и пытались построить команду, то «Чикаго» всегда было у вас в мыслях. «Индиана» была потрясающей, «Майами» были отличной командой. Это не значит, что нужно было фокусироваться только на одной команде, но лучше бы вам было собрать хороший состав, потому что Восточная Конференция тех времен – лес, полный диких, голодных медведей.

Виндерман: Вы знали, что если играете против Майкла Джордана, то вам в любом случае крышка.

Аданде: Я не думаю, что люди реально считали, что «Никс» были в состоянии победить «Быков». Я не помню, чтобы хоть кто-нибудь сомневался в реальном исходе.

Франсеса: В 1993 году «Никс» полагали, что могут победить их [«Чикаго»]. Затем последовала та символическая игра Чарльза Смита, чьи броски были заблокированы 4 раза подряд.

Уайз: У всех великих игроков в НБА, будущих членов Зала Славы, обязательно был напарник. Майкл Джордан не становился чемпионом без Скотти; Карл Мэлоун и Джон Стоктон были вместе. Я думал, «Почему они не могут найти подходящего игрока для Патрика Юинга, чтобы они вместе реально могли претендовать на чемпионство?».

Франсеса: Чекеттс сказал мне, «Мое самое большое разочарование в том, что у Патрика никогда не было достойного напарника».

Майк Брин (комментатор радио WFAN): У них все еще сохранялось ядро; Юинг, Оукли, и Старкс были в команде, прошедшие через старые битвы с «Чикаго Буллс». А теперь неожиданно появилось несколько молодых игроков.

Бак Уильямс (форвард «Никс»): Эрни Грюнфельд как бы готовился бросить вызов Чикаго. С первого дня было понятно, что нам суждено встретиться с ними, и он попытался собрать талантливую команду, которая могла бы конкурировать с «Быками».

Ван Ганди: В сезоне 1996-97 у нас все были здоровы, была хорошая глубина состава, мы были жесткими и умными. Команда была хорошо организованной. Очевидно, что сейчас, со всеми этим изменениями в правилах, вы бы не стали строить команду так.

Виндерман: Далее последуют правила об умышленных фолах (flagrant foul); последуют дисквалификации за технические фолы. Дэвид Стерн (комиссионер НБА) знал, чего он не хочет, и тем, чего он не хотел видеть, было то, что начал Пэт Райли.

МакКарти: Сейчас технические и умышленные фолы имеют другой смысл. Некоторые жесткие фолы от Оукли, или других парней – если бы это происходило сейчас, их бы вероятно удалили и дисквалифицировали на пять игр.

Ван Ганди: Но я считаю, что это действительно была лучшая команда, которую мы собрали вокруг Патрика, с точки зрения таланта.

Патрик Юинг (центровой «Никс»), после поражения в седьмой игре серии «Никс» – «Хит» полуфинала Восточной конференции 1997 года: Я верил в моих товарищей по команде. У нас была отличная команда. Игровая химия была великолепной. Все было здорово.

«Пэт Райли никогда не говорил прямо, что вы должны драться. ...Но если Пэт Райли говорит «Защищай то, что тебе принадлежит» – это тоже самое, но другими словами» – Айра Виндерман, редактор колонки «Хит» Sun Sentinel.

Джон Уоллес (форвард «Никс»): Мы хорошо подготовились к «Чикаго» в том году. Действительно. Скотти Пиппен был великим, но не любил постоянно защищаться в посте, и мы чувствовали, что сможем воспользоваться этим.

Уайз: Аллан Хьюстон дал им того рода дерзость и мастерство, которого им не хватало. У них всегда была грубость, дерзость Дерека Харпера, но им нужен был умелый игрок, который забросит тот самый бросок с периметра, и никто не сможет его остановить. Аллан был кем-то вроде Реджи Миллера. Кроме того, Ларри Джонсон сбавил в атлетизме, но стал сильнее ментально. Он стал лучше понимать игру и никого не боялся, идеальное сочетание мастерства и упорства. Крис Чайлдс был идеальным боевитым игроком.

Ван Ганди: У нас были некоторые новые игроки, которые оказали огромное влияние, но были и те, кто присутствовал в команде еще в мою бытность помощником тренера. Это здорово – иметь в составе отличных игроков – но также и важно иметь с ними общую историю.

Уоллес: У нас было все. Мы были заряжены. Сверху донизу. Это все, о чем мы говорили.

Уайз: Это был отличный последний день регулярного сезона, они выжали из себя все и одолели «Буллс». А затем отправились в плей-офф, думая, «Черт побери, мы сможем сделать это еще раз!». И я знаю, что никто в здравом уме, кто смотрел, как «Быки» выиграли очередной титул в том году в серии с «Джаз», не согласится со мной. Возможно, похоже себя чувствуют только люди, которые видели ту команду и помнят те ощущения, но я был убежден, что если Майклу Джордану в прайме и суждено когда-нибудь потерпеть поражение от команды Восточной конференции, то это должны быть именно те «Никс».

Продолжение следует...

Фото: Getty Images/AP Images/Ringer illustration.