В погоне за MVP Женской НБА. Выпуск #2
Достойны упоминания:
Дайана Таурази, «Финикс»
Текущий сезон в исполнении Таурази смотрится замечательно. Именно смотрится, то есть «Финикс», обновив состав практически полностью, загнал себя в такую ситуацию, в которой Дайане приходится регулярно реализовывать сумасшедшие броски с шести метров в движении с контактом с защитником или пулять невероятные трешки через руки просто потому, что кроме нее некому. Вообще-то для «Меркьюри было бы замечательно, если бы партнеры создавали для Таурази менее экстремальные ситуации, но из толковых партнеров только и остались что Грайнер, да Митчелл, поэтому хиро-бол от Леди Ди оказывается неизбежен.
Таурази за минувшие три недели поднялась-таки на первую строчку в списке самых результативных игроков в истории ЖНБА, поэтому следующий парадокс вырисовался еще более четко. А парадокс заключается в том, что лучший снайпер в истории лиги вообще-то лучше играет без обилия бросков. Ее и в сборную США-то постоянно берут капитаном именно затем, чтобы она дирижировала нападением и давила авторитетом, нежели тянула одеяло на себя и вваливала по 20-25 за игру, как ей приходится это делать в «Финиксе». «Меркьюри» становились чемпионами трижды – в 2007, 2009 и 2014 годах и на фоне ее общего карьерного пути каждый из этих трех сезонов выглядит провально по результативности.
Матч с «Сиэтлом» наглядно показал, что «Финикс» далеко не уедет без максимальной вовлеченности всех остальных игроков команды за исключением двух лидеров. И перед началом сезона подразумевалось, что Даниэлль Робинсон будет третьей звездой в команде, но она играет на удивление пассивно, хотя ее габариты располагают к тому, чтобы она больше лезла под кольцо в самую гущу и собирала на себе больше свистков. Без Ди-Робба Таурази и дальше придется устраивать феерические спектакли результативности, чтобы «Финикс» держался на плаву. За ними приятно следить сейчас, но они практически гарантируют «Меркьюри» ранний вылет в плей-офф.
Кайла Макбрайд, «Сан-Антонио»
«Сан-Антонио Старз» – полный антипод мужской команды из того же города. Никакой иерархии, никакой дисциплины. Что в нападении, что в защите – все максимально ситуативно, нет понимания, где кто должен быть и почему, куда бежать, куда смотреть, куда должен лететь мяч и когда. В результате полного отсутствия тактического рисунка проявляются и ранее незаметные худшие стороны индивидуальных исполнителей, поэтому как-то внезапно начинает казаться, что Кей-Мак недостаточно атлетична, не представляет угрозы вблизи кольца и кроме набора очков ничего и делать-то толком не умеет. Все это – следствие импотенции тренера, неправильного распределения обязанностей на обеих половинах площадки и давящей атмосферы внутри коллектива от череды поражений.
Неудивительно, что и Келси Плам в этой ситуации продолжает выглядеть из рук вон плохо. Ротация в «Старз» вообще напоминает какой-то взбесившийся генератор случайных значений. Первый номер драфта-2017 то получает почти 30 минут за игру, то не получает и пяти. То ее маринуют на скамейке четвертями, то вдруг она выходит в концовке напряженного матча абсолютно холодная. Наверное, это какая-то загадочная женская логика.
В просмотре матчей «Сан-Антонио» есть один однозначный плюс – Мэтт Боннер в роли комментатора.
Кэппи Пондекстер, «Чикаго»
Кэппи на само деле тоже не ахти как играет, но я, пожалуй, использую ее имя в качестве повода поговорить о проблемах «Скай».
В лиге в принципе были заметны перепады в ротации клубов, ослабленных отъездом ключевых игроков на Евробаскет, но на «Чикаго» отсутствие Кортни Вандерслут сказалось сильнее всех. Корнти уехала играть за сборную Венгрии и в ее отсутствие у «Скай» совсем расклеилась игра.
Кэппи хоть и переоделась в коротенькие шортики, но все продолжает заниматься не своим делом в нападении, решив под закат карьеры зачем-то начать ставить рез. передачи по главу угла, хотя концентрация на наборе очков принесла бы и ей и клубу гораздо больше пользы. Янг и Брилэнд продолжают поражать своей игровой идентичностью вплоть до того, что они перестают быть сколь бы то ни было эффективными когда находятся на площадке одновременно. Эмани Буйетт продолжает своим мельтешением, суетой и низким баскетбольным IQ напоминать, что она сестра самого Джавейла Макги.
Именно из-за отсутствия тренерского начала типичный матч для «Чикаго» выглядит следующим образом: «Скай» проигрывают три четверти матча 8-12 очков, не огрызаются и не используют чужие ошибки, а потом в концовке совершают два-три мусорных попадания, изображают, что вроде как поборолись и сокрушаются, что «чуть-чуть не хватило».
Только вот там ни разу не «чуть-чуть» получается. И непонятно, что им может в такой ситуации возвращение Элены Коутс (№2 минувшего драфта до сих пор лечит лодыжку и еще не дебютировала в ЖНБА).
10. Кэндис Дюпри, «Индиана»
Дюпри напоминает Леброна по психологии. Она делает именно то, что от нее требуется. Старается только тогда, когда видит, что это действительно необходимо и когда у нее есть шанс на успех. В остальное время выглядит пассивно. Дюпри вообще-то сложно назвать лидером, ибо она не лезет на рожон и наверняка потеряла бы в эффективности, если бы она чаще держала в руках мяч и играла как звезда. Наверняка эта ее пассивность – своеобразный отпечаток второстепенной роли в «Финиксе». Но при этом в концовке каждого напряженного матча (как против «Далласа» когда она лично двумя попаданиями и выигранным спорным пресекла любые попытки «Уингс» вернуться в игру) Дюпри всегда на первом плане и успевает делать все и быть повсюду, хотя внешне никуда не спешит и как будто никогда не запыхается.
9 из 10 кандидатов в этом списке лезут в пекло и требуют мяч, а Дюпри дрейфует где-то рядом. В этом ее ценность. Таких игроков любят тренеры и пара Четмэн – Дюпри – это классное комбо. Только вот Дюпри играть осталось совсем недолго и дальнейшие перспективы «Фивер» крайне туманны.
9. Джонквейл Джонс, «Коннектикут»
Взлет акций центровой «Сан» – закономерное явление особенно после победы «Коннектикута» над «Миннесотой», но что бы действительно влиять на игру и, следовательно, выше котироваться в качестве полноценной звезды, Джонс нужно больше созидать самой.
Апсет в матче с «Линкс» был неожиданным, но объяснимым. «Коннектикут» – чуть ли не единственная команда в женской НБА, передняя линия которой может создать проблемы для «Линкс» особенно для второго пятерки и игроков типа Планетт Пирсон. В том матче было заметно, что Шерил Рив осознает этот недостаток своей команды, поэтому всем «Линкс» поступила очень простая установка – не давать «большим» «Коннектикута» получать мяч на усах. Из-за этого «Линкс» нахватали лишних фолов при борьбе за мяч и «Коннектикут» сумели извлечь из этого максимум пользы, а Джонс отыграла 50/50 против Сильвии Фаулз. Это дорогого стоит.
8. Бреанна Стюарт, «Сиэтл»
Сью Берд лукавит, когда говорит, что Бреанна особенная и играть с ней в одной команде – ни с чем не сравнимое чувство просто потому, что Бреанна Стюарт– это Лорен Джексон с поправкой на особенности современного баскетбола. Смогут ли Джул Лойд и Стюарт стать столь же органичным дуэтом, как Берд и Джексон в свое время? Пока что сложно сказать.
Во-первых, в играх последнего месяца Лойд приходилось работать гораздо больше без мяча, нежели на первых неделях сезона. И даже в матчах с аутсайдерами вроде «Сан-Антонио» было заметно, что Лойд совсем некомфортно себя чувствует в роли спот-ап снайпера, которого сильно ограничивают в креативе в нападении.
Берд держится в клубе на правах Тони Паркера, который ходит под кольцо сыпя песком, но тем не менее пока именно она отвечает за движение мяча и создание благоприятных ситуаций для партнеров. Когда же мяч оказывается у Джул Лойд, то сразу становится очевидно, что ей тесно на одной площадке с Бреанной и в пятерках без Стюарт Лойд смотрится на порядок лучше. Матч с «Нью-Йорком» наглядно показал, что Лойд негде развернуться, если Стюарт не оттягивается на дугу, поэтому пока что в «Сторм» наблюдаются проблемы с балансом между двумя звездами. В этом случае было бы логично вводить Лойд со скамьи на манер Джинобили, благо во втором юните у «Сиэтла» совсем нет созидателей и Лойд пришлась бы к месту, но у команды нет такой глубины, чтобы они могли себе позволить такую роскошь, как вводить игрока калибра Лойд не в стартовой пятерке.
7. Скайлар Диггинс-Смит, «Даллас»
Диггинс-Смит редко бывает однозначно лучшим игроком в матче. Периодически она становится №1, но, похоже, что ей комфортнее в статусе теневого лидера, который дает раскрыться другим и ради эксклюзивного права на мяч в концовках напряженных матчей готова в отдельных владениях быть серый кардиналом, который вроде как исполняет роль второго плана.
Поэтому сейчас главная положительная тенденция для «Уингс» – выдающаяся игра Глори Джонсон на обеих концах площадки. Но Джонсон – это тренд, а Диггинс-Смит – бренд. В концовках каждое владение затевается и реализовывается головой и руками Скайлар. Уровень конструктива в нападении строго регулируется ею. Другое дело, что она частенько что по ходу матча, что в концовках часто сбивается на малоэффективные флоутеры через руки защитника, которые, когда залетают, то оказываются достойны аплодисментов и оказывают прямо-таки деморализующий эффект на соперника.
А когда они летят мимо цели, то Диггинс-Смит оказывается похожа на Криса Пола, который нутром чует, что от него ждут решительных действий, сознательно берет на себя ответственность, но отнюдь не всегда эти броски в клатче выглядят естественно и приводят к победе. То есть вроде как бы можно высоко оценить старания и желание, но результат все равно оказывается удручающим.
6. Тина Чарльз, «Нью-Йорк»
Одной из моих любимейших дуэлей этого сезона быстро стало противостояние Тины Чарльз и Бреанны Стюарт. Каждый матч против «Сиэтла» выглядит как-то особенно живо, поскольку Чарльз почему-то именно против Стюарт играет с выпяченной грудью и хочет доказать свою состоятельность.
Чарльз – исполнитель достаточно высокого уровня, чтобы быть на виду чисто «на классе», но когда он ловит свою волну и играет с полной самоотдачей, то она сразу же начинает казаться, что она готова уничтожить любого «большого» в лиге в очной встрече. Наверняка тут отчасти дело и в ее происхождении (Чарльз родом и Квинса в Нью-Йорке) и в опыте игры на уличных площадках, а также в необходимости соответствовать высоких требованиям местных болельщиков.
Билл Лэймбир ни разу не тактик, но, похоже, что он хороший психолог и с Чарльз у них налажен очень бодрый тандем. И если у «Либерти» получается правильно задействовать Чарльз в нападении и у нее получается реализовать хотя бы парочку сложных бросков с сопротивлением, то у Чарльз включается уличный режим, она начинает бить себя в грудь и готова насовать сопернику полную корзинку бросков с любой дистанции. К тому же с ее то габаритами и техникой броска с полностью выпрямленных рук, ей в этом и помешать-то никто не сможет.
5. Ннека Огвумике, «Спаркс»
4. Кэндис Паркер, «Спаркс»
В дуэте лидеров «Спаркс» есть явное разделение. Что-то даже вроде противопоставления. Ннека – это про эффективность. Закончить матч, попав, допустим 7 из 8 бросков, выйти еще 3-4 раза на линию штрафных и закончить матч с потрясающей линией 21+11– в этом вся Ннека. Она играет довольно прямолинейно, но при этом имеет по щелчку пальцами превращаться из бульдозера, которых распихивает всех под кольцом, в более ловкого снайпера и обратно.
А Кэндис Паркер – это нечто лиричное, поэтичное и вневременное, что не имеет отношения к современным тенденциям, оценке качества игры по цифрам или каким-то болельщицким предпочтениям. Паркер – это эстетика и грация баскетбола во всей его чистоте и незамутненности.
Правда, с «Чикаго» и «Далласом» показали, что индивидуального мастерства даже двух столь классных игроков может быть недостаточно. У «Спаркс», например, как только начинается проявляться леность в нападении и получается меньше пяти пасов за владение, то у них все сразу начинает идти вкривь и вкось с расчетом на авось.
Поэтому «Спаркс» очень идет на пользу, что у них есть цепной пес в лице Элены Бирд. Элена (вообще-то пишется как Алана, но произносится скорее, как Элейна) уже успела побыть звездой и съездить на несколько Матчей всех звезд, она набирала и под двадцатку за матч в лучшие годы, а теперь работает Тони Алленом. Ей уже 35, но она все так же рьяно сторожит линию паса и готова в ногах съесть живьем любую много о себе возомнившую звезду. Поэтому здорово, когда есть в команде человек, который в концовке заранее просчитает направление мысли вражеского нападения и сделает важный перехват.
3. Елена Делле Донн, «Вашингтон»
«Атланта» находится в затяжном пике и Кларендон/Хэйс проваливают матч за матчем, хотя я в начале сезона грешным делом думал, что именно «Дрим» будут толкаться с «Мистикс» в турнирной таблице. Но «Вашингтон» активизировал скрытые внутренние ресурсы и тут же стало очевидно, что эти две команды разделяет целая пропасть.
«Вашингтон» пополз вверх, как только у них прояснилась ротация в передней линии, а Тианна «Почтиафро» Хокинс и Кристал Томас стали получать больше минут и удостоились расширенных ролей. Так было в начале месяца в матчах против «Далласа» и «Индианы», но теперь все больше кажется, что Хокинс все-таки не тянет и ей комфортнее быть 6-7 игроком ротации. Но для Майка Тибальта это не проблема, поскольку со дня на день должна вернуться с Евробаскета с бронзовой медалькой на шее Эмма Мессеман. С Мессеман на площадке ЕДД снова сможет больше отираться на дуге и меньше времени тратить на рутину под кольцом, а Кристи Толивер будет проще швырять свои пэттимиллсовские трешки с отскока в сторону.
Амбиции «Вашингтона» на титул вырисовываются все более четко.
2. Бриттни Грайнер, «Финикс»
Все, что было сказано в параграфе про Таурази, разумеется, касается и Грайнер. Пока у нее нет добротных партнеров, она так и будет доминировать индивидуально, а результат будет оставлять желать лучшего.
Но это не отменяет того, что за действиями Грайнер очень любопытно следить – играет-то она очень по-хулигански. То качает пальчиком после блок-шота как Мутомбо, то на судей наезжает. Ставит сверху, в конце концов.
Против Грайнер большинство команд предпочитают использовать нехитрую тактику – бросить на нее какую-нибудь бедняжку один-в-один и молиться. Например, против «Нью-Йорка» такая стратегия работала – Бриттни индивидуально растоптала Кию Стоукс, но «Финикс» проиграл. Против «Индианы» и «Сиэтла» такой трюк не прошел. Но в нем есть здравое зерно.
Во-первых, Грайнер оказывается сама по себе в нападении, что выгодно для команды-соперника. До Бриттни стараются довести мяч как можно раньше, чтобы у нее было 3-5 секунд на то, чтобы прощупать ситуацию и придумать продолжение. При этом ей нет смысла расставаться с мячом даже при сдваиваниях, поскольку ее скидки не приводят к обострению и позиционное нападение ввиду отсутствия снайперов становится вялым и безыдейным.
Во-вторых, обилие бросков сказывается на желании Грайнер страховать всех и каждого в защите. В ЖНБА нет защиты все против всех, остается расчет на рим-протектора. Размах рук Грайнер позволяет ей задевать миллион передач, что значительно облегчает игру всем ее партнерам по команде, да и все, что она блокирует – она оставляет в поле. Но когда Грайнер «наедается» в атаке (особенно после агрессивных подборов в нападении), то она менее охотно страхует своих партнеров и на разменах перестает восстанавливать позицию. Поэтому команды с бросающим четвертым-пятым номером вроде «Спаркс» или «Либерти» находят способ либо увести Грайнер из-под собственного кольца, либо заставить ее больше двигаться и чаще фолить.
Такими темпами, Грайнер будет претендентом №1Б на титул MVP, но очень быстро поедет на рыбалку.
1. Сильвия Фаулз, «Миннесота»
В женской НБА многие игроки передней линии привыкли к пассивному занятию позиции и оказываются психологически не готовы, когда Фаулз предлагает им заняться очень простым и фундаментальным делом – потолкаться под кольцом. В этом вопросе нужна и недюжинная физическая сила, и опыт, но главное – все же желание, готовность к жесткому контакту и готовность пойти встык.
Фаулз выигрывает каждую свою битву еще до ее начала и набирает легкие два очка еще когда даже мяч до нее не дошел. Многим игрокам вроде Плезанс из «Далласа» очень тяжело бодаться локтями, бедрами и плечами с Фаулз. Хотя бы потому, что в лиге очень мало людей, которые физически могут противопоставить что-то центровой «Миннесоты». Соперницы банально отскакивают от Фаулз, поскольку в ней 96 кг боевых мышц, а в лиге по пальцам можно пересчитать женщин аналогичных данных. А если кто и соответствует по весовой категории, то уступает в подвижности, как та же Долсон из «Чикаго», Ларкинс из «Индианы» или Суордс из «Сиэтла».
Выиграть дуэль у Фаулз – это значительное достижение. Вот у Каримы Крисмас-Келли из «Уингс», например, получилось:
Но это единичный случай.
Фаулз нельзя назвать изобретательным игроком. У нее в арсенале есть три-четыре движения в посте, она действует без изощренностей, фокусов и выкрутасов. Но если соединить эти несколько отточенных движений с физическим превосходством, невероятной готовностью поддерживать быстрый прорыв и опытом, то получается доминирующий игрок для доминирующей команды.
Поскольку Фаулз вроде как бы и не часть «большой троицы» «Миннесоты». Мур-Огастус-Уэйлен были успешны и до прихода Фаулз, а теперь их состав кажется каким-то издевательством. Ни одного индивидуально слабого в защите игрока, плюс трехглавый дракон, каждая голова которого могла бы быть звездой в своем отдельном клубе? Где-то я это уже видел.
P.S. Женская НБА. «Индиана» увековечила игровой номер Тамики Кэтчингс
Фото: Gettyimages.ru/Jonathan Daniel; globallookpress.com/Chuck Myers; Gettyimages.ru/Andy Lyons, Christian Petersen (4,5)