14 мин.

Все обмены первых номеров драфта в истории НБА

Дэнни Эйндж не хочет отставать от своего учителя.

В тот момент, когда все уже представляли Маркелла Фульца в зеленой форме, НБА напомнила, что всегда нужно готовиться к сюрпризам. «Бостон» и «Филадельфия» решили побеседовать насчет обмена первого пика драфта-2017, причем переговоры находятся уже в продвинутой стадии. Что это – плохой просмотр Фульца в «Селтикс», или «Бостон» собирает активы для еще более громкого обмена, или Эйндж положил глаз на другого игрока на драфте, или положил другую часть тела на все ваши прогнозы и предположения – мы пока не знаем.

Зато мы знаем, что происходило при обменах первых номеров драфта в прошлом.

Начнем вспоминать с самого известного случая, когда команда по своей воле отдавала первый пик и опускалась на драфте.

1993

Кто выбирал первым: «Орландо»

Почему пик не был им нужен: «Мэджик» за год до этого уже выбирали первыми и взяли Шакила О’Нила. Гигантский новичок сразу улучшил ситуацию в клубе, и «Орландо» едва не вышло в плей-офф в первый же сезон Шака. Каким большим был Шакил, такой малой была вероятность выиграть лотерею во второй раз подряд – лучшей команде из не попавших в плей-офф давался лишь один шанс из 66. Однако «Мэджик» выиграли ее. Незадача: неоспоримым первым номером был Крис Уэббер, а они с Шаком хорошо смотрятся вместе только в студии Inside the NBA. На паркете они бы лишь мешали друг другу, и «Орландо» стало выслушивать предложения от других команд.

Куда обменяли: в «Голден Стэйт»

Цена пика: 3-й пик, три будущих пика первого раунда

Кто был выбран: Крис Уэббер

Что было дальше: Самыми настойчивыми оказались «Воины», предложившие свой третий номер и пачку будущих драфтпиков. «Мэджик» под третьим номером взяли Анферни Хардуэя. Шак и Пенни составили одну из самых симпатичных связок в 90-е и добрались до финала НБА уже в 1995 году. Уэббер же покинул ГСВ через год: перед стартом того сезона, в котором «Орландо» выиграет Восток, на Западном побережье Дон Нельсон поругается с Уэббером, которого не устраивал смолл-болл Нельсона, и обменяет того в «Вашингтон».

По иронии судьбы «Уорриорз» смогли этим трейдом вернуть свои отданные пики – за два месяца до этого «Мэджик», которым срочно нужно было место под потолком зарплат, чтобы подписать Хораса Гранта, обменяли остатки от трейда Уэббера-Пенни в тот самый «Вашингтон», согласившийся помочь с расчисткой платежной ведомости. А дальше пики завершили свой круговорот, вернувшись в ГСВ. Однако у них теперь не было ни Уэббера, ни Пенни Хардуэя.

1980

Кто выбирал первым: «Бостон»

Почему пик не был им нужен: президент «Селтикс» Ред Ауэрбах не видел звезд в топовых новичках драфта-1980. Как обычно, он оказался прав: лишь один игрок с того драфта выступил более чем на 2 Матчах всех звезд. А раз Ред не видел большой разницы между первым, вторым и сто тридцать третьим номером на драфте, то он постарался превратить свой №1 в несколько полезных активов, ведь кто-то из других генменеджеров наверняка оценивал силу драфта не так, как он.

Куда обменяли: в «Голден Стэйт»

Цена пика: 3-й пик и Роберт Пэриш

Кто был выбран: Джо Бэрри Кэрролл

Что было дальше: Как и в 1993, в 1980 году тоже произошел обмен первого пика на третий, и тоже команда, которая опускалась на драфте, выиграла от этого. И те же «Уорриорз» оказались в дураках. Джо Бэрри Кэрролл оказался ленивым, не очень талантливым (всего 1 Матч всех звезд в карьере) и довольно жадным (сезон 84/85 провел в Европе, где ему заплатили больше). Взятый из ГСВ «в нагрузку» к обмену пиками Роберт Пэриш уже в первый сезон доказал, что он на две головы круче Кэрролла, став чемпионом и попав на свой первый МВЗ.

А что там единственный звездный игрок с драфта? Это был Кевин Макхэйл, и он был выбран Редом Ауэрбахом под третьим номером.

Трейд-1980 многими признается худшим/лучшим в истории всего американского спорта.

1957

Кто выбирал первым: «Цинциннати»

Почему пик не был им нужен: Летом 1957 года «Ройалз» переезжали из Рочестера в Цинциннати. Им нужен был не новичок, а баскетболист с именем, кто способен привести публику на матчи в новом городе. При этом «Ройалз» были настолько медленной и защитной командой, что плелись на последнем месте в лиге по результативности и ни один игрок не набирал более 16 очков в среднем. Им нужен был звездный, атакующий игрок. До 1980-х подписать свободного агента в НБА было невозможно – свободных агентов просто не существовало. Путь был один – обмен. Лучшим активом был первый пик драфта-57.

Куда обменяли: в «Лейкерс»

Цена пика: участник Матча всех звезд Клайд Ловеллетт

Кто был выбран: Хот Род Хандли

Что было дальше: Хандли многими в НБА считался «первым парнем на деревне», поскольку хоть и набирал много очков в NCAA, но делал это за скромный университет Западной Вирджинии. Такая же репутация будет три года спустя у Джерри Уэста, выпускника того же колледжа, но в отличие от Уэста Хандли не сможет ее развеять. Через 6 лет он закончит карьеру из-за травмы и все-таки станет звездой, но уже комментаторского цеха.

Ловеллетт же проведет в «Цинци» всего один сезон, но окажется самым результативным игроком клуба и четвертым – во всей лиге. После этого он будет обменян в «Хоукс» на нескольких молодых баскетболистов, один из которых – Уэйн Эмбри – вскоре станет пятикратным олл-старом в «Ройалз» и личным «телохранителем» Оскара Робертсона.

1978

Кто выбирал первым: «Индиана»

Почему пик не был им нужен: «Индиана» недавно перешла в НБА из АБА, за что ей пришлось заплатить внушительный взнос в новую лигу. Клуб был на грани банкротства и переезда в другой город. На драфте-78 был Лэрри Берд, кумир каждого поклонника баскетбола в Индиане, но он имел право вернуться в колледж еще на один сезон, а Лэрри обещал матери, что получит диплом. «Пэйсерс» очень хотели оставить Берда в родном штате, но просто не могли рисковать с выбором игрока, который может вернуться в NCAA. Тренер «Индианы» Слик Леонард прямо сказал Берду при личной встрече: «Послушай, я не могу ждать год. Наша команда не может этого позволить. Если ты возвращаешься в колледж, честно скажи, и я обменяю пик». Так и произошло.

Куда обменяли: в «Портленд»

Цена пика: 3-й пик и Джонни Дэвис

Кто был выбран: Майкл Томпсон

Что было дальше: Билл Уолтон устал от того, что его недолечивают в «Портленде», и потребовал обмена. Требование не было удовлетворено, так что оставался один выход: пропустить сезон и стать свободным агентом. В 1978 году действующий MVP так и поступил. «Портленд» понял, что вляпался, и решил подняться на драфте, чтобы взять на замену Уолтону центрового Майкла Томпсона, который вряд ли «дожил» бы до имеющегося у них третьего номера. «Индиана» же согласилась на обмен, когда «Портленд» добавил молодого защитника Джонни Дэвиса.

Ни Томпсон, ни Дэвис, ни выбранный под третьим номером Рик Роби не оправдали возложенных надежд, и «Портленд» с «Индианой» еще долго перестраивались, пока выбранный шестым Берд приносил титулы «Бостону».

1986

Кто выбирал первым: «Филадельфия»

Почему пик не был им нужен: Пик-1993 был не первым, который обменял генменеджер Пэт Уильямс. До работы в «Орландо» он руководил «Филадельфией». Но слишком сильное влияние в менеджменте клуба сохранял владелец Харольд Хотц. В 1986 году по его указке «Сиксерз» обменяли Мозеса Мэлоуна в «Вашингтон» на более молодого бигмена Джеффа Руланда. На драфте-86 не было человека, который бы восхищал так, как Оладжувон в 84 или Юинг в 85, поэтому «Филадельфия» была готова обменять и пик, доставшийся ей ранее в результате обмена и удачной лотереи.

Куда обменяли: в «Кливленд»

Цена пика: Рой Хинсон

Кто был выбран: Брэд Догерти

Что было дальше: «Мы думали, что он слишком мягкий», – будет рассказывать потом Пэт Уильямс о Догерти. Отдать будущего трехкратного участника МВЗ за Хинсона – жуткий обмен. Но тогда, в 1986, в нем можно было найти логику. В Догерти действительно сомневались, у «Филы» уже был Руланд, в пару к Баркли хотелось найти атлетичного форварда, а Хинсону было всего 25, и он закончил предыдущий сезон с 19,6 очками в среднем за игру.

Руланд закончил карьеру через пять... нет, не лет, а матчей в форме «Сиксерз»; Хинсон сел на скамью и был сброшен уже в следующем сезоне; Баркли и «Филадельфия» никак не могли дойти даже до финала конференции. Догерти же стал лидером «Кливленда», четырежды зарубавшегося с Джорданом в плей-офф с 1988 по 1993.

1976

Кто выбирал первым: «Атланта»

Почему пик не был им нужен: потому что они спятили. Другого объяснения нет. «Хоукс» как будто боялись повторения прошлогодней истории – в 1975 они выбирали под первым и третьим номерами, но не смогли договориться по зарплате и оба игрока сбежали в АБА. Но АБА-то больше не существовало! И они решили не выбирать игрока под первым номером, потому что первому номеру надо много платить. Лучше же махнуть его на девятый – там будет парнишка посговорчивее!

Куда обменяли: в «Хьюстон»

Цена пика: 9-й пик

Кто был выбран: Джон Лукас

Что было дальше: Джон Лукас из-за проблем с кокаином не смог реализовать свой талант, постоянно мотаясь по разным клубам, но «Атланта» вообще сотворила что-то невероятное. По слухам, они планировали взять под 9-м номером Роберта Пэриша, считая, что больше никто про него не знает. Их опередили «Уорриорз» с 8-м пиком, и «Хоукс» тогда выбрали ничем не примечательного защитника Армонда Хилла (а могли взять будущих членов Зала славы баскетбола Алекса Инглиша или Денниса Джонсона).

Тем же летом в НБА провели «драфт распределения» экс-игроков АБА, где у «Атланты» был второй пик – и его они тоже обменяли. Под тем пиком «Портленд» взял Мориса Лукаса и сразу стал чемпионом.

За два месяца «Атланта» отказалась от двух Лукасов, каждый из которых был сильнее любого игрока в их команде.

2014

Кто выбирал первым: «Кливленд»

Кто был выбран: Эндрю Уиггинс

Почему пик не был им нужен: Здесь другой порядок событий, потому что сначала пик использовали, а потом он оказался не нужен. ЛеБрон возвращался в «Кливленд» и не собирался там нянчиться с молодежью, так что выбранного под первым номером Уиггинса мигом отправили в обмен на звезду. Да вы и сами это помните.

Куда обменяли: в «Миннесоту»

Цена пика: Кевин Лав

Что было дальше: Обмен пошел на пользу обоим клубам. «Миннесота» получила максимальную отдачу от обмена игрока, который становился свободным агентом через год и в любом случае ушел бы. «Кливленд» сделал свое Трио, смог продлить Кевина Лава, вышел в три финала подряд и завоевал первое за 52 года чемпионство для города. И сейчас, когда клубу нужна какая-то встряска, чтобы получить новые козыри в борьбе с ужасным монстром из Золотого штата, долгосрочный контракт Лава – чуть ли не единственный полезный актив «Кливленда» для нового обмена. Пока Уиггинс созревает в Миннесоте, в «Кэвс» построили самый сильный коллектив Восточной конференции. Такое безусловно стоит того, чтобы расстаться с первым пиком.

Отличие этой ситуации от любой другой (в том числе от бостонской) в том, что только команда с ЛеБроном имеет право рискнуть с обменом первого пика на звезду с истекающим контрактом. А ЛеБрон в этой лиге один.

* * *

Другие обмены высоких пиков:

1956: Ради второго номера драфта «Бостон» отправляет свою звезду Эда Маколи и перспективного Клиффа Хэгана в «Сент-Луис» (а заодно и месяц выступлений ледового шоу – в «Рочестер», чтобы они не выбрали нужного игрока первым). Будущие члены Зала славы Маколи и Хэган становятся чемпионами в 1958; да вот только под вторым номером «Бостон» взял 11-кратного чемпиона и 5-кратного MVP Билла Расселла.

1978: Пик за долги: «Нетс» вынуждены обменять свой 4-й пик в «Никс» за 13-й. За это «Никс» прощают им 3,2 млн долга, который «Нетс» должны были дополнительно заплатить в виде штрафа за вступление в НБА из АБА, ведь они залезли на уже занятый кем-то медиарынок. «Нью-Йорк» выбрал Майкла Рэя Ричардсона.

1982: Выбранный под третьим номером драфта Доминик Уилкинс отказывается играть за «Юту» – далеко, холодно, мормонисто, денег на контракт тоже нет. Договорились об обмене с «Атлантой», что для экс-студента университета Джорджии было идеальным вариантом.

1987: «Буллз» доплачивают пиком второго раунда, чтобы с 7-го места подняться до 5-го. Одно из лучших решений Джерри Краузе: вместо Олдена Полиниса он получил Скотти Пиппена. Кстати, вы знали, что Пип и Олден завершили карьеру в НБА в одном и том же сезоне?

1991: ГСВ разрушают свой знаменитый отряд Run TMC, обменяв Ричмонда на третий пик. Дон Нельсон в очередном порыве перехитрить всех поверил в Билли Оуэнса, а тот звездой так и не стал. Ричмонд же оказался первым настоящим лидером «Сакраменто» – на целых 7 лет.

1995: Рассказывают шутку (или не шутку?), что «Клипперс» не знали про новое Коллективное соглашение, которое ввело фиксированые зарплаты новичков, а потому скинули 2-й пик (Антонио МакДайсса) на Родни Роджерса и Брента Бэрри, чтобы не платить топовому новичку много денег.

1996: «Миннесоте» нужен был динамичный разыгрывающий в пару к Гарнетту, но Марбери выбрали под четвертым пиком прямо перед ними. Не беда – взять под пятым Аллена, прикрепить к нему запасного центрового, отправить в «Милуоки» на Марбери, посчитать его новую зарплату слишком большой через два года, потому что уже пришлось заплатить два грузовика долларов Гарнетту... а нет, это уже другая история.

1997: Обиженный на «Селтикс» (взяли вместо него Питино на тренерскую-менеджерскую должность) Лэрри Браун выбирает под вторым номером Кита Ван Хорна, хотя тот прямо говорит об отказе играть за «Филадельфию». Только чтобы «Селтикс», выбиравшим третьими, не достался! А потом не знает, что с ним делать – в итоге договаривается с «Нетс» об обмене на 7-й пик.

1998: История как в 1996: 5-й пик (Винса Картера) с небольшой доплатой обменивают на 4-й (Антуана Джеймисона), при этом тот, кто выбран ниже, добивается в НБА гораздо большего.

1999: 2-й пик драфта Стив Фрэнсис отказывается играть за «Ванкувер», после тяжелого лета уговоров и скандалов «Гриззлиз» меняют его в «Хьюстон».

2001: Сразу две команды были готовы отдать своего лидера за высокий пик того драфта! «Чикаго» обменяло Элтона Брэнда на второй пик (Тайсон Чендлер), а «Гриззлис», только что переехвашие из Канады в Мемфис, отправили Шарифа Абдур-Рахима в «Атланту» на испанского вундеркинда Пау Газоля.

2005: У «Портленда» есть третий пик и нет разыгрывающего, поэтому вместо выбора Дерона Уильямса или Криса Пола они отправляют этот пик в «Юту» на шестой и двадцать седьмой...

2006: ...и тем не менее, исправляются уже в следующем году: четвертый пик превращен во второй (ЛаМаркус Олдридж), а Себастьян Телфейр – в седьмой, а потом сразу и в шестой (Брэндон Рой). Сразу две звезды на драфте, где у тебя один лишь четвертый пик – хороший улов.

2007: Пятый номер драфта уезжает из «Бостона» в «Сиэтл», «Соникс» получают Джеффа Грина (есть не очень правдоподобная легенда, что они собирались отдать №5 и №2 за первый номер и выбрать Одена, «Портленд» – да, снова они – в последний момент отказался), а «Бостон» получает Рэя Аллена как основную наживку для перехода Кевина Гарнетта в межсезонье.

2008: Ты входишь в сезон с Дарко Миличичем и Дарреллом Артуром в старте и... отказываешься от Кевина Лава под пятым номером, чтобы получить О Джея Мэйо под третьим? И доплачиваешь за это? «Мемфис» поступил очень странно – повезло, что у них в том же сезоне практически из ниоткуда появился Марк Газоль.

Фото: Gettyimages.ru/Nathaniel S. Butler/NBAE, Rick Stewart; en.wikipedia.org/archive.org; Gettyimages.ru/Mike Powell, Mike Powell/Allsport, Ken Levine, Mike Stobe