В погоне за MVP ЖНБА. Выпуск #1
Раз в две недели (или в три, как будет накапливаться материал) я буду писать про женскую НБА. Писать в традиционном формате погони за MVP.
Я не буду пытаться знакомить с реалиями женской НБА тех, кто ее не смотрит. Возможно, стоило бы, но мне неприятно следить за ежегодным сериалом «А давайте попытаемся популяризовать [ЧТО-ТО] и расскажем, как там все устроено» (который касается далеко не только женской НБА).
Я смотрю каждый матч ЖНБА. Делюсь впечатлениями. Без статистики (почти).
Поехали.
***
Достойны упоминания:
Джонквейл Джонс, «Коннектикут Сан»
В НБА проблему обманчивой статистики уже осмысливают, а в ЖНБА с этим феноменом сложнее.
Если бы комментаторы мне не сказали прямым текстом, что Джонс набрала 20+20, я бы ни за что не подумал при просмотре матча с «Чикаго», что она провела выдающуюся игру, но ведь, судя по цифрам, так и было. Джонс – классный центр, активный на щитах, с отменным размахом рук. Играет как по методичке для воспитания центровых. Но обсуждать ее за 20+20? В матче, который «Коннектикут» выиграли еще в первой четверти и насчет результата не было никаких сомнений после травмы Вандерслут, а «Сан» продолжали до последнего бегать стартовой пятеркой? Серьезно?
Кайла Макбрайд, «Сан-Антонио Старз»
Мало кто в лиге может наказать за проход соперника под заслоном, сделав шаг назад и запустив бомбу со скольких угодно метров. Кайла – может. Она похожа на лайт-версию ранней Майи Мур, но проблема в том, что Майя находится в ситуации, когда ей необязательно быть лучшим игроком на площадке, чтобы выиграть матч. Макбрайд и тонущим «Старз» на данном этапе надо из штанов выпрыгивать, чтобы навязать борьбу хоть кому-то. Плюс, в «Старз» явно ощущается конкуренция за звание альфачки между сразу же тремя игроками и пока незаметно, чтобы этот конфликт как-то решался.
Дайана Таурази, «Финикс Меркьюри»
Для женщин, если кто не знал, игровой сезон практически не прекращается круглый год и топовые атлеты скачут из огня да в полымя, из Европы в ЖНБА. И это заметно. А тут еще и свадьба с Пенни Тэйлор. Немудрено, что на такой волне Леди Ди выдала парочку сногсшибательных перфомансов вроде 1/11 с игры против «Далласа». Благо потом она протрезвела и с присущей ей дерзостью пошла доказывать, кто здесь играющая легенда, и кто в ЖНБА главная рок-звезда.
Боднуть соперницу, получить матч дисквалификации и после этого положить восемь трешек против «Чикаго»? Такие американские горки и ассоциируются с именем Таурази.
Тиффани Хэйс, «Атланта Дрим»
(см. позицию №6 рейтинга)
***
№10 – Кэппи Пондекстер, «Чикаго Скай»
Эстетически мне очень нравится игра Кэппи. Это такая женская версия позднего (но не очень) Аллена Айверсона, со всеми его плюсами и минусами. Сравнение особенно справедливо в том моменте, что позднему Айверсону так же не везло с тренерами.
Тренер «Чикаго», Эмбер Стокс, не раз и не два за месяц успела упустить инициативу в последние 5 минут игры. Слишком часто она не вмешивается в игру, видимо, из соображений «мы не забиваем, но и нам не забивают», хотя ты частенько думаешь, что вот тут бы паузу взять, обратить внимание на отдельный косяк сбить темп, дать отдышаться, а не идти на поводу у потока игры.
«Чикаго» на таланте исполнителей держатся до концовки, а в концовке начинается дуэль тренеров и Стокс свою партию раз за разом безбожно сливает.
К тому же в «Чикаго» есть сразу же несколько очень массивных игроков под кольцом, а для большинства клубов ЖНБА и один такой игрок – роскошь. Но «Чикаго» стесняются играть через «башен-близняшек», хотя могли бы вообще играть аж в три башни и проходиться катком по любому сопернику. Вместо этого никто не одергивает Кэппи Пондекстер, когда она горячится, летит спасать Родину и взвинчивает количество владений до предела – «Скай» играют в самом высоком темпе в лиге и набирают больше 80 владений за матч (для женщин это много). Также несмотря на наличие в составе сразу нескольких высоченных амазонок, «Скай» собирают низкий процент подборов на обоих щитах. У них большое будущее, если научатся пользоваться габаритами и бодаться в «краске», но здесь ключевое слово «научатся». Учить-то кто будет?
Что говорите? Эмбер Стокс никогда раньше не работала главным тренером, а с этого сезона вдруг совмещает обязанности главного тренера и генерального менеджера «Чикаго»? Как так вообще получилось?
№9 – Кэндис Дюпри, «Индиана Фивер»
На официальном сайте лиги в аналогичном рейтинге претендентов на MVP в десятку стараются засунуть побольше узнаваемых лиц и Кэндис Паркер фигурировала в топ-10 лучших даже когда сезон уже начался, а сама Кэндис еще не вернулась из Турции.
Дюпри однозначно недооценена. Она играет, как прожженный ветеран. Не суетится, жует жвачку, делает вещи и валит в клатче.
В «Индиане» сейчас что-то вроде переходного периода, поэтому уже всего добившаяся Дюпри идеально вписывается в эту ситуацию. Она не делает ничего сверхъестественного, но в рамках женского формата драйв-н-кика в пределах 10-15 ярдов от кольца ей практически нет равных.
Дюпри видит сдваивания, умело от них уходит. Не поддается на раж момента, не заводится и не тратит эмоции по пустякам, и раз за разом наказывает оборону за любую погрешность.
Обожаю, когда люди играют в баскетбол так, как в него надо играть.
№8 – Джуэлл Лойд, «Сиэтл Сторм»
«Сиэтл» пока что берет настроем и пользуется энергией трибун лучше любой другой команды в лиге. На домашней площадке игроки «Сторм» на кураже скачут на трибуны за уходящим мячом, активнее страхуют в защите и бегут в отрыв. «На классе» выигрывать пока не получается, поскольку та же Брианна Стюарт пока тяжела в ногах и выглядит вялой и рассеянной во многих компонентах, но благо у «Сиэтла» есть и другие козыри.
Показательным стал матч против «Либерти». Однозначно лучшая игра месяца, к которому Тина Чарльз отнеслась как к имиджевому противостоянию с Брианной Стюарт и порвала последнюю на тряпки перед собственными болельщиками. Кстати забавно, что Стюи набрала в том матче 20+12+2 и по цифрам это был для нее пока лучший матч сезона, а на деле Тина разве что сверху через Стюарт не поставила, так все было однозначно. Но выиграл все равно «Сиэтл». Нежданно-негаданно их спасла Саманта Уиткомб, которая завалила шесть трешек за половину.
С возвращением Сью Берд стало понятно, что хороший дирижер нападения, то есть разыгрывающий «сначала пас, потом бросок» в ЖНБА дорогого стоит. Вроде бы очевидные вещи, но в женской НБА высоко ценятся самые базовые вещи – чтобы пас летел ровно туда, куда надо, чтобы было кому расставить всех по местам и показать на личном примере, как надо. Поэтому в ЖНБА гипертрофированную ценность представляют «генералы» типа Линдси Уэйлен/Бэкки Хэммон/Тиши Пеничейро.
В этом смысле Лойд – всего лишь исполнитель. Но зато какой! Взрывной первый шаг, зрелищные кроссоверы, атака со средней после дриблинга, умение обтекать соперниц на подлете к кольцу – все по высшему разряду. Ясное дело, с возвращение Берд Лойд потеряла серьезную долю бросков и отошла на второй план, но первые три матча в ее исполнении были бальзамом на душу. Даже если Джуэлл в первый и последний раз появляется в этом списке и в будущем ее заменит Стюарт, оно того стоило.
№7 – Скайлар Диггинс-Смит, «Даллас Уингс»
Четыре года большая троица с драфта 2013 года уже пылит в женской Ассоциации. Грайнер и Делле Донн – звезды без всяких оговорок. А вот Скайлар все же чего-то не хватает.
Вроде и левша, голову держит поднятой, сажает на спину после заслонов умело и бьет со средней. Короче говоря, и сама забивает и игру организует. Начинаешь приглядываться и задаваться вопросами, почему же Скайлар в этой тройке стала белой вороной. Нет адресатов и помощников? Не правда. Есть отменный партнер, который мог бы произвести рокировку с Смит в этом списке по части вклада в игру «Далласа» (в фамилиях двух лидеров «Уингс» можно найти следы четырех человек – Скайлар у нас теперь Диггинс-Смит, а аккомпанирует ей Карима Кристмас-Келли). Может первый шаг не так резок? Не хватает жесткости?
Пока я об этом всем размышлял в матче против «Миннесоты» пришло время напряженной развязки и Диггинс-Смит в ней чокернула так, что ей бы однозначно должны дать скидку на разовое посещение музея Истории чокинга. Сходила бы туда, взявшись за ручку с Джеймсом Харденом.
К счастью для Скайлар, это был ничего особо не значащий матч в регулярке. Но выдать за минуту последовательность избавиться от мяча на исходе владения/попасть под блок-шот в нападении с потерей/получить еще один блок-шот в самой концовке без потери/промазать решающий штрафной – это высший пилотаж.
Забивает? Не очень много, но регулярно и изящно. Игру организует? Без нее «Даллас» бы смотрелся бы совсем печально.
Хм. А, понял. Выигрывает ли Скайлар Диггинс-Смит игры?
№6 – Лейшиа Кларендон, «Атланта Дрим»
Преимущество «Атланты» – в высоком темпе игры и тяжелой руке тренера. Оба пункта позволяют им нивелировать отсутствие звезды, Энджел Маккотри, и держаться на плаву за счет перераспределения обязанностей. В условиях хорошей игровой дисциплины разрозненные на первый взгляд элементы находят свое место, и сумма частей за счет этого сильно растет.
Основная ставка «Дрим» – на первые 8-12 секунд атаки. После этого, в позиционном нападении им становится значительно сложнее предложить сопернику нечто осмысленное.
Кларендон дали в мае приз игрока недели. Поступили по принципу «присудим кому-нибудь из побеждающей команды». Пару дней назад решили, что в успехах «Атланты» ключевую роль играет все-таки Тиффани Хэйс и присудили ей титул игрока месяца.
Но ведь первый порыв-то был правильным. «Дрим» без Кларендон не бежит, не креативит и плохо обостряет ситуацию в нападении. А когда мяч оказывается у короткостриженой разыгрывающей, то «Атланта» сразу расправляет плечи и выглядит как команда, которой и никакая Маккотри для успеха не нужна, ибо все оказываются на своем месте и играют умнее, чем ты от них ожидаешь. Разыгрывающий должен делать своих партнеров лучше и Кларендон по этому показателю даст фору любому в этом списке.
№5 – Ннека Огвумике, «Лос-Анджелес Спаркс»
В «Спаркс» очень качественное сочетание сразу четырех компонентов: матерого ветерана-звезды (Паркер), звезды помоложе (Огвумике), матерых ролевых игроков (Элена Бирд, Джентель Лавендер, Эссенс Карсон) и ролевых игроков помоложе (Челси Симс, Одисси Симс). Когда внутри одного коллектива складываются сразу четыре разных вариации возраста/опыта, то получается что-то очень привлекательное. А когда еще и икс-факторы подключаются (новичок Сидни Вайс, положила шесть трешек в своей второй игре в карьере), то команда играет как однозначный претендент на чемпионство.
Пока что механизм игры действующих чемпионок сбоит и скрипит и это связано, в первую очередь, с переходом Кристи Толивер в «Вашингтон». Во всех первых пяти матчах старта чемпионата действующая MVP индивидуально смотрелась очень внушительно, но собирала слишком много непонятных фолов и не производила впечатление того на все руки мастера, каким она себя проявляла в прошлом сезоне.
№4 – Елена Делле Донн, «Вашингтон Мистикс»
У Елены Прекрасной в «Вашингтоне» пока не все так безоблачно, как могло бы показаться.
Да, она все так же идеально бьет штрафные, что с учетом обилия контакта в посте делало бы ее крайне полезной даже при отсутствии других достоинств. (К примеру, Елена так выиграла матч против «Коннектикута» – запулила 3/15 с игры, но в концовке собирала фолы за счет превосходства в габаритах и вставала на линию). Да, ей нет нужды провоцировать мисматчи, поскольку Делле Донн, как и Кевин Дюрант – это такой ходячий чит-код, который совмещает в себе несовместимые навыки и становится мисматчем в каждом владении по умолчанию.
Но вот в защите против чистых четвертых-пятых номеров Елена выглядит неженкой, слабенько ставит спину и совсем не внушает угрозы в защите у самого кольца. В нападении она пока что не берет ничего сама, а только принимает то, что дают. Вроде бы здорово – в игре нет ничего лишнего и невооруженным глазом видно желание задействовать партнеров и отталкиваться от ошибок соперниц, но пока что команда вокруг ЕДД вырисовывается слабо. Еще и Мессеман на Евробаскет улетела.
«Мистикс», конечно, контендер, но пока видны отсутствие синхронности и проблемы с недостатком глубины ротации. Поэтому нет ничего удивительного, если «Мистикс» от игры к игре будут шарахаться от статуса «потенциального финалиста» до «наспех собранной банды без глубины» и обратно.
№3 – Бриттни Грайнер, «Финикс Меркьюри»
У «Финикс» состав обновился на 90% в межсезонье, поэтому сейчас игроки притираются друг к другу и работают в большей степени индивидуально. Шутка ли – от прошлогоднего состава «Меркьюри» сохранили только трех игроков. В НБА невозможно себе представить нечто подобное, а в ЖНБА – пожалуйста, сама Таурази признается, что «вокруг столько новых лиц, что она чувствует себя новичком». Поэтому у «Финикса» нет даже устоявшейся стартовой пятерки и три места и пяти можно считать вакантными, а самая популярная комбинация – это бессистемное мельтешение.
Грайнер полагается не на фундаментальные навыки, а доминирует за счет того, что дала матушка-природа – роста, длинных рук и характера. Допустим, ей комфортнее атаковать лицом к кольцу, но при этом она низко выпускает мяч при броске. Любой другой игрок на ее месте либо бросал бы с вытянутых рук, либо отваливался назад, либо придумывал бы еще какой-то финт ушами. Грайнер подобные нюансы не волнуют, поскольку потягаться с ней в антропометрии могут очень немногие. Буйетт из «Чикаго» вот, например, на дюйм ниже Бриттни и сумела заставить Грайнер изворачиваться и бросать крюки и работать спиной к кольцу. Во многих других дуэлях Грайнер чувствует себя слишком комфортно, чтобы придумывать нечто технически изысканное.
Ну и что, что Грайнер накрывать любой бросок тянется только правой рукой при том, что против правшей эффективнее защищаться левой? Ну да, филонит на выборе позиции, а потом тянется своими щупальцами накрывать. Длины щупалец все равно хватает на три блок-шота за игру и статус главного претендента на приз Лучшему оборонительному игроку лиги.
К чести Грайнер – можно было бы предположить, что рост в ЖНБА – это синоним успеха, но в лиге наличествуют центровые выше 195 сантиметров и даже двухметровые женщины присутствуют, но они далеко не так подвижны/легки в ногах и проворны, как Грайнер.
№2 – Тина Чарльз, «Нью-Йорк Либерти»
Чарльз соединяет в себе все, что можно требовать от мощного форварда в игре, где остается актуальным деление на позиции и легкий форвард легче мощного форварда, а мощный мощнее легкого. Я думаю, что сравнивать игроков-женщин с игроками-мужчинами – это кощунство, но согласен, что это дает возможность лучше ориентироваться в мире женского баскетбола при минимуме просмотренных игр. Так вот раньше мне казалось, что Тина Чарльз – это Элтон Брэнд в юбке, типичный танк под кольцом, который обитает строго в пределах трехочковой дуги и штампует эталонные 20+10 при 2 блок-шотах. Но Тина эволюционирует. На мой взгляд, она делает это сильно зря и становится «стретч-фо» в лиге, которая зачем-то искусственно перенимает тенденции мужского баскетбола без крайней на то нужды.
Сами «Либерти» при этом совсем пока не играют как потенциальный претендент на высокие места. Они не поддерживают высокий темп и не задают свой, плохо выбирают броски, сбиваются на стритбол в самые неподходящие моменты, передерживают мяч, регулярно зевают в защите и даже толком кормить своего лидера мячами у них получается через раз, а когда Чарльз все-таки мяч получает, то очень часто обнаруживает себя с мячом в районе верхней границы трехсекундной зоны, откуда крайне сложно придумать что-то кроме среднего броска без достойного умения опускать мяч на пол.
Поэтому пока несущуюся на всех порах Чарльз сдерживают действия ее же партнеров, то у всех остальных команд есть шанс. Когда Тина входит в режим берсеркера и ловит нужный ритм – тушите свет, расходимся по домам.
№1 – Сильвия Фаулз, «Миннесота Линкс»
«Миннесота» – это эталон для ЖНБА в отношении сочетания тренерской фантазии и индивидуальной магии. «Линкс» – единственная команда, в играх которой ощутим план на игру. Они не стесняются использовать такую маргинальную тактику как прессинг по всей площадке: у них он отлично работает как средство устрашения и навязывания своих правил. Шерил Рив может позволить себе тасовать состав целыми пятерками, а другие клубы заменами пользуются более точечно. При этом от каждого игрока «Линкс» исходит такая зверская самоотдача, что она вкупе с элементарным превосходством в мастерстве не оставляет шансов сопернику ни одной лазейки на любой позиции.
Фаулз занимает любую удобную для себя позицию, и никто не может ничего ей противопоставить и хоть как-то помешать. Частично это заслуга партнеров по команде, потому что когда той же Тине Чарльз суют мяч в «пост» через центр сквозь частокол рук, а не спокойно парашютиком с угла по 45 градусов или с лицевой линии, то Тине остается только посочувствовать.
Фаулз, в свою очередь, крута тем, что примерно в 80% случаев ей даже дриблинг начинать не приходится. Она одинаково здорово либо задавливает соперниц под самую сетку, либо держит их на локте и выдавливает вверх на три-четыре метра от кольца. В обоих случаях ей остается лишь вытянуть руку и показать точку для передачи и после получения мяча положить его в кольцо. Так что Фаулз доминирует за счет огромного объема работы, который она проделывает еще до того, как мяч летит в ее сторону при передаче или броске.
Неудивительно, что «Линкс» так и не потерпели за месяц ни одного поражения. 6-0, полет нормальный.
P.S. Как там первый пик драфта Келси Плам? Есть такой документальный фильм под названием «Нулевое влияние». Это вот как раз про нее.
Плам переоценена, но хоронить, думаю, рано. Притрется + отголоски травмы
А фаулс не выдержит такого темпа имхо