15 мин.

В погоне за MVP ЖНБА. Выпуск #1

минни

Раз в две недели (или в три, как будет накапливаться материал) я буду писать про женскую НБА. Писать в традиционном формате погони за MVP.

Я не буду пытаться знакомить с реалиями женской НБА тех, кто ее не смотрит. Возможно, стоило бы, но мне неприятно следить за ежегодным сериалом «А давайте попытаемся популяризовать [ЧТО-ТО] и расскажем, как там все устроено» (который касается далеко не только женской НБА).

Я смотрю каждый матч ЖНБА. Делюсь впечатлениями. Без статистики (почти).

Поехали.

***

Достойны упоминания:

Джонквейл Джонс, «Коннектикут Сан»

В НБА проблему обманчивой статистики уже осмысливают, а в ЖНБА с этим феноменом сложнее.

Если бы комментаторы мне не сказали прямым текстом, что Джонс набрала 20+20, я бы ни за что не подумал при просмотре матча с «Чикаго», что она провела выдающуюся игру, но ведь, судя по цифрам, так и было. Джонс – классный центр, активный на щитах, с отменным размахом рук. Играет как по методичке для воспитания центровых. Но обсуждать ее за 20+20? В матче, который «Коннектикут» выиграли еще в первой четверти и насчет результата не было никаких сомнений после травмы Вандерслут, а «Сан» продолжали до последнего бегать стартовой пятеркой? Серьезно?

Кайла Макбрайд, «Сан-Антонио Старз»

Мало кто в лиге может наказать за проход соперника под заслоном, сделав шаг назад и запустив бомбу со скольких угодно метров. Кайла – может. Она похожа на лайт-версию ранней Майи Мур, но проблема в том, что Майя находится в ситуации, когда ей необязательно быть лучшим игроком на площадке, чтобы выиграть матч. Макбрайд и тонущим «Старз» на данном этапе надо из штанов выпрыгивать, чтобы навязать борьбу хоть кому-то. Плюс, в «Старз» явно ощущается конкуренция за звание альфачки между сразу же тремя игроками и пока незаметно, чтобы этот конфликт как-то решался.

Дайана Таурази, «Финикс Меркьюри»

Для женщин, если кто не знал, игровой сезон практически не прекращается круглый год и топовые атлеты скачут из огня да в полымя, из Европы в ЖНБА. И это заметно. А тут еще и свадьба с Пенни Тэйлор. Немудрено, что на такой волне Леди Ди выдала парочку сногсшибательных перфомансов вроде 1/11 с игры против «Далласа». Благо потом она протрезвела и с присущей ей дерзостью пошла доказывать, кто здесь играющая легенда, и кто в ЖНБА главная рок-звезда.

Боднуть соперницу, получить матч дисквалификации и после этого положить восемь трешек против «Чикаго»? Такие американские горки и ассоциируются с именем Таурази.

Тиффани Хэйс, «Атланта Дрим»

(см. позицию №6 рейтинга)

***

№10 – Кэппи Пондекстер, «Чикаго Скай»

Эстетически мне очень нравится игра Кэппи. Это такая женская версия позднего (но не очень) Аллена Айверсона, со всеми его плюсами и минусами. Сравнение особенно справедливо в том моменте, что позднему Айверсону так же не везло с тренерами.

Тренер «Чикаго», Эмбер Стокс, не раз и не два за месяц успела упустить инициативу в последние 5 минут игры. Слишком часто она не вмешивается в игру, видимо, из соображений «мы не забиваем, но и нам не забивают», хотя ты частенько думаешь, что вот тут бы паузу взять, обратить внимание на отдельный косяк сбить темп, дать отдышаться, а не идти на поводу у потока игры.

«Чикаго» на таланте исполнителей держатся до концовки, а в концовке начинается дуэль тренеров и Стокс свою партию раз за разом безбожно сливает.

К тому же в «Чикаго» есть сразу же несколько очень массивных игроков под кольцом, а для большинства клубов ЖНБА и один такой игрок – роскошь. Но «Чикаго» стесняются играть через «башен-близняшек», хотя могли бы вообще играть аж в три башни и проходиться катком по любому сопернику. Вместо этого никто не одергивает Кэппи Пондекстер, когда она горячится, летит спасать Родину и взвинчивает количество владений до предела – «Скай» играют в самом высоком темпе в лиге и набирают больше 80 владений за матч (для женщин это много). Также несмотря на наличие в составе сразу нескольких высоченных амазонок, «Скай» собирают низкий процент подборов на обоих щитах. У них большое будущее, если научатся пользоваться габаритами и бодаться в «краске», но здесь ключевое слово «научатся». Учить-то кто будет?

Что говорите? Эмбер Стокс никогда раньше не работала главным тренером, а с этого сезона вдруг совмещает обязанности главного тренера и генерального менеджера «Чикаго»? Как так вообще получилось?

№9 – Кэндис Дюпри, «Индиана Фивер»

На официальном сайте лиги в аналогичном рейтинге претендентов на MVP в десятку стараются засунуть побольше узнаваемых лиц и Кэндис Паркер фигурировала в топ-10 лучших даже когда сезон уже начался, а сама Кэндис еще не вернулась из Турции.

Дюпри однозначно недооценена. Она играет, как прожженный ветеран. Не суетится, жует жвачку, делает вещи и валит в клатче.

В «Индиане» сейчас что-то вроде переходного периода, поэтому уже всего добившаяся Дюпри идеально вписывается в эту ситуацию. Она не делает ничего сверхъестественного, но в рамках женского формата драйв-н-кика в пределах 10-15 ярдов от кольца ей практически нет равных.

Дюпри видит сдваивания, умело от них уходит. Не поддается на раж момента, не заводится и не тратит эмоции по пустякам, и раз за разом наказывает оборону за любую погрешность.

Обожаю, когда люди играют в баскетбол так, как в него надо играть.

лойд

№8 – Джуэлл Лойд, «Сиэтл Сторм»

«Сиэтл» пока что берет настроем и пользуется энергией трибун лучше любой другой команды в лиге. На домашней площадке игроки «Сторм» на кураже скачут на трибуны за уходящим мячом, активнее страхуют в защите и бегут в отрыв. «На классе» выигрывать пока не получается, поскольку та же Брианна Стюарт пока тяжела в ногах и выглядит вялой и рассеянной во многих компонентах, но благо у «Сиэтла» есть и другие козыри.

Показательным стал матч против «Либерти». Однозначно лучшая игра месяца, к которому Тина Чарльз отнеслась как к имиджевому противостоянию с Брианной Стюарт и порвала последнюю на тряпки перед собственными болельщиками. Кстати забавно, что Стюи набрала в том матче 20+12+2 и по цифрам это был для нее пока лучший матч сезона, а на деле Тина разве что сверху через Стюарт не поставила, так все было однозначно. Но выиграл все равно «Сиэтл». Нежданно-негаданно их спасла Саманта Уиткомб, которая завалила шесть трешек за половину.

С возвращением Сью Берд стало понятно, что хороший дирижер нападения, то есть разыгрывающий «сначала пас, потом бросок» в ЖНБА дорогого стоит. Вроде бы очевидные вещи, но в женской НБА высоко ценятся самые базовые вещи – чтобы пас летел ровно туда, куда надо, чтобы было кому расставить всех по местам и показать на личном примере, как надо. Поэтому в ЖНБА гипертрофированную ценность представляют «генералы» типа Линдси Уэйлен/Бэкки Хэммон/Тиши Пеничейро.

В этом смысле Лойд – всего лишь исполнитель. Но зато какой! Взрывной первый шаг, зрелищные кроссоверы, атака со средней после дриблинга, умение обтекать соперниц на подлете к кольцу – все по высшему разряду. Ясное дело, с возвращение Берд Лойд потеряла серьезную долю бросков и отошла на второй план, но первые три матча в ее исполнении были бальзамом на душу. Даже если Джуэлл в первый и последний раз появляется в этом списке и в будущем ее заменит Стюарт, оно того стоило.

скайлар

№7 – Скайлар Диггинс-Смит, «Даллас Уингс»

Четыре года большая троица с драфта 2013 года уже пылит в женской Ассоциации. Грайнер и Делле Донн – звезды без всяких оговорок. А вот Скайлар все же чего-то не хватает.

Вроде и левша, голову держит поднятой, сажает на спину после заслонов умело и бьет со средней. Короче говоря, и сама забивает и игру организует. Начинаешь приглядываться и задаваться вопросами, почему же Скайлар в этой тройке стала белой вороной.  Нет адресатов и помощников? Не правда. Есть отменный партнер, который мог бы произвести рокировку с Смит в этом списке по части вклада в игру «Далласа» (в фамилиях двух лидеров «Уингс» можно найти следы четырех человек – Скайлар у нас теперь Диггинс-Смит, а аккомпанирует ей Карима Кристмас-Келли). Может первый шаг не так резок? Не хватает жесткости?

Пока я об этом всем размышлял в матче против «Миннесоты» пришло время напряженной развязки и Диггинс-Смит в ней чокернула так, что ей бы однозначно должны дать скидку на разовое посещение музея Истории чокинга. Сходила бы туда, взявшись за ручку с Джеймсом Харденом.

К счастью для Скайлар, это был ничего особо не значащий матч в регулярке. Но выдать за минуту последовательность избавиться от мяча на исходе владения/попасть под блок-шот в нападении с потерей/получить еще один блок-шот в самой концовке без потери/промазать решающий штрафной – это высший пилотаж.

Забивает? Не очень много, но регулярно и изящно. Игру организует? Без нее «Даллас» бы смотрелся бы совсем печально.

Хм. А, понял. Выигрывает ли Скайлар Диггинс-Смит игры?

№6 – Лейшиа Кларендон, «Атланта Дрим»

Преимущество «Атланты» – в высоком темпе игры и тяжелой руке тренера. Оба пункта позволяют им нивелировать отсутствие звезды, Энджел Маккотри, и держаться на плаву за счет перераспределения обязанностей. В условиях хорошей игровой дисциплины разрозненные на первый взгляд элементы находят свое место, и сумма частей за счет этого сильно растет.

Основная ставка «Дрим» – на первые 8-12 секунд атаки. После этого, в позиционном нападении им становится значительно сложнее предложить сопернику нечто осмысленное.

Кларендон дали в мае приз игрока недели. Поступили по принципу «присудим кому-нибудь из побеждающей команды». Пару дней назад решили, что в успехах «Атланты» ключевую роль играет все-таки Тиффани Хэйс и присудили ей титул игрока месяца.

Но ведь первый порыв-то был правильным. «Дрим» без Кларендон не бежит, не креативит и плохо обостряет ситуацию в нападении. А когда мяч оказывается у короткостриженой разыгрывающей, то «Атланта» сразу расправляет плечи и выглядит как команда, которой и никакая Маккотри для успеха не нужна, ибо все оказываются на своем месте и играют умнее, чем ты от них ожидаешь. Разыгрывающий должен делать своих партнеров лучше и Кларендон по этому показателю даст фору любому в этом списке.

№5 – Ннека Огвумике, «Лос-Анджелес Спаркс»

В «Спаркс» очень качественное сочетание сразу четырех компонентов: матерого ветерана-звезды (Паркер), звезды помоложе (Огвумике), матерых ролевых игроков (Элена Бирд, Джентель Лавендер, Эссенс Карсон) и ролевых игроков помоложе (Челси Симс, Одисси Симс). Когда внутри одного коллектива складываются сразу четыре разных вариации возраста/опыта, то получается что-то очень привлекательное. А когда еще и икс-факторы подключаются (новичок Сидни Вайс, положила шесть трешек в своей второй игре в карьере), то команда играет как однозначный претендент на чемпионство.

Пока что механизм игры действующих чемпионок сбоит и скрипит и это связано, в первую очередь, с переходом Кристи Толивер в «Вашингтон». Во всех первых пяти матчах старта чемпионата действующая MVP индивидуально смотрелась очень внушительно, но собирала слишком много непонятных фолов и не производила впечатление того на все руки мастера, каким она себя проявляла в прошлом сезоне.

едд

№4 – Елена Делле Донн, «Вашингтон Мистикс»

У Елены Прекрасной в «Вашингтоне» пока не все так безоблачно, как могло бы показаться.

Да, она все так же идеально бьет штрафные, что с учетом обилия контакта в посте делало бы ее крайне полезной даже при отсутствии других достоинств. (К примеру, Елена так выиграла матч против «Коннектикута» – запулила 3/15 с игры, но в концовке собирала фолы за счет превосходства в габаритах и вставала на линию). Да, ей нет нужды провоцировать мисматчи, поскольку Делле Донн, как и Кевин Дюрант – это такой ходячий чит-код, который совмещает в себе несовместимые навыки и становится мисматчем в каждом владении по умолчанию.

Но вот в защите против чистых четвертых-пятых номеров Елена выглядит неженкой, слабенько ставит спину и совсем не внушает угрозы в защите у самого кольца. В нападении она пока что не берет ничего сама, а только принимает то, что дают. Вроде бы здорово – в игре нет ничего лишнего и невооруженным глазом видно желание задействовать партнеров и отталкиваться от ошибок соперниц, но пока что команда вокруг ЕДД вырисовывается слабо. Еще и Мессеман на Евробаскет улетела.

«Мистикс», конечно, контендер, но пока видны отсутствие синхронности и проблемы с недостатком глубины ротации. Поэтому нет ничего удивительного, если «Мистикс» от игры к игре будут шарахаться от статуса «потенциального финалиста» до «наспех собранной банды без глубины» и обратно.

№3 – Бриттни Грайнер, «Финикс Меркьюри»

У «Финикс» состав обновился на 90% в межсезонье, поэтому сейчас игроки притираются друг к другу и работают в большей степени индивидуально. Шутка ли – от прошлогоднего состава «Меркьюри» сохранили только трех игроков. В НБА невозможно себе представить нечто подобное, а в ЖНБА – пожалуйста, сама Таурази признается, что «вокруг столько новых лиц, что она чувствует себя новичком». Поэтому у «Финикса» нет даже устоявшейся стартовой пятерки и три места и пяти можно считать вакантными, а самая популярная комбинация – это бессистемное мельтешение.

Грайнер полагается не на фундаментальные навыки, а доминирует за счет того, что дала матушка-природа – роста, длинных рук и характера. Допустим, ей комфортнее атаковать лицом к кольцу, но при этом она низко выпускает мяч при броске. Любой другой игрок на ее месте либо бросал бы с вытянутых рук, либо отваливался назад, либо придумывал бы еще какой-то финт ушами. Грайнер подобные нюансы не волнуют, поскольку потягаться с ней в антропометрии могут очень немногие. Буйетт из «Чикаго» вот, например, на дюйм ниже Бриттни и сумела заставить Грайнер изворачиваться и бросать крюки и работать спиной к кольцу. Во многих других дуэлях Грайнер чувствует себя слишком комфортно, чтобы придумывать нечто технически изысканное.

Ну и что, что Грайнер накрывать любой бросок тянется только правой рукой при том, что против правшей эффективнее защищаться левой? Ну да, филонит на выборе позиции, а потом тянется своими щупальцами накрывать. Длины щупалец все равно хватает на три блок-шота за игру и статус главного претендента на приз Лучшему оборонительному игроку лиги.

К чести Грайнер – можно было бы предположить, что рост в ЖНБА – это синоним успеха, но в лиге наличествуют центровые выше 195 сантиметров и даже двухметровые женщины присутствуют, но они далеко не так подвижны/легки в ногах и проворны, как Грайнер.

тина

№2 – Тина Чарльз, «Нью-Йорк Либерти»

Чарльз соединяет в себе все, что можно требовать от мощного форварда в игре, где остается актуальным деление на позиции и легкий форвард легче мощного форварда, а мощный мощнее легкого. Я думаю, что сравнивать игроков-женщин с игроками-мужчинами – это кощунство, но согласен, что это дает возможность лучше ориентироваться в мире женского баскетбола при минимуме просмотренных игр. Так вот раньше мне казалось, что Тина Чарльз – это Элтон Брэнд в юбке, типичный танк под кольцом, который обитает строго в пределах трехочковой дуги и штампует эталонные 20+10 при 2 блок-шотах. Но Тина эволюционирует. На мой взгляд, она делает это сильно зря и становится «стретч-фо» в лиге, которая зачем-то искусственно перенимает тенденции мужского баскетбола без крайней на то нужды.

Сами «Либерти» при этом совсем пока не играют как потенциальный претендент на высокие места. Они не поддерживают высокий темп и не задают свой, плохо выбирают броски, сбиваются на стритбол в самые неподходящие моменты, передерживают мяч, регулярно зевают в защите и даже толком кормить своего лидера мячами у них получается через раз, а когда Чарльз все-таки мяч получает, то очень часто обнаруживает себя с мячом в районе верхней границы трехсекундной зоны, откуда крайне сложно придумать что-то кроме среднего броска без достойного умения опускать мяч на пол.

Поэтому пока несущуюся на всех порах Чарльз сдерживают действия ее же партнеров, то у всех остальных команд есть шанс. Когда Тина входит в режим берсеркера и ловит нужный ритм – тушите свет, расходимся по домам.

№1 – Сильвия Фаулз, «Миннесота Линкс»

«Миннесота» – это эталон для ЖНБА в отношении сочетания тренерской фантазии и индивидуальной магии. «Линкс» – единственная команда, в играх которой ощутим план на игру. Они не стесняются использовать такую маргинальную тактику как прессинг по всей площадке:  у них он отлично работает как средство устрашения и навязывания своих правил. Шерил Рив может позволить себе тасовать состав целыми пятерками, а другие клубы заменами пользуются более точечно. При этом от каждого игрока «Линкс» исходит такая зверская самоотдача, что она вкупе с элементарным превосходством в мастерстве не оставляет шансов сопернику ни одной лазейки на любой позиции.

Фаулз занимает любую удобную для себя позицию, и никто не может ничего ей противопоставить и хоть как-то помешать. Частично это заслуга партнеров по команде, потому что когда той же Тине Чарльз суют мяч в «пост» через центр сквозь частокол рук, а не спокойно парашютиком с угла по 45 градусов или с лицевой линии, то Тине остается только посочувствовать.

Фаулз, в свою очередь, крута тем, что примерно в 80% случаев ей даже дриблинг начинать не приходится. Она одинаково здорово либо задавливает соперниц под самую сетку, либо держит их на локте и выдавливает вверх на три-четыре метра от кольца. В обоих случаях ей остается лишь вытянуть руку и показать точку для передачи и после получения мяча положить его в кольцо. Так что Фаулз доминирует за счет огромного объема работы, который она проделывает еще до того, как мяч летит в ее сторону при передаче или броске.

Неудивительно, что «Линкс» так и не потерпели за месяц ни одного поражения. 6-0, полет нормальный.

P.S. Как там первый пик драфта Келси Плам? Есть такой документальный фильм под названием «Нулевое влияние». Это вот как раз про нее.