Эдриан Дэнтли и Алекс Инглиш по Биллу Симмонсу
66. ЭДРИАН ДЭНТЛИ
Резюме: 15 лет, 12 – на высоком уровне, 6-кратный участник Матча всех звезд… Новичок года НБА (1977)… топ-10 игроков НБА (1981, 84), лидер сезона по очкам (дважды), минутам (один раз)… 6 место по забитым штрафным в истории… 30+ очков в среднем (4 раза)… двухлетний пик в плей-офф (28+8+3) (21 игра)… 54% с игры за кареру (20 место в истории), 6382 забитых штрафных (6 место)… был обменян пять раз… член клуба 20К очков
65. АЛЕКС ИНГЛИШ
Резюме: 15 лет, 9 – на высоком уровне, 8-кратный участник Матча всех звезд… топ-10 игроков НБА (1982, 83, 84)… трехлетний пик: 29+5+4… двухлетний пик в плей-офф: 29+8+3 (21 игра)… лидер сезона по очкам (один раз), броскам с игры (трижды)… сменил три клуба, прежде чем вышел на пик[1]… восемь сезонов набирал больше 2К очков… член клуба 25К очков
У этих двоих есть нечто общее помимо того, что оба были форвардами-снайперами с андрогинными именами. Дэнтли и Инглиш попали в лигу в 1976, в начале карьеры помотались по лиге, кочуя из клуба в клуб, оба вышли на пик в команде-претенденте на титул из Западной конференции, но так и не отведали вкуса больших побед, оба забивали много, но в защите пропускали почти столько же и обоих нельзя сравнить ни с одним современным игроком. Дэнтли был коротышкой ростом шесть футов три дюйма, но при этом блестяще играл в посте (число современных игроков, подходящих под такое описание – 0), который зарабатывал несметное количество фолов и так часто выходил на линию штрафных, но Боб Райан после одной из наиболее сумасбродных игр в исполнении Дэнтли, что любую странную статистическую линию надо так и называть – «дэнтли»[2]. В нападение мало кто был столь же эффективен, о чем красноречиво говорит то, что Дэнтли завершил карьеру с лучшим процентом реализации бросков с игры среди нецентровых (54%).
[1] «Индиана» подписала Инглиша как свободного агента и по глупости обменяла его на Джорджа Макгинниса. Самое веселое здесь то, что годом ранее «Денвер» поступил столь же глупо и обменял Бобби Джонса тоже на Макгинниса. Бедняга Макгиннис был в роли самого дерьмового подарка на бартер янки – никто не хотел остаться в ним в конце вечеринки.
[2] Раньше в газетах печатали статистику игр в формате «попадания с игры/попадания с линии штрафных/набранные очки». И все. Любимый «дэнтли» Райана: 9-28-46. Когда Дюрант против «Клипперс» в январе 2009 набрал 46 очков и при этом реализовал 24 из 26 с линии штафных, я тут же подумал «Отличный у него получился «дэнтли»!
Инглиш же был долговязым форвардом, который никогда не взрывал игру, а методично набирал по 7-8 очков за четверть и в районе 30 за игру и делал это удивительно незаметно, поэтому порой создавалось впечатление, что он крайне редко промахивается. И мы скореее увидим дюжину новых Инглишей, нежели хотя бы одного нового Дэнтли. Стиль игры Дэнтли был основан на физической мощи и был ужасно нетрадиционен. То что в свое время вытворял Дэнтли сегодня невозможно воспроизвести, поскольку в условиях сегодняшнего баскетбольного воспитания в рамках лагерей и игр любителей из детей к 15 годам начисто выбивают все уникальные особенности и выкрутасы.
Чем же Инглиш заслужил право быть выше Дэнтли в Пирамиде? Дэнтли был занозой в заднице у любой команды, но в первую очередь – для той, в которой играл сам. Его турнули из пяти команд (и чтобы избавиться от него не брезговали получить взамен от 30 до 80 центов за доллар)[3]. А Инглиша все любили. Вот такая простая причина.
[3] Худшая сделка: «Лейкерс» сплавили его за постаревшего Спенсера Хэйвуда прямо перед появлением в команде Мэджика. В «Юте» Дэнтли набирал по 28 очков, «Лейкерс» взяли титул и без него, а Хэйвуд был абсолютно бесполезен и отметился разве что тем, что за сезон снюхал больше всех дорожек кокса в доме Джека Николсона.
Если вам нужна причина посолиднее, то несмотря на то, что оба так и не поиграли за команду-чемпиона, Инглиш отличился еще тем, что снялся в богомерзком фильме «Удивительный Грейс и Чак», в котором по сюжету играл за «Селтикс»-86[4]. Для съемок сцены «игры» Инглиш надел форму «Бостона» и минут 20 играл бок о бок с Бердом, Пэришем, Макхейлом и Деннисом Джонсоном в показательной игре в Гардене. Я не шучу. Пятеро из топ-64 игроков моего списка играли в официальной игре НБА. То есть камео Инглиша вылилось в «попадание» в одну из величайших команд всех времен. Слышал, Дэнтли?
[4] Сюжет фильма: Чак, надоедливый пацан, звезда детской бейсбольной лиги перестает подавать из-за беспокойства по поводу угрозы ядерной войны. Воодушевленные таким проявлением гражданской позиции, несколько профессиональных спортсменов (во главе с Удивительным Грэйс, то есть Инглишем) поддерживают парнишку и перестают выступать до тех пор, пока не будет введен закон о разоружении или что-нибудь похожее. Ближе к концу фильма тебе уже хочется, чтобы началась ядерная война и Чак сдох. Настолько этот фильм плох.
Еще больше мне нравится тот факт, что НБА разрешила звездному игроку всерьез поиграть за чужую команду (если подумать, не такая уж это и мелочь) ради соответствия задумке одного из двадцати худших фильмов когда-либо снятых. Неужели ни у кого из офиса Стерна не дошли руки прочитать сценарий этого хлама? И сценарии «Баскетбольной лихорадки», «Эдди» и «Как Майк» тоже ен пришло никому в голову хотя бы пролистать? Я всегда в голове рисовал картину, как Стерн смотрит «Чака» и тут же увольняет всех, кто участвовал в этой затее с Инглишем в «Селтикс».
Продложаем разговор. Есть два типа великих игроков – те, чьи копии мы увидим снова и тех, кого мы больше никогда не увидим и кого невозможнно снова воспроизвести. Любой баскетбльный болельщик в зравом уме скажет, что Джордан был величайшим игроков в истории. (Черт, я заспойлерил концовку десятой главы. Ну что ж, бывает). Но есть шанс увидеть нового Джордана. Почему я в этом так уверен? Да потому, что мы уже видели вариации на эту тему. Джордан сам был более продвинутой версией Томпсона (который был кумиром Майка), а сегодня образ Джордана воссоздают в своей игре Уэйд и Коби. И довольно успешно. Уверен, на нашем веку еще появятся другие суператлетичные и суперголодные до побед атакующие защитники с телом как у ресивера из НФЛ, скачущие как кенгуру и великолепно контролирующие свое тело в воздухе. Второго Джрдана не будет, но какждые лет десять будет появляться тот, кто будет воплощзать в себе многие лучшие его качества.
С этим разобрались. Но увидим ли мы нового Дэнтли? Вы серьезно можете себе представить еще одного чувака ростом шесть футов три дюйма[5] с богатейшим арсеналом всяких финтов, разворотов и обманных движений, который будет завоевывать место в посте и расчищать дорогу к кольцу своей непропорционально здоровенной жопой? Дэнтли был как Джей Ло в НБА. Каковы наши шансы снова увидеть нечто подобное?
[5] Официальный рост Дэнтли – шесть футов пять дюймов. Чушь. Не верю. Деннис Джонсон был выше него на два дюйма.
В лиге будет новый Джордан, но никогда, никогда, НИКОГДА и ни за что мы не увидим нового Дэнтли. Поэтому в его честь я состал сборную игроков эры после Расселла, чьих копий мы никогда не увидим снова, по тем или иным причинам.
Стартовая пятерка: Карим, Берд, Баркли, Мэджик, Гервин
Шестой игрок: Макхейл
Скамейка запасных: Дэнтли, Маравич, Айверсон/Деннис Джонсон[6], Мануте Бол, Спад Уэбб, Пол Мокески
В резерве из-за травм: Дарко Миличич, Курт Нимфиус, Кен Баннистер
[6] Я не смог выбрать кого-то одного, извините. Так что да, получается команда из тринадцати человек с тремя игроками в лазарете, что по сегодняшним правилам лиги недопустимо. Что ж, засудите меня.
Десять первых игроков попали в Пирамиду и в этом разделе я о каждом скажу пару слов, поэтому сконцетрируемся на последней шестерке.
Мануте. Скажем так – нечасто в лиге появляются центровые из Судана ростом семь футов шесть дюймов и весом всего сто килограмм из Бриджпортского университета с ритуальными шрамами своего племени на лбу. Только не говорите, что я опять слишком много выпил, но я считаю, что Мануте был недооцененным игроком запасного состава, который играл за пять команд уровня плей-офф, проводил на площадке добротное количество времени, набирал 5 блоков за игру в качестве новичка, набирал больше 300 блоков за сезон три раза и вносил значительный вклад в игру (20 минут за игру, 5.8 подбора, 4.3 блок-шота) TMC-«Уорриорз», которые достигли второго раунда плей-офф.
Что также немаловажно, мне особенно запомнились всего четыре игрока, когда они проходили мимо меня в «Бостон Гардене»: Майкл Джордан (ибо он был космически знаменит), Дэвид Робинсон (об этом чуть позже), Лэрри Берд (аналогично) и Мануте. У меня аж дыхание перехватывало каждый раз , когда я его видел вживую. И дело не только в том ,что он был невообразимо высокий, но и в том, что его кожа была настолько темной, что казалась фиолетовой[7].
[7] Сейчас наша страна так категорична по поводу обсуждения межрасовых отношений, что за эту фразу меня могут назвать расистом. В свою защиту могу сказать следующее – Мануте Бол был, б****, фиолетовым. Не знаю, что еще добавить.
Когда Мануте появлялся в проходе, все тут же роняли челюсти на пол и следили за ним так же, как когда народ увидел инопланетян в «Близких контактах третьей степени». Это было потрясающе. Я бы отдал приличную сумму, чтобы Мануте Бол снова просто прошел мимо меня.
Спад. Были и до него и после такие же миниатюрные/скоростные/цепкие разыгрывающие, но ни у одного не было столь же потрясающего прыжка. Каждый раз когда он взлетал к кольцу, толпа сходила с ума покруче, чем после крупного выигрыша в игре в кости в казино. И знаете что? На роль запасного разыгрывающего, меняющего темп игры и имеющего шанс взорвать трибуны и прилично этим напакостить команде-сопернику, вам не найти никого лучше Спадстера. Он играл за добротные команды в «Атланте» в 1986 и 88 и за 19 минут набирал 10 очков, 6 передач и по крайней мере один «Охренеть! Ты это видел?!»-момент в 21 игре плей-офф. Я всегда считал его неплохим игроком и ценным активом[8].
[8] Вы знали, что Спад провел в лиге 14 сезонов? Или что в шести из них выходил в старте – в двух сезонах за «Атланту» и четырех за «Сакраменто».
Мокески. В своих статьях на ESPN я так часто упоминал «силу Мокески», что об этом даже упомянули на странице игрока в Википедии. Он был запасным центровым и продержался в лиге аж двенадцать сезонов при том, что он был чудовищно неатлетичен и бегал так, как будто вместо обеих ног у него были протезы. К тому же он попытался вернуть в моду сочетание кудряшек и тонких усишек, которая должна была остаться в начале 80-х. Добавьте в этот коктейль еще плешку и перетекающее сразу в шею лицу и получите Мокески, человека, который был больше похож на полицейского из Нью-Джерси и органичнее смотрелся бы в очереди за пончиками, нежели в НБА. Тем не менее, он даже был хоть и со скрипом, но полезен – он жестко защищался, умел потолкаться под кольцом, уверенно бил со средней и никогда не делал того, чего не умел и поэтому играл по 20 минут за игру за «Бакс», одержавших 59 побед в 1985. Я так обожаю этого парня, что года три искал ношеную им джерси на eBay, но, видимо, не судьба.
Дарко. Хорватский юноша семи футов росту с значительным потенциалом стать чем-то между Дерриком Коулманом и Дэвидом Робинсоном уходит на драфте слишком высоко и попадает в неподоходящую команду, сталкивается с завышенными ожиданиями[9], не выдерживает давления, начинает выглядеть еще более бледным/депрессующим/озлобленным нежели взрослый Макалей Калкин и в конце концов опускает руки и параллельно становится абсолютно бесполезен для команды еще до достижения возраста, когда ему можно будет арендовать автомобиль. Я почти уверен, что такого больше не произойдет никогда. Почти уверен.
[9] Дарко мог бы засудить Чеда Форда за то, что так завысил всеобщие ожидания от Дарко, особенно своей статьей 2002 года (настоятельно советую найти и прочитать, чисто для смеху), куда он вставил следующую цитату «Пистонс» Уилла Робинсона: «Это парень будет звездой. Семь футов, а играет как разыгрывающий. Он особенный». И еще одну, тоже Робинсона: «Он будет решать исходы игр. Вся игра будет принадлежать ему. Нам придется специально под него построить новую арену. Такого парня может остановить только женщина». Ага, и еще отсутствие таланта и уверенности в себе.
Нимфиус. Возьмите прическу Джона Бон Джови времен мирового турне в честь альбома «Slippery When Wet», добавьте немножко маллета в стиле Джорджа Клуни из сериала «Факты из жизни» и щепоточку Томми Байрона из конца 80-х. Затем отмерьте семь футов роста этому парню и оденьте его в голубенькие облегающие разминочные штаны «Пистонс» 80-х. Вуаля.
Баннистер. Я не знаю наверняка, как Баннистер, форвард «Никс» из середины восьмидесятых, получил прозвище «Животное». Но, думаю, у меня есть пара идей на этот счет. Когда Баннистер шел по тоннелю в Гардене люди затыкались и молчали, как если бы происходило нечто ужасное[10]. Он был бы капитаном команды под названием «Спасибо, Господи, что во времена этих парней еще не было HD». Под знаменами этого клуба также выступали бы Деннис Родман, Грег «Кадиллак» Андерсон, Георге Мурешан, Брук Стип[11], Тайрон Хилл, братья Каммингс (Терри и Пэт), Мокески, Энтони Мэйсон, Дэвид Уэсли, Ирвин «Не Мэджик» Джонсон, «Селтикс»-87, «Кингз»-02 и единственный и неповторимый Попай Джонс, о котором я однажды написал, что «как и в случае с Большим Каньоном и Сикстинской Капеллой, Попая Джонса нужно видеть вживую»
[10] Так реагировали только на троих – на Баннистера, Кадиллака и Попая. Они были как Берд, Мэджик и Джордан среди страшил.
[11] В школе я тайком проносил с собой один из справочников Зандера Холландера по НБА (с профайлами по игрокам и с фотками) на математике, тихонько вырывал страницу с изображением Стипа и переправлял своему приятелю Бишу на задний ряд. Пару минут спустя я слышал, как он прыскает от смеха. Настолько Стип был уродлив.
«Книга Баскетбола» Билла Симмонса*
*остальные главы и отрывки ищите в блоге «Спорт и философия»
ГЛАВА 1. «Секрет». Часть 1. Часть 2. Часть 3.
ГЛАВА 3. «Как мы докатились до такой жизни?» Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4.
ГЛАВА 7. Пирамида: первый этаж.