Главная трагедия НБА после Лена Байаса. Дэвид Томпсон по Биллу Симмонсу
70. ДЭВИД ТОМПСОН
Резюме: 9 лет, 5 – на высоком уровне, 4-кратный участник Матча всех звезд (один из них – в АБА)…топ-10 игроков АБА (1975), топ-5 игроков НБА (1976, 77)…два приза Самому ценному игроку Матча всех звезд…трехлетний пик: 26+5+4…лучший игрок финалиста АБА («Наггетс»-76), в плей-офф набирал 26+6+3 (11 игр).
Сногсшибательного в резюме у него ничего нет, но зато он на отлично сдавал тесты «Мог ли он достучаться до фанатов на духовном уровне?» и «Я никогда не видел никого подобного!». Помню, что я однажды посетил игру «Селтикс»-«Наггетс» после слияния лиг и Томпсон произвел на меня столь неизгладимое впечатление, что меня чудовищно расстроило замечание моего отца после игры: «Жаль, что мы можем увидеть его игру только раз в год». В те времена не было еще ни программы SportsCenter, ни DirectTV, так что в моем воображении Томпсон ставил через всех подряд по десять раз за игру, а я пропускал все это зрелище.
Мы запомним Томпсона как Intellivision, оригинальный прототип к PlayStation 2, то есть Джордану, который предвосхитил появление всех прыгучих атакующих защитников. Он мог похвастаться молниеносным первым шагом, достойным средним броском и 33-дюймовым вертикальным прыжком, благодаря которому Томпсона ставили на стартовые сбрасывания в колледже штата Северной Каролины (в этом нет ничего странного до тех пора, пока вы не узнаете, что вместе с Томпсоном за университет играл 220-сантиментровый Том Бурлесон).
У Томпсона были все идеальные качества второго номера кроме роста. Официально в нем было 6 футов 4 дюйма, но в реальности он был примерно на два дюйма ниже и на записи матчей выглядит гораздо ниже своих оппонентов и коллег по позиции. Но это было неважно. Томпсон взмывал ввысь и парил в воздухе, как если бы он был акробатом из группы «Бад Лайт Дейрдэвилс». В быстром нападении он мгновенно разгонялся от нуля до сотни и раз за разом он, находясь в окружении четырех-пяти игроков, взлетал на добрых четыре фута вверх, чтобы либо поставить кому-то смачный блок, либо вбить данк через незадачливого защитника. Он разгонялся до максимальной скорости в одно мгновение, и было такое чувство, что он даже ноги в коленях не сгибал. Если честно, он своими движениями напоминал белку. За тридцать пять лет посещений матчей НБА я не видел воочию никого столь же прыгучего. Наблюдать за игрой Томпсона было все равно что смотреть плохенький фильм про баскетбол с дешевыми спецэффектами, где главный герой находит волшебные кроссовки. Не зря его называли «Скайуокером». Такое прозвище дорогого стоит и его нужно действительно заслужить. (Передайте кто-нибудь эти слова Кенни Уокеру).
В день последнего матча Хавличека в лиге Томпсон спорил с Гервином за титул лучшего снайпера сезона 1978 года. В те дни диктор по арене в ходе тайм-аутов сообщал зрителям также счет других матчей (тогда еще не было пушек с подарочными футболками или огромных электронных табло под сводами арен). Так вот, он сначала сообщил счет в матче «Наггетс»-«Пистонс», а затем добавил: «На счету Дэвида Томпсона 53 очка». Многие зрители не поверили своим ушам. У меня даже промелькнула мысль «Он наберет сотню и побьет рекорд лиги! Он обойдет Уилта!» В итоге он набрал 73 очка, но, надеюсь, вы уловили суть. Томпсон был столь неудержим, что восьмилетний фанат НБА искренне верил, что он ему было вполне по силам перешагнуть 100 очков за игру.
Так что случилось с ним? Как и многие богатенькие знаменитости в конце семидесятых он не на шутку прикипел к кокаину, затем прошел через череду травм, пока не травмировал серьезно колено, упав с лестницы в клубе «Студия 54». Когда в ноябре 1984 года в лигу пришел Джордан, Томпсон уже собирался на пенсию. Кто-то скажет, что сейчас уже невозможно оценить последствия столь раннего заката Томпсона, но хрен с ним, давайте попробуем.
Дэвид Томпсон был:
самой недооцененной звездой за последние 35 лет
величайшей трагедией в истории НБА, если не считать Лена Байаса
Смелые заявления, верно? Раз уж это моя книга и вы за нее заплатили, то чувствую, что должен подкрепить их парочкой аргументов. По ходу двух первых сезонов после объединения лиг (77 и 78 годов) он набирал в среднем 27+5+4 (52% реализации) и попал в две первых сборных лучших игроков НБА во время одного из самых богатых на таланты периодов в истории НБА. Сколько было лет Томпсону, когда он стал третьим в голосовании за звание Самого ценного игрока и чуть не вывел «Наггетс» в Финал 1978 года? Двадцать три. Сравните статистику Томпсону с 22 до 24 лет с показателями другим известных атакующих защитников того же возраста:
Итак, ЭмДжей, Кобе, Айверсон, Ти-Мак и Уэйд в районе двадцати трех-двадцати четырех лет сделали качественный скачок вперед, а Томпсон – шаг назад. Почему? Два слова – белая лошадь. Я не могу дать объяснению тому, почему именно в 24 года атлетичные атакующие защитники находят себя и начинают рвать и метать. Видимо, именно в этом возрасте на место встают все факторы, будь то физические или психологические. Наркотики не позволили Томпсону раскрыть свои истинный потенциал. Поскольку не могло быть такого, что Томпсон уже вышел на пик в 23 года (по сравнению со многими другими примерами это было бы слишком аномально), то мы можем предположить, какой взрыв пережила бы игра Томпсона в возрасте 24 лет. Вот, взгляните на статистику Томпсона за первые пять сезонов лиге если их проектировать без учета наркотиков:
С такими цифрами впору говорить о том, что потолком для Томпсона было звание одного из трех лучших атакующих защитников в истории. И от этого еще больнее осознавать, что все пошло прахом. Представьте себе, как если бы Джордан после сезона 87 года начал снюхивать горы кокоса, повредил колено во время съемки рекламы с Марсом Блэкмоном и к возрасту 28 лет уже был блеклой копией самого себя. Видимо, так все и сложилось в случае с Томпсоном. Говоря «видимо» я имею в виду, что сейчас не до конца ясно, была ли у Томпсона та же жажда победы, что и у Джордана, и пал ли Томпсон действительно жертвой кокаина или же просто не выдержал груза успешности и известности.
Давайте попытаемся выяснить:
1973. Томпсон вводит в моду аллей-уп и с ним во главе «Вулфпэк», команда университета, не терпит ни одного поражения за сезон. В финальной стадии турнира NCAA его команда не имеет права выступать.
1974. «Вулфпэк» дожимают команду университета Мэрилэнда в трех овертаймах и получает право принять участие в турнире NCAA от Конфернеции Атлантического побережья (одна из самых известных игр команд колледжей в истории), сенсационно обыгрывают в двух овертаймах УКЛА с Уолтоном в полуфинале (Томпсон забивает решающий бросок в еще одной из известнейших игр университетских команд) и стали чемпионами, не оставив в финале шансов университету Маркета. Томпсон был признан Самым ценным игроком турнира и тот год мы вправе записать тот его год в список лучших сезонов в исполнении отдельного игрока в истории университетского баскетбола в компанию к Биллу Брэдли из Принстонского университета (1965), Элвина Хэйес из Хьюстонского университета (1969), Дэнни Мэннинга из Канзасского университета (1988) и Стива «Эйр Хермо» Хермана из колледжа Святого Креста.
1975. Становится обладателем всех возможных призов Лучшему игроку года, но в матче за право участия в финальной стадии турнира NCAA «Вулфпэк» уступают Северной Каролине. Шикарная история из того сезона: благодаря одной из тупорылейших идей в истории человечества большая часть университетских конференций запрещает броски сверху и вводит гумозное правило Лью Альсиндора. В последней игре за колледж на домашней площадке Томпсон нарушил данный запрет – заколотил данк во второй половине игры, получил за это технический фол и чуть не вызвал тотальную эйфорию на трибунах. Это был один из самых неожиданно волнующих моментов в истории. К слову, насколько Карим был козлом? Настолько, что из-за него даже ввели запрет на данки.
1976. Выигрывает звание Лучшему новичку АБА, бросает вызов Доку на Конкурсе бросков сверху, выводит «Денвер» в финальную серию и повышает авторитет своего клуба достаточно, чтобы его приняли в НБА вместо «Кентукки».
1977. В то время как все ждут от Дока, что он начнет отрываться в НБА по полной, его место занимает Томпсон и не только опережает Ирвинга по статистике, но и приводит «Денвер» к 50 победам в сезоне (но проигрывает «Портленду», будущим чемпионам, в первом раунде).
1978. Банда Томпсона одерживает 48 побед, самому ему не хватает самой малости до звания лучшего снайпера лиги, а «Денвер» становится первой командой АБА, которой удается одержать победу в серии плей-офф (но проигрывает в финале конференции «Сиэтлу»). Тем летом Томпсон подписывает самый большой контракт в истории профессионального спорта – 4 миллиона на пять лет. В 1978 году это было просто вагон бабла.
(Погодите…)
(Зловещая мелодия из «По ту сторону музыки»…)
После этого все изменилось.
Думаю, вы уже поняли, чем обернулись следующие пять лет. Любая информация о Томпсоне в период с 1973 по 1978 так и кричит, что он бы никем иным, как Джорданом до Джордана (победитель по духу, который чуял, когда надо сделать шаг вперед). Он также понимал то, чего изначально не осознавали Кобе и Джордан – что твоей команде будет полезнее и что она будет побеждать чаще, если ты пожертвуешь статистикой ради партнеров. В документальном фильме «Skywalker» о Томпсоне на NBA TV Иссел признался в следующем: «Его любили все его одноклубники, потому что он помогал побеждать и был именно тем, кто делает своих партнеров по команде лучше. Он никогда не ставил себя и команду отдельно, не гнался за цифрами».
Какое ключевое различие между Джорданом и Томпсоном? Слабость Томпсона (наркотики) была в миллион раз страшнее слабости Джордана (азартные игры). Если бы Томпсон прошел мимо белого порошка и спускал бы миллионы баксов на ставках и пари при игре в гольф, то сегодня бы знали его как одного из двадцати лучших игроков за всю историю, человека, который изменил расстановку сил на Западе и стал бы первопроходцем по части рекламы обуви и себя. Смогли бы «Лэйкерс» Мэджика выиграть пять титулов, соперничая с Джорданом до Джордана в Денвере и здоровым Уолтоном в Портленде? Можете закидать меня тухлыми помидорами, но я скажу, что нет.
Ужасно обидно.
Поэтому карьера Томпсона стала главной трагедией НБА если не считать Ленни Байаса.
«Книга Баскетбола» Билла Симмонса*
*остальные главы и отрывки ищите в блоге «Спорт и философия»
ГЛАВА 1. «Секрет». Часть 1. Часть 2. Часть 3.
ГЛАВА 3. «Как мы докатились до такой жизни?» Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4.
ГЛАВА 7. Пирамида: первый этаж.
Том Чамберс (№96), Джо Джо Уайт (№95), Джек Тваймен (№94), Боб Ланир (№92)
Крис Маллин (№82), Дэйв Бинг (№81), Бейли Хауэлл (№80), Бобби Дэндридж (№79)
Топовое фото: en.wikipedia.org/United Press International/Desert Sun
Просто в качестве показателя: в 1977 году на МВЗ участвовали такие люди, как Фил Смит, Дон Бьюзи, Билли Найт, Фил Ченир, Руди Томьянович и Норм Ван Лир, через год - Брайан Уинтерс, Лайонел Холлинс, Рэнди Смит, Лэрри Кэнон, Трак Робинсон и Уолтер Дэвис. И в обоих - Даг Коллинс и Морис Лукас. То есть почти четверть всех участников МВЗ в те годы была совсем не суперзвездами НБА.
Увы. Травмы и "звездная болезнь" - это часть игры. (((
Добавлю позитива в досье Томпсона (по воспоминаниям советских баскетболистов). Универсиада-73. В Москве. Сб. СССР - олимпийский чемпион-72 (и мы помним КАК они выиграли в Мюнхене). Почти весь костяк той сборной ("любители" же, студенты ) играет, играет дома. Но выходит Томпсон и всех рвет.