Алексей Васильев: «Я упрашивал руководство «Зенита» отпустить Десятникова к нам. Не соглашаются»
Питерский «Спартак» не попал в плей-офф Суперлиги-2, зато вернул себе настоящее имя. Осталось вернуть место в элите, где красно-белые были еще три года назад. Главный тренер «Спартака» Алексей Васильев рассказал корреспонденту «Спорта День за Днем», почему его подопечные не играют на «СИБУР Арене», и вспомнил про расставание с Василием Карасевым.
«Зенит» не отпустил Десятникова
— «Спартак» выиграл в 2017 году 14 матчей из 19, но не попал в плей-офф.
— Мы добились того, чего добились. Игрокам требовалось время для того, чтобы раскрыться. Они очень прибавили в концовке сезона. Могли бы хорошо выглядеть в плей-офф, от которого нас отделила одна победа.
— Болельщик со стороны видит мало хорошего. В прошлом сезоне ваша команда выиграла Суперлигу-2, играла на «СИБУРе». В этом даже не попала в плей-офф, а сезон заканчивала в фитнес-клубах.
— Работа клубного руководства со стороны не видна, но она есть. Нас зауважали. Многие игроки звонят и просят взять их в «Спартак». У меня контракт еще на два года, но я хочу двигаться вперед. Нам нужно повышение в классе уже в следующем сезоне. Минимум — Суперлига-1. И то как этап для выхода на высший уровень. Я не вижу смысла стоять на месте и постоянно играть в Суперлиге-2. Если этого не произойдет, то я могу покинуть петербургский клуб.
— «Спартак» мечтает о возвращении в Единую лигу ВТБ?
— Такая цель есть, об этом в феврале на пресс-конференции говорил президент «Спартака» Игорь Викторович Оноков. Если такая возможность будет, надо ею воспользоваться. Конечно, нам следует улучшить инфраструктуру клуба. В этом сезоне такое бывало... Экипировку баскетболистам должны были прислать перед стартом чемпионата, а они ее получили то ли в конце февраля, то ли в начале марта.
— И как вы жили без экипировки?
— Да никак. Бомжевали. Играли в чем было. Возможно, я испорченный хорошей жизнью человек, но такого быть не должно. После Нового года ситуация изменилась в лучшую сторону.
— Селекция этим летом будет направлена на российских игроков?
— На питерских в первую очередь. Хотим вернуть защитника Юрия Першина. Костяк сохраним. Еще поиграет «старичок» Денис Хлопонин.
— Но ведь сложно найти питерского центрового приличного уровня.
— Центровые — товар штучный. Однако есть варианты. Уроженец Ленинграда Алексей Курцевич. Евгений Фидий — не центровой, но высокий, крепкий форвард. Андрей Десятников! В этом году я упрашивал руководство «Зенита» отпустить его к нам. Надо же понимать, что Десятников никак не вписывается в философию Василия Карасева.
— Что вам ответили в «Зените»?
— Нет, не соглашаются. Сидит он у них на лавке, улыбается. Еще раз могу попросить. Андрей Петрович Спиридонов, спортивный директор «Зенита», пожалуйста, отдайте мне Десятникова в аренду. А лучше продайте!
На «СИБУР Арене» очень дорого
— Зрители хотят видеть «Спартак» на «СИБУР Арене» или хотя бы в «Юбилейном».
— «СИБУР» говорит: «Платите деньги и играйте, но учтите, что есть гастроли цирка, теннис и прочее. В те дни, когда они пройдут, вас здесь не будет». Малый зал для тренировок нам предоставляли бесплатно, но за игру на большой арене надо платить.
— Сколько?
— Цену не назову, но дорого, очень дорого. Есть другие варианты. Та же NOVA Arena, но ее аренда тоже стоит денег.
— «Спартак» вынужден был полсезона выступать под «псевдонимом» «БК КБ» из-за долгов перед бывшим защитником Николой Драговичем. Название возвращено — значит, долг погашен?
— Пока нет. Мы договорились с Драговичем о выплате долга тремя траншами. Выплатили один. За это он согласился отозвать свою жалобу. Осталось выплатить еще два.
— Могут всплыть новые долги по другим легионерам?
— Бывшее руководство «Спартака» при уходе заявляло, что «отдает чистый клуб без долгов». После этого мы узнаем о жалобе Драговича и о решении суда по этому делу. Так что неизвестно.
— То есть «Спартак» сейчас сам не знает, кому и сколько должен?
— Получается, что так. Надеемся, что сюрпризов больше не будет.
Опустились в допотопные времена
— Давайте сменим тему. Вы говорили, что получаете из школ молодых баскетболистов, которые не знают элементарных игровых вещей.
— Это общая проблема всего российского баскетбола. В плане воспитания молодежи мы опустились в допотопные времена. Нужны новые методики подготовки.
— Что конкретно российские детские тренеры делают неправильно?
— У нас в стране, к сожалению, нет системы подготовки баскетболистов. Тренер должен понимать, что нужно делать с той или иной возрастной группой. Какие знания следует дать 10-летним, какие — 16-летним… Когда вы приходите в первый класс, вас же не заставляют делать задания для старшеклассников.
Возьмите современные тенденции позиционного нападения — игру через пик-н-роллы. У нас их некоторые до сих пор называют «двоечками». Кто так называет, тот мыслями сидит в 80-х годах. Современные пик-н-роллы несравненно сложнее «двоечек». Есть множество вариаций, и каждая меняет действия остальных трех игроков команды, не участвующих в пик-н-ролле. Когда начинаешь объяснять это молодым игрокам, у них в глазах полное непонимание: «Ты вообще о чем, тренер? Мы тут в баскетбол до 19 лет играли, а ты нам какое-то регби расписываешь». Приходится учить с нуля.
— Может, «Спартаку» начать с себя и внедрить новые методики в своей баскетбольной школе?
— У нас есть знания, но не хватает денег. Больших вливаний не требуется, но что-то необходимо вкладывать. Прежде всего нужна тренировочная база. Наши юниоры занимаются где придется. И не по графику, а в то время, когда добрый человек предоставит свободный зал. Построенная для баскетбола «СИБУР Арена» ведет сугубо коммерческую деятельность. Это не дело. Для нормальной подготовки молодежи нужны три составляющие: база, стабильное финансирование, чтобы дети были одеты и накормлены, а также методическая система. Базы и финансирования у нас нет.
В Америке таких, как Валиев, называют «толкач»
— Оказывается, нелегко быть тренером.
— Многие бывшие игроки думают, что тренерская работа — раз плюнуть! Я тоже так думал, когда заканчивал карьеру. Отработав год в «Триумф-ДЮБЛ», осознал, что я полный болван и ничего не знаю. Я тренировал возрастную группу, из которой вышел Евгений Валиев. И просто завалил ее! Из того возраста должны были выйти еще несколько классных баскетболистов. Сейчас они играют в Суперлиге-1, а должны были по своему таланту выступать на высшем уровне. Это моя вина. Я ничего не знал, а думал, что знаю. Позже понял, что нужно учиться с нуля. До сих пор учусь.
— Кто из тренеров, с кем вы работали, произвел на вас особое впечатление?
— Толчком к развитию стала работа с Сан Санычем Васиным, который сейчас возглавляет женскую сборную России. Он помог по-другому взглянуть на тренерскую работу. Очень много дало общение с Евгением Пашутиным, Станиславом Ереминым, Андреем Николаевичем Кибенко. Из многочисленных семинаров я бы выделил Димитриса Итудиса (главного тренера ЦСКА. — «Спорт День за Днем»), а еще итальянца Маттео Боничиолли, работавшего в «Астане». Также отмечу Брэда Гринберга, помощником которого я был в саратовском «Автодоре». Сейчас в тренерском штабе нашего «Спартака» работает Горан Стефанович — сербский специалист, настоящий кладезь информации о баскетболе.
— Вы не упомянули Василия Карасева.
— Шесть лет назад в «Триумфе» мы вместе делали то, что должны были. Потом команде нужно было развиваться, а Василий Николаевич сказал: «От добра добра не ищут». С тех пор он идет этим путем. Возможно, он прав. Посмотрим.
— Чему бы вы научили того же Валиева теперь, когда знаете больше?
— Безусловно, он ролевой игрок. У него отличный баскетбольный IQ. Он прекрасно страхует в защите, владеет чуйкой на подбор в нападении и не чурается грязной работы. В Америке таких игроков называют Hustle — «толкач», «борец». Ему нужно прибавить в реализации свободного броска. Перейди он в другой клуб, мог бы раскрыться по-новому.
— Разве ему что-то мешает в «Зените»?
— В чем сила «Зенита»? Быстрые отрывы, быстрый выход из защиты, бросок с первого хода. Под такую игру подходят Сергей Карасев, Райан Тулсон и прочие снайперы. Валиев хорош в позиционной игре. Выступая за другой клуб, он мог бы «расцвести новыми красками».
Беседовал Олег Евстифеев, "Спорт День за Днем"
20.03.2017
Субур-Арена жжет, в городе есть баскетбольные клубы, но играют они в другом месте, потому что дорого. И вообще, идите отсюда, не мешайте зарабатывать.
БК Спартак бы цвета поменять, сделать упор на чисто красном, например. Все уже было бы отличие от москвичей.
Это вопрос психологии. Нужна уникальность. Зачем насиловать старый не свойственный(по факту) для СПб бренд. Есть желание создать баскетбольный клуб? Ок, создал с новым название, я только ЗА!
А Спартак как красная тряпка, плюс бренд именно московский. Ну представь в Барселоне баскетбольная команда Реал))) Или в Манчестере, Ливерпуль)
Учитвывая масштаб боления за Зенит в городе, даже красно белые цвета, уже вызывают напряжение. И это факт.