Все дело в ногах. О разнице между «хорошим» и «великим» в НБА
Оригинал - Кевин О`Коннор, The Ringer
В баскетболе важно не только то, что происходит в воздухе – важно и то, что происходит на земле. Когда вы думаете о Майкле Джордане или Кобе Брайанте – вы думаете о «полете в небесах», но вы не задумываетесь, какие шаги нужно сделать, чтобы на них забраться.
Баскетбол часто сравнивают с джазом, ведь даже несмотря на огромное количество тактических схем, всегда кажется, что все эти чудеса происходят экспромтом. Импровизация рождается из практики. Действия, увиденные вами на паркете – продукт бесчисленных часов в зале. Работа ног претворяет игру в жизнь. Игрок может столкнуть с дабл-тимом, но если его тело не умеет правильно выполнять движения, он будет не в состоянии грамотно среагировать. «Я всегда работал над движениями, всегда работал, еще ребенком, – сказал Брайант The New York Times в 2009 году. – Я просто смотрел разные записи игры – Оладжувона, Майкла, Чарльза [Баркли] – смотрел за их работой ног и пытался подражать им». Безупречная работа ног – это отличительная черта великих, будь то короли средних бросков, как ЭмДжей и Кобе, дальнобойщики – Рэй Аллен и Реджи Миллер, или гиганты лоу-поста, как Кевин Макхейл или Тим Данкан.
Как мне сказал Джей Джей Редик, «Работа ног является основой всего, что вы делаете на паркете, так что если вы плохо двигаетесь – вы не можете играть в НБА. Это ключ ко всему». Через все мои беседы с игроками, тренерами и инструкторами тянется одна нить: Работа ног может быть тем самым усилителем, который трансформирует «хорошее» в «великое». Он превращает игроков уровня МВЗ (Матч Всех Звезд – прим. пер.) в легенд. Мы рассмотрим некоторых современных мастеров этого искусства, начиная с северного клона Кобе.
Демар Дерозан не проснулся таким
Отпечатки игры Джордана и Брайанта можно отыскать по всему баскетбольному миру; но вот их следы, или, вернее, работа ног, особенно повлияла на звезду «Торонто Рапторс», атакующего защитника Демара Дерозана, который вырос в Комптоне, штат Калифорния, и просто боготворит Кобе. «Наблюдая за мастерской работой ног Кобе, вы черпаете у великого, но и добавляете немного собственного», – сказал мне Крис Фарр, тренер Дерозана. Фарр родом из Окленда и начал работать с Дерозаном еще до драфта в 2009 году. С тех пор они вместе. «Крис повысил уровень моих умений. Он никогда не сдерживал меня. Он никогда не говорил, что я что-то не могу сделать. Он всегда поддерживал во мне того игрока, каким я хотел быть, – сказал мне Дерозан в пятницу в «TD Garden. – Он привил мне такое мышление, которое возводит ежедневную, утомительную работу в ранг привычки».
Каждое лето Фарр помогал вписать мастерские движения Кобе в арсенал Дерозана. Как итог – в этом сезоне Дерозан показывает лучшие в карьере 27.8 очка за игру и имеет 48.1% eFG% (Effective Field Goal Percentage), что является повторением рекорда НБА. Как и Кобе, Дерозан неудержим со средней дистанции, где он показывает изобилие движений, построенных на зубодробительной работе ногами. По словам Дюранта в ноябре этого года, у Дерозана «вероятно, лучшая работа ног из тех, что я видел за долгое время».
«Ложный показ + проход к кольцу» является одним из фирменных движений Кобе, и Дерозан активно пользуется им, когда защитник накрывает бросок со средней. Движение начинается как step-back бросок, Дерозан останавливается на линии штрафного броска и делает шаг назад. Но как только защитник выходит на Дерозана, он резко уходит вперед и делает флоатер или лэйап. «Такие движения нельзя делать, не умея бросать в прыжке. Он просто великолепен со средней дистанции», – говорит Фарр.
Так как ноги Дерозана по-прежнему развиваются, не отстает и тело. Когда Демар пришел в лигу, ему не хватало массы для позиционной борьбы. Сейчас его тело полностью сформировалось, и теперь он может спокойно «потолкаться задницей», как говорит Фарр, что позволяет ему занимать хорошую позицию для броска, как видно из ролика выше, в дуэли со Стефом Карри. «Это похоже на то, как раннинбек отскакивает от тэкла. То, что он может принимать удар и стоять на месте – это все работа ног», – говорит Фарр.
Дерозан пришел к такому уровню игры благодаря постоянной тренировке мышечной памяти, повторению движений в игровом темпе снова и снова. Дерозан постоянно берет с собой своего кузена Шона на летние тренировки, который играет с ним достаточно грубо. Как объясняет Фарр, «чем больше физического усилия направлено против него, тем лучше прокачиваются ноги».
Интенсивные тренировки – это «секрет Полишинеля». Их проповедуют своим подопечным все тренеры в мире. Но далеко не все занимаются усердно. «Демар не проснулся таким. Если ты тренируешься в игровом темпе, то со временем начинаешь относиться к этому, как к рутине. Здоровое безрассудство делает вас решительным, и доля безрассудства в нем есть», – говорит Фарр.
На самом деле, мы говорим о практике
«Ваша способность контролировать тело, использовать различные движения при дриблинге – это огромный ключ к успеху, – говорит Дрю Хэнлен, CEO Pure Sweat Basketball и тренер-консультант в НБА. – С атакующей точки зрения, если у вас есть возможность пользоваться джэбами (jab step), резко останавливаться, менять скорость и направление движения – то против вас невозможно защищаться, и в конечном счете вы можете всегда принять верное решение: сделать лэйап, совершить бросок или отдать пас открытому партнер. Собственно, здесь можно говорить и о работе ног».
Даже если вы ни разу не слышали имя Хэнлена, вы наверняка смотрели хоть одно видео с его летними воркаутами, к примеру то, где Джоэль Эмбиид отрабатывает данки. Эмбиид – лишь один из многочисленных клиентов Хэнлена, список которых включает Эндрю Уиггинса, Брэдли Била и Зака ЛаВина. Хэнлен также работал с Джейсоном Татумом, фрешменом Дьюка и возможным топ-5 выбором на перенасыщенном талантами драфте НБА 2017 года. Игра Татума очень пластичная, поэтому он является идеальным материалом для Хэнлена, который может слепить из него очередную убийственную машину со средней дистанции. Одним из движений, которым Хэнлен учил Татума летом, был half-spin («бросок с пол-оборота»).
У Хэнлена есть система из трех шагов для обучения новому движению: сначала Хэнлен сам показывает, как необходимо передвигаться; затем игрок последовательно повторяет движение; ну и наконец, ученик «должен его почувствовать». Третий шаг – самый сложный для игроков. Хэнлен описывает его так: «необходимо почувствовать ритм, когда нужно двигаться или остановиться».
Татум использовал half-spin всего пару раз в этом сезоне, но навык нельзя приобрести в одночасье. Это не так просто, как скачать приложение на смартфон или заказать пиццу. «Мы потратили полторы недели только на half-spin», говорит Хэнлен. Потому что Татум никак не мог ощутить его полностью. Как только он понял ритм, дело пошло на лад. Если «Coach K» (Майк Кржижевски, тренер Дьюка и сб. США – прим. пер.) будет использовать его в мид-посте, Татума будет не остановить.
Следующим шагом для Татума и многих игроков лиги, по словам Хэнлена, станет включение в арсенал «неудобных» движений, к которым защита будет не готова. Это та стадия, которой достиг Дерозан. Это то, что позволяло Кобе даже на исходе карьеры набирать тонну очков. Благодаря этому Джамал Кроуфорд, которому уже 36 лет, по-прежнему является серьезной проблемой для обороны соперника. Кроуфорд уже не так атлетичен, каким был в 26 лет, но он до сих пор удивительно пластичный. «Защита не знает, чего ожидать. Непредсказуемая работа ног – это то, что действительно разделяет игроков в НБА. Люди, которые в совершенстве владеют этим искусством, могут создавать свободное пространство для себя и партнеров», – говорит Хэнлен.
Яннис и евростеп
Одним из наиболее грубых, разрушительных баскетбольных движений является «евростеп», который состоит в том, что игрок проходит оппонента, сделав шаг в одну сторону, а затем совершает длинный шаг в другом направлении и делает лэйап. Литовский защитник Шарунас Марчюленис был пионером евростепа в НБА, а Ману Жинобили сделал его популярным. Крис Пол, Дуэйн Уэйд и Джеймс Харден помогли внести евростеп в «лексикон» баскетболиста, и теперь многие молодые игроки пользуются им. Причем не только защитники, но и «бигмены».
Яннис Адетокумбо сделал евростеп своим фаталити «а-ля Мортал Комбат», заменив лэйап на сокрушительный данк.
«По большей части очень трудно так завершать евростеп, потому что вы делаете большие шаги – нелегко сохранить баланс, – сказал мне Адетокумбо в телефонном разговоре в начале месяца. – Я очень долго работал над ним, поэтому у меня получается». Адетокумбо начал пользоваться евростепом в 15 или 16 лет, когда его ноги достаточно окрепли для того, что успешно менять направление, а затем взмывать вверх. По приходу в НБА он начал работать с Шоном Суини, помощником главного тренера «Бакс», который разработал целую систему тренировок из упражнений на батуте, упражнений на движение боком и научил Янниса движениям в посте, что помогло тому улучшить работу ног и равновесие.
Хоть Яннису всего 22 года, для него евростеп стал чем-то вполне естественным и обычным. «Всякий раз, когда я делаю это движение, я даже не задумываюсь о нем. Для людей это выглядит как евростеп, но для меня это просто лэйап, – объясняет Адетокумбо. – Это просто. Если парень перед вами, просто уйдите в другую сторону. Если его нет – двигайтесь прямо».
Если Адетокумбо разовьет навык дальнего броска, он может стать одним из самых совершенных атакующих игроков; он уже забивает 64.9% бросков с восьми футов и у него 9.8 штрафных броска на 100 владений. Я спросил Янниса, кто, по его мнению, владеет самым лучшим евростепом в НБА, и он назвал Уэстбрука, Хардена и Жинобили. Харден зарабатывает тонну фолов, пользуясь евростепом, 13.5 штрафных бросков на 100 владений, практически лидируя в лиге по этому показателю.
Рискните прочитать комментарии на YouTube к видео с Харденом и увидите примерно такое: «Это пародия на баскетбол. Это танец, пробежка». Балет Хардена на паркете может навлечь гнев некоторых фанатов игры, но один из координаторов видео по НБА, с которым я пообщался, сказал очень хорошую фразу: Харден и другие звезды с отличной работой ног ничем не отличаются от такой легенды, как питчер Грег Маддокс. На протяжении всей великолепной карьеры Маддокса складывалось ощущение, что он от рождения получил навык нечеловеческой точности – вспомните выигранную игру за 76 подач – поэтому частенько арбитры принимали решения в его сторону в спорных ситуациях.
То же самое можно сказать и о Хардене, чья непредсказуемая работа ног только помогает ему избегать фиксирования пробежки и получать свистки судьи при любом контакте. Может быть, в некоторых случаях пробежка действительно имеет место – но репутация дает ему более широкий простор для ошибок.
Футбольные навыки
Будучи подростком, выросшим во Франции, Борис Диао посещал Национальный институт спорта и физического воспитания (INSEP) в то время, когда программе не хватало людей, чтобы организовывать игры 5-на-5. Таким образом, вместо того, чтобы играть 3-на-3 или в какие-нибудь другие игры, некоторые французские игроки делали индивидуальные упражнения и работали над своими навыками. Это необычно для типичного американского баскетболиста, поэтому я спросил Диао, было ли это нормой для юных французских баскетболистов. «Нет, это было также уникально и для Франции!, – смеясь, ответил Диао. – Но я думаю, это мне очень помогло».
При росте 203 сантиметра и весе 113 килограмм, Диао является одним из самых «пухленьких» игроков на паркете, но также он один из самых шустрых. Будучи составной частью «Финикс Санс» – команды «7 секунд или быстрее» и выиграв титул с «Сан Антонио», Диао проводит свой 14-й сезон в карьере, но все еще очень подвижен. Между ним и его бывшими партнерами – Стивом Нэшем, Тони Паркером, Леандро Барбозой и Грантом Хиллом – есть общая связь, это игра в футбол. По словам Диао, он общался с Нэшем о том, как футбольные навыки помогают двигаться по-другому. «Нельзя сказать, что Стив был быстрее или мощнее остальных. Но его работа ног была настолько точной, что он мог изменить направление движения, заставить защитника уйти в одну сторону, а затем очень быстро уйти в другую».
Работа ног, креативность, амбидекстрия и хитроумность – это то, что превратило Нэша в звезду. «Футбол научил меня координации и работе ног, видению поля, – сказал Нэш The San Diego Union-Tribune в 2007. – Многие навыки одинаково полезны и для футбольного поля, и для баскетбольной площадки, так что, когда мне стало можно пользоваться руками, поначалу возникало чувство несправедливости». Овладение различными видами спорта похоже на изучение нескольких музыкальных инструментов: обучение фортепиано поможет развить ловкость пальцев, даже если ваш основной инструмент – гитара, саксофон или скрипка. «Вы используете различные микро-мышцы, когда играете в различные виды спорта, поэтому чем больше разнообразие, тем лучше ты понимаешь свое тело, – говорит Хэнлен. – Чем лучше вы понимаете свое тело, тем лучше вы можете им управлять».
По словам Хэнлена, у игроков, которые в детстве играли в футбол, лучше развита работа ног, наряду с более развитыми навыками быстрой остановки-движения и смены направления. Этим летом Хэнлен занимался с Эмбиидом и Чейком Диалло, выходцами из Камеруна и Мали, которые выросли, играя в футбол. Кумир Эмбиида – Хаким Оладжувон, он играл в футбол, когда рос в Нигерии, и называет футбол одним из ключевых факторов, повлиявших на его игру. «Дрим шейк» был на самом деле моим футбольным движением, которое я перенес в баскетбол», – рассказал Оладжувон NBA.com в 2006 году.
Отличительная особенность умелых игроков в лоу-посте состоит не только в способности выполнять движения с механической точностью, но и в способности изменять темп и ритм движения. У игроков нет метронома; они сами задают ритм. «Смена темпа также очень важна в работе ног, так что вы не всегда двигаетесь с одинаковой скоростью», – говорит Диао. В музыкальной фразе одна нота может нести больше смысла, чем быстротечный рифф, так же и в баскетболе идеально выверенный контр-шаг может вывести вас на свободный бросок.
Трехочковый начинается с шага
Рэй Аллен на протяжении своей карьеры забил бессчетное количество бросков в клатче, но есть один момент, возвышающийся над остальными: чудо-трехочковый из 6-й игры Финала НБА 2013 года.
После того как вы отойдете от «ТВОЮЖМАТЬ! ОХРЕ…»-ненности момента, вы еще больше оцените техническое мастерство. Имея меньше 10 секунд в потенциально решающем владении, Аллен ментально и физически осознанно сместился в угол, сделал шаг за линию и бросил. Забудьте о том, что он попал – даже то, что он находился в той позиции – уже подвиг. «Это было как в кино, где все просто замедляется и размывается, – сказал Аллен после игры. – Мое тело в тот момент сказало: «Эй, мы уже делали это раньше. Давайте просто сделаем, что умеем».
Повторение вырабатывает привычку, что делает игровые ситуации знакомыми, как будто вы уже были в них раньше. Согласно Хэнлену, снайперы используют три варианта движения перед броском. Первый называется «хоп», что на самом деле звучит как «хоп» – когда игрок получает пас, который позволяет ему бросить быстрее.
Обратите внимание, как мяч идет к Джей Ар Смиту – он уже готовится к броску, «хоп» – становясь в исходную позицию. Это позволяет снайперам бросать быстрее, что особенно ценно в ситуациях, когда защитник близко и может помешать.
Затем идет техника шага «раз-два», которая больше относится к бросковой технике в стиле «old-school», так как одна нога уже в позиции во время приема мяча, а затем вторая выдвигается вперед перед броском.
Это распространено среди всех снайперов, но особенно популярно среди «бигменов». Здесь мы видим, как Карл-Энтони Таунс становится в позицию броска, выставляя вперед вторую ногу после получения паса. Это техника медленнее, чем «хоп», но и она имеет место в лиге.
Третий вариант – это в один шаг в «хоп», который, по словам Хэнлена, Аллен использовал постоянно. Вот пример:
Как только Аллен ловит мяч, одна из его ног становится на пол, а затем он прыжком – тот самый «хоп» – смещается в как можно более сбалансированную позицию и бросает. Аллен выглядит так, как будто он – Уэс Монтгомери (амер. джазовая легенда – прим. пер.), играющий на гитаре. Замедленный повтор показывает тонкие детали, из которых складывается такой сложный бросок.
Одним из лучших снайперов в современной НБА является Джей Джей Редик – не потому, что он просто может швырять трешки, а из-за своего умения, подобно Аллену, проходить заслоны, собираться, а затем бросать. Редик идет на 13-й позиции за все время по проценту трехочковых попаданий среди игроков с 1000 попытками и более, согласно Basketball-Reference. Но он не просто останавливается в углу и машет руками, как Дион Уэйтерс, прося мяч. Редик работает, чтобы создать себе бросок.
Сфокусируйтесь на всех мелочах, которые делает Редик, чтобы получить свободный бросок. Во-первых, он едва не вытряхивает из кроссовок Эндрю Харрисона отклонением влево, прежде чем уйти направо в угол. Затем, ему хватает координации глаз-рук-ног, чтобы поймать мяч, посмотреть вниз, чтобы проверить позицию, и коротким «хоп» подготовиться к броску. Посмотрите, как он выбегает из-за заслона Деандре Джордана на вершину трехочковой линии.
Так как Редик – правша, его правая нога должна находиться перед левой, но из-за особенности момента все оказалось наоборот. Но это не приговор для элитного снайпера в НБА. Хэнлен назвал акт балансирования в воздухе «воздушным квадратом». В прошлом, до того как команды стали мучить нас трехочковыми в таком быстром темпе, большинство игроков бросало только тогда, когда их ноги были на паркете, и «образовывали квадрат». Времена меняются. Сейчас игроки могут бросать трехочковые из любых мест, под любым углом, потому что в момент броска ,в воздухе, их ноги и плечи выравниваются по отношению к кольцу, что позволяет им бросать как обычно.
Чтобы достичь такого уровня, требуются бесконечные часы работы в зале, а также психологическая подготовка. В Vertical Podcast, Редик и Корвер обсуждали свою подготовку к играм, и отметили важность воображения. «Когда я делаю эти упражнения, я думаю об их механике: работе ног, как я ловлю мяч, как я создаю силу для прыжка, где я отпускаю мяч, как мяч покидает мои руки», – сказал Редик. Корвер добавил, что любит смотреть на свои фото и фото других игроков в момент броска и анализировать их механику, или наблюдать за соперниками на предматчевой разминке, замечая, что у них получается, а что – нет.
Работа ног – это технический навык, приобретаемый через многочасовую продуктивную работу в тренажерном зале, которая позволяет телу легко выполнять сложные движения за короткий промежуток времени. Но в то же время – это и искусство, как музыкальная фраза в соло. Вечное движение и стремление к совершенствованию, в конечном счете, ключ к освоению любого навыка, не только баскетбольной работы ног или музыкальности.
Спасибо за внимание!
Фото: Gettyimages.ru/Ringer illustration;
При принятии мяча на бегу можно делать газер+один шаг.
С места можно делать только газер, дриблинг нужно делать сразу после отрыва опорной - это тип одновременно считается)
Если всё это использовать, то можно стать звездой НБА, и не обладая крутой физикой. Плюс использовать проносы на кроссоверах. Но нужен ещё и бросок, чтобы зарекомендовать себя перед судьями норм игроком на начальных стадиях карьеры, а то свистеть будут)
Раньше топовые СГ, типа Жордана, Тимака, Капки, не полностью использовали газер, на принятии мяча нога у них уже стояла впереди, они использовали половинный газер.
Проносы на кроссоверах аля Иверцон сейчас почему-то перестали использовать.