8 мин.

Джеймс Харден – самое эффективное атакующее оружие в спорте

Лидер «Хьюстона» выбивает парадоксальную статистику и побеждает. Блог «Планшет» разбирается, как это работает.

Самопровозглашенный MVP вернулся.

Джеймсу Хардену потребовалось лишь три недели регулярного чемпионата, чтобы опровергнуть все разом: увольнение МакХэйла, Кардашьян, звание MVP Shaqtin’ a fool, алковечеринки, гифки с защитными владениями, нескромные высказывания, конфликт с Ховардом, саморазрушение «Хьюстона»… Сделал он это единственным образом, признаваемым адептами хьюстонского «манибола» – с помощью показательных цифр. Можно лишь пожимать плечами при виде защиты «Рокетс», подсмеиваться над вальяжным стилем моложавого пенсионера, негодовать по поводу бесконечных штрафных, но сухая статистика избавляет от эмоциональных суждений: гениальный художник стоит выше морали, зато столь же виртуозен во всех аспектах организации атаки, как и его бывшая подруга в пикантных аспектах организации культурного досуга. Его 30,6 очка и 13,0 передачи в среднем за матч, линия 50-40-80, четвертое место «Рокетс» в списке лучших атакующих команд и одно магическое число (когда он на площадке, то ответственен за 68,3 набранных командой очка в среднем за матч) после 8 игр сразу же породили ассоциации с Джорданом, Робертсоном и Арчибальдом. А когда священные имена в который раз упоминаются всуе, все остальное теряет какую-либо значимость. При такой загруженности, продуктивности и КПД вся околобаскетбольная шелуха мгновенно отпадает: Харден прямо сейчас – самое эффективное атакующее оружие в лиге, где нет проблем с конкуренцией.

Почему статистический разрыв шаблонов в исполнении бороды важен? Главным образом потому, что задействованы один из самых умных звездных игроков и один из самых прогрессивных клубов лиги.

Харден не обзавелся доминирующими номерами в посте, не прокачал бросок по методике Карри, не проработал физику изощренными способами. Скажите спасибо, что он не пробухал все лето. Уже неплохо. В его игре вроде бы ничего не прибавилось. Формально единственное, что изменилось для лидера «Рокетс» – это амплуа: Майк Д’Антони перестал стесняться и просто перевел его на должность главного разводящего с обязанностью прислуги за все. Но может показаться, что и здесь есть жонглирование терминологией, ведь и в прошлом провальном сезоне Харден зачастую брал на себя и роль разыгрывающего. В общем, с Харденом вроде бы не произошло ничего, что обычно выносит звезд на новый уровень и пополняет их мифологический фон рассказами об убийственных тренировках, новейших методологиях, работе на грани.

На самом деле, за небольшой вроде бы перестановкой скрываются глобальные, порожденные в недрах математических лабораторий профессоров Мори и Д’Антони решения. Суть их лежит на поверхности: сегодняшний «Хьюстон» построен ровно так, чтобы довести до максимума атакующий потенциал Хардена. Интереснее сами нюансы: «Рокетс» вновь докопались до мелочей и умудрились придать удивляющий всех импульс даже недавнему кандидату на звание MVP сезона.

Прежде всего, перевод на место разыгрывающего – совсем не формальность. Харден и в прошлом году таскал почти 6 минут за матч – больше всех в команде. Но зачастую он получал мяч уже в позиционном нападении и реализовывал либо отдаваемые ему на откуп «изоляции», либо что-то выдумывал на «крыле» атаки, в том числе возвращая мяч номинальному разыгрывающему. Атака останавливалась, и Харден был вынужден что-то изобретать из статистического положения.

Д’Антони сделал так, чтобы в начальной стадии атаки мяч находился у самого опасного игрока – у Хардена появляется больше свободы, больше времени (едва ли не 10 секунд в каждом владении) для того, чтобы убаюкать защитников своим умиротворяющим дриблингом, больше ответственности за доставку мяча партнерам. Травма Патрика Беверли сделала планы и вовсе радикальными: у «Хьюстона» зачастую нет вспомогательного разводящего – лишь нацеленный прежде всего на передачу (у него просто феноменальный процент пасов – 62) Харден и непосредственные опции для атаки.

Во-вторых, Д’Антони научился в «Лейкерс» новому трюку – он больше не форсирует темп и не пытается перебегать/перестрелять соперника. Сейчас «Рокетс» занимают 16-е место по данному показателю в лиге.

Это можно объяснять тем, что тем самым тренер пытается сберечь лидера, который и без того подвергается значительным перегрузкам (Харден проводит на площадке почти 38 минут), сохраняет ему силы на концовки. Но есть и еще один аспект. В прошлом сезоне переход в атаку был одной из слабых сторон Хардена – «Рокетс» много бежали, но действовали в быстрых атаках не так успешно. Теперь же вся команда подстраивается под темп, удобный лидеру. Да и убегать так часто, как могли бы, «Рокетс» не спешат – почти всегда мяч в быстрых атаках перво-наперво приходит в руки лидера. Если раньше вперед неслись хоть Брюэр, хоть Ариза, то теперь все доверено самому эффективному игроку команды.

В-третьих, Мори и Д’Антони потратили лето на то, чтобы создать идеальные условия для того, чтобы убедить всех: Харден может быть лучшим игроком лиги по розыгрышу пик-н-роллов, если у него в партнерах не дядя Вася из третьего подъезда, а узкопрофильные снайперы и мобильные, любящие шарахнуть заслоном и мотнуться под щит «большие».

В таком естественном пространстве утомительная пенсионерская игра Хардена наполняется сочными красками. Ему не нужна скорость Уолла, резкость Лилларда или трехочковые с ведения. Харден – это мастер восточных единоборств, работающий в пьяном стиле: его дриблинг обманчиво несуразен, движения расслаблены настолько, что определяющий резкий шаг легко пропустить, тело вроде как само по себе натыкается на контакт, но в голове тем временем работает самый современный, напичканный продвинутой статистикой компьютер.

Примитивная защита – непритязательное нападение.

На него переключается «большой» – Харден разденет его несколькими неспешными кроссоверами.

Внимание к бросающему Андерсону – Харден уже просочился под кольцо.

Попытка ловушки наверху – Харден успевает предугадать ваши действия задолго до этого.

Желание спрятать разыгрывающего в защите против «крайнего» – Хардену абсолютно все равно, от кого получать заслон, хоть бы и от «крайних».

По крайней мере пока кажется, что у Хардена и Д’Антони есть ответы на все противодействия.

Расширяющие атаку снайперы, атлетичные центровые, свободное пространство для маневра, свобода действий (теперь не надо обязательно кормить передачами Дуайта Ховарда), дополнительное время для гипнотизирования оппонента – все это помогает понять, что именно делает Хардена таким уникальным атакующим игроком.

Три важных момента:

Мало кто в лиге умеет так просчитывать оппонента: у Хардена есть только три умения (быстрый первый шаг, идеальное владение телом и навык сбросить соперника резкой остановкой после ведения), но он своей неспешностью и вальяжностью достигает гораздо более сильного, просто опьяняющего эффекта, чем другие – сумасшедшей скоростью.

Никто в лиге не умеет так красиво подставляться и всеми видом возмущенной бороды показывать, что хулиганы зрения лишают.

Никто в лиге не умеет пасовать так, как это делает Харден – врываясь в трафик, с оппонентом на одной руке, он стягивает на себя защиту, а потом умудряется развернуться и откинуть точно под атаку на периметре.

Мы все это знали и раньше, но в начале нового сезона эти черты заслужили Хардену слишком громкие сравнения, чтобы их воспринимать как должное.

«Рокетс» – лучшие в лиге по своему любимому показателю – по количеству выброшенных и реализованных трехочковых. Их атака так же просчитана, как и все, что делает их пьяный сенсэй: минимум двухочковых, бесконечные пик-н-роллы (для Хардена это 39% владений и 1,115 очка за владение, один из лучших показателей в лиге), никакой самодеятельности, четкое понимание, что такое современный баскетбол.

Все это не просто мусорные цифры: на старте сезона лидер «Рокетс» уже затащил как минимум четыре игры самостоятельно и открыто признал, что готов был затащить и матч с «Кливлендом», но маленько надорвался.

***

О самой примечательной статистике, связанной с Харденом, еще речи не было. Это атакующий потенциал «Рокетс» без него на площадке: «-31,4 очка на сто владений» – его просто не существует.

Да и все проблемы «Рокетс» в защите никуда не делись: несмотря на 5 побед в 8 матчах, они уже увязли среди пяти худших команд лиги.

Но это делает данный эксперимент только интереснее: «Хьюстону» вроде бы не нужен баланс, им больше нравится испытывать пределы атакующих возможностей конкретного индивидуума.

Кто-то строит систему, раскрывающую лучшие стороны исполнителей. «Рокетс» используют лучшие стороны исполнителя, чтобы построить вокруг него систему. Никогда культ личности еще не выглядел так любопытно.