Василий Карасев: «Хотим создать команду победителей»
После победы в стартовом домашнем матче сезона главный тренер баскетбольного «Зенита» заглянул в студию «Радио Зенит» и рассказал об атмосфере в «Юбилейном», впечатлении от новичков сине-бело-голубых, форме своего сына Сергея, а также принципах строительства новой команды.
— Мы все до сих пор находимся под впечатлением от победы над «Баварией». А как игра смотрелась непосредственно с паркета?
— Хорошо, что удалось выиграть. Все-таки мюнхенцы — команда Евролиги, в этом сезоне они преследуют цель победить в Бундеслиге, обыграть такую команду приятно. Да и само открытие сезона проходило в условиях обновленного переполненного стадиона. Болельщики пришли поддержать нас, они создали отличную атмосферу. В самой игре были недочеты. Начали довольно неплохо, но потом стали сбавлять на фоне усталости, да и травмы преследуют команду, до сих пор не восстановился Валиев, Тулсон еще залечивает повреждение. В итоге недостаточная ротация привела к тому, что ребята стали допускать ошибки. Этим можно объяснить нервную концовку. Но в целом здорово, что эту концовку выдержали и выиграли матч.
— Весь сезон команда будет выступать в СК «Юбилейный». В одном из интервью вы заявили, что игры на этой арене будут фактически выездными. Накануне вам удалось ощутить, что и здесь атмосфера может быть такой же, как на «Сибур Арене»?
— Тут речь о другом. Пришли те же болельщики, они эту атмосферу создали. Хороший зал, хороший паркет. Другое дело, что мы не будем тренироваться в «Юбилейном». У нас запланировано только одно занятие перед каждой игрой. Все-таки зал хоккейный, большой, это пространство надо почувствовать, и, когда ты в нем тренируешься, ты знаешь каждый сантиметр площадки. А нам придется заново привыкать во время каждой игры.
— Но по болельщикам вопросов нет? Мигель Данни, Лев Лещенко — все здесь.
— Именно болельщики и создали атмосферу домашней игры. Но это все-таки другой зал. Хотя для меня это возвращение в мое прошлое, потому как с «Юбилейным» у меня связано много хороших воспоминаний.
— В плане организации дела насколько отличается наш баскетбол от немецкого?
— У нас есть команды, которые уже на том же уровне, если не выше: ЦСКА, «Химки», «Локомотив» и «Зенит», который тоже создает это все. Просто нам нужно чуть больше времени. Что касается Германии, то в Бундеслиге играет 16 команд, и все они довольно равные по силам. Есть там два-три коллектива выделяющихся. У них больше игр, длиннее чемпионат. Но у той же «Баварии» не так много немцев в команде, все остальные — иностранцы. Когда клуб ставит задачу выигрывать, туда приглашаются баскетболисты не по национальности, а по силе.
— Уже сыграны два матча в новом сезоне. Пока еще рано делать выводы о качестве старта, но у вас есть какие-то впечатления от нового «Зенита»? Насколько команда обновилась по стилю?
— Мы брали игроков, которые подходят под стиль команды — с бойцовскими качествами. И Павел Сергеев, и Сергей Карасев, и Аарон Уайт, и Стефан Маркович — они прекрасно вписываются в жесткую защиту и быструю игру. Но два первых матча показали, что пока нам не хватает ротации в связи с травмами. На протяжении всей встречи мы не можем показывать свою игру. Так было в Минске, так было и в Петербурге с «Баварией». Немцы играли в 11 человек, больше 25 минут никто на площадке не провел. Будем надеяться, что баскетболисты как можно скорее вернутся в строй. Пока игроки устают. Скажем, в среднем в последней игре лидеры играли по 30 минут. Тимма, кажется, 34 минуты.
— У больших спортивных клубов Петербурга этот сезон начинается по-разному. Футбольный «Зенит» стартовал не очень, но потом стал громить соперников. Хоккейный СКА начал сразу с разгромов. Вы как готовите команду? Как лучше стартовать?
— Ситуация своеобразная. Нужно вывести команду на пик формы и на этом пике держать. В прошлом году «Локомотив» и «Химки» уступили на старте, и им этих очков в итоге не хватило. Планку нужно держать весь сезон. Понятно, что лучше подойти в оптимальной форме к плей-офф, но очень важно, какое место займешь по итогам регулярного чемпионата. Есть разница, с кем играть в первом раунде — с ЦСКА или с какой-то другой командой.
— По поводу места тоже интересно. «Зенит» существует всего третий год. До этого были сдержанные желания, амбиции. Мол, должны сыграть хорошо, уверенно, скомплектовать команду и так далее. Перед этим сезоном уже пошли более конкретные ожидания. И вот уже Евролига замаячила. Насколько это реально и как много об этом говорят в команде?
— Команда готова играть. Но всё будет складываться из многих факторов. Те же травмы могут помешать. Если же мы будем выступать в полном составе — нам это по плечу. Предсезонные игры это показали. Та же встреча с «Барселоной», которую мы проиграли совсем немного. Были и другие испанские команды высокого уровня. Всё в наших руках. Главное, чтобы удача была на нашей стороне.
— Нужны ли «Зениту» еще игроки? Довольны ли вы трансферной кампанией, которая была проведена?
— У нас есть позиция четвертого номера, которая остается открытой. Как показали прошедшие игры, нам не хватает мощи под кольцом. Задняя линия у нас укомплектована полностью. Особенно если Тулсон вернется в строй. А по большим очень сложно. Всё-таки Уайту немножко не хватает мощи, когда соперник играет в два центровых или с атлетическим четвертым номером. В этом направлении мы сейчас работаем.
— Все ли новички адаптировались в команде?
— Мы подбираем игроков, чтобы была атмосфера победителей, чтобы люди думали не только о себе, своей статистике, но и о командной игре. Потому что личный успех может прийти только вместе с командным.
— Давайте поговорим о персоналиях. Трансфер Стефана Марковича называют главным переходом в отечественном баскетболе в это межсезонье. Серебряный призер чемпионата мира, участник финала Олимпиады. Может ли он стать лидером команды?
— Он уже стал лидером. Только пока немного в непривычном виде. Он не набирает много очков. Свое лидерство он проявляет в том, что ведет за собой команду, создает моменты. У нас хватает тех, кто может забивать. Тот же Тулсон, тот же Карасев, Тимма, Лэндри, Уайт. А вот в плане организации атак от Марковича многое зависит. Это показал матч с «Баварией», когда он отдал десять передач и великолепно отыграл в защите. Это такой мозг, стержень команды. Нам, может быть, именно его и не хватало в предыдущие сезоны.
— Ни одно ваше интервью наверняка не обходится без вопроса про вашего сына — Сергея Карасева. Как он адаптируется к европейскому баскетболу после НБА, насколько ему тяжело присутствовать в команде, которую тренирует его отец?
— Принимая решение о возвращении Сергея в Россию, я прекрасно понимал все связанные с этим трудности, сколько будет разговоров. Знал, что всё будет под лупой рассматриваться: все его действия и мои. Но мы исходили из другого. Я прекрасно знаю и понимаю, что Сергей — это тот игрок, который поможет команде. На данном этапе ему нужно лишь почувствовать уверенность, потому что за то время, которое он провел в НБА, он это утратил, потерял игровую практику. Это нужно вернуть. Сейчас уже идут поступательные шаги, а это самое главное. Сергей может приносить пользу, помогать команде выигрывать. Остальные трудности перетерпим и пройдем.
— Это очень романтическая история, когда сын приходит в команду к отцу и они вместе ведут клуб к победам. Но вы наверняка с него строже спрашиваете на тренировках, чем с остальных? Или на все сто процентов отключаете родственные связи во время игр и тренировок?
— Во время матча всё отключается. Но в целом — строже. Иногда на тренировках, иногда по жизни. По баскетболу — я не могу к нему быть мягким, это будет неправильно по отношению к другим игрокам. Иногда, пожалуй, я с ним даже чересчур строг. Сейчас всё просто — я должен помочь ему почувствовать ту же уверенность, а когда она придет, тогда будем по всей строгости закона общаться.
— Нравится ли вам форма, в которой он сейчас находится?
— Он помогает, приносит пользу команде. Однако не всё меня устраивает. Это процесс поступательный, всё еще можно исправить. Сейчас у него есть проблемы с игровой практикой, уверенностью, как говорят американцы — confedence. Тот же Яннис Тимма получил всё это в нашей команде, и в этом сезоне он еще на одну ступень поднимется. Такие вещи очень важны. Зная Сергея, я прекрасно понимаю, что для него это тоже важно.
— В этом сезоне довольно много изменений у команд Единой лиги ВТБ. Некоторые поменяли тренеров, другие сменили полсостава. В «Зенит» тоже пришли новички. Можно ли сказать, что сейчас у вас несколько новая команда по уровню, по ментальности, по чему-то еще?
— Думаю, да. Именно в ментальном плане команда стала сильнее. Особенно благодаря приходу Марковича, Сергеева, возвращению в строй Лэндри. Теперь это ментально выносливый коллектив, который готов держать удар. И первые игры показали, что, даже когда на фоне усталости сваливались, допускали ошибки, всё равно выкарабкивались и выигрывали матчи. Дальше команда будет выглядеть только лучше.
— У «Химок», «Локомотива-Кубани» и других команд произошли серьезные изменения в межсезонье. «Зенит» тоже менялся, но более точечно. Можно ли сказать, что в этом смысле у нашей команды есть преимущество над соперниками? Не так долго придется подстраиваться друг под друга.
— Если посмотреть на Казань — они тоже точечно усилились. Довольно много игроков у нас ушло. При этом если учесть, что тот же Лэндри пропустил половину сезона, то все связи нам еще предстоит выстраивать. Всё же не два-три человека поменялись. Сменились иностранцы, русских игроков четверо пришло. Поэтому работы еще много. И я бы не сказал, что это какое-то преимущество. Несомненный плюс, что у нас есть игроки, которые знают мои требования, знают стиль игры. Они будут изнутри помогать ребятам.
— Если оценивать уровень соперников, то насколько в этом сезоне будет сложнее попасть в так называемый топ-4 и забраться в финал Единой лиги, в который команда так стремится?
— Могу сказать, что ЦСКА стал сильнее. Всё же чемпион Евролиги. Казань сохранила прошлый состав и точечно усилилась. Про «Химки» и «Локомотив» пока еще сложно говорить. Краснодарцы набрали сильных игроков, но теперь тренеру предстоит сделать из них команду. В тех же «Химках» есть и баскетболисты сборной России, и иностранцы — их сейчас шесть-семь. Всё будет зависеть от того, как те же «Химки» и «Локомотив» будут играть. При этом «ВЭФ» и «Калев» тоже усилились, как и «Астана». Уровень лиги подрос. Проходных игр больше не будет.
— Андрей Кириленко переизбран на пост главы Российской федерации баскетбола. На ваш взгляд, Андрей способен внедрить свои идеи в отечественный баскетбол и улучшить его?
— Я думаю, что Андрей всё сможет. Он всю жизнь провел в баскетболе, знает, понимает игру. К тому же его знания распространяются не только на российский, но и на американский баскетбол. Он знает, что и где нужно улучшить и добавить. Уверен, у Российской федерации и сборной всё еще впереди.
— Специалисты и болельщики постоянно сравнивают американский и европейский баскетбол. Ваш сын — Сергей Карасев — недавно в интервью сказал, что через пару лет границы между Европой и НБА сотрутся. Вы с этим согласны?
— Если посмотреть, сколько сейчас европейцев играет в НБА, причем на ведущих ролях, то вполне возможно. НБА, конечно, шоу, целая индустрия, все лучшие игроки едут в эту лигу. Но сейчас многие возвращаются в Европу, и зачастую они не становятся здесь лидерами.
— Сейчас у нас остался только один россиянин в НБА. Это плохо, нормально или просто данность?
— Зато какой! Чемпион! Зачем нам больше? (Смеется.) В НБА нужна еще и удача, чтобы попасть в нужное время в нужную команду. Это и произошло в определенный момент с Тимофеем Мозговым, когда он попал к Блатту. Зачастую многие европейцы высокого уровня приезжают, но не вписываются в рамки определенного тренера. Тогда им приходится возвращаться назад. Я считаю, и Швед мог зацепиться в НБА. Но не сложилось. В определенный момент американский тренер просто предпочел выбрать американского игрока.
Текст "Радио "Зенит"