«Спартак» потеряет имя за долги
Весной 2014 года тогдашний президент БК «Спартак» уверял журналистов, что клуб хоть и закрывается по финансовым причинам, но делает это достойно — все долги закрыты, ни у кого никаких претензий к нему нет. Спустя два года вдруг выясняется, что это не так. Новое руководство выплачивать долги за старое не хочет, так как лишних десяти миллионов нет. Ради этого оно готово пожертвовать историческим именем.
В 2014 году, не дотерпев всего год до своего 80-летия, из «Спартака» начали поступать тревожные новости: из-за отсутствия финансирования клуб решили закрыть. Генеральный спонсор — компания «НОВАТЭК» – официально объявил, что не собирается продлевать спонсорский контракт, и красно-белые остались без средств к существованию. Руководству найти новых партнеров не удалось, и тогдашний президент «Спартака» Александр Урицкий вынужден был объявить о закрытии с 1 июня и увольнении сотрудников. При этом он несколько раз подчеркивал, что у клуба ни перед кем нет долгов.
Сезон-2014/15 клуб пропустил и был возрожден только в 2015 году, заявившись во второй дивизион Суперлиги. Шефство над ним взяла Федерация баскетбола Санкт-Петербурга, все это время входившая в состав учредителей, но не имевшая ранее особого влияния. Особую заинтересованность в проекте проявил лично президент федерации Алексей Бурчик, только что избравшийся на этот пост. Уже тогда в интервью "Фонтанке" он предсказал, что новую команду ожидают непростые финансовые испытания.
Первым «звонком» стал долг в размере 5,8 миллиона рублей, предъявленный баскетбольным агентом Андреем Спиридоновым, о чем мы также писали в феврале 2016-го года. Однако недавно появились новые эпизоды.
«Многие долги нам непонятны. Например, по одному долгу арбитражный суд вынес решение в ноябре 2015 года, а мы его только сейчас получаем. И нам говорят: а теперь ваш "Спартак" не может играть, потому что надо закрывать этот долг. А долг вообще от 2012 года», – рассказывает Бурчик.
Еще претензии по двум долгам поступили совсем недавно. Это 40 тысяч евро по зарплате форварда Николы Драговича за 2012 год. Причем взыскивать этот долг будут уже по нынешнему курсу, что составляет 3 миллиона рублей. И еще 200 тысяч рублей – по зарплате бывшего тренера Сергея Гришаева. Есть и другие долги, общая сумма которых достигает десяти миллионов (при этом ни по одному нет документального обоснования).
«Фонтанка» пыталась связаться с бывшим руководством «Спартака» – президентом Александром Урицким и исполнительным директором Вадимом Проскурниным. Первый не вышел на связь, второй заявил, что эти вопросы нужно адресовать не ему, а Урицкому.
«Когда «Спартак» в 2014 году вступал в стадию банкротства, все, у кого были претензии, должны были подать в суд. Это можно было сделать на основании контрактов и ведомостей. Этого сделано не было. Долги, которые нам сейчас предъявляют, были озвучены на комиссии РФБ. У меня сразу вопрос: на основании чего? Получается, что только на основании слов игроков и агентов. Определение должно быть. Обязать нас выплатить на основании этого не могут. РФБ сейчас в интересном положении. После всех прошлых историй они не хотят ругаться с ФИБА. То есть по нашим законам мы полностью закрыты. По спортивным международным законами к нам есть претензии», – объясняет Бурчик.
Однако этого достаточно, чтобы запретить баскетбольному клубу «Спартак Санкт-Петербург» как юридическому лицу выступать в турнирах под юрисдикцией РФБ. При этом клуб уже оплатил взнос для участия в новом сезоне второго дивизиона Суперлиги. Единственный выход теперь — сменить название.
«Если до этого все-таки дойдет, мы бы не хотели радикально менять название. Думали над вариантом «ЦОП-Спартак» (Центр олимпийской подготовки), но как на это будут реагировать, непонятно. Самое простое, но унизительное для нас, — зарегистрироваться под названием «Спартак» в Ленобласти, но продолжить играть в Петербурге», – говорит Бурчик.
В истории российского баскетбола уже были подобные прецеденты. Например, женская команда «Спарта энд К» до 2009 года называлась «Спартаком». Из-за разногласий со спортивным обществом «Спартак» в вопросе использования бренда им пришлось сменить название. Проблема заключается в том, что долги от этого никуда не исчезнут. Наоборот, судя по всему, они будут только расти.
«Доброжелатели уже сказали, что нам еще прилетят долги», – сокрушается президент федерации.
Артем Кузьмин, «Фонтанка.ру»