«Хотелось попробовать себя тренером. Попробовал. Теперь не хочется». Дмитрий Головин – о перелетах, ставках и футболе
Дмитрий Головин вспоминает сезон в «Зените», оценивает игру футбольной сборной России и рассказывает, как проводит лето. Кубковый финал против «Пармы», перелеты на Сахалин, ставки, опыт работы тренером — в традиционном интервью нашему блогу.
Дмитрий Головин. Собрание сочинений:
Год 2012-й: часть 1-я, часть 2-я
Год 2013-й: часть 1-я, часть 2-я
– Второе лето ты проводишь в статусе свободного агента. Почему не получилось закрепиться в «Зените»? И как продвигаются поиски новой команды?
– Наверное, плохо играл, не сумел показать себя за то время, что был в составе и мне доверяли. И клуб, видимо, ожидал от меня большего. Плюс, травма во второй половине сезона. Не буду размышлять на тему, как бы все сложилось, не будь этой травмы. Как получилось — так получилось, значит, нужно больше работать над собой. Сейчас мое будущее — это работа агента. Все, что мог, я показал в сезоне, сейчас от меня уже ничего не зависит, а на такие моменты я стараюсь не отвлекаться. Пока готовлюсь самостоятельно, хожу в тренажерный зал.
– Твой твит с объявлением о поиске команды (смотреть здесь) — это шутка или ты все же рассчитывал на «а вдруг»?
– Конечно, это больше шутка. Все и так знают, что я свободный агент. Хотя один агент мне позвонил, спросил, на самом ли деле я ищу работу, и предложил свои услуги. То есть резонанс был, значит, шутка удалась. Но когда я писал этот твит, об этом не думал: пришла в голову идея, показалась прикольной — вот и написал...
– Главный для тебя итог прошедшего сезона?
– Главное — медали Единой лиги ВТБ, «бронза». Это отличный результат. Хотя нам не удалось победить в Кубке России или далеко пройти в Еврокубке. Вообще сезон для меня получился интересным, мне понравилось в «Зените»: побыть в структуре этого клуба, познакомиться с новыми ребятами и тренерами. И сам город классный. Все, в общем, понравилось, вот только травма немного помешала.
– При этом полуфинальная серия с УНИКСом оставила чувство недосказанности...
– Думаю, в тот момент встречались две равные команды — именно по игре, а не по составу. Нужно ведь понимать: в России, чтобы попасть в тройку и не быть при этом одним из четырех топ-клубов, нужно прыгнуть выше головы. ЦСКА, «Химки», УНИКС, «Локо» — у них всегда большие бюджеты. Если ты играешь за них и попадаешь в призеры — вроде бы так и должно быть, хотя, как мы видим, и им не всегда это удается. А если ты добиваешься этого в «Зените», «Нижнем» или, например, в «Автодоре» (когда-нибудь и он, наверное, «выстрелит») — это очень круто.
– В финале Кубка «Зенит» крупно проиграл «Парме», что вызвало заметный ажиотаж...
– «Парма» — молодцы, абсолютно заслуженно выиграли Кубок России. Но я многим писал в твиттере, объясняя, что тот «Зенит», который играл в Кубке — это не команда уровня ВТБ. Из команды «выкинули» пятерых легионеров и, не тренируясь, повезли играть на Кубок. И это не оправдания, мы должны были выигрывать финал, завоевывать Кубок. И в поражении виноваты мы сами. Это говорит просто об уровне той нашей команды.
С легионерами в «Зените» на каждую позицию был выбор игроков, а когда ты убираешь легионеров — некоторые позиции явно проседают. И все, с этим ничего нельзя сделать. Плюс, я получаю в финале травму — и команда просаживается еще сильнее. Из первых номеров остается только Артем Вихров и 17-летний Гриша Мотовилов, который не имеет опыта игры в таких матчах. Вот вам и причины такого результата. Я не хочу про себя что-то говорить, но пока я не получил травму, мы вели пять очков, все шло нормально, «Парма» смотрелась хорошо, но никаких проблем у нас не было, никто бы нам не сказал, что в итоге мы влетим 30 очков.
А сам финал был организован просто супер: атмосфера, полный зал, президент РФБ, ВИП-гости, «МАТЧ-ТВ» и комментаторы... Можно сравнить с NCAA: вроде и не главная лига, но ажиотаж большущий, все на высшем уровне. Играть там было классно.
– В следующем сезоне российских команд в Единой лиге ВТБ будет больше, но матчей в регулярке останется всего 26. Это нормально?
– Нормально, если ушли слабые команды. Взять ту же «Виту»: матч с ней — это простая тренировочная игра, есть она или нет — разницы никакой. Вот «Нимбурк» был хорош, это, конечно, потеря для лиги. Или, например, «Байзонс»... Я играл с ними два или три года — и каждый раз в школьном зале, то есть большого зала, в котором играл «Зенит», когда пришло 12 тысяч болельщиков, я не видел. Поэтому для меня «Байзонс» — это не потеря. Дома они еще цеплялись, а на выезде были не ахти. Лучше съездить в Самару, Пермь или слетать на Сахалин. Я летал на Сахалин. Играть тяжело, физические кондиции далеко не самые лучшие, поэтому во второй половине матча я просто старался не потерять мяч и не дать забить через себя. Но ничего страшного, войдет «Сахалин» в Лигу ВТБ — будем летать туда. Как говорил в интервью Эдуард Сандлер, летают же к ним хоккеисты, и ничего, все живые. Да и сам «Сахалин» же летает...
– То есть ты воспринимаешь такие длительные перелеты как должное?
– Конечно. Мы профессионалы, всем платят деньги, это спорт — летайте. Да что говорить: у ЦСКА, на который ссылаются чаще всего, вообще чартер — ему все равно, куда летать. К тому же, помню, когда играли Владивосток и Красноярск, «большим» клубам первым выездом ставили именно этот, дальний: играли там в начале сезона, пока нет Евролиги, и все, потом забывали об этом. Поэтому не думаю, что для топовых клубов это будет большая проблема. Россия — большая страна, баскетбол нужно показывать всем и везде.
– На твой взгляд, баскетбольный «Зенит» успел стал полноценной частью большого клуба? Баскетбольную и футбольную команду уже можно назвать одним целым?
– Да нет, одним целым их назвать, наверное, пока еще рано. Футбольная команда играет в Санкт-Петербурге очень давно, у нее и база своя, и поля. А у баскетбольной не было всего этого, например, зал в «СИБУР Арене» команда арендовала, а после тяжелых травм мы восстанавливались на футбольной базе, там все вообще супер. Но постепенно все меняется. Пиар, организация матчей, болельщики — думаю, этот сезон должен дать большой толчок для роста популярности баскетбольной команды, учитывая, что она выступила как и футбольная, та тоже в чемпионате стала третьей.
Сейчас просто нет еще такого ажиотажа вокруг баскетбольного «Зенита». С футболом или хоккеем понятно — там звезды, полные трибуны... Хотя футболисты часто приходили на наши матчи, иностранцы дружили с ними: Райан Тулсон часто выкладывал совместные семейные фотки. То есть и футболисты поняли, что на баскет ходить круто, что там хороший уровень. И видно, что им нравится этот вид спорта. По разу, наверное, все футболисты «Зенита» были на наших играх. Это всем на заметку: надо ходить на баскетбол! В Питере крутой зал, крутая команда, крутая организация матчей, наверное, одна из лучших в России.
И я ходил на футбол, был на «Вираже», еще знаю нескольких ребят с баскетбольного фанатского сектора, общаюсь с ними. А вот до личного общения с футболистами «Зенита» дело не дошло.
– В прошлом сезоне в Суперлиге-2 выступал возрожденный «Спартак». Есть ли какое-то, пусть и заочное, соперничество между «Зенитом» и «Спартаком»?
– В Петербурге местные болельщики разбились на два лагеря: одни за «Зенит», другие за «Спартак». Но со стороны это вообще не заметно. Если ты сторонний человек — ты даже и не поймешь, о чем идет речь. Команды развиваются параллельно, игроки спокойно ходили смотреть на матчи друг друга. Может, у кого-то что и сидит в головах, кто-то борется за власть, но по факту — какое может быть соперничество?! Питер большой город, если будет две команды и обе будут хорошо выступать — на обе будут ходить.
– Судя по твиттеру, ты очень внимательно следил за недавним чемпионатом Европы по футболу. Как тебе выступление нашей сборной?
– Стараюсь следить за футболом. Тем более, это спорт номер один, про него много пишут и можно найти хорошие разборы матчей и игры в целом. Или красивые истории с того же Евро: сборная Исландии, Уэльс с Гаретом Бэйлом... Но вот смотреть футбол мне не очень нравится, по телевизору он вообще тяжело «идет». Особенно этот чемпионат Европы — защитный футбол, нацеленность на результат... Просмотры давались тяжело. Но все равно я смотрел все матчи нашей сборной. Мы собирались с братом и отцом специально «под футбол», хотя обычно именно ради футбола мы не собираемся. Жаль только, что сборная показала такой результат...
Рад, что в сборной сейчас играет мой однофамилец, Александр Головин. При случае, конечно, познакомился бы с ним. Хотя не думаю, что он знает, кто я такой, и что я ему как-то интересен. Но заиметь его игровую майку при возможности было бы прикольно. По игре нашей сборной уже многие высказались, можно найти разные мнения. По-моему, она не смогла стать единой командой, одним кулаком, как другие сборные, хоть и не звездные, но сумевшие добиться лучшего результата. Мне кажется, наши игроки просто не смогли проникнуться мыслью, что за них болела и переживала вся страна. Они старались, это сто процентов, но со стороны казалось, что могли сыграть сплоченнее и за счет этого выступить лучше.
– Проблема допинга обошла российский баскетбол стороной. Но и здесь были свои скандалы и разоблачения, связанные с игрой на тотализаторе. Насколько остро у нас стоит проблема договорных матчей?
– Началось-то все с того, что судьи ставили на каких-то детских турнирах, причем едва ли не во время матчей бегали с телефонами и делали ставки. Это, конечно, был полный беспредел. Вот после этого и решили покопаться, выяснить, у кого есть аккаунты. Я, например, понимаю, что я не могу иметь аккаунт и делать ставки на баскетбол — это же просто логично. Но кто-то из ребят, видно, все равно и аккаунт имел, и ставки делал...
Я с этим не сталкивался, поэтому не знаю, как все происходит. В «Зенит» приходила анкета, там были вопросы и про аккаунты, и про ставки. Все, конечно, поставили «Нет» в этих пунктах. Хотя, например, не очень понятно, почему я не могу поставить, скажем, на финал ЦСКА — УНИКС. Я что, знаю что-то такое, чего не знают другие? Я же никак не влияю на игру... Понятно, что правила есть правила. Но если бы меня с этим поймали — не думаю, что меня нужно было бы дисквалифицировать. Или парень играет в Суперлиге, а ставит на ВТБ или на НБА... Зачем его дисквалифицировать? Поговорить, вынести предупреждение...
Это как спортивный покер, который запрещен, но во всем мире в него играют. Если ты разбираешься в спорте, анализируешь, смотришь составы — это же интересно. Закинул тысячу рублей в банкролл — и из спортивного интереса пытаешься повысить.
– Недавно ты приобрел опыт работы тренером — на Спартакиаде Минсельхоза возглавлял команду Самарской сельхозакадемии. Какие остались впечатления?
– Раньше я играл за эту команду. В этом году защитил диплом, но по возрасту играть уже не мог. И главный тренер, Евгений Николаевич Ролдугин, предложил мне съездить в Краснодар с ребятами. Я согласился, очень хотелось попробовать себя тренером. Теперь не хочется (смеется). У нас была всего одна тренировка, на которую пришли восемь человек, некоторых из них я вообще не знал. В итоге мы заняли второе место, в финале много проиграли «Автодору» (команде Саратовского аграрного университета — прим. авт.), думаю, это был наш максимум, мы могли и еще раньше вылететь.
Всегда, когда тренеры говорят: «Вам легче, вы играете только на себя!..» — думаешь, чего это он?.. А теперь сам узнал и понял: ты сидишь на скамейке, ответственный за все, что бы ни произошло — но при этом не можешь ни на что повлиять. Вот что я могу сделать? Замену? Ну поменял я игрока, он сыграл чуть лучше или чуть хуже... Ты им объясняешь, а они не играют — и ты думаешь: как так, я им объясняю, а они это не играют? И в итоге просто сидишь, как свидетель. Вот такое у меня впечатление сложилось. Понятно, что если бы я тренировал чуть дольше, общение с игроками было бы более тесным. Грубо говоря, когда я был игроком, то думал, что все тренеры дураки, а стал тренером — и думал, что все игроки дураки, вообще ничего не понимают (смеется).
Это был интересный опыт, который, уверен, пригодится мне в дальнейшем, когда я буду думать о тренерской карьере. На данный момент я бы больше так не поехал, но я не жалею, что съездил — иначе не узнал и не понял бы всего этого.
– Ты уже несколько лет активно участвуешь в стритбольной жизни Самары — и в турнирах играешь, и тренируешься с парнями «на улице». Как тебе развитие культуры уличного баскетбола в Самаре?
– Можно сказать, что она ухудшилась. Вроде бы казалось: куда еще хуже?! Но у нас смогли!Тот самый момент, когда мы были на дне, но снизу нам постучали... Была одна плохая площадка, в сквере на проспекте Ленина — и на ней сняли кольца. Якобы они кому-то там мешали. Теперь ездим на другой конец города, на Поляну Фрунзе — но там площадка еще хуже: она длиннее, нет одной боковой линии... Хотя последний раз, когда мы там собирались, пришли 25 человек, из них половина — игроки профессиональных клубов. Первенство области по стритболу должны были провести в три тура — провели в два, и все, все лето никаких стритболов больше нет.
Хочу отметить Андрея Ширкина (экс-игрок «Красных Крыльев», сейчас — начальник отдела физкультуры и спорта Самарского района г. Самара — прим. авт.): он взял в областной Федерации баскетбола две стойки, поставил их на площадках у Речного вокзала и иногда устраивает там «баскетбольные вечера», недавно провели турнир 1-на-1 для любителей.
Еще я писал в твиттере Дмитрию Азарову (сенатор Совета Федерации от Самарской области, в 2010-2014 годах — Глава г.о. Самара — прим. авт.). Он у себя выложил фото, где бросает мяч в какое-то уличное кольцо, и написал: «К стритболу готов!» Я ему ответил: «А готова ли к стритболу Самара?» Он посоветовал написать письмо, я написал — и мне пришло четыре ответа из разных инстанций, да еще и звонили. Прислали мне адреса каких-то площадок, якобы соответствующих ГОСТам. Например, площадки на Речном вокзале, где баскетбольное кольцо прикреплено к футбольной «раме» и висит на высоте 2,50 — это, по их словам, по ГОСТу, соответствует всем нормам (те самые площадки на Речном). То есть такие площадки в этих инстанциях считаются «хорошими», поэтому слова, что у нас нет площадок, они не поддерживают. Соответственно, новой площадки никакой не появилось. Надо бы, наверное, еще куда-нибудь написать, еще у кого-нибудь спросить...
– При этом в последние дни ты активно выкладываешь в твиттер фотографии различных «красивостей» Самары. Как, на твой взгляд, меняется город?
– Я в 17 лет уехал из Самары и теперь провожу здесь только лето. Поэтому когда гуляю, всегда нахожу для себя какие-то новые интересные места или здания, на которые раньше не обращал внимания. Казалось бы, это в Петербурге в центре реально неописуемая красота и какой-нибудь дом можно долго разглядывать... Но и у нас столько же классных мест! Надо их ходить и смотреть. Радует, что в центре вроде бы приводят дома в порядок. А наша набережная — вообще лучшая в России!
Что не радует? То же, что и раньше. Есть дороги, которые все в том же ужасном состоянии, это просто невозможно передать словами: ты едешь по городу 10-15 км/ч, потому что кругом дыры и колдобины, причем в самых разных местах... Надеюсь, к чемпионату мира в 2018 году их отремонтируют, хотя объем работы здесь очень большой.
Фото: БК «Зенит» и ФБСО
И сдался Вам его твиттер... Твиттер Головина для популяризации баскетбола сделал больше, чем иные профессиональные клубы. Причем без оскорблений кого бы то ни было и даже намека на скандальность.
Надеюсь команда найдется для него правильная.
Вон у нас молодежная сборная в том году вылетела в дивизион Б, в этом году не вышла из группы уже в дивизионе Б, никому и дела нет.