9 мин.

«Арсенал» внедрил в форму невозможные фигуры. Вы о таких знаете?

От автора: вы в блоге Матвея Медведева – дизайнера Sports.ru. Тут я буду рассказывать про незаметные красивые элементы в спорте. Например, про шрифты, детали в фирменных стилях, графические приемы в экипировке, фишки в телетрансляциях. Начну с незаметного элемента на форме «Арсенала» – шрифта из невозможных фигур.

***

В 1991 году adidas приодел «Арсенал» в желтую футболку с паттерном из черных треугольников. 

Комплект назывался Bruised Banana. Он выделялся даже на фоне кислотного безумия 90-х. К тому же в составе играли Тони Адамс, Ли Диксон, Стив Боулд и другие звезды будущего чемпионского «Арсенала» Венгера, поэтому желтая футболка стала культовой.

В 1994 году «Арсенал» сменил экипировщика на Nike. Потом к ним пришла Puma, а в конце 2018-го лондонцы вновь объединились с adidas. В инстаграме adidas поприветствовал Иан Райт – главная звезда «Арсенала» начала 90-х. К посту он прикрепил фотографию в легендарной футболке. Естественно, сразу появились слухи о переиздании Bruised Banana. 

Ремикс на «банану», ставший гостевым комплектом «Арсенала», adidas презентовал перед началом сезона-2019/20.

За идею и разработку проекта отвечал Джеймс Уэбб – продуктовый дизайнер adidas. В интервью Soccerbible он заявил: «Это проект о переосмыслении истории с целью создать что-то новое. Мы хотели сделать что-то необычное, чтобы создать новую главу в развитии футбольных джерси. 

Мы создали современную интерпретацию классической футболки. Потом мы начали развивать концепт, немного поправив элементы для актуального использования, сделав их самостоятельными. Мы адаптировали джерси таким образом, чтобы ее можно быть носить как обычную уличную одежду».

Разберем эту пафосную цитату. «Современная интерпретация классической футболки» – речь идет про то, что рисунок и крой стал современным: ворот изменили на круглый, а цвета – на сбалансированно спокойные.

А еще Джеймс говорит о том, что они не только перерисовали футболку, но и придумали другие графические элементы.

Один из таких элементов – шрифт. В его основе лежит интересный прием: зрительная иллюзия – невозможная фигура. Обратите внимание, на первый взгляд кажется, что буквы и цифры объемны, но при рассмотрении можно увидеть несоответствие в стыках элементов – нарушение правил построения перспективы. Такие фигуры нельзя изготовить из реальных материалов.  

Треугольники на форме символизируют молнии на эмблеме Королевского Гейтхауса (розовые). А сама графика треугольников из нового паттерна хорошо рифмуется с графикой шрифта и отсылает нас изучать историю невозможных фигур.

История невозможных фигур

В древних гравюрах и картинах часто встречаются нелогичные изображения объектов. В каких-то случаях они стали ошибкой при отрисовке теней и построении перспективы, в каких-то выступают как часть художественного замысла. 

На миниатюре (написана до 1025 г.) изображена Мадонна с младенцем, сидящая внутри свода из трех колонн. По законам перспективы средняя колонна должна располагаться перед Мадонной. Художник нарисовал ее сзади. Получился эффект невозможности. Логичного обоснования в конкретно этой композиции приему нет, поэтому сделать вывод, ошибся художник или что-то хотел сказать, мы не можем.

В 1568 году Питер Брейгель-старший написал картину «Сорока на виселице». Обратите внимание на виселицу, с ней что-то не так, она тоже невозможна. К моменту написания Брейгель был уже опытным художником и не мог совершить такую простую ошибку. В центре композиции мы видим толпу веселящихся крестьян, можно сделать вывод, что картина отсылает к фламандской пословице «Дороги к виселице идут через веселые лужайки». Виселица повернута одновременно и к крестьянам, и к зрителю. 

В 1956-м вышла статья британского математика Роджера Пенроуза про объем и восприятие. Он рассказывал о том, как мозг воспринимает трехмерные объекты на плоскости и про то, как мозг можно обмануть. Текст Пенроуз проиллюстрировал невозможным треугольником, который нарисовал шведский художник Оскар Реутерсвард.

Материалом вдохновился голландский художник Мауриц Эшер и к 1960 году создал литографии «Спускаясь и поднимаясь» и «Водопад».

Эшер интересовался пространством и бесконечностью: к тому моменту уже написал знаменитые «Относительность» и «Рисующие руки», но именно после статьи Пенроуза стал экспериментировать с невозможностью. Если лестницы в «Относительности» можно представить и построить, то «Водопад» нереален – вода напрямую стекает туда, откуда начинается путь к самому водопаду. 

Эшеровские работы вдохновляли создателей головоломок. Из относительно свежего – игра Monument Valley. В ней нужно выбираться из невозможных пространств: поворачивать рубильники, переключая тени и перспективу. Игра получила премию Apple Design как лучшая игра на IPad в 2014 году. В августе 2018 года анимационная студия Paramount Animation объявила о работе над фильмом по мотивам этой игры.

В Австралийском городе Перт стоит скульптура «Треугольник Пенроуза». При определенном ракурсе действительно можно увидеть невозможный треугольник. Но это тоже иллюзия, с другого ракурса мы видим, каким образом ее спроективал хитрый архитектор.

Как нарисовать невозможную фигуру

Разберем, как создается невозможная фигура, на примере букв из шрифта «Арсенала».

Чтобы нарисовать невозможную фигуру, нужно придумать нелогичный элемент (скос, грань, тень) и сделать его частью другого элемента фигуры. Одно логичное с помощью нелогичной связи переходит в другое логичное. Ассоциативная цепочка замыкается. Взрывается мозг. 

«Арсенал» пользуется этим шрифтом в кубковых играх (в АПЛ можно играть только в футболках с официальным шрифтом лиги). 

Как видим, концепт стал чем-то большим, чем Bruised Banana Remastered. 

Будем ждать от «Арсенала» развития эшеровской эстетики. Можно использовать шрифт на картинках в соцсетях, в клубном мерче.

Или вот на таком постере. В общем – играть со шрифтом. «Арсенал» хорош в том, чтобы выдавать невозможные перфомансы, поэтому с небольшим усилием этот стиль может превратиться в отличную самоиронию.

Шрифтовой флешмоб поддержала МЛС

Тренд на невозможность подхватила МЛС. В феврале они презентовали новые официальные шрифты лиги. Графика одного из них очень похожа на арсенальскую.

Американскую лигу тоже комплектует adidas. Первая мысль была такой: бренд взял шрифт «Арсенала» и продал МЛС. Но нет, несмотря на внешнюю схожесть, рисунки букв в шрифтах разные. Эту красоту исполнила студия f37foundry. Аналогом такого сотрудничества можно назвать разработку шрифта Студией Артемия Лебедева для РПЛ. 

А какие интересные приемы в формах находили вы? Пишите в комменты, о чем хотелось бы почитать, и подписывайтесь на мой телеграм-канал о дизайне.

Фото: Gettyimages.ru/Shaun Botterill/Allsport, Richard Heathcote, Bryn Lennon, Warren Little; Instagram/wrightyofficialdezeen.comgeb.co.ukwikipedia.orgengadget.com 

Создавайте и творите вместе с продуктами от Adobe!