7 мин.

Шанхайская диагностика. Какую проблему «королевских гонок» обнажило Гран-при Китая?

Это был сумасшедший уикенд, где даже свободная практика не уступала по авариям, поломкам, неисправностям даже квалификации, не говоря уже о самой гонке. Больше всего по ходу уикенда нас удивили Росберг, Хэмилтон, Феттель, Рикьярдо и Квят. Но в Шанхае подарки зрителям делаются чуть ли не каждый год и на самом деле, без конфигурации трассы в Шанхае этого могло бы и не быть. Так что вначале поговорим о трассе.

О трассе

Трасса Shanghai International Circuit спроектирована так, что с высоты птичьего полета напоминает китайский иероглиф Шэн (или Шан) который в переводе на русский язык означает «всходить». Этот же иероглиф первый в названии столицы страны. Надо заметить, что в Китае смогли построить трассу, которая действительна интересна. Это не самая быстрая, но и не самая медленная трасса сезона, при условии того, что на SIC довольно легко обгонять. Несмотря на шестнадцать поворотов, темп на трассе обычно довольно стабилен, так как большинство из них достаточно плавные. Но отнюдь не все. 11-й, 12-й и 13-й повороты образуют мини-круг с первоначальным резким поворотом налево. После череды этих поворотов пилоты проедут самую длинную прямую в сезоне: на максимальных оборотах болиды проедут около двадцати секунд, что составляет одну пятую часть всей трассы. Далее интересны 14-й и 16-й повороты. Четырнадцатый поворот почти сразу меняет вектор движения в другую сторону, а шестнадцатый обладает большим аварийным потенциалом: резкий разворот налево прямо перед финишной прямой. Кстати, именно на нем Феттель отыгрался по ходу гонки, обойдя Даниила Квята.

alt

На самом деле, по ходу гонки мы увидели очень много борьбы и прений. Но все это было после насыщенной пятницы.

Аварийная пятница

Почему аварийная? Посудите сами: разворот Хэмилтона, разбортирование заднего колеса Массы, электрика Гутьерреса (кажется, мексиканец и его Haas никак не могут приладиться), затем взорванная задняя левая шина Мугнуссена… И это за полтора часа гонки!

Если говорить о времени трассы, то ничего не предвещало резких изменении в старте воскресенья: Росберг, Хэмилтон и Феттель, который отчаянно пытался догнать пилотов с Мерседес. Только во второй сессии тренировок оба гонщика Ферарри обогнали как Росберга, так и Хэмилтона (хотя в прошлом сезоне мы бы писали «как Хэмилтона, так и Росберга»).

Дела у Red Bull были если не ужасны, то, по крайней мере, они не соответствовали ожиданиям.  Даниил застрял на тринадцатой строчке, а Дэн Рикьярдо шел на пятой позиции. Именно Квят из-за выступлении в последних Гран-При является кандидатом на вылет из стана красных быков и обратный переход в младшую , команду.

Однако позиции  — это явно не первая мысль пилотов в пятницу. Тесты, эксперименты, настройки, вот что важно. Все пилоты говорят о том, что болиды скользили, сами слики вели себя непредсказуемо: обе Феррари, болид Квята, гонщиков Рено и Хаас по заявлениям пилотов сильно скользили. Поводом к проблеме многие считают ветер, поднявшийся в Шанхае, Баттон и Алонсо говорили о слишком высоком рекомендованном давлении шин.

Алонсо: «На этой трассе мы выступаем уже одиннадцать или двенадцать лет, но еще никогда не приходилось работать со столь высоким давлением».

И все ждали дождя. Дождь — это то, что могло улучшить работу состава SuperSoft на трассе. А между тем синоптики обещают дождь во время квалификации.   

Рикардо: «Если завтра пойдёт дождь, это немного увеличит наши шансы. Я бы сказал, что попадание в пятёрку вполне реально».

Но не все пилоты ждали дождя с позитивным настроем. Например, вот что об этом сказал Кевин Магнуссе: «Пожалуй, если завтра пойдёт дождь – это будет для нас удар. Нам нужно настроить машину для гонки, которая, похожа, пройдёт по сухому асфальту, а пока я понятия не имею, какие для этого нужны настройки – ситуация может оказаться непростой».

alt

И ситуация таковой оказалась.

Непростая ситуация

Дождь пошел и команды в спешке перенастраивали болиды под мокрую трассу на последней сессии свободных тренировок. Но, видимо, это удалось далеко не всем. Судите сами: Рикардо, «обогнавший» обе Ферарри, Боттас на пятой, Квят на шестой позиции, Перес, обогнавший всю Toro Rosso и Хюлкенберг, который будет их нервировать со своей десятой позиции,  отказавшая система ERS у Хэмилтона в самом начале квалификации (правда, стюарды допустили чемпиона к гонке, однако стартовал Льюис с 22-ой позиции), также не показал своего времени Паскаль Верляйн.

Паскаль Верляйн об аварии: «Я наехал на кочку, но не ожидал, что потеряю контроль над машиной. На трассе было слишком много воды для сликов. К счастью, удар о барьер оказался не очень сильным»

Льюис Хэмилтон о провале: «Конечно, всё это очень некстати, но трудности только проверяют нас на прочность. Лучшее, что можно сделать в такой ситуации – извлечь из случившегося все необходимые уроки, и я уверен, что команда сейчас расстроена не меньше, чем я».

Таким образом, F1 в новом сезоне все интересней, главным образом из-за того, что Ferrari приблизилась к Mercedes, Red Bull догоняет Ferrari и у всех появился сильный конкурент в лице команды Джина Хааса. И воскресенья мы все ждали с нетерпением.

Воскресенье как изысканный десерт

Зрелищности гонке было не занимать: уже на первом повороте Квят и Феттель не поделили свободное пространство на трассе, в результате чего Феттелю пришлось наехать на Райконнена и при этом лишиться антикрыла. Феттель по ходу гонки трижды проводил радиообмен с командой, где объяснял свою неудачу сумасбродством Даниила. И это все на глазах руководителя всего Ferrari!

alt

На этом же повороте случилась сенсация: впервые кто-то за четыре года обогнал Мерседес в борьбе за первое место. Этим «кем-то» стал Дэн Рикьярдо, эффектно срезавший Росберга по внутренней прямой. Правда, затем Росберг неожиданно легко прошел пилота быков, но затем все стало ясно: жесткий прокол и до боксов Рикьярдо ехал на ободе колеса, затерявшись в середине пелотона. Почти сразу после этого вышел фейс-кар, который на долгое время создал довольно плотный трафик на трассе. На какое-то время Квят даже ехал вторым сразу после Росберга, но многие команды решили воспользоваться сицуацией с фейс-каром: в том числе и Red Bull менял слики Даниилу, вследствие чего тот откатился на «родное» шестое место.

Хэмилтон и Рикьярдо против пелотона

Тем временем, сменивший антикрыло (хвосту пелотона тоже досталось из-за событий на первом повороте) Хэмилтон начал как зверь отыгрывать позицию за позицией, однако, напоролся на сопротивление Рикьярдо, который тоже начал трудное восхождение по сетке пилотов. Оба этих пилота пытались забраться как можно выше, но как бы не хотелось верить в Рикьярдо, мотор Renault не может сравниться с мотором Mercedes. Для Дэна, казалось бы, все потеряно, однако Хэмилтон неожиданно застрял на Массе, и ему повезло в том, что Масса тоже отчаянно хотел «в очки», а Рикьярдо, воспользовавшись этим, прошел их и на какое-то время даже вырвался на второе место, но необходимость сменить слики «откатила» того ниже по сетке пилотов. Но Дэн, в конце-концов, рванул и занял в итоге четвертое место, сразу позади Квята.

Даниил Квят: воля и выдержка

Даниил же, несколько кругов назад уступил на последнем повороте круга Феттелю, горевшему желанием отомстить еще за самый первый поворот. Если честно, по ходу гонки Феттель слишком жалел себя, называл Квята «сумасшедшим», но более лестную характеристику он дал на интервью у подиума: «Ему повезло в этом маневре, он пронесся мимо как торпеда», на что Даниил спокойно ответил что «это был рискованный маневр, но именно такие ходы позволяют взбираться на подиум».

alt

Надо сказать, что на взвешивании Феттель попытался вывести из себя Квята (как заметил Попов, у ветеранов довольно распространена тактика психологического давления), но Даниил пресек все разговоры, напомнив Феттелю о том, что они оба на подиуме и разговор не имеет смысла. 

Нико против Росберга

И только один человек практически всю гонку соревновался сам с собой: Нико Росберг. Объяснит кто-нибудь почему в Формуле допускают такой разрыв в техническом плане? Росберг оторвался от пелотона на 25 секунд! Это просто немыслимо. Реальной борьбы за первое место не было. Не в Шанхае, где довольно легко обгонять. Проблема бюджетных моторов остро влияет на весь пелотон, все команды и F1 в целом. Победным дублям Мерседеса мешает только захандривший Хэмилтон (продолжайте в том же духе, Льюис, наконец-то стало интересно наблюдать за гонками).

alt

Мало того, существуют команды, болиды которых просто мешают ехать. Тот же Квят не выдержавший медленно едущего Палмера (который замыкал пелотон), заматерился в радиоэфире. Проблем у него хватало: ехать на Renault посреди Ferrari и Mercedes'ов — не лучшее успокоительное.

Так, Шанхай обнажил еще одну проблему королевских гонок: гигантский разрыв в техническом плане между командами. 

Артур Хисматулин