8 мин.

Прерванный полёт

Молоденькая девочка «Истанбул-Парк» спроектированная мистером Тильке явно на душевном подъёме хоть и не отличалась в прошлом выдающимися гонками, в этом году приятно удивила болельщиков Формулы 1 добрым перцем, немного неожиданными итогами и послевкусием от этапа.

Вспоминая историю этого автодрома, есть подозрение, что многие парни не удержались перед гонкой от соблазна покурить местный кальян, потому как последствия этого пагубного для здоровья занятия ежегодно находили отражение в итоговой таблице. И что интересно наиболее нелепые косяки совершали здесь наиболее известные в Формуле люди. В дебютном 2005-м Монтоя откашливался за рулём до тех пор, пока не лишил McLaren победного дубля, пропустив вперёд Алонсо. В 2006-м уже у Кими Райкконена болела голова так, что он решил проехать в гонке всего один круг. Далее, в 2007-м задремал на старте Алонсо. В следующем году обычно вполне мирный Физикелла с несвойственной ему жестокостью ополчился на японский народ, протаранив на старте Накаджиму. Ну а прошлый год запомнился нам непонятным порывом ветра, который лишил победы Себастьяна Феттеля.

На нынешний уик-энд многие команды, вместе со своими чемоданами привезли в Турцию и ключевые вопросы, посвящённые как личному зачету, так и кубку конструкторов. Самые главные из них относились к форме Red Bull:

1. Кто из погонщиков бычьего стада быстрее?

2. Сможет ли главный ветеринарный врач команды, Эдриан Ньюи, вывести технические язвы в теле Красного быка?

Вообще же, как – то не очень заметно, но абсолютно интересным способом, в этом сезоне на первое место вылезла внутрикомандная борьба: Рыжий – Чёрный, Звёздный – Модельный, Творожок – Утюжок, Большой палец – Твёрдый лоб. И даже Хэйки с Ярно борются на швейных машинках за то, кто не приедет на финише последним. Апогеем обострившихся внутренних разборок и стал вчерашний Гран-при.

Ещё в пятницу, просматривая свободные заезды, меня не покидало ощущение, что гонка уже началась. Алонсо истерично махал трафику, восьмой поворот стабильно собирал жертвы своёй брутальной конфигурации, а пилоты McLaren застолбили локальный успех на трассе Istanbul Park, что давало надежду на то, что победное квалификационное шествие энергетиков будет, наконец, остановлено.

Суббота, однако, вернула нас в серую обыденность - RB6 в квалификации непобедим. Все остальные, кто глядел в Наполеоны остались не у дел, и только пилоты Уитмарша подали заявку на свои претензии относительно тотального доминирования быков.

Главным неудачником квалификации опять, как и в Монако стал Алонсо. Фернандо до сих пор не может смириться с тем, что от великого имени Ferrari, на данном промежутке времени, осталась только одна её история, переусердствовал в поисках максимума болида F10 и добровольно отправил себя на 12 место, что в конечном итоге сказалось на его итоговом выступлении. Потом испанец пытался косить перед журналистами под Герберта Уэллса, спихивая вину на черепашью скорость Ferrari и отсутствие факта развития болида. Однако все кто смотрел субботу, всё равно знают, что Алонсо в очередной раз ошибся сам и не будь помарки на предпоследнем круге, мог бы спокойно квалифицироваться хотя бы на уровне своего бразильского коллеги.

Старт гонки в «Истанбул-Парке» выдался на удивление чистым. Никто никого не задавил и только Буэми, брат Петрова по дикому не везению немного порезался, отчего дальнейшая его гонка за приличный результат превратилась в квадратуру круга.

На первых кругах отметилась пара так называемых случайных чемпионов: Хэмильтон выиграл принципиальный спор с Феттелем, а Баттон передал привет всем своим критикам – прошел Шумахера. В середине пелетона ещё Сутиль обидел Кобаяши. Дальше гонка, как и положено в Турции, стабилизировалась в мирный, тихий и скучный до зевоты процесс. И даже пит стопы не смогли толком разбудить тех, кто сладко храпел под рёв моторов на «Истанбул-Парке». Да и не было ничего интересного на них. Разве, что шиномонтажники McLaren непростительно долго возились с задними колёсами Льюиса, результатом чего стала упущенная по отношению к Феттелю позиция.

Ключевой момент гонки произошёл на 40-м круге.

Атака Себастьяна на Уэббера, по моему разумению, надолго войдет в историю Формулы, как факт миллионных трактовок случившегося. Марк был единственным, как мне кажется, кто в 12-м повороте мог повлиять на ситуацию. С его бортовой камеры было отчётливо видно, что можно было, после того, как Себ прошёл его более чем на полкорпуса принять немного вправо и избежать столкновения. Но Марк этого не сделал. И, знаете, что я думаю – правильно он поступил! Внутрикомандные разборки, особенно там, где никто не хочет уступать, должны заканчиваться именно так – контактом, боем и разваленной машиной. Не хочешь аварии – поднимай ногу с педали газа, радуй команду своей прилежностью и высоким командным духом, только при этом не рассчитывай на высокие результаты и не думай, что штамп в паспорте «Пилот номер два» можно легко смыть. Марк слишком долго ходил на вторых ролях, слишком долго созерцал толстый, целлюлитный зад Фортуны, слишком долго жрал картофельную кожуру неудач, чтобы однажды, поймав за хвост своё вдохновение, возможно последнее в карьере, так безропотно отдать его в чужие руки, пусть даже и напарнику по команде.

Почему то после этого эпизода мне вспомнился старт Кими на Хоккенхаймринге 2003-го года. Тогда финн, который мог избежать столкновения, если бы покинул траекторию, потряс меня своей зрелой мужской фразой: «А почему я должен был её покидать?».

Вот точно так же решил вчера и Марк. Только команде, похоже, такой расклад не очень понравился.

Оценка действий Феттеля на страницах Sports.ru меня немного удивила. Народ пишет о том, что немец, мягко говоря, нехороший человек – редиска, глупый и тупой, но позвольте? Немец видит, что может обогнать Уэббера, нагоняет его, атакует, почти проходит болид напарника, но совершенно не ожидает, что Марк окажет баранью упёртость. Да, конечно, манёвр Себастьяна по сути своей авантюрен и сильно разит чесноком в корпоративном офисе, но?! Австралиец выиграл две гонки подряд и шёл уверенно к своей третьей победе, но Себ под впечатлением упущенного прошлого сезона не собирается, похоже, ни при каких обстоятельствах ослаблять свои позиции в команде. И это тоже нормально. Обычное столкновение интересов. Вполне нормальное явление в мужском мире. Кто воспитывался на улице, прекрасно это знает. Так что Себа я тоже не осуждаю – сцепления своих колёс с болидом Марка он не мог предвидеть, к тому времени он уже его более чем на половину прошёл.

А вот в McLaren мы увидели другую ситуацию. Баттон проявил вполне свойственное себе благоразумие. Была возможность – пошёл, как и в случае с Шумахером в атаку, а как только увидел, что проигрывает – уступил. Нужно ли его за это осуждать – личное предпочтение каждого, кто смотрит Формулу, однако бой Хэмилтону проигран. Теперь это будут знать все – сам Льюис, Уитмарш, команда, Николь и даже чукча в чуме на Чукотке перед телевизором в 14 дюймов.

О чём это говорит? О том, что Льюис, при всех его проблемах не собирается просто так отдавать Дженсу своё положение в McLaren. А Дженс, в свою очередь никогда не допустит «кратковременного помутнение рассудка» и в любом случае предпочтёт синицу в руке, но при условии, что журавля уже не достать.

Осенью, по окончании сезона у нас появится отличная возможность сравнить все результаты, характеры, журавлей и синиц. Вот тогда и станет ясно, чья тактика и линия поведения чего стоит.

За междоусобными войнами, как-то совершенно незаметно потерялся на ГП Турции дикий провал Ferrari. Алонсо проторчал почти 40 кругов за Петровым и хоть и дожал впоследствии Виталика, но случилось это всё же не без помощи последнего. Российский пилот серьёзно ошибся на выходе из последнего поворота и последующий обгон испанцем был уже делом техники. Сама борьба вышла потрясающей – не хуже чем у Баттона с Хэмильтоном и уж точно лучше, чем у Феттеля с Уэббером. Виталик ковал своё имя, Алонсо тёр наждачной шкуркой своё, потускневшее. Браво, обоим!

Филиппе Масса совершенно не хотел показывать, что «Истанбул-Парк» для него любимая женщина механика Гаврилова. То ли испугался поцелуя с Кубицой на старте, то ли действительно показал истинный уровень Ferrari.

Похоже, McLaren на данном этапе, единственная команда в пелетоне, способная хоть как-то конкурировать с экспансией Red Bull.

Пока Красный Лука скучает по Шумахеру, его команда, с каждой гонкой съезжает всё ниже и ниже и в личном зачёте и в кубке конструкторов. И если Алонсо в любой ситуации готов таскать из огня жареные каштаны для Ferrari, то Фелиппе всё больше напоминает мне просто прилежного статиста в МАССовке для кино.

Инженеры Mercedes, похоже, серьёзно и надолго убили прошлогодний чемпионский Браун. Болиды не едут. Шумахер хоть и старается, что было наглядно видно в квалификации, но воз и ныне там. Четвёртое место в кубке конструкторов вряд ли устраивает спайку двух монстров. Росберг засел в засаду. Ещё пару гонок и можно будет спокойно обсудить удобность нового шасси под стили пилотов.

А вот Эрик Буйе, вполне вероятно кусает себя за локоть. Здесь, отбросив национальные пристрастия, скажу честно – будь на месте Петрова тот же Хайтфельд, Renault вполне могла бы побороться за четвёртое место в кубке конструкторов. А так пока имеем то, что есть. Отрадно, что Виталик взрослеет на дрожжах. На равных с ним прогрессирует только испанский ди-джей из Toro Rosso, Альгерсуари, наштамповавший под конец гонки кучу быстрых кругов.

Теперь, коротко о главном:

1. Подсудимый Хэмилтон совершил важный обгон напарника в этой гонке. Возможно переломный.

2. Баттон - интеллигентный парень с приятными манерами.

3. Уэббер - уверенно затвердевшая тушка, которой можно колоть орехи и болиды.

4. Феттель – жертва распутных и грязных женщин.

5. Алонсо – удивительная способность создавать себе проблемы, а потом их преодолевать.

6. Масса – тени исчезают в полдень.

7. Шумахер – пока свадебный генерал.

8. Росберг – уже не Дон Кихот, но ещё не Санчо Панса.

9. Сутиль – гроза японской нации.

10. Кобаяши – спасибо, за первое очко для BMW Sauber.

11. (Вне конкурса) Комментатор Попов скоро заставит меня учить иностранные языки.

В конце повествования хочу опять вернуться к Уэбберу, который, возможно смог бы при иных обстоятельствах добиться в Турции своей третьей победы. Странное дело, но, похоже, ни Хорнер, ни команда, ни выше стоящие инстанции в руководстве энергетиков не ожидали от Марка таких результатов. В Red Bull поставили на Феттеля, а в гору попёр австралиец. Сложная ситуация в команде и очень бы хотелось чтобы Гран-при Турции не стал для Марка прерванным полётом..