4 мин.

Дакар 2016: второе место - «провал» КАМАЗа

КАМАЗ на Дакар 2016

Закончился ралли-рэйд Дакар 2016. Команда КАМАЗ-Мастер из Набережных Челнов уже приучила россиян к своим победам и особенно в последние 3 года, когда они бывало занимали весь подиум. На этом фоне особо горячие головы в последние дни обрушили на команду критику, доходя в своих выводах до определения "провал".

Кстати, если кто не в курсе, ровно 25 лет назад экипаж КАМАЗ впервые стал вторым на Дакаре. В начале приведу выдержки с официального сайта команды КАМАЗ-Мастер относительно прошедшего Дакара.

Экипаж Айрата Мардеева становится серебряным призером Дакара 2016

Для остальных участников команды "КАМАЗ-мастер" Дакар складывался весьма драматично, в итоге Эдуард Николаев стал седьмым, Андрей Каргинов 14-м, а Дмитрий Сотников 15-м. Путь "КАМАЗ-мастера" к вершинам итоговой таблицы был непростым.

Дакар - это соревнование множества сильных экипажей, команд, конструкторских бюро. Конкуренты камазовцев - IVECO, MAN, TATRA, RENAULT и остальные команды в этом году очень серьезно подготовились в гонке. Были привлечены сильные пилоты, усовершенствованы  машины.

Технологические новации  соперников россиян проявились уже в первой половине соревнования. В связи с тем, что из маршрута Дакара-2016 выпали пески Чили и Перу, знаменитый ралли-марафон явил участникам новую концепцию:  почти половина дистанции - быстрая гонка в стиле WRC.

Усложнения программы в виде испытания моторов - нехваткой кислорода на горных спецучастках последовали в Боливии. "КАМАЗ-мастеру" предстоит дать ответ на новые вызовы уже в ближайшее время. В какой-то степени таким ответом должен стать разработанный и построенный в спортивном центре "КАМАЗ-мастер" новый автомобиль капотной компоновки.

Немного времени остается и на усовершенствование проверенного временем "КАМАЗа-4326", ведь своеобразный матч-реванш поклонники грузовой категории жаждут увидеть уже на ралли "Шелковый путь" запланированном на июль этого года.

Владимир Чагин, комментируя итоги гонки, сказал: "В этом году была высочайшая конкуренция в классе грузовиков, команды подготовились к ралли великолепно. В техническом плане соперники выросли значительно. Безусловно, когда команда "КАМАЗ-мастер" 13 раз побеждает на "Дакаре", то победы входят в привычку. Но в спорте невозможно постоянно быть победителем. Серебро на нынешнем "Дакаре" для нас - это отличный стимул выступить лучше в следующем и вернуть  чемпионский титул".

Тренировки КАМАЗ-Мастер

На фоне предыдущих 13 побед нынешний год конечно не назовешь удачным. Но то, что команда не почивала на лаврах предыдущих побед, очевидно. Подтверждением тому служит, например, победа команды КАМАЗ в зачете грузовиков на параллельно проходившем ралли AFRICA ECO RACE 2016. Кстати, этот африканский ралли в большей степени соответсвует названию "Дакар", т.к., стартовав в Монако, финиширует именно в сенегальском Дакаре.

Ну и, возвращаясь к "провалу" КАМАЗа в 2016 году, ради интереса решил посмотреть, как и кто в зачете грузовиков завоевывал по ходу этого ралли подиумы. Для начала то, что касается автомобилей одной марки:

Подиума грузовиков на Дакар 2016

Хоть это и не большое утешение, но видно, что российская команда выступила достойно. Во-первых, все четыре экипажа КАМАЗ-Мастер финишировали в этом не простом ралли. Во-вторых, несмотря на большое количество технических проблем и инцидентов на трассе, команда на фоне конкурентов с гораздо большим числом участников добилась достойного результата. Теперь аналогичная таблица по экипажам:

Подиумы экипажей на Дакар 2016

Эта таблица хорошо показывает, что у россиян были очень сильные соперники. И видно, чей прогресс следует использовать как ориентир, для работы над своими ошибками.

Впрочем очки - очками, но для инженеров КАМАЗ-Мастер прошедший ралли уже предоставил массу информации для проработки. Так, из-за кардинального изменения трассы организаторами Дакара, выяснились недостатки некоторых прежних технических решений и настроек: то, что помогало в прошлые годы, не работало в этот раз. Например, многие соперники использовали на двигателях моторный тормоз. И как выяснилось, этого очень не хватило для стабильных результатов. В общем, ралли 2016 закончилось, а подготовка к следующему уже началась.

Примечание:

По ходу написания данной заметки натолкнулся на несколько курьезов, связанных с ралли под названием "Дакар". Там есть один очень курьезный факт из жизни нынешнего главы ФИА.

P.S.

Называть 2-ое место Мардеева "неудачей" - это.... как в известном фильме:

- Это у вас называется "кое-что"??? По-моему, вы слишком много кушайт....

- В каком смысле?

- В смысле зажрались!

P.P.S.

По поводу двигателей, используемых КАМАЗом.

Модель грузовика КамАЗ-4326-9 (VK) используется уже с 2007 года.

По 2010 год использовался восьми-цилиндровый ярославский двигатель ЯМЗ-7Э846.10-07 мощностью в 850 л/с.

С 2011 года использовался тутаевский дизель ТМЗ-7Э846.10-07 мощностью в 830 л/с.

С 2015 года используется двигатель Liebherr D9508 мощностью в 920 л/с.

Кстати, на ралли AFRICA ECO RACE 2016 в категории грузовиков победил экипаж Антона Шибалова на КамАЗ-4326-9 (VK) с двигателем ТМЗ-7Э846.10 с комбинированной системой питания дизель+метан (30% ДТ, 70% сжиженный газ) мощностью в 950 л/с.

А почему бы нет? :-)