Ретро дня. 25 лет самому знаменитому столкновению в «Формуле-1»
В этот день в 1990 году Айртон Сенна выбил Алена Проста в первом повороте Гран-при Японии, стал чемпионом и ему ничего за это не было.
Предпоследняя гонка сезона-1990 проходила на «Сузуке», и при определенных условиях за один этап до окончания первенства Айртон Сенна мог стать двукратным чемпионом мира – он лидировал в личном зачете с преимуществом в девять очков и с шестью победами против пяти у Проста. Поэтому при условии того, что француз не наберет очков, бразилец мог оформить титул.
Еще до квалификации Сенна предложил Международной автомобильной федерации перенести поул-позицию с ненакатанной стороны трека на ту часть, где проходила гоночная траектория, чтобы победитель квалификации получил преимущество над конкурентами. Федерация – как посчитал сам Сенна – дала добро, а после в красивой борьбе гонщик «Макларена» выиграл поул. Однако перед воскресной гонкой стюарды Гран-при вернулись к старому варианту, оставив обладателя поул-позиции Сенну на грязной стороне трассы.
Бразилец решил, что таким образом руководство ФИА (которую возглавлял соотечественник Проста) пытается помочь главному конкуренту в борьбе за титул, и постарался завершить неприятную историю по-своему: он откровенно вытолкнул «Феррари» конкурента с трека в первом же повороте. Сход обоих означал, что борьба за титул окончена – Айртон второй раз в карьере стал чемпионом мира.
Спустя год он признался, что действовал преднамеренно:
«Я сказал сам себе: «Что ж, ты пытаешься, все делаешь как надо, а затем все рушится из-за чьих-то глупых действий. Если Прост опередит меня на старте, то в первом повороте я его выбью».
Про 89 год, о котором тут говорили и про туже Сузуку и дисквалификацию Сенны после того как его Прост выпихнул с трассы, про Балестера который пропихивал своего соотечественника в чемпионы всеми правдами и неправдами.
Про команду Макларен которая в 89 году подала протест на диску Сенны против чемпионства Проста...
Вобщем не судите по одному видео, не видя всей картины противостояния Проста и Сенны целиком.
Это столкновение только одна глава огромного романа, другие главы были не менее интересны и складывать мнение о персонажах романа нужно целиком из книги, а не одного эпизода.
Не собирался он в этой гонке гоняться совсем. Еще до старта.
Что ему должны были сделать, если ему ничего за это не было?!
Всё... Я башку сломал...
///
"Федерация – как посчитал сам Сенна – дала добро"
Исторически, поул-позиция находится внутри овала. Сейчас ее перенесли наружу, но стало еще сложнее - вторая позиция заходит в поворот внутрь. Особенность трассы.
В конце-концов, никто не мешал Сенне обойти Проста на трассе.
Из этого и состоит история Формулы, с ее черными, белыми, серыми и еще много какими пятнами. Всё-таки это отличается от ситуации простого выбивания посреди гонки, когда понимаешь, что проигрываешь...
\
???
https: //www.youtube.com /watch?v= uDAGmI6SH3k (пробелы уберите)
Где же выпихнул? Они просто зацепились колесами в повороте, когда Сенна попытался обогнать внутри поворота и ему не хватило места.
О мертвых просто не принято говорить худое, что верно по человеческим меркам, но и принимать на веру апологетические байопики вроде "Сенны" не стоит. А то выйдет как с Джобсом. Вроде иконизируют и иконизируют, а вопрос, что он конкретно сделал внутри компании, стараются снять, во избежание. Вообще к конфликтам мертвых и хорошо знавших их живым нужно относиться спокойнее, это между ними.
Видео с Сузуки я смотрел еще лет 15 назад когда стало можно найти всю гонку)
И как тогда так и сейчас вижу что от Проста был удар, да возможно, повторюсь возможно, Алена тоже можно оправдать кучей вещей, таких как конфликтом с Сенной и дележкой первого места тем кто зайдет в первый поворот и тем что в 89ом Хонда поставила на Сенну а на Проста махнула рукой, тем что он видел отношение Мака к себе... и тем что вся команда(ну большинство) желала победы Айртону...
Но это не отменяет того что мы видели на Сузуке89 - конкретно удар Проста в Сенну.
А была ли фраза от Сенны "если он зайдет в первый поворт первым - то он из него не выйдет" или это уже придумка журналистов... кто знает, одно можно сказать - после столкновения 90 Прост то особо и не возмущался, понимал должок прилетел обратно.
PS: я не являюсь фанатом яблочников, но... Джобс создал компанию с нуля и сделал брендом, потом "он ушел" и вернулся когда она из себя ничего не представляла и создал ее снова.
Его заслуга или его друзей, менеджеров ... кто будет сейчас разбираться кроме руководства компании, но можно отметить факт что именно при нем два раза компания расцветала.
А если добавить к этому Пиксар, который тоже при нем стал брендом... то наверно три раза это уже статистика, а не случайности.
На собраниях гонщиков говорил: "вы будете молчать и слушать меня, потому что самое правильное решение - это моё решение!"
http://www.youtube.com/watch?v=3GOEorrE4mY
Тогда время другое было... тогда по другому поступали и другие ценности были.
Там можно смотреть эпизоды и понимать что сейчас такое невозможно...
https://www.youtube.com/watch?v=MU61XImqZQo
такое...
При
https://www.youtube.com/watch?v=75YNIsNPOM4
Таком было и
https://www.youtube.com/watch?v=YsqipJ2lSZs
И смотря те гонки, они кажутся более живыми чем нынешние пилоты, талантливые вопросов нет, но они как роботы под копирку... последний который был вне системы наверно Монтоя...
Согласна с al77 , эпизод не надо из контекста соперничества вырывать.
Сотрите формулу конца 1980-х - начала 90-х, читайте.
И не судите строго: каждый хотел победить.