Двойное интервью - Берни Экклстоун и Маурицио Арривабене
Вопрос: Маурицио, есть какой-то вопрос, который вы всегда хотели задать мистеру Экклстоуну?
Берни Экклстоун: Секундочку. Это Берни, а не «мистер Экклстоун»! Мой папа был мистером Экклстоуном, и он уже умер.
Маурицио Арривабене: Значит, я могу задать любой вопрос? Никаких ограничений?
БЭ: Любой. Занавес открыт. Что вы хотели узнать обо мне?
МА: Берни, если бы вы не занялись этой работой, то что бы делали?
БЭ: Я занимаюсь тем, чем занимаюсь, поскольку всегда имел отношение к автогонкам. А ещё до этого гонялся на мотоциклах. Я всегда жил в мире спорта. А если бы я потом не купил команду Brabham и не начал с этого, вероятно, я до сих пор бы торговал подержанными автомобилями. (смеётся)
МА: Были бы автодилером?
БЭ: Продавцом подержанных автомобилей.
Вопрос: И чего бы добились на этом поприще? Создали бы мировую империю по продаже подержанных машин?
БЭ: Ха, у меня был очень неплохой бизнес. Возможно, я также попытался бы получить право стать дилером Ferrari, и ещё не факт, что они бы мне его предоставили.
МА: Вы только что сказали, что увлекались мотоциклами. Какой из них вам нравился больше всего?
БЭ: Я выступал на мотоциклах Norton и AJS
МА: Но какой был любимым?
БЭ: Я выступал в мотогонках в одно время с Джоном Сёртиссом. Но чемпионом мира стал он, а не я! Так что любимого мотоцикла у меня не было…
МА: А кто ваш самый любимый мотогонщик?
БЭ: Думаю, Барри Шин – он был очень ярким персонажем. Все мотогонщики были по-своему интересными людьми – как и все гонщики, выступавшие в Формуле 1.
Вопрос: А вы помните, когда последний раз садились в седло мотоцикла?
БЭ: Нет, очень уж давно это было.
Вопрос: Если бы вы ненадолго поменялись должностями – самый влиятельный человек в Формуле 1 и самый влиятельный руководитель команды – чтобы из этого вышло?
БЭ: Он не должен меняться со мной должностью – он должен ко мне присоединиться!
МА: Стоп-стоп! Вопросы тут задаю я! Это мечта всей моей жизни – задать ему вопросы! (смеётся) У вас есть дочери: как вы полагаете, какой самый важный совет вы им дали? И послушались ли они?
БЭ: Их мать была с ними строга, да и я тоже, и думаю, они нас слушались, как слушаются до сих пор. А вы какой совет дали своей дочери? Если я не ошибаюсь, ей 24 года?
МА: Да, ей 24 и она живёт в Лондоне. Какой совет? Никому не доверяй полностью, даже себе. Я жалею только об одном: когда она была маленькой, я много раз обещал, что как-нибудь заберу её из школы, но так этого и не сделал. Она, наверное, уже забыла об этом, а я не могу и до сих пор немного расстраиваюсь.
Вопрос: Берни, а вы часто общаетесь с дочерьми?
БЭ: Очень часто.
Вопрос: Берни, вы не раз говорили, что Энцо Феррари был для вас примером и одним из источников вдохновения. В чём это проявилось?
БЭ: Во многом. Он был хорошим продавцом подержанных машин! (смеётся) Он не только глубоко разбирался в инженерных делах, но был и хорошим предпринимателем. Я никогда не обращал особого внимания на техническую сторону, но наблюдать за тем, как он работал, было очень поучительно. Но была одна проблема: он не говорил по-английски, а я не знал итальянского, поэтому в разговорах всегда участвовал кто-то ещё. Давал ли он мне советы? Вместо того, чтобы говорить: «На твоём месте я поступил бы так-то и так-то», он разрешал мне наблюдать. И я видел, что он был очень умным человеком, это проявлялось во всём, чем он занимался. Если оглядываться назад, то, наверное, я могу сказать, что брал пример с Энцо Феррари и Колина Чэпмэна. Колин был человеком примерно того же типа. И мне всегда казалось, что сам Феррари тоже так считал.
МА: Мы много слышали о менеджерах нового типа, о тех, кто начинал огромный бизнес в каком-нибудь гараже, например, Стив Джобс. Когда я думаю об истории Ferrari, то нахожу много параллелей: Энцо Феррари тоже начинал в гараже в Модене и создал бренд, сегодня ставший легендой. Для меня «настоящим» Стивом Джобсом был Энцо Феррари, а история компании Apple очень похожа на историю Ferrari.
БЭ: Для своего времени Феррари был представителем нового поколения менеджеров.
МА: Энцо Феррари также создал современный подход к маркетингу, в основе которой лежит страсть. В Маранелло рассказывают истории, как людям приходилось ждать по несколько дней, чтобы забрать свои машины. Машина была готова, но Энцо специально её не отдавал, чтобы разжечь у клиента настоящую страсть – вот что я имею в виду, когда говорю о таком маркетинге. Это был совершенно новый способ привлекать внимание к своему продукту.
Вопрос: Если говорить о новом поколении, то в Ferrari смена поколений произошла, когда вы возглавили команду, и к ней присоединился Себастьян Феттель. Некоторые говорят, что у Скудерии ещё никогда не было руководителя, который высказывался бы с такой откровенностью…
МА: Я очень хорошо помню, как впервые встретил Берни. Мой бывший начальник Джон Хоган (глава компании Philip Morris) подвёл меня к нему со словами: «Твоя карьера будет связана с Формулой 1, поэтому лучше сразу познакомиться с этим человеком». И ещё дал совет: с Берни надо всегда быть честным и откровенным, не пытайся врать и увиливать, потому что тогда тебе конец. У Берни отличное чувство юмора, и он очень прямой человек. С тех пор мы так и общаемся – всё говорим напрямую, с ноткой юмора, но при этом оставаясь реалистами. Не знаю, как долго я буду работать в Формуле 1, но урок, который я усвоил тогда, всегда мне пригождался. А ещё одной вещи я научился у моей дочери: берись только за те дела, с которыми можешь справиться.
Вопрос: Берни, вы уже несколько десятилетий руководите Формулой 1, это очень беспокойная работа, вам почти каждый день приходится разбираться со всякими драматичными ситуациями, тогда как Маурицио пока только осваивает новое для себя дело. Как вы оба справляетесь?
БЭ: А если таких ситуаций нет, я их создаю сам! (смеётся)
МА: Я согласен с Берни. Успех шоу отчасти держится на умении создавать драматичные ситуации, и тут он настоящий волшебник! (смеётся) Понимаете, если всё идёт ровно, публика начинает терять интерес. Мы развлекаем зрителей, и драма – важная сторона любого шоу.
Вопрос: Маурицио, вы знали, что Себастьян Феттель обращался к Берни за советом прежде чем подписать контракт с Ferrari?
МА: Да, знал. Себастьян мне говорил.
Вопрос: Берни, вы можете рассказать, что больше всего тревожило Себастьяна, когда он спрашивал вашего совета?
БЭ: Разумеется, его тревожило, что он расстаётся с командой, с которой выиграл четыре чемпионских титула. Если вы добились такого успеха, то принять решение об уходе непросто. Но я пытался ему объяснить, что Red Bull – команда, которая сейчас пытается остаться на прежнем уровне, тогда как Ferrari предстоит добиться улучшения ситуации. Так что это только плюс.
МА: Теперь моя очередь задать вопрос! Берни, вы знакомы с многими актёрами, певцами, политиками. Если брать эти три категории, вы можете назвать тех, кто произвёл на вас самое сильное впечатление? Начнём с певцов…
БЭ: Лео Сейер.
МА: Почему?
БЭ: Я с ним довольно близко знаком. На пике славы он был очень хорош!
МА: Перейдём к кинозвёздам…
БЭ: Дайте подумать… Аль Пачино. В конце 70-х мы вместе снимали фильм.
МА: Политик?
БЭ: Маргарет Тэтчер. Вот это был диктатор.
Вопрос: Берни, как вы думаете, Феттель выиграет ещё один титул? Если да, то когда?
БЭ: Думаю, в этом году у него будут сложности, но он однозначно станет чемпионом мира вместе с Ferrari. В этом можно не сомневаться.
Вопрос: Не так давно вы говорили, что Льюис Хэмилтон – лучший чемпион для Формулы-1. Полагаете, Себастьян вернёт себе любовь публики, выступая за Ferrari?
БЭ: Да, и тут много разных причин. Публика любит Ferrari и всех, кто выступает за эту команду. Думаю, сейчас Себастьян начинает новую главу в своей карьере, когда он будет более открыт – во многих смыслах.
МА: Я тоже чувствую это, видя, как он общается с командой. Выступать за Ferrari – это здорово, но также тебе гарантировано повышенное внимание. Однако это может причинять боль, когда ты понимаешь, что тебе не всегда удаётся добиться, чтобы твои болельщики улыбались. Не знаю, как Берни к этому относится, но в каком-то смысле Ferrari – это и есть Формула 1. В Бельгии мы отмечали наш 900-й Гран При…
БЭ: …И это невероятно! А я был и на самой первой гонке Формулы-1, в которой участвовала Ferrari.
МА: Берни, хочется услышать ваше мнение ещё по одному вопросу: тут проводилось исследование, выясняли, кто самый популярный гонщик, и, по-моему, им стал Кими Райкконен, хотя его не назовёшь таким уж обаятельным или общительным…
БЭ: Возможно, это потому, что Льюис Хэмилтон сейчас уже немного перебирает. А, возможно, Кими так популярен, потому что он по-своему противоречивый персонаж.
МА: У меня есть своё объяснение популярности Кими: всё это похоже на ситуацию, когда мужчина влюбляется в девушку, которая его игнорирует. (смеётся)
БЭ: Мне бы очень хотелось, чтобы Кими добился побед. Он настоящий гонщик.
Вопрос: Вы довольны, что в Ferrari решили продлить с ним контракт на 2016 год?
БЭ: Да. Это был умный ход со стороны Ferrari объявить о контракте именно тогда, когда они это сделали. Все остальные сделают это во время гоночного уик-энда и не получат даже половины того внимания, которое было обеспечено Ferrari. Так что Маурицио знает толк в бизнесе.
Вопрос: Маурицио, представьте, что Берни – волшебник, и у вас есть право попросить об исполнении одного желания: о чем бы вы попросили?
МА: Чтобы мы как можно быстрее выиграли чемпионат мира! (смеётся)
БЭ: Если бы Маурицио был волшебником, я бы его попросил о том же самом! (смеётся)
Вопрос: Возможно, Тото Вольфф и Кристиан Хорнер будут возражать?
МА: Но это же только желание, а не контракт! (смеётся)