Табличные махания после сезона 2014
Сезон закончен, места распределены. Чего уж тут "махать после драки"?
Ан нет: раз статистику собирают, значит кому-то это нужно :-)
Две всем известные итоговые таблицы Личного Зачета и Кубка Конструкторов лаконичны и наглядны. Однако они только поверхностно отражают перепитии сезонного соперничества между пилотами. Чтобы немного расширить картину надо прибегнуть к помощи источников, которые уже проверенны многолетними на них ссылками.
Например, сайт итальянских любителей формульной статистики f1matrix к концу сезона подготовил ряд интересных таблиц.
раз статистику собирают, значит кому-то это нужно :-)
Для начала посмотрим, насколько в гонке пилот был стабилен относительно своего быстрейшего круга. Для этого итальянцы по итогу каждой гонки подсчитывали количество кругов пилота в 1 секунде от его быстрейшего круга:
Стабильность - признак мастерства. Поэтому тем, кто существенно проиграл по данному показателю своим напарникам есть, что улучшать в своей технике.
Другая интересная таблица заключает в себе соперничества напарников команд в гонках по количеству кругов, на которых они были быстрее своего визави.
В предпоследней строке таблицы можно увидеть итог круговой гоночной дуэли в сезоне между напарниками команд. А в последней строке общее количество кругов в сезоне, во время которых оба представителя команды были в игре.
Теперь можно посмотреть, сколько позиций было пилотом отыграно по ходу всех гонок сезона:
Авторы то ли не успели, то ли забыли обновить эту таблицу и добавить в нее результаты гонки в Абу-Даби. Но я не вижу особого смысла отказываться от нее и ждать обновления. Зная результаты последней гонки, не трудно прикинуть итоговую расстановку. Тем более это не так уж многое и изменит. А итог по отыгранным/проигранным позициям в Абу-Даби следующий:
К сожалению не по всем интересным фактам можно найти сформированные таблицы. Поэтому решил подготовить несколько интересных на мой взгляд подборок.
Перед тем как переключиться непосредственно на показатели пилотов, хочу привести таблицу, относящуюся к трассам, задействованным в чемпионате. Мне было интересно, какие трассы быстрее, а какие медленнее. В этом году получилось следующее:
С одной стороны, не такой уж и информативный показатель, но все-таки скорость - это то, ради чего гонки и затеваются :-) То, что самой скоростной трассой чемпионата является итальянская Монца, а самой медленной Монако - не очень большой сюрприз. Интереснее, как остальные трассы расположились в данном рейтинге. Также интересно было сравнить скоростные показатели трассы со статистикой обгонов, которая приводилась для гонок сезона в предыдущей заметке. Прямой связи между скоростными характеристиками трассы и ее обгонным потенциалом не обнаружил: выделяющаяся из общего ряда Монако - слишком специфическая трасса, чтобы делать по ней какие-либо общие выводы.
Каждый гоночный уик-энд состоит из 5 сессий: 3 свободные практики, квалификация, гонка. Было интересно взглянуть, опять же в разрезе соперничества напарников команд, кто из пилотов сколько раз выиграл у своего прямого конкурента.
Можно было конечно в этой статистике квалификацию считать не скопом, а с разбивкой на 3 части. Для интереса проверил подобную разбивку для Мерседеса. Без учета технических проблем у Хэмилтона в квалификациях в Германии и Венгрии получаем 30 к 27 в пользу Росберга (если не учитывать Германию и Венгрию, то будет 27 к 24 в пользу Хэмилтона). Т.е. не такая уж и существенная разница для общего итога. Поэтому не стал заморачиваться и тратить время на весь перерасчет.
Как не крути, основным соперничеством этого сезона было соперничество между Росбергом и Хэмилтоном. Поэтому этой дуэли столько внимания. По ходу всего сезона раздавалось много досужих рассуждений, что кого-то из этих пилотов "сливают". Причем рассуждения по ходу сезона менялись то в одну, то в другую сторону. Понятно, что подобные рассуждения по-большей части плод симпатий/антипатий. Другое дело фактические технические ошибки случившиеся у пилотов и то, на сколько они могли повлять на исход соперничества. Воспользовавшись открытой информацией составил такую табличку:
Подсчет потерянных из-за технических проблем очков не всегда однозначен. Поэтому трудно выдать однозначный ответ по "техническим" потерям. Просто по приведенной таблице видно, что технических проблем в 2014 году и у Хэмилтона и у Росберга было предостаточно. И в этом смысле можно сказать, что соперничество было в равных условиях.
по приведенной таблице видно, что технических проблем в 2014 году и у Хэмилтона и у Росберга было предостаточно. И в этом смысле можно сказать, что соперничество было в равных условиях
В заключении приведу инфографику с bbc, в которой англичане душевно расписали чемпионство соотечественника в цифрах:
Из данной занимательной инфографики видим:
по пути ко второму титулу Хэмилтон преодолел дистанцию в 112000 миль, что соответствует 4,5 кругосветным путешествиям
по ходу гонок сезона гоночный инженер 4 раза объявлял Хэмилтону "Hammertime", что в вольном переводе можно интерпретировать как "теперь на всю катушку", а косвенно отсылает к словам одного из хитов MC Hammer
3 часа 30 минут - время, необходимое Мерседес, чтобы покрыть за счет выручки от продаж автомобилей годовую зарплату Хэмилтона в 19,3 миллиона фунтов стерлингов
Хэмилтон в прошедшем сезоне взял 36,84% быстрых кругов, лидировал 43,47% кругов, выиграл 36,84% поулов и главное - выиграл 57,89% гонок
43 года отделяют второй титул Хэмилтона от второго титула Стюарта - последнего из британцев, ставших многократным чемпионом
6 лет - повторение результата Хилла в ожидании второго титула
Вот как-то так:
Впрочем везде подчеркивается, что результат Боттаса превзошел ожидания.
А вот Мальдонадо и Грожан оба одинаково не оправдали ожиданий.