То что нас не убивает, делает нас ...
Кризис пришел в нашу жизнь и не спрашивал, хотим ли мы этого или нет. Так же он вошел и в королевские гонки. И тут так же вышло, как и в обычной жизни. Кто-то стойко перенес удар, а кого-то он или образно или не образно убил.
Так первыми жертвами можно было назвать команду «Хонда». Все помнят тот момент когда вышел пресс-релиз японской конюшни о выходе из состава участников чемпионата Формулы-1. Реакция была у всех одна: «Как так можно?». Ведь команда начала разработку болида 2009 года чуть ли не с самого начала сезона 2008 года. О том, сколько ушло денег на постройку болида и говорить даже не хочется. Но японцы думали что приняли на тот момент правильное и рациональное решение: «Лучше потерять сейчас сотни четыре миллиона, чем позже еще столько же потерять». И вся общественность начала спасать проект Хонды, а почему бы и не спасать. У руля стоял гений Росс Браун, были два талантливых, но не хватающих звезд с неба, была отличная команда профессионалов – и всему этому коллективу светила участь искать счастья в чужих паддоках. Но пришло чудо – Берни Эклстоун. Гений Формулы-1 привел японцам убийственные аргументы, и те согласились за символический 1 фунт продать команду Россу Брауну. Условия договора распространять не будем, но факт остается фактом. Те деньжища, которые вложили японцы принесли титул Дженсону Баттону, титул самой команде Браун и первый случай в истории, когда новичок чемпионата собрал все титулы за сезон. И теперь команда, которая могла не дожить до начала сезона 2009 года превратилась в самый амбициозный проект в Формуле-1 под названием «Мерседес ГП», и умудрилась вернуть в гонки легенду всех времен и народов Михаэля Шумахера. Так что, давайте какую службу сослужил кризис для данного коллектива? Ответ, думаю, напрашивается один.
Не останавливаемся, это только начало. Далее было громкое дело с выходом авто-производителей и ФИА в лице Макса Мосли. Макс уже давно ходил с идеей уменьшения денежной гонки вооружения в королевском классе, а тут на помощь пришел кризис. И используя мировой кризис Макс поспешил выдать «королевский» указ об уменьшении бюджета команд на 2010 год до 40 миллионов евро. Но команды почти все в один голос стали против (не считая парочки отступников) и очередное безумие уже прошлого президента ФИА Макса Мосли не прошло. Плюс первый – команды показали что могут доверять друг другу перед и сообща бороться с проблемами, которые несут опасность самому чемпионату Формулы-1, плюс второй – громадная бесплатная реклама самим авто-концернам, плюс третий – вернувшийся интерес к самому чемпионату, привлечение новых инвесторов, сохранение старых инвесторов, которые увидели надежный тыл в самих участниках, тех защитников которые блюдут их же интересы. И плюсы можно перечислять и перечислять.
Но волна мирового кризиса не думала останавливаться. И следующим ударом было заявление концерна БМВ в середине сезона 2009 года. Только «вчера» немцы боролись за свое место под солнцем в чемпионате королевских гонок за то, чтобы не уменьшать бюджет на 2010 год, а тут одним заявлением вышли из этого же чемпионата. И уже все начали думать, что вторая история золушки не повториться. И она не повторилась. Роберт Кубица сразу же начал искать себе место в других конюшнях, благо было время, и был спрос на гонщика. Ник Хайдфельд верил в чудо. Чуда, которого ждал Ник, не произошло. Его не оставили в команде, да и сама команда хоть и сохранила название, но потеряла очень много – мощную финансовую и техническую поддержку в лице немецкого гиганта. В итоге спасать пришлось старому новому хозяину Питеру Зауберу. Пусть и все верят в то, что команда возродиться когда-то из пепла, но это уже не то, что было, когда она переходила обратный процесс (переход от Питеру Заубера к БМВ). Тогда все было очень реально. Опытного середняка купила команда, у которой уже был успех побед в чемпионате, пусть и с такой легендарной командой как Вильямс. Были два талантливых пилота – Ник Хайдфельд и Роберт Кубица. Молодые и дерзкие. И были громадные амбиции, подкрепленные делами. А на сегодня имеем команду с двумя рента-драйверами, новую техническую часть и уверенность на жизнь лишь в сезоне на 2010 год. И ко всему прочему потерю из пелетона отличного пилота в лице Ника Хайдфельда, он так и не сумел найти себе место боевого пилота. Тут все видим только в отрицательном свете. Кризис лишь разрушил отличную команду.
После БМВ-Заубера все стали следить, кто будет следующим. А следующими были опять японцы. Теперь это был авто-гигант «Тойота». Как бы слухи ходили, но не очень хотелось верить, что можем потерять еще одну мощную команду. Тем более она показала хороший потенциал в сезоне 2009 года. Мы, наконец-то увидели уверенные гонки японской конюшни, пусть было несколько провальных, но в целом «Тойота» вселяла в своих фанов уверенность на еще более удачное выступление в 2010 году. Тем более по ходу сезона с ней связывали таких пилотов, как Фернандо Алонсо и Кими Райконен. А это уже говорилось о серьезных перспективах команды. Но как-то к концу сезона слухи начали приходить совсем с другим настроением. Верить хотелось в одно, а получилось как обычно… И что тут скажешь, наверное боссы «Тойоты» уже знали что будут отзывать миллионы своих авто по всему миру и решили таким образом сэкономить. Но надеемся, что не все еще окончено. Нас может ждать сербское продолжение в лице «Стефан Гран-При». Сербский миллиардер выкупил всю базу с тех. персоналом и всем оборудованием и рвется в новый сезон уверенными шагами. А помогает ему в этом никто иной, как сам Берни Эклстоун. А если есть такие покровители, то команду ждет будущее – не будем загадывать какое, но все же будущее, а не воспоминания о прошлом.
А следующие слухи ставили в этот ряд совсем недавно успешную французскую заводскую команду «Рено». Глава концерна «Ниссан-Рено» Патрик Горн давно говорил об урезании бюджета на программу Ф-1. А в свете сложившихся обстоятельств уже думалось не об урезании, а об аннулировании программы Ф-1 в данном концерне. Но слухи очень долго оставались слухами. И уже по окончании сезона Роберт Кубица думает, что заключает отличный контракт с французами, но все же перестраховывается и прописывает в контракте условие, что может с одной стороны разорвать договор, если «Рено» продаст команду третьему лицу. И он был прав. 75% акций команды продаются третьему лицу, но поляка успокоили и уверили, что концерн остается на 2010 год и будет брать активное участие в жизни конюшни. По сути дела пока особого ничего не изменилось. Только уверенность на следующий сезон улетучилась. Будем ждать продолжения истории. А продолжение может быть не радостным, мы можем потерять такого интересного участника, как «Рено». Если скажу что, будет очень жаль, это ничего не сказать. Но надо надеться на лучшее.
А далее кризис прошелся и по новичкам. Если «старым» командам он дал шанс найти новых хозяев, то уж для новых такого шанса вряд ли предвидится.
Тут наш список возглавляет звездно-полосатый проект US F-1. Все начиналось очень красиво. Отлично проработанная пиар-кампания, большое внимание со стороны прессы, новый подход к самому болиду и неизвестно откуда сильная уверенность в светлом будущем.
В итоге получаем. Команда существует только на бумаге, просит разрешения стартовать лишь по истечении 4 гонок чемпионата, персонал команды разбегается, а тот что остался, ждет зар. платы, как манны небесной, потерял главного инвестора и еще кучу других проблем, которых не очень хочется перечислять.
Далее идет «Кампос» - не стартовал еще сезон, а уже поменялся собственник команды. Но думается, что с новых хозяином команда сможет рассчитаться с «Далларой» за шасси и все таки выставить свой болид на Гран-При Бахрейна. Но проблем в команде очень и очень много. А всему виной финансовый аспект.
Третье место занимает «Верджин». Якобы команда и тесты проводит и спонсоры есть. Но … Из-за экономии решили не продувать болид в аэродинамической трубе, а применить своего рода нововведение – компьютерное моделирование (CFD). В итоге получили на тестах рассыпающийся болид. Но и тут, как бы ничего страшного. Бери запчасти и ремонтируй. Но у команды не было достаточно средств, чтобы изначально сделать деталей вдоволь, а потом и чтобы доделать и доставить из-за океана их вовремя. И опять всему виной – не хватка денег.
Что касается «Лотуса» - то тут есть большой денежный запас в лице целой Малайзии. Можно не бояться за легендарный бренд.
В итоге получаем, что все же финансовый кризис можно сказать принес, как и положительные результаты, так и отрицательные. В общем, как и в обычной жизни. Но лучше все же везде необходимо находить положительные стороны. Смотрим всегда с оптимизмом.